Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения. Анализ деятельности тренеров различных видов спорта показывает, что в своей работе они наибольшее внимание уделяют вопросам физической, технической и тактической подготовке, но на сегодняшний день в спорте формированию спортивной мотивации уделяется очень мало внимания.
Происходит это, на наш взгляд, как вследствие недооценки влияния психологических факторов на успешность занятий и выступлений в спортивных соревнованиях, так и из-за отсутствия конкретных рекомендаций по психологической подготовке.
В современной спортивной психологии определены особенности влияния как свойств личности спортсменов на предстартовое состояние, так и влияние этого состояния на успешность выступлений. На сегодняшний день существуют методические рекомендации по развитию благоприятных свойств личности спортсменов и формированию их предстартовых состояний. Однако они недостаточно конкретны и если и используются, то крайне редко и изолированно.
Проблему мотивации на феноменологическом уровне исследовали С. Л. Рубинштейн, В. А. Леонтьев, Л. И. Божович, Л. Венгер, Г. Костюк, П. Якобсон, Х. Хекхаузен, Е. П. Ильин, С.А. Максименко, А.М. Матюхина, А.Н. Маркова, Т.В. Гордеева, М.С. Боришевский. Пути повышения мотивации представлены в работах В.В. Семченко, Ю. А. Швало.
Предпосылкой для написания данной работы явилось существующее противоречие: на современном этапе развития бокса большое внимание уделяется повышению качества подготовки спортсменов, тем не менее проблема формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки, изучена не в полной мере.
Все вышеназванные обстоятельства делают актуальным исследование формирования спортивной мотивации у боксёров на этапе начальной подготовки.
Объект исследования – тренировочный процесс на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования – особенности формирования спортивной мотивации боксеров.
Целью нашего исследования явилось определение формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки.
Исходя из цели в работе были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие мотивации.
2. Изучить понятие мотивации в спортивной деятельности.
3. Выявить роль мотивации достижения у боксеров на этапе начальной подготовки.
4. Проанализировать учет возрастных особенностей в формировании мотивов соревновательной деятельности.
5. Рассмотреть факторы формирования мотивации достижения в организации тренировочного процесса.
6. Представить результаты исследования мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении актуальных данных формировании спортивной мотивации у боксёров на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования рассмотренных в работе факторов формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки при повышении мотивации у спортсменов тренерами и родителями юных спортсменов.
Работа состоит из введения, основной части, которая поделена на три главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки
1.1. Понятие мотивации
Успешность выполнения любой работы, во многом, определяется характером побуждения к ней. Особое состояние человека, заставляющее его действовать (или бездействовать) в определенном плане, назвали мотивацией.
В психологии спортивной деятельности, мотивация остается одной из самых актуальных проблем.
Своевременно раскрыть начавшийся процесс формирования мотивов и с помощью определенных педагогических воздействий способствовать развитию желаемого мотива является делом большой важности в работе тренера.
Мотивация в спортивной деятельности имеет некоторые специфические черты в силу прежде всего очень определенного личного отношения человека, занимающего спортом к самому спорту, а затем в силу условий проявления себя в спорте [11].
При выполнении спортивных задач спортсмену приходится преодолевать значительные трудности. Поэтому нужны очень сильные мотивы, которые бы побуждали проявлять спортивную активность, смелость, стойкость, мужество, целенаправленность. Такими мотивами являются прежде всего, убеждения и взгляды, ценности, моральные чувства, идеалы.
В рамках психологии такие понятия как «мотив», а также «мотивация» значительно различаются.
Так, мотивацию относительно поведения принято соотносить с таким показателем как мотив личности. С одной стороны, мотивация будет состоять в зависимости от конкретной жизненной ситуации, а вот со второй – находиться в зависимости от психического показателя этих обстоятельств и как результат мотив будет устойчивым, а у мотивации существует предрасположенность к перемене и как итог – это будет динамический показатель. Такую трансформацию возможно представить в качестве конкретной направленности (качественного показателя), а также степени (количественного показателя). Таким образом мотивация помогает установить изменения относительно индивидуальной активности, а также определенной деятельности, а кроме этого поведения личности, существующей направленности личных интересов человека.
