Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, одним из основополагающих факторов воспитания является речевое развитие дошкольника, которое в будущем позволит ему эффективно общаться со взрослыми и сверстниками. В стандарте дошкольного образования отмечается, что речевое развитие включает в себя обогащение активного словарного запаса, правильное звукопроизношение, умение грамматически правильно строить речевые конструкции, звуковую и интонационную культуру речи, формируемый фонематический слух, овладение речью как средством общения.
Одной из качественных характеристик речи является ее выразительность. Выразительность речи является важным показателем речевой культуры человека. В связи с этим деятельность педагогов дошкольной образовательной организации должна быть направлена на помощь семье в формировании качеств речевой культуры ребенка, включая выразительность, точность, логику и результативность.
Проблема развития выразительности речи отражена в работах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушаков и многие другие. Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы выражать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычной беседе, так и на публике, не стесняясь слушателей.
Большую помощь в этом оказывает организация театральной деятельности. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, транслирует свои творческие идеи, получает удовлетворение от деятельности. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, улучшает артикуляционный аппарат. Ребенок познает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру персонажей и их поступкам, он старается говорить ясно, чтобы все его поняли. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому я считаю, что эта работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересностями и радостью творчества.
Актуальность. На актуальность нашего исследования указывает тот факт, что интонация является содержательным отличительным средством языка, с помощью которого мы можем выражать определенные коммуникативные цели. То есть большое значение в формировании личности имеет интуиция, которая является особым свойством, присущим каждому человеку. Человек с интонационным спектром непроизвольно заставляет других людей прислушиваться к себе. Человек, обладающий силой и обаянием такого голоса, привлекает внимание и уважение других людей. Интонация придает определенную окраску любому устному тексту [9, с.46].
Однако основная роль интонации – конкретное выражение чувств человека и того, что он хочет сказать. Например, человек говорит: «Я прошу...», а звучит: «Я этого требую!» Или «Я так долго тебя ждала!», но звучит это как «Ты наконец-то появился!» [9, с.48].
Умение владеть своим голосом дает человеку возможность обращать внимание на свои слова, а возможность выражать свои настоящие чувства (например, говоря о чем-то неприятном, «мягкая» интонация может «смягчить удар», или обеспечивая интонацией голоса с определенной твердостью можно дать понять, что вы способны решить определенную задачу).
Интонация помогает придать предложениям значение просьбы, вопроса, сообщения или мотивации. С помощью интонации можно передать эмоциональные смысловые оттенки текста, передать настроение (печаль, радость, тревога...). Развитие интонационных средств языка происходит одновременно с онтогенезом ребенка [9, с.50].
Раскрытие этого вопроса актуально и сегодня, поскольку в логопедической литературе проблема характеристики интонационной стороны речи в онтогенезе освещена недостаточно: очень кратко и в общих чертах.
При изучении психолого-педагогической литературы по теме исследования нами были выявлены противоречия:
1.Противоречие между потребностями современного общества
во всесторонне развитых людях, владеющих всеми сторонами речи
и низким уровнем развития интонационной выразительности речи у выпускников современных дошкольных образовательных организаций.
2.Противоречие между целями педагогического процесса формирования общей культуры личности и низким уровнем развития интонационной выразительности речи дошкольников.
3.Противоречие между потребностями ребёнка в развитой интонационной выразительности речи и неготовностью воспитателей полноценно осуществлять разрешения данной проблемы.
4.Противоречие между потребностями в использовании новых методов развития интонационной выразительности речи детей и неготовностью педагогов использовать специальные методики в образовательном процессе.
Данные противоречия создали проблему исследования: при каких условиях настольный театр может являться средством развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни?
Объект исследования: интонационная выразительность речи детей шестого года жизни.
Предмет исследования: развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни посредством настольного театра.
