Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек является существом социальным и самого рождения включается в коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми. Коммуникация в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. С.Л.Рубинштейн, указывал, что сердце человека соткано из его отношений с другими. Именно с отношениями с «Другими» связано главное содержания психической, внутренней жизни человека с рождения и именно эти отношения порождают наиболее сильные переживания и поступки. Значимым этапом формирования социально-личностных образований, обуславливающих особенности межличностного взаимодействия является дошкольный возраст, когда с одной стороны, через общение и игру, как основные виды деятельности, осуществляется развитие познавательных процессов и основных личностных образований (эмоционально-чувственной сферы, межличностных отношений, закладываются основы морально-нравственных чувств и отношения к миру). Большое количество специалистов, таких как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.), отмечают, что в старшем дошкольном возрасте изменяется видение ребенком сверстника. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений, появляется способность к сопереживанию, сочувствию (А.К. Болотова, Б.С. Волков, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева и др.), к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина), способность к усвоению социальных норм и правил поведения (В.С.Мухина, Э.Эриксон).
Деятельность и основной вид деятельности дошкольников – игра, является основным полем личностного развития дошкольника и способствует как коммуникативному так и личностному развитию.
Вышесказанное обусловливает актуальность выбор темы данного исследования: «Взаимосвязь личностного и коммуникативного развития у детей 4-5 лет».
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи личностного и коммуникативного развития у детей 4-5 лет.
Объект исследования: личностное и коммуникативное развитие детей 4-5 лет
Предмет исследования: взаимосвязь личностного и коммуникативного развития у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования:
1.У детей 4-5 лет особенности развития общения со сверстниками тесно взаимосвязаны с показателями развития самосознания и регуляции поведения.
2.Мальчики и девочки значимо не различаются по параметрам развития общения, самосознания и регуляции поведения.
Задачи исследования:
1.Изучить закономерности развития личности детей дошкольного возраста (4-5 лет).
2.Проанализировать понятия и подходы к изучению коммуникативного развития у детей дошкольного возраста.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностного и коммуникативного развития у детей 4-5 лет.
4.Определить особенности развития личности и общения у мальчиков и девочек 4-5 лет.
5.Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности детей 4-5 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.C. Выготский, А.Р. Лурия); фундаментальные научно-теоретические учения о функциональных системах, о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др.); Закономерности коммуникативного развития в работах М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой.
Работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, социометрическое измерение, наблюдение.
Методики исследования:
1)Методика Смирновой Е.О. Особенности общения дошкольников – оценка компонента «Проблемные ситуации».
Цель: изучение особенностей отношения со сверстниками, определение способов решения проблемных ситуаций в пространстве взаимодействия со сверстниками
2) Методика Смирновой Е.О. Особенности общения дошкольников – оценка компонента «Самосознание и самооценка».
Цель: выявить уровень осознанности действий ребенка.
3) Методика Смирновой Е.О. Особенности общения дошкольников – оценка компонента: регуляторные механизмы (через игровую деятельность).
Цель: оценить роль идеального взрослого в сознании ребенка, механизмы регуляции поведения.
Выборку исследования составили дошкольники в возрасте 4-5 лет в количестве 30 человек. Соотношение мальчиков и девочек – 9 мальчиков, 11 девочек.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1.Понятие и подходы к изучению личностного развития
Для перехода к аспектам личностного развития, определим понятие личности в психолого-педагогической науке.
В психологии «личность» - это категория, которая пронизывает все области психологической науки. Не смотря на изученность обозначаемого феномена, однозначно дать определение личности не представляется возможным в силу ширины, сложности и многомерности 7.
Не смотря на сложность трактовки предмета изучения, в зарубежной и отечественной научной школе все-таки определенны рамки понимания личности 7.
Б.С.Братусь еще в конце 80-х годов обращает внимание на то, что в исследовании личности для западных исследователей в большей степени свойственно «игнорирование» социальной природы личности. Есть тенденция рассмотреть личность «саму по себе» как изолированную или противостоящую обществу. Кроме того, отмечается достаточно тесное слияние понятия индивид и личность именно в зарубежных подходах (психодинамические теории З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга, эго-психология Э.Эриксон, Э.Фром, К.Хорни, феноменологическая теория К.Роджерса, диспозициональное направление Г.Оллпорта, Р.Кэттэлла, Г.Айзенка и др.) [23].
