Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что сектор гостеприимства – это бизнес, направленный не только на обеспечение жильем и едой посетителей, но и на организацию досуга. Современный отель это не просто место для отдыха, а культурный центр, где люди имеют возможность перейти от работы к отдыху и развлечениям.
Весельем, человек удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает свою личность, анализирует свою роль в масштабе различных социальных систем. Анимационная деятельность стремится создать условия для развлечений, то есть совокупность явлений, от которых зависит процесс развлечений. Гостиничная анимация – это своеобразная форма рекламы, преследующая цель продвижения гостиничного продукта и услуг на рынке для повышения доходности и прибыльности сферы обслуживания, методом привлечения гостей и их знакомых. Анимация в структуре гостиничного продукта и в системе гостиничного комплекса представляет собой многофункциональную систему, задача которой заключается в преобразовании информации в художественно-образный и спортивно-развлекательный способ воздействия на аудиторию и вовлечении туристов в активную культурную и спортивно-творческую деятельность.
Анимационное обслуживание начинает занимать одно из ведущих мест в структуре продукта гостиничной деятельности, так как с его помощью можно создать гостям праздник на не долгий срок и получить положительный заряд эмоций на долгое время, что в свою очередь положительно отразится на имидже гостиницы и, как следствие на ее доходности. Именно благодаря работе аниматоров происходит включение простых зрителей в активное их участие в проводимых мероприятиях. Это, в свою очередь, усиливает конкурентоспособность организаторов за счет увеличения разнообразия в отдыхе потенциальных клиентов. Большой доход приносят казино, ночные клубы, бары, боулинг-центры и т.д. Но, анимация не так быстро, проникает в деятельность гостиничного комплекса. Причина сего затора – отсутствие штата специалистов и методик их деятельности. А.Д. Жарков считает, что «анимационная деятельность» гостиничного комплекса – многофункциональная система, творческие функции которой аккумулированы в методической подсистеме. Ее задача заключается в 7 модификации информации в художественно-образный метод влияния на аудиторию. Для того чтобы эта задача была решена, необходимы специалисты в области режиссерского и сценарного искусства, которые являются менеджерами гостиничной анимации. С помощью их работы идеи реформируются в некоторые действия участников культурно-досуговой программы. В результате профессиональной работы анимационного гостиничного менеджера является анимационная культурно-досуговая программа, которая должна создавать те условия, которые будут направлены на активную деятельность детей и культуро-содержательное воплощение их досуга. Для этого необходимо постоянно разрабатывать новые анимационные программы и методы вовлечения гостей в досуговую деятельность, чтобы быть уверенными в том, что предоставляемый продукт анимации конкурентоспособен и находится на высоком уровне. В условиях быстро развивающегося, меняющегося рынка необходимость в повышении уровня анимационных услуг, а также профессиональный подход персонала становиться необходимым условием успешной работы любого гостиничного предприятия. Долгое время недостаточное внимание уделялось изучению и удовлетворению духовных потребностей людей. Поэтому отсутствие внимания к экономическим вопросам организации и управления компаниями, обеспечивающими развлекательный процесс, связано с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Нерешенные вопросы о технологическом блоке компонентов компании и его инфраструктуре.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение и анализ способов организации досуга на гостиничных предприятиях. Задачи данной выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть проблемы и перспективы развития досуга и анимационных программ на предприятиях гостиничного сервиса;
2) раскрыть понятие гостиничной анимации;
3) охарактеризовать организацию гостиничной анимации;
4) изучить виды гостиничной анимации;
5) создать проект досуговой программы для «Севан Плаза» и провести его экономическое обоснование.
6) разработать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности ООО «Севан Плаза».
Объект исследования: деятельность гостиницы «Севан Плаза» г. Ростов-на-Дону.
Предмет исследования: организация культурно-досуговой деятельности гостиницы «Севан Плаза» г. Ростов-на-Дону.