В соответствии с предметом исследования мы поставили следующую цель работы: провести теоретическое обоснование использования настольного театра в процессе развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни посредством настольного театра может быть эффективным при соблюдении следующих условий:
- подбора произведений, способствующих развитию интонационной выразительности речи детей шестого года жизни;
- регулярного использования в образовательном процессе настольного театра;
- использования в образовательной деятельности разнообразных методов и приёмов развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни посредством настольного театра.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «интонационная выразительность речи», «развитие интонационной выразительности речи», «настольный театр».
3.Изучить особенности развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
4.Подобрать методики для определения первоначального уровня интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
5.Разработать проект, направленный на развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные конспекты различных форм образовательного процесса, а также рекомендации для воспитателей по использованию настольного театра, могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений для улучшения качества работы с детьми.
Организация и база исследования: работа проводилась на базе старшей группы ……... В ней участвовали 40 детей шестого года жизни, а также воспитатель и помощник воспитателя данной группы.
Первоначально был проведён анализ теоретической литературы
по теме развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни посредством использования настольного театра.
Затем был определён первоначальный уровень развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
После был разработан проект, включающий в себя 3 этапа.
1 этап – подготовительный. На данном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по теме проекта, была подобрана и проведена диагностика для выявления уровня развития интонационной выразительности речи детей шестого года жизни, был подобран материал для проекта, были спланированы основные мероприятия.
2 этап – основной, был разработан проект, направленный на развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни.
3 этап – заключительный, были составлены методические рекомендации по использованию проекта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА
1.1 Развитие интонационной выразительности речи детей шестого года жизни как проблема современной дошкольной педагогики
Изучением детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А. Н., Хватцев Е. М., Швачкин Н. Х. и другие. Выразительность – важное качество речи. Его развитие проходит долгий и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто имеет яркую выразительность. Оно часто изобилует итерациями (увеличением повторов), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными знаками, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д. – словом, всеми стилистическими формами, выражающими эмоциональность. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и не создаются для этого необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер нисходящей кривой. Это запутывание происходит в тот момент, когда первоначальная непроизвольная выразительность, обнаруживаемая в речи младших дошкольников, особенно младших, затухает, а способность сознательно придавать своей речи выразительность, основанная на знании выразительного действия той или иной конструкции, еще не сложилась. еще не развита; речь детей в этот период в таких условиях становится большей частью невыразительной».
Экспрессивная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особенно чувствительных к выразительности слова. Н. С. Карпинская отметила некоторые особенности развития выразительной речи детей. Она подчеркивала неосведомленность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем сдержаннее его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Яркость непроизвольной выразительности речи, обнаруживаемая у детей раннего возраста, с одной стороны, и беспомощность детей сделать свою речь выразительной с помощью сознательно выбранных речевых средств, с другой, объясняют различия по вопросу о выразительность детской речи – указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо) о том, что речь детей чисто невыразительна.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов свидетельствуют о том, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, Ф. А. Сохин, М. И. Попова, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая, Л. Е. Журова, Г. А. Тумакова). Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок осваивает внешнюю структуру знака, т. е. звук. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (умение слышать, распознавать фонологические средства языка).
Прежде всего он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, словосочетание, текст, имеющие самостоятельную длину, следуют друг за другом. Одновременно с ними действуют просодические средства: речевое ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Педагогические исследования подчеркивают, что у дошкольника одновременно с речевым слухом интенсивно развивается интонационная сторона речи: чувство высоты, силы звука, тембра и ритма. (Д. Х. Баранник, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, С. Ф. Иванова, Л. А. Горбушина, Н. Е. Богуславская, Е. А. Брызгалова). Изучая фонетические знаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фраза скрепляется фразовым ударением и вообще всем комплексом интонационных средств (Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, Т. М. Николаева). Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н. М. Аксарина, М. И. Кольцова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. И. Яровенко).