Р.А. Пилоян говорит о том, что мотивация, а также мотив являются взаимосвязанными, а кроме этого, взаимообусловленными психическими компонентами, а также о том, что мотивы действия возникают в рамках конкретной мотивации (а значит каждый мотив является вторичным). Но, при этом автор говорит о том, что при помощи разработки некоторых мотивов человек воздействует на всю мотивацию (а значит мотивация находится в зависимости от мотивов, которые перемещаются на первую позицию) [3].
В качестве мотивов принято выделять (см. рис. 1):
Рисунок 1 - Мотивы
При этом мотивацию определяют в качестве внешней, а также в качестве внутренней и как результат она будет состоять в зависимости, либо от внешних показателей, либо от внутренних показателей.
Появление, наличие, а также последующее становление мотивации соединяют, кроме этого, с такими показателями как эмоциональный фон, волевые качества и так далее.
Так А.Н. Леонтьев говорит о том, что на самом деле мы все время сталкиваемся с конкретной деятельностью подпадающей под определенные запросы человека, мы пытаемся заполучить предметы таких запросов, и они будут исчезать при их удовлетворении, а затем появляются с новой силой зачастую в новом облике и при совершенно новых условиях [12].
Можно сделать вывод о том, что при данном положении вещей спортивная мотивация состоит в определенной зависимости от характерных показателей этой деятельности, а также уровня определенного развития.
Мотивации в качестве компонента личности отводят значимую роль. Мотивацией затрагиваются различные структурные компоненты (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Мотивацией затрагиваются различные структурные компоненты
Таким образом в качестве мотивации выступает побуждение к определенным действиям, а также психофизиологический процесс, который призван управлять поведением спортсмена и который нацелен на формирование определенной направленности, а также устойчивости, а кроме этого, это качество спортсмена, нацеленное на процесс удовлетворения личностных потребностей.
Особенности спортивной деятельности представлены на рис. 3.
Рисунок 3 - Особенности спортивной деятельности
В качестве краткосрочной мотивации предопределяют толчок, который направляет человека на то, чтобы начать занятия определенным видом спорта трансформируя при этом личный привычный образ жизни.
Краткосрочную мотивацию предопределяют при помощи того, что это не прекращающееся желание, которое относится к настроению в конкретное время. Данная мотивация спустя время пропадет, как и само желание заниматься определенным видом спорта.
Во время постоянных занятий спортом нужно иметь долговременный тип мотивации нацеленную на удержание у спортсмена стремления и дальше заниматься определенным видом спортом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания / К.В. Анохин // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2021. - Т. 71. - № 1. - С. 39-71.
2.Алхаруф А. С. Влияние взаимоотношений между тренером и спортсменом на уровень мотивации достижения спортсмена / Алхаруф А. С. // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. - 2022. - Т. 2, № 1. - С. 73–84.
3.Бочавер, К.А. Тренер как воспитатель и наставник: профессиональные позиции высококвалифицированных специалистов / Бочавер К.А., Довжик Л.М. // В сборнике: Психология спорта: наука ипрактика. Московский институт психоанализа. - Москва. - 2021. - С. 23-32.
4.Бурцев, В.А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.Е. Евграфов // Фундаментальные исследования. 2019. № 2. С. 50–54.
5.Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник московского университета. 2019. № 1. С. 100–110.
6.Берилова Е.И., Босенко Ю.М., Распопова А.С. Особенности взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №. 8 (186). – С. 340-343
7.Берилова Е.И. Особенности взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов / Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №. 8 (186). - С. 340-343.
8.Гавришова, Е.В. К вопросу об исследовании мотивации студентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, к двигательной активности / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №8 (102). С. 48-52.
9.Гавришова, Е.В. Исследование потребности в активности и уровня двигательной активности спортсменов / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов // Вестник физической культуры. – Алматы. 2019. №3 (24). C. 46-48.
10.Глазунов, Ю.Т. Мотив как высшая форма потребностного возбуждения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 276-285.
11.Дементьева И.М. Роль мотивации в становлении ответственного поведения // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры. 2022. Вып. 30. С. 97-101.
12.Дробышева, К.А. Особенности взаимосвязи диспозиционного оптимизма и мотивации спортсменов разного возраста / К.А. Дробышева // Ученые записки университета им. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 517-520.
13.Зебзеев, В.В. Повышение уровня мотивации к занятиям боксом на этапе начальной подготовки / В.В. Зебзеев, Г.А. Трухин, А.П. Козырева // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2019. – С. 221-223.
14.Кладов, Э.В. Мотивация подростков к занятиям спортом / Э.В. Кладов, В.Б. Антипин // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – Омск, 2019. – С. 455-462.
15.Козырева, А.П. Причины возникновения тревожности у спортсменов / А.П. Козырева // Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2019. – С. 133-135.
16.Каськова, Д.С. Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) / Д.С. Каськова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – №6 (265). – 2019. – С. 129–132.
17.Кузнецов, А.С. К вопросу изучения психологических особенностей мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / А.С. Кузнецов // Научные материалы научно-практической конференции «Молодые учёные – столичному образованию». – М.: МГППУ, 2019. С. 102–103.
18.Кузьмин, М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки», №2 (84). 2019. С. 84–89.
19.Красенская Ю. А. Влияние количества сна на мотивацию спортсменов-студентов к самостоятельным тренировкам // Физическая культура и спорт, туризм и гостеприимство: взгляд студенческого научного общества. Москва: Московский государственный университет спорта и туризма, 2023. С. 450-454.
20.Корабельникова Е. А. Сон и профессиональный спорт: взаимовлияние, проблемы и методы их коррекции // Медицинский алфавит. 2020. № 22. С. 30-34.
21.Лосева С.Н. Роль синестезии в творческой деятельности композиторов / С.Н. Лосева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2021. - № 43. - С. 207-213.
22.Мельник Е.В. Психология тренера: практика и теория / Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова, Е.В. Силич, – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. 55 с.
23.Митусова Ю.В. Мотивация как основной фактор спортивной деятельности у студентов / Ю.В. Митусова, Ю.Л. Кролевец // Самоуправление. - 2022. - № 1 (129). - С. 431-434.
24.Непочатых А.В. Особенности спортивной мотивации подростков: личностный и групповой аспекты / А.В. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. - 2022. - № 3 (32). - С. 15-25.
25.Румянцева, Н. В. Особенности мотивов спортивной деятельности спортсменов-любителей / Н. В. Румянцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 4. С. 107-112.
26.Рябчиков В.В. Структура спортивной мотивации российских спортсменов юношеского возраста / В.В. Рябчиков, С.М. Ашкинази, Д.И. Воронов, А.В. Мигунова // Теория и практика физической культуры. - 2023. - №10. - С. 19-21.
27.Стоянов А.С. Ожидания как фактор мотивации спортсмена / А.С. Стоянов, К.Г. Спицына // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №1 (22). - С. 86-95.
28.Стоянов А.С., Адаева Е.С. Ожидания как фактор потребительской лояльности к фармацевтическому препарату: бренд vs дженерик (на примере ибупрофена) // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – № 67(4). С. 14.
29.Стоянов А.С., Пеканова Е.А. Гастрономические ожидания курсантов Академии гражданской защиты А.С. Стоянов, К.Г. Спицына // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2. С. 135–148.
30.Самойлов А. С., Кожокару А. Б., Ключников М. С., Рылова Н. В., Назарян С. Е., Скачкова О. О., Вакулина Е. С., Хакимгузина Л. В. Диагностика и мониторинг функционального состояния высококвалифицированных спортсменов при нарушениях циркадных ритмов // Кремлёвская медицина. Клинический вестник. 2021. № 1. C. 15-25.
31.Ухтомский А.А. Доминанта // А.А. Ухтомский серия: Психология. СПб.: Питер, 2020. - 512 с.
32.Хорева О. Ю., Махов С. Ю. Способы восстановления в спорте // Наука. 2020. № 1 (12). С. 43-50.
33.Царегородцев И.И. Мотивация спортсменов в ходе тренировочного процесса // Современные спортивные технологии. (Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва). – 2020. – С. 237-243.
34.Эргашев К.Т. Мотивация спортивной деятельности // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Киргизской Республики. – 2019. – №. 2. – С. 92-96.