Гипотеза данной выпускной квалификационной работы: анимационная деятельность по усовершенствованию культурно-досуговой деятельности гостиницы, способствует стимулированию организации досуга предприятия, повышению прибыли, а также спроса на рынке гостиничных услуг. Теоретической основой данного исследования послужили работы как наших, так и зарубежных авторов: А.Д.Чудновский, Н.И.Гаранин, П.Л.Тимохина, С.И.Байлик, Г.А.Яковлев, Линн Ван Дер Ваген, и др. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что проведенные исследования помогут повысить профессионализм работников анимационного менеджмента в сфере составления развлекательных программ для разных категорий отдыхающих. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников из 25 наименований, приложения. Выпускная квалификационная работа содержит 8 рисунков и 12 таблиц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие и сущность досуга в сфере гостеприимства
После 1960-х годов туризм, казалось, создавал все удобства для отдыхающих - удобную инфраструктуру, сервис, замечательные отели, - однако, когда все так хорошо организовано, возникает неожиданная деталь - скука. Получается, что люди нуждаются в общении, развлечениях, а отдых на пляже или у бассейна их больше не удовлетворяет. Таким образом, начиная с этого периода, наблюдается все большая распространенность этого явления - развлекательных услуг, частью которых является гостиничная анимация.
Анимация, как и любая другая услуга и продукт, имеет свой собственный жизненный цикл - гости возлагают большие надежды на свой отдых, и им быстро становится скучно. Гостиничная анимация должна отвечать на несколько основных вопросов: на что она направлена - на знакомство с культурой, природой, развлечениями через спорт и многое другое; кому она адресована - возраст, пол, социальный статус; какие природные или материальные ресурсы наиболее благоприятны для анимации.
Досуговая деятельность представляет собой целую отрасль в гостиничной индустрии, которая составляет значительную часть всего сервиса предприятия. Досуг – это свободное от работы время.
Культурно-досуговая деятельность – это деятельность, направленная на создание подходящих условий для личностного развития, самореализации и самоопределения себя и групп людей путем участия в различных клубах, конкурсах и встречах, организуемых в рамках данного гостиничного предприятия.
Организация культурных и развлекательных мероприятий на территории отелей является сложной задачей, учитывая, что специфика варьируется и зависит от множества факторов, таких как окружающие условия, административная организация, количество и качество нанятого персонала и надлежащее распределение необходимой рабочей нагрузки.
Анимация и развлекательные мероприятия помогают создать уютную атмосферу, оставить незабываемые впечатления и повысить общую удовлетворенность посетителей отеля своим пребыванием. По вышеуказанным причинам сосредоточение внимания на предоставлении культурных и рекреационных услуг может оказаться неоценимым как для гостей отеля, так и для обслуживающего персонала [2].
За последние несколько лет в деятельности по организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это вызвано рядом разных причин:
– заимствованием опыта зарубежных предприятий;
– ростом образовательного и культурного уровня населения;
– внедрением новых технологий индустрии развлечений;
– изменением структуры использования свободного времени.
В зависимости от материально-технической базы, инфраструктуры и ориентации гостиничного предприятия предлагают своим гостям различные анимационные и развлекательные мероприятия.
Одной из наиболее традиционных форм досуга является спортивно-массовая работа, экскурсии, кинопоказы и развлекательные вечера. Спортивно-массовая работа, как и экскурсионная работа, проводится сотрудниками самой гостиничной компании и профессионалами со стороны. Следует помнить, что экскурсионная деятельность требует разрешение и определенных сертификатов, документации и транспортных средств, необходимых для организации и проведения экскурсий.
Как показывает практика, выгоднее пользоваться услугами специальных туристских и экскурсионных организаций, чем организовывать своими силами.
С появлением новейших технологий и спутникового телевидения показ фильмов отошел на второй план. Единственное исключение – трансляция фильмов для небольшой аудитории в оборудованных залах [12].
Комбинация активного и пассивного отдыха гостей независимо от возрастной категории и социального статуса предполагает наличие развлекательных мероприятий, которым присущи эмоциональное переключение, необычность, праздничность, непохожесть на то, чем занимаются в своей повседневной жизни [10].
Можно выделить следующие направления развития анимации в туризме:
создание специальных музеев и парков, организация костюмированных балов, шоу, праздников и других мероприятий за конкретными сценариям;
анимация – оживление программ досуга туристов в местах длительного отдыха.
Оба из указанных направлений предусматривают необычность и разнообразие мероприятий.
Организация анимационной деятельности как составной части технологического процесса требует жесткого соблюдения профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемирного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.