Рассматривая аспекты связи различных элементов звуковой стороны речи с развитием связной речи, Н. Е. Богуславская пишет: «Связный текст, имеющий общий тон, темп и громкость произношения, хотя и созданный по законам языка, является собственно речевым произведением. Интонационная формальность текста складывается из интонационных свойств словосочетаний и надфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими общими свойствами целого, как тон, темп, громкость произношения, должное. смысловому и эмоциональному содержанию текста, а также ситуации его высказывания». Специальными исследованиями установлено, что интонационная бедность и монотонность высказывания присутствуют там, где имеется нечеткость мысли, порождающая нечеткость синтаксического и интонационного оформления текста (А. В. Текучев, Т. А. Ладыженская, Б. Н. Головин, А. Ф. Ломизов, А. И. Шпунтов).
Даже если учащиеся понимают смысловые и синтаксические отношения в тексте, они не всегда точно воспроизводят интонационный рисунок высказывания, передавая его эмоциональное содержание. Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлек такой показатель, как темп. Именно он имеет самое непосредственное отношение к развитию связной речи. В литературе имеются лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников вследствие недостаточного развития контроля над своей речью и слабости тормозных процессов у дошкольников. А.И. Максаков проследил возможности дошкольников в регулировании темпа речи. Полученные данные показали, что детям легче ускорять темп речи, чем замедлять его, темп во многом зависит от содержания высказывания и его сложности. Когда дети разыгрывали простые, легко читаемые рассказы, скорость речи взрослого существенно не влияла на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передавали его только те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Сделан вывод, что темп речи взрослых имеет большое значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.
Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в различных аспектах: развитие речевого восприятия и формирование речевого двигательного аппарата (Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева, В. И. Рождественская, Е. И. Радина, М. М. Алексеева, А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева, Г. А. Тумакова). Многие исследователи подчеркивают роль развития у детей осознания звуковой стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, С. Н. Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в самом широком смысле этого слова – как осознания дошкольниками явлений языка и речи, как условия формирования произвольности речи. выступления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Е. М. Струнина, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева).
Существует своеобразное противоречие в развитии звукового строя речи у детей пятого года жизни. С одной стороны, особая чувствительность к звукам речи, достаточно развитый фонематический слух, с другой — недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полная небрежность в артикуляции. Традиционно считалось, что большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка и лишь некоторые дети имеют недостатки в произношении шипящих, свистящих или сонарных. Но в последние годы уровень звуковоспроизведения старших дошкольников значительно снизился.
По данным А. Г. Арушановой, около 40% шестилетних детей поступают в школу с нарушениями произношения. Это связано с повышенной нервной перегрузкой детей, эмоциональным дискомфортом, недостатком личных контактов. Эти факторы оказывают негативное влияние на речевой слух, речевое внимание, развитие артикуляционного аппарата, партнерские отношения детей. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать нормы произношения, заботятся о его правильности. Но они не могут выделить и назвать звук, который звучит неправильно. Они исправляют все слово. Прежде всего дети начинают воспринимать такие надлинейные характеристики речи, как мелодичность и тембр голоса.
Это связано с тем, что ребенок пытается, прежде всего, выразить свое эмоциональное отношение к окружающим. Затем ребенок усваивает ритмическую структуру слова, которая определяется количеством слогов и местом ударного слога. Что касается усвоения интонационной выразительности речи, то здесь имеются некоторые особенности. Как отмечалось выше, через определенный промежуток времени уровень интонационной выразительности детской речи снижается.
В результате высказывания детей 5-6 лет характеризуются монотонностью, отсутствием интонации. Это связано с тем, что дети уже владеют другими речевыми средствами для выражения своего отношения к сказанному: лексическими (синонимы, антонимы), морфологическими (оценочные суффиксы), синтаксическими (порядок слов). Поэтому использование интонации отходит на второй план. Таким образом, речь у детей старшего дошкольного возраста невыразительна и требует условий для своего развития.