В отечественной школе, где опять же, достаточно широк спектр теорий, больше представлена идея социальной обусловленности личности и её взаимосвязи с социальным бытием (свойства личности как регуляторы поведения и деятельности С.Л.Рубинштейна, психологическая теория отношений В.Н.Мясищева, понятие о личности как о существе социальном охватывающем сверхприродное, историческое в человеке Л.С.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, значение детства для формирования личности А.В.Запорожца, личность как субъект деятельности, общения, общественного поведения Б.Г.Ананьева, формирование личности в социуме Л.И.Божович, социально-психологическая теория личности А.П.Петровского и др.) Значимое внимание уделялось понятию направленности личности (С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович). А.Н.Леонтьев рассматривал такие параметры изучения личности, как ее широта связи с миром, соподчиненность этих связей. Автор также рассматривает категорию смысла для личности, как для активного субъекта. П.Я.Гальперин, В.Б.Зейгарник, Б.С.Братусь также указывают на значимость ценностно-смысловой и мотивационно-смысловой структуры личности. В.А.Петровский предложил рассматривать личность как сочетанную характеристику реальных вкладов, произведённых личностью изменений в других людях, осуществленных ее как субъектом преобразований.
Социально-психологические характеристики являются определяющими отношения личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. В связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личности. Именно в социуме, как субъект человек реализуется в полноте, через ощущение своего душевного содержания и самого себя. В концепции С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, прослеживается социальная взаимосвязь становления человека как субъект, как руководителя своего жизненного пути и источника развития, который целенаправленно меняет действительность, таким образом, изменяя себя. Здесь подчёркивается диалогичность, которая выражается в совместной деятельности и взаимной событийности с другими людьми. Личность формируется, рождается, живет в ситуации реальных, хотя и очень разных социальных связей, установлении со-бытийной общности, при условии постоянного общения, диалога, доверия и сопереживания друг другу [25]. Чем более нравственной представляется личность, тем легче осуществляется волевое действие. Важными является обращение к символам и ритуалам для укрепления действия, а также, соединение действия с другими более высокими смыслами (долг, честь, ответственность и др.). Личностный рост предполагает движение субъекта, способного к самоопределению. Социально –психологические аспекты и положение личности у обществе и в общественном взаимодействии обусловливают личностный рост посредством существования нравственности.
Б.С. Братусь отмечает, что общим для всех концепций будет выделение в личности таких составляющих, как личностная активность, осознанность ее основных устремлений, производность свойств личности от ее реального бытия, акцент на значимости общей мотивационной направленности человека, наличие субъектности, принятия ответственности за свои поступки, выбор. Автор также добавляет к обозначенным характеристикам личности, компонент нравственного осознания, нравственной позиции личности. Стать личностью – значит принять определенную «межлюдскую» нравственную позицию, важно осознанно принять ответственность за эту позицию человека-личности и нести её, транслировать, выражать в своей деятельности, в своих поступках и в своей жизни. Как позиция субъекта, она активна, но и направлена в обществ. Недаром, мы говорим о том, что на житейском и на научном уровне, личность в потенциале её влияния принадлежит обществу в определённом смысле. Автор говорит о том, что личность имеет «точку приложения» своей ценности для общества, которая определяется нравственным значением, которое личность представляла / представляет своей жизнью или самой собой сегодня 7, с.14-15. Влияние личности на общества – очень велико, один человек, личность, может вдохновить, исцелить, научить, изменить, разрушить, попытаться отнять надежду и т.д., десятки, сотни и тысячи людей.
Л.С.Выготский говорил о том, что личность – это единство поведения, которое отличается аспектом овладения и обуславливает развитие всех психических функций, поднимая их на высшую ступень. В прогрессе, в движении важным является способность к опосредованному поведению с опорой на социальные ценности и нормы. Л.С.Выготский говорил о важности произвольной регуляции, осознанности для личности 14.
К.В.Карпинский, Д.А.Леонтьев, Л.И.Божович, О.В.Сульмина, О.В.Суворова, подчеркивали важность субъектности личности, способности управлять собственной жизнью и развитием, быть субъектом собственной жизни 9,10; 17; 19; 20; 28.
Таким образом, анализ подходов к определению личности и аспектам ее развития позволяет рассматривать в данном исследовании понятие личности в следующем контексте.
Личность – комплексная категория, характеризующая индивида, как существо, связанное с социальным бытием. В свою структуру личность включает такие компоненты, как направленность, субъектность, связь с миром, смыслы, значимые для личности, как для активного субъекта (ценностно-смысловые и мотивационно-смысловые структуры личности). В социальном контексте личность может быть отражена и оценена в контексте вкладов, произведённых личностью, изменений в других людях, осуществленных ею как субъектом преобразований.