Творческий подход к организации мероприятий, неординарное использование доступных инструментов и оборудования, разнообразие форм проведения – все эти факторы необходимы для правильной организации культурных и развлекательных мероприятий в любом отеле. Особенно важно учитывать тайм-менеджмент и распорядок дня обычного человека.
Благодаря межличностному общению между гостями и персоналом отеля, гости получают представление о расписании работы отеля, качестве обслуживания, уровне комфорта и гостеприимства, разработанном специально для удовлетворения потребностей каждого посетителя.
Большая ответственность лежит на профессионализме и дружелюбии обслуживающего персонала – только от них зависят шансы гостей на повторное посещение отеля в обозримом будущем, в то время как работники анимационной службы отеля отвечают за то, чтобы гости развлекались и находились в приподнятом настроении. Общее настроение посетителей отеля имеет первостепенное значение и должно постоянно поддерживаться в удовлетворенном состоянии. Во время пребывания в отеле гости тратят свое свободное время на удовлетворение нескольких важных потребностей. Во-первых, для восстановления умственной и физической энергии, затраченной во время их работы или других трудоемких задач, а во-вторых, для содействия их умственному и физическому росту как личностей [5].
Отдых – это процесс восстановления умственных и физических способностей человека, который можно разделить на две основные категории: пассивный и активный отдых.
Пассивный отдых требует прекращения любой энергозатратной деятельности, чтобы обеспечить в основном физическое восстановление организма, в то время как активный отдых – это сознательное изменение распорядка дня и сосредоточение на занятиях чем-то новым и незнакомым, чтобы обеспечить психическое восстановление.
Занятие различными хобби и другими видами деятельности на досуге является важной частью свободного времени, а также может служить частью процесса восстановления.
Отдых – это любая деятельность, проводимая в свободное время с целью физического и психического восстановления. Подходы к отдыху специфичны и отличаются от человека к человеку, но любая форма отдыха ценна и рассматривается как таковая. Конечные цели отдыха чаще всего понимаются как некоторая форма визуализации желаемых результатов, достигаемых путем выполнения определенных действий в свободное время. Мотивы, стоящие за отдыхом человека, кажутся несколько более изощренными, чем конечные цели.
Конечные цели обычно четко осознаются и могут быть озвучены человеком, но его мотивы (как совокупность внутренних и внешних факторов) могут быть не столь очевидны как для стороннего наблюдателя, так и для самого человека.
Мотивы могут быть осознанными или подсознательными и представляться как навязанные извне или добровольно принятые внутренне. Различные функции культурно–досуговых мероприятий, предоставляемых отелем, могут включать в себя [6]:
– функцию адаптации и акклиматизации гостя, чтобы помочь ему переключиться с повседневного восстановления на оздоровительный отдых;
– компенсаторная функция, направленная на снятие ежедневного физического и умственного напряжения с гостей;
– стабилизирующая функция, направленная на создание и поощрение позитивного настроения у гостей;
– восстанавливающая функция, направленная на восстановление физических и умственных способностей гостей;
– образовательная функция, направленная на получение и усвоение новых знаний и опыта;
– маркетинговая функция – функция, которая использует гостей в качестве рекламного носителя для распространения информации о конкретных отелях, городах, странах и т.д. Также могут быть включены такие функции, как:
– социальная солидарность и глобализация;
– творческое развитие;
– развлекательная;
– информативная функция [3].
Организация культурно-досуговых мероприятий осуществляется в соответствии с несколькими принципами и идеями, среди которых:
– принцип индивидуального подхода – при организации культурно–досуговых мероприятий важно учитывать требования, возможности и интересы всех вовлеченных гостей;
– принцип общности и доступности – вовлечение как можно большего числа гостей, возможность заниматься различными видами деятельности имеет жизненно важное значение для удовлетворения их рекреационных потребностей;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2004. – 39 с.
2.Российская Федерация. Федеральный Закон Российской Федерации. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г.: одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.]. – М.: Ось-86.
3.Агаев, С.Я. Организация досуга и развлечений в курортной гостинице / С.Я. Агаев, И.А. В сборнике: Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сборник материалов XV Международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. – С. 263-267.
4.Амангазыева, А.А. Современные тенденции анимации в туризме республики Казахстан / А.А. