Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие туризма стимулирует рост и других секторов экономики, таких как транспорт и торговля, создает рабочие места и увеличивает налоговые поступления в бюджет. Природно-климатические условия, историко-культурные ресурсы, политическая обстановка и государственная поддержка играют ключевую роль в доходности туризма.
Санкт-Петербург занимает ведущие позиции в списке городов мира, привлекательных для туристов. Введение начинается с акцента на актуальности темы, основанной на стремлении города укрепить свои позиции на международной арене туристической индустрии.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется постоянно возрастающим интересом к туристическим возможностям Санкт-Петербурга и влиянием этого сектора на экономику города. Туристическая отрасль способствует созданию рабочих мест и увеличению доходов городского бюджета, что делает важным исследование эффективности программ развития туризма.
Объектом исследования является туристическая отрасль Санкт-Петербурга, а предметом — программы развития туризма и их влияние на социально-экономическое развитие города.
Целью данной работы является анализ эффективности реализации программ по развитию туризма в Санкт-Петербурге. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• изучить существующие программы развития туризма;
• анализировать влияние этих программ на экономику города;
• оценить социальные эффекты от реализации программ;
• разработать предложения по оптимизации туристической политики города.
Методологической базой исследования служат аналитические и статистические методы обработки данных, а также обзоры правовой документации, касающейся регулирования туристической деятельности в России и Санкт-Петербурге, в частности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для корректировки и улучшения программ туристического развития, что способствует повышению экономической эффективности и привлекательности Санкт-Петербурга как туристического центра.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
1.1. Обзор законодательства РФ в области туризма
Активное развитие туристской отрасли требует постоянного обновления законодательства. Правовая база должна адаптироваться к изменениям в этом секторе, обеспечивая надлежащее управление и контроль. Важно учитывать, что любые недостатки в законодательной сфере могут вызывать проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Юридические исследования подчеркивают, что существующие законы часто содержат противоречия и неполноту, что мешает эффективному развитию туристской индустрии и инфраструктуры. Это обуславливает необходимость регулярного пересмотра и улучшения правовой системы, включая мониторинг связанных отраслей, которые влияют на туризм [1].
Туризм представляет собой временные поездки лиц в различных целях, таких как оздоровление, познание, отдых или деловые встречи, без занятия прибыльной деятельностью в месте пребывания, согласно Федеральному закону от 03.07.2019 N 170-ФЗ [12]. Туристская деятельность охватывает работу туроператоров и турагентов, а также другие услуги, связанные с организацией путешествий.
Туризм разделяется на внутренний, который осуществляется в пределах Российской Федерации, и международный, включающий выезд за рубеж и прием иностранных гостей. Отдельно выделяется социальный туризм, финансируемый из государственных источников и средств работодателей, а также самодеятельный туризм, который организуется туристами независимо. Туристические ресурсы включают природные, исторические и культурные объекты, которые привлекают путешественников и способствуют их отдыху и развитию. Туристская индустрия охватывает широкий спектр услуг, включая размещение, транспорт, питание, развлечения и туристическое обслуживание.
Туроператорская деятельность заключается в создании и реализации туристских продуктов, а турагентская – в их продвижении. Турагенты могут действовать через субагентов, согласно установленной законодательной процедуре, указанной в Федеральном законе от 24.03.2021 N 48-ФЗ [13].
Современное состояние законодательства в области туризма отмечается рядом нововведений, направленных на защиту интересов потребителей и повышение ответственности туроператоров. Законы становятся более детализированными и ориентированными на стандартизацию услуг в этой сфере. Отдельное внимание уделяется также развитию правовых актов на региональном уровне, что помогает лучше соотносить местные нормы с федеральными и международными стандартами.
В качестве основного документа, регулирующего права и обязанности предпринимателей, выступает Гражданский кодекс РФ. Этот кодекс является ключевым в обновлении законодательства, связанного с предпринимательской деятельностью, что включает и туристическую сферу [2]. Специфическим законом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [15].
Обсуждения в юридической сфере зачастую касаются вопроса о приоритете норм гражданского законодательства перед узкоспециализированными законами, такими как Закон о туризме. А. Терещенко утверждает, что в случае конфликта норм специализированный закон имеет приоритет перед общими положениями гражданского права [3].
М.И. Брагинский утверждает, что специализированные законы должны быть в гармонии с общими законами, чтобы не нарушать единства гражданского права [1]. С.Л. Соловьев подчеркивает, что в случаях, когда возникает конфликт норм, приоритет должен отдаваться положениям Гражданского кодекса РФ [2]. Если Гражданский кодекс не предусматривает исключений, законы, такие как Закон о туризме, не должны содержать положений, противоречащих кодексу.