1.2 Использование настольного театра в развитии интонационной выразительности речи детей шестого года жизни
В старшем дошкольном возрасте педагог благодаря такой способности ребенка, как идентификация, может оказывать положительное воздействие на детей посредством театральной деятельности. Такая «игра» ребенка в образе любимого героя позволяет преодолеть застенчивость и неуверенность в себе, а также преодолеть застенчивость и снять напряжение в процессе театральной деятельности. Каждый день дошкольники учатся считывать информацию и осваивают выразительные средства. Для этого существуют специальные упражнения, специально ориентированные, например, на жест, интонацию, мимику и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бахтина, Н.Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: [Текст] / Н.Ю. Бахтина. – СПб.: Юрайт, 2015. – 318 с.
2.Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
3.Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
4.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: [Текст] / Е.Н. Винарская. – Москва: ЮНИТИ, 2016. – 252 с.
5.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи: [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Москва: ЮНИТИ, 2015. – 242 с.
6.Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. – Москва: Секачев В., 2012. – 256 c.
7.Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
8.Гончаров, Б.П. Лингвистическое изучение интонаций и стиховедений: [Текст] / Б.П. Гончаров. – Москва: ЮНИТИ, 2015. – 225 с.
9.Горелов, И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе: [Текст] / И.Н. Горелов. – Челябинск: Издательство Челябинского педагогического института, 2014. – 115 с.
10.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. – Москва: ЮНИТИ, 2013. – 447 c.
11.Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 440 c.
12.Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – Москва: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 448 c.
13.Калягин, В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: [Текст] / В.А. Калягин. – СПб.: КАРО, 2015. – 215 с.
14.Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: [Текст] / Н.С. Карпинская. – Москва: ЮНИТИ, 2014. – 125 с.
15.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – Москва: Дашков, 2013. – 224 c.
16.Каталог по Логопедии: http://pedlib.ru/katalogy/.
17.Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – Москва: Проспект, 2016. – 248 c.
18.Кудрявая, Н.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А. Волошина. – Москва: ИЦ Академия, 2012. – 320 c.
19.Лепская, Н.И. Формирование различных типов интонации в речи детей от полутора до пяти лет: [Текст] / Н.И. Лепская. – Москва: ЮНИТИ, 2014. – 159 с.
20.Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации): [Текст] / Н.И. Лепская. – Москва: МТУ, 2015. – 152 с.
21.Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. – Москва: Дашков и К, 2016. – 280 c.
22.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 311 с.
23.Ломизов, А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации: пособие для учителя / А.Ф. Ломизов. – Москва:, «Просвещение», 2016. – 143 с.
24.Мазманян, М.А., Александрян, Э.А. Роль интонации в развитии речи ребенка: [Текст] / М.А. Мазманян. – Москва: МГПИИЯ, 2014. – 210 с.
25.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 817 c.
26.Мастюкова, Е.М.: Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: [Текст] / Е.М. Мастюкова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 315 с.
27.Найденов, Б.С. Выразительность речи и чтения: [Текст] / Б.С. Найденов. – Москва: ЮНИТИ, 2015. – 262 с.
28.Поваляева, М.А.: Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 400 с.
29.Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи: [Текст] / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. – Москва: ЮНИТИ, 2015. – 220 с.
30.Тонкова-Ямпольская, Р.В. Становление физиологических механизмов речи: [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская. – Москва.: МГПИИЯ, 2015. – 212 с.
31.Фирсов, Г.П. Выразительное чтение на уроках русского языка: [Текст] / Г.П. Фирсов. – Москва: «Просвещение», 2015. – 137 с.
32.Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: [Текст] / М.Е. Хватцев. – Москва: ЮНИТИ, 2014. – 239.
33.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистический анализ речи / С.Н. Цейтлин. – Москва: ЮНИТИ, 2016. – 240 с.
34.Шахнарович, А.М. Проблемы формирования языковой способности: [Текст] / А. М. Шахнарович. – Москва: Наука, 2015. – 220 с.
35.Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте: [Текст] / Н.Х. Швачкин. – Москва: ЮНИТИ, 2015. – 313 с.