Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1 Особенности двигательной активности в дошкольном возрасте 6
1.2 Методы развития двигательной активности на занятиях по физической культуре 9
1.3 Игровые методы как средство развития двигательной активности детей на занятиях по физической культуре 13
2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ 20
2.1 Особенности организации занятий по физической культуре в дошкольном учреждении 20
2.2 Содержание занятий по физической культуре в развитии двигательной активности у детей средствами игры 22
3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 28
3.1 Организация и этапы исследования 28
3.2 Обсуждение результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в рамках реализации действующего Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) процесс обучения детей осуществляется посредством физического, интеллектуального, личностного, культурного развития и формирования учебной мотивации.
Физическое воспитание считается одним из приоритетных направлений образовательного процесса, так как от физического состояния ребёнка зависит его здоровье, познавательный интерес и учебные достижения. Именно поэтому педагоги не перестают исследовать особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия физической культуры направлены на развитие всех двигательных качеств детей.
Среди различных методов физического воспитания в дошкольном возрасте приоритет отдаётся игровым методам.
В практике физического воспитания организация игры обеспечивается сочетанием различных приемов, которые способствуют физическому и психическому развитию.
Многочисленные исследования отмечают тот факт, что в дошкольном возрасте многие дети не способны овладеть качественными двигательными движения. Это можно объяснить, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников, низкой концентрацией внимания, слабой сосредоточенностью, неокрепшей опорно-двигательной системой. В связи с этим существует необходимость в поиске эффективных методов организации двигательной активности дошкольников. Одним из которых можно считать игру.
Обоснование использования игровых методов в практике физического воспитания дошкольников нашло отражение в работах Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошиной, Г. Домана, А.Н. Ноткиной и мн. др. Среди разных игровых методов в теории физического воспитания отдельного внимания заслуживает подвижная игра.
Актуальность темы исследования определяется разрешением противоречия между необходимостью развития двигательной активности дошкольников и обоснованием использования игровых методов в развитии двигательной активности детей на занятиях физической культурой.
Выявленное противоречие позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования игр в развитии двигательной активности у дошкольников на занятиях по физической культуре?
Цель исследования – исследовать возможности использования игр в развитии двигательной активности у дошкольников на занятиях по физической культуре.
Объект исследования – процесс двигательной активности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование игр как средства развития двигательной активности у дошкольников на занятиях по физической культуре.
Гипотеза: организация и проведение игр на занятиях по физической культуре способствует развитию двигательной активности у детей. Развитие двигательной активности посредством использования игровых методов будет возможна, если будет реализован ряд педагогических принципов:
- стимулируется интерес детей к играм как способу развития двигательных навыков;
- игры регулярно используются на занятиях по физической культуре;
- воспитатель владеет методикой проведения игр.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности двигательной активности у детей дошкольного возраста;
2. Изучить методы развития двигательной активности у детей дошкольного возраста;
3.Выделить потенциал игровых методов в развитии двигательной активности у детей дошкольного возраста;
4. Разработать методическое рекомендации по использованию игр как средства двигательной активности у детей дошкольного возраста;
5. Оценить эффективность использования игровых методов в развитии двигательной активности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы.
- эмпирические – диагностика, педагогический эксперимент.
База исследования
Практическая значимость исследования заключается в том, показавший свою эффективность комплекс подвижных игр, может быть использован воспитателями в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1.СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Особенности двигательной активности в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст считается самым энергичным периодом в жизни детей. В это время ребёнок начинает первый раз ходить, бегать, прыгать. Всё это даётся ему с большим трудом. Но в тоже время такая двигательная активность позволяет ребёнку развиваться. Это объясняется тот факт, что в основе жизни заложено движение [27].
Исследования в области биологии, медицины, физиологии рассматривали различные аспекты движения как жизненного процесса. В науке его ассоциируют со следующими синонимами «двигательная активность», «психомоторная активность», «физическая активность».
Исследователь А. Г. Щедрина показала связь двигательной активности и общего развития ребенка. В процессе движения ребёнок учится управлять своим телом, развивает зрительно-пространственные и моторные навыки. Движения позволяют развивать и психические качество такие как внимание, память [10].
Подобное доказывает, что движение- это физиологическая потребность организма, которая обеспечивает развитие всех органов.
Физическое развитие человека определяется несколькими психофизическими качествами: силой, выносливостью, быстротой, ловкостью. Каждое из этих физических качеств развивается на протяжение дошкольного и школьного возраста [2].
Начальное формирование всех движений происходит именно в раннем возрасте. В это же время учёные отметили и их бурное развитие в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка активно растёт тело, увеличивается его масса и, как следствие, мышцы и сила, происходят изменения в опорно-двигательной аппарате. Из-за такого быстрого роста дети не всегда способны управлять своим телом. Многие сложные движения выполняются детьми неловко.
В. Г. Фролова в своих исследованиях изучала развитие количественных движений в разные годы жизни ребёнок. Автором было выделено, что ребенок 5 лет способен выполнить 67 упражнений за минуту, а в 6 лет это число варьируется от 70 до 74 движений. В возрасте 7 лет ребёнок уже способен выполнить 82 упражнения в минуту [2].
Наибольшая двигательная активность у детей наблюдается на свежем воздухе.
Дети 6-7 лет наиболее активные и обладают значительными двигательными качествами. У детей много энергии. Они способны энергично двигаться в течение 30 минут. Но несмотря на повышенную активность у детей отмечается низкие показатели качественности в движениях:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [11], [15].
К базовым проявлениям ловкости относят формы управления своим телом и движениями. В основе физиологических процессов лежат нервные реакции организма, которые имеют индивидуальный характер и определяют уровень развития проявления ребенком темпа, амплитуды и характера движений, их направление, обеспечиваемое сокращением и расслабление мышц. Поэтому уровень развития ловкости в большей части зависит от уровня развития нервной системы, нежели от морфологических и биологических характеристик [21].
Ребенок проявляет ловкость в управлении своими движениями. В самом начале своего развития нервные окончания ещё не позволяют ребёнку координировать свои движения, но с последующим развитием ребенка он все больше и тщательнее осваивает движения, получая тем самым опыт, запоминая их и совершенству с каждым годом.
Двигательная активность детей дошкольного возраста определяется на основании следующих способностей:
- ребенок может выполнить сложное координационное действие;
- ребенок способен изменять движения в пространстве и времени;
- ребенок способен точно и качественно воспроизводить движения с учетом времени и пространства [1].
Среди двигательных навыков одно из центральных направлений связано с координационными способностями. Это необходимо и оправдано, поскольку в современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро передвигаться в пространстве, способность выделять дифференциацию мышечных ощущений и способность регулировать мышечное напряжение, быстро реагировать на сигналы окружающей среды. Без овладения этим набором качеств и умений невозможно научиться владеть собой, своим телом и своими движениями, благодаря чему можно достичь находчивости, быстроты реакции, концентрации.
Координация определяется как способность человека балансировать своим телом и согласовывать движения в пространстве в зависимости от поставленной двигательной задачи. Координацию напрямую отражает возможность человека управлять своим телом [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамишвили Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г.А, Абрамишвили, В. Ю. Карпов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 11 (117).- С.7-12.
2.Акимова, Л. А. Предпосылки перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподаваний физической культуры в общеобразовательных организациях / Л. А. Акимова, П. П. Тиссен, Р. Р. Калимуллин // Теории практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 109-110.
3.Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. – М.: ИЛ, 2020. - 610 c.
4.Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -Москва . : Академия, 2020. - 416 с. - ISBN: 5-7695-0581-8.
5.Бурханова, И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-5.
6.Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов / Л. А. Кадуцкая, Е. С. Николаева, М. Н. Визирякин, Е. Г. Соловейченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 61-62.
7.Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - Москва : Гуманит.изд.центр Владос, 2021. – 175 c. - ISBN 5-691-00186-8.
8.Грибановская, Л. А. Мячи разные нужны, мячи разные важны! : физкультурный досуг / Л. А. Грибановская // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 8. – С. 49-52.
9.Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебник для вузов / Г.В. Гуровец, В.И. Селиверстов . – Москва: ВЛАДОС, 2019. - 433 с. - ISBN: 978-5-691-01931-9.
10.Гучанова, А. С. К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79605/ (дата обращения: 22.05.2024).
11.Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей дошкольников / И. В. Демидова // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 19.05.2024).
12.Ефремова, Л.Б. Игра в физическом и психическом развитии ребенка / Л.Б Ефремова // Инструктор по физической культуре. – 2021. - № 8. – С. 35- 39.
13.Завалишина, С. Ю. Функциональная оптимизация молодого организма средствами физического воспитания / С. Ю. Завалишина, А. С. Махов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 58.
14.Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Жуков. – Москва : Академия, 2020. - 160 с. - ISBN 5-7695-1807-3.
15.Казакова, О. А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток / О.А. Казакова / Интернет-журнал Науковедение. – 2020. – Т. 7. – №. 3 (28).-С. 71-74.
16.Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы: моногр. / О.Б. Казина. – Москва : ВКТ, Академия Развития, 2019. - 144 c.
17.Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. – 2019. - №: 1. - с. 15-19.
18.Крестьянинова, Н.Ю. Тематическое занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста, посвящённое Дню России: «Россия – Родина моя» / Н. Ю. Крестьянинова // Образование в современной школе. – 2020. – № 7/8.
19.Кустова, И. А. Программное обеспечение занятий по физической культуре в детском саду детей 6-7 лет / И. А. Кустова, А. В. Старостина // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа : монография. – Петрозаводск : Новая наука, 2021. – С. 132-155.
20.Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей шестого года жизни: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / М.Ф. Литвинова. – Москва, 2020. – 98 с.
21.Мартынова, Е. А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство" / Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р. Кислюк. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 304 c.
22.Наливкина, Ю. М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю. М. Наливкина // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 60-63. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13272/ (дата обращения 20.05.2024).
23.Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина // Молодой ученый. — 2019. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35353/ (дата обращения 21.05.2024).
24.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 112 с. – (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).
25.Сорокина, Е.Л. Специфика методов и средств для развития ловкости у школьников младших классов / Е.Л. Сорокина, Т.И. Шишкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2021. - №XVIII. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-metodov-i-sredstv-dlya-razvitiya-lovkosti-u-shkolnikov-mladshih-klassov (дата обращение 20.05.2024).
26.Сосуновский, В. С. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников / В. С. Сосуновский, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – С. 68-70.
27.Стешкина, И. В. Применение игровой технологии как условие для формирования двигательного опыта младших дошкольников / И. В. Стешкина, И. В. Статьева // Образование в современной школе. – 2022. – № 7/8. – С. 20-22.
28.ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» // Российская газета. - 2007. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2007/12/08/sport-doc.html, свободный.
29.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019. – 45 с.
30.Хижняк, О. В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде / О. В. Хижняк, Я. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66205/ (дата обращения: 22.05.2024).