В широком смысле возрастные кризисы можно считать этапами формирования личности ребенка в онтогенезе. Некоторые авторы обозначают четкий рубеж начала личности (достижение автономии): 3-4 года. Но дело в том, что личность – это не однозначно описываемая структура, про которую можно сказать в каждом конкретном случае: она есть или ее нет. Развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит еще длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями. Личностное развитие в онтогенезе, личностный рост более сложный феномен, чем движение по возрастным этапам [29].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Апиш М.Н. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы / М.Н.Апиш, Л.А. Начарова // Символ науки, 2016, №11. С.86-89
2.Алехина С.В. Технология развития коммуникации детей с РАС дошкольного возраста как составляющая инклюзивной практики / С.В. Алехина, Е.Н. Солдатенкова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат. III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 470 – 478 с.
3.Алтухова Т.А. Психология и педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИрГАУ, 2015. — 130 с.
4.Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.
5.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
6.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 688 с.
7.Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
8.Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 438 с.
9.Братусь Б.С. «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа» // Братусь Б.С. (ред.) Христианская психология в контексте научного мировоззрения. Коллективная монография. — М.: Никея, 2017. 240 с. С.46-56.
10.Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. — М.: Знание, 1985. – 64 с.
11.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. 317 с.
12.Богуславская Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет) / З. М. Богуславская, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская,. – Науч.-исслед. ин-т психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1974. - 288 с.
13.Балберова О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг общения и взаимодействия детей 5-6 лет / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2019. – 96 с.
14.Балберова О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 32 с.
15.Балберова О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 64 с.
16.Балберова О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 44 с.
17.Балберова О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Ферма». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 56 с.
18.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с.
19.Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Дудко Ольга Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. - Москва, 2009. - 218 с.
20.Дятлова Е. Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр / Е.Е.Дятлова //Материалы IХ Mеждународной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, 2016 июль). — СПб: Изд-во «Молодой учёный», 2016 июль. — iv, 84 с.
21.Еркина О.В. Задачи образовательной организации в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / О.В.Еркина // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с. С.122-125
22.Желтышева В.В. Сценарий квест-игры для детей младшего дошкольного возраста «Цветная радуга» / В.В.Желтышева, Тюкинеева О.В. (отв. ред.) // Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2019. Выпуск 2 (май - август). – Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2019. — 234 с.
23.Захарова И.Ю. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
24.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.
25.Знаков В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник)/ В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.) // М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
26.Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т.В.Антонова и др., под ред. С. Л. Новоселова ; сост. Е. В. Зворыгина]. – М. : Просвещение, 1989. – 284 с.
27.Карпинский, К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни / К.В. Карпинский // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5. – В. 1. – С. 184-202.
28.Ксенда О.Г., Поликарпов В.А. Психология личности. – Минск.: Изд-во БГУ, 2010. — 105 с.
29.Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития. М.: Смысл, 2001. С. 154-161.
30.Леонтьев, Д.А. Власть над жизнью [Электронный ресурс] // Независимая газета. – 2015. – № 2 (02). – Режим доступа: http://www.ng.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).
31.Лисина М.И. Развитие общения у детей первые 7 лет жизни // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ . - 2011. - № 4. - C. 21-53
32.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
33.Ноёфтова М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с.
34.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.
35.Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., СПб.: Питер, 2012. – 705 с.
37.Рыбалка В.В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике: Пособие. – Житомир : Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2015 – 872 с.
38.Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Р. Роджерс; [Пер. с англ. М. Злотник]. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 414 с.
39.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Уч. пособ. М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
40.Сульмина, О.В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации: в семье и вне семьи: автореферат дис. ... кандидата психологических наук / О.В. Сульмина. – Москва, 2016. – 31 с.
41.Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д.Савенкова. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Московский городской педагогический университет. — Москва, 2019. — 233 с.
42.Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В.Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731.
43.Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
44.Труфанова А. А. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников / А. А. Труфанова, А.Н. Мотырева, О. А.Бренер // Молодой ученый 2016 №28 (132) декабрь(Педагогика). – Казань, 1074 с. С.650-656
45.Терешонок, Т.В.Психология и педагогика: учеб.: в 2-х ч. Ч. 1 / Т.В. Терешонок, Т. В. Левина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2010. – 312 с.
46.Формановская, Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н. И. Формановская. – М. : Икар, 2007. – 478 с.
47.Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. – М.: КСП+, 1997. – 719 с.
48.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
49.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
50.Якобсон С.Г.Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - Москва : Дрофа, 2006 (Тула : Тульская типография). - 176 с.