Важными нормативно-правовыми актами, регулирующими туристскую деятельность, являются Закон РФ «О защите прав потребителей» [3], Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [4], Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [5], Постановление Правительства РФ [7].
Постановление Правительства РФ утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, которые определяют требования к туроператорской и турагентской деятельности, условия договоров, права и обязанности сторон [7]. Дополнительно, Ростуризм установил правила классификации гостиниц и других объектов, что способствует повышению качества услуг и безопасности [10]. На уровне субъектов Федерации активно развивается законодательство в области туризма, в некоторых регионах действуют законы, регулирующие эту сферу. Многие регионы принимают программы развития туризма [11]. Тем не менее, по мнению исследователей, многие региональные законы копируют федеральные несмотря на то, что они должны учитывать специфику регионов, что включает их культурную, историческую и географическую особенности.
Детский туризм определяется как путешествия несовершеннолетних в составе организованной группы под наблюдением руководителя, который выполняет функции законного представителя. Это положение было пересмотрено в последний раз Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ [15]. Система навигации и ориентирования в туризме включает в себя все необходимые средства и информацию, которые помогают туристам ориентироваться среди туристических ресурсов и объектов. Эта информация представлена на информационных знаках и других носителях, исключая рекламные конструкции. Обновление этой системы было осуществлено согласно Федеральному закону от 02.03.2016 N 49-ФЗ [15].
Туристский информационный центр занимается предоставлением сведений о туристических ресурсах физическим и юридическим лицам. Центр также продвигает туристские продукты на внутреннем и международных рынках. Основные положения деятельности центра были обновлены Федеральными законами от 02.03.2016 N 49-ФЗ [15] и от 18.04.2018 N 71-ФЗ [16]. Туристский маршрут описывается как маршрут следования туристов, включающий в себя посещение или использование туристических ресурсов. Определение было уточнено Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ [17]. Средство размещения представляет собой комплекс, состоящий из здания или его части, помещений и оборудования, предназначенный для временного проживания. Обновление этого термина произошло в соответствии с Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ [23].
Гостиница классифицируется как средство размещения, предоставляющее гостиничные услуги. Гостиницы не включают объекты, используемые для деятельности детских оздоровительных организаций и других учреждений. Это определение было обновлено в последний раз Федеральными законами от 05.02.2018 N 16-ФЗ [23], от 02.12.2019 N 419-ФЗ [19] и от 02.07.2021 N 318-ФЗ [20]. Гостиничные услуги охватывают комплекс услуг по размещению, предоставляемый физическим лицам согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Данные услуги предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Последнее изменение этого определения было внесено Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ [23].
Классификация гостиниц проводится по определенным категориям, установленным правилами классификации гостиниц. Правила оценивают соответствие гостиниц и предоставляемых в них услуг требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации. Обновление классификации было проведено Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ [23].
Термины горнолыжных трасс и пляжей классифицируются по категориям, установленным соответствующими правилами. Такие правила утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и оценивают соответствие объектов установленным требованиям. Обновление правил произошло в соответствии с Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ [23].
В последнее время в сфере туристических услуг произошли значимые изменения. В соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ [21], процедура лицензирования туроператоров была отменена. Теперь для работы в этой сфере требуется только включение в единый федеральный реестр. Для этого туроператорам необходимо предоставить либо договор страхования ответственности, либо банковскую гарантию.
Еще одним значительным изменением стало увеличение размеров финансового обеспечения туроператоров, что было установлено Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 123-ФЗ [22]. Это изменение зависит от системы налогообложения, а также от объема финансовых средств, полученных от продажи туристских продуктов. Важным моментом является и то, что туроператоры, которым не требуется публичное раскрытие финансовой отчетности, обязаны предоставлять копии своих отчетов в Федеральное агентство по туризму. Это требование касается всех, кто не публикует свои финансовые данные в общедоступных источниках.
На уровне законодательства России и международных норм туризм также получил определение, которое было принято в 1993 году Статистической комиссией ООН и утверждено Всемирной туристской организацией. Согласно этому определению, туризм включает временные поездки людей в места за пределами их обычной среды, не превышающие одного года, с целью отдыха или иных интересов.
Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации подробно описывает права и обязанности туроператоров и турагентов, а также устанавливает основы для защиты прав потребителей туристских услуг. Законодательство уделяет особое внимание защите прав туристов, обеспечивая четкое регулирование в этой области. Закон № 132-ФЗ [14] регулирует как внутренний, так и международный туризм. Но основное внимание в нем уделено поддержке внутреннего туризма. Это вызывает
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция РФ
1. Конституция Российской Федерации с последними изменениями от 4 октября 2022 года №8 ФКЗ
Кодексы
2. Решение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 901 «О ратификации Положения о Федеральном агентстве по туризму».
3. Положение о Федеральном агентстве по туризму, утвержденное 13 января 2005 года, № 0081.
ФЗ
4. Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
5. Федеральный закон от 24.03.2021 № 48-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
6. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
7. Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 49-ФЗ. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность.
8. Федеральный закон от 18.04.2018 № 71-ФЗ. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ [17]. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей.
10. Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ» [18]. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
11. Федеральный закон от 02.12.2019 № 419-ФЗ. «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
12. Федеральный закон от 02.07.2021 № 318-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
13. Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 28.06.2009 г. № 123-ФЗ. О внесении изменения в статью 17–2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Указы
15. Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 года № 1453 «О создании Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физкультуре и спорту».
16. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 220н от 12 марта 2012 года
Постановления
17. Постановление Федерального агентства по туризму РФ от 6 мая 2008 г. № 51 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года».
18. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 года № 452 посвящено утверждению правил, регламентирующих услуги в сфере туризма, опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 2007 год, выпуск 30, статья 3942.
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Комитете по развитию туризма», номер 1272 от 03.12.2012, изменения от 25.10.2017.
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541 «О стратегии развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы».
21. Приложение 1 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541 «О стратегии развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы».
Распоряжения
22. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по туризму», дата утверждения 31.12.2004 N 901, последние изменения от 11.01.2017.
23. Указ Президента РФ о вопросах Министерства иностранных дел, номер 865, датированный 11.07.2004, последние изменения от 20.07.2017.
24. Распоряжение Правительства РФ о Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, номер 1662-р от 17.11.2008, изменено 10.02.2017.
25. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года».
Литература
26. Конюшенко Д. С. Культурно-познавательный туризм в Ленинградской области: общая характеристика // Актуальные исследования. 2022. №33 (112). С. 56–58.
27. Преловский, В. И. Познавательный туризм во Владивостоке и его пригороде: ресурсы, проблемы и приоритеты развития / В. И. Преловский, В.Н. Виговская // Тихоокеанская география. – 2022. – № 2(10). – С. 60-73.
28. Деревнина Е.А. «Коломенская женская гимназия Ведомства учреждений императрицы Марии в период своего становления: состав и деятельность» // История Петербурга. – №77. – 2019. – с. 33-40.
29. Кузьмина Н.Г. «Улица Союза Печатников и история профессионального союза рабочих печатного дела» // Беляева Г.И., Жерихина Е.И. Коломенские чтения - 2017: Сборник статей под ред. Е.И.Жерихиной, СПб: Лики России, 2018 – 164 с.
30. Матвеевская А. С. «Туристско-рекреационное проектирование: учебник». – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 641 с.
31. Можаева Н.Г. «Туристские ресурсы России: практикум». – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. – 112 с.
32. Морозова М.А. «Туризм: словарь» / под ред. М.А. Морозова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 300 с.
33. Нестеренко В.Ю. «Сущность и структура туристскорекреационного потенциала территории» // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 8-15.
34. Юхнёва Е.Д. «Петербургские доходные дома: очерки из истории быта: неизвестные факты и новые подробности». – Изд. 4-е, доп. и дораб. – Москва: Центрполиграф; Санкт-петербург 2019. – 490 стр. (Серия «Всё о СанктПетербурге»).
Электронные ресурсы
35. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].
36. Информация о полномочиях Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга доступна на официальном сайте Правительства города. Доступно на: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/information/polnomoch/.
37. Официальный сайт Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс]. URL: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_0_2.html (дата обращения 19.10.2014).
38. Официальный портал Государственного Русского Музея [Электронный ресурс]. URL: http://rusmuseum.ru/info/tickets/ (дата обращения 20.10.2014).
39. Сайт музея-памятника «Исаакиевский собор» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cathedral.ru/ceni_na_bileti (дата обращения 18.10.2014).
40. Веб-страница музея-заповедника «Царское село» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tzar.ru/info/price (дата обращения 17.10.2014).
41. Веб-сайт музея-заповедника «Петергоф» [Электронный ресурс]. URL: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=239&page=240 (дата обращения 17.10.2014).
42. Билетер.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.bileter.ru/afisha/2014-10-18/list7.html (дата обращения 18.10.2014).
43. Уровень тур Петербург [Электронный ресурс]. URL: http://www.uroventur.ru/priem-vpeterburge/tury-v-peterburg-v-oktyabre/peterburgskaya-mozayka (дата обращения 18.10.2014).
44. Система информации турфирм Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://tour-spb.ru/St+Petersburg (дата обращения 20.10.2014).
45. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Городское туристско-информационное бюро [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru/helper/culture/ctic/ (дата обращения 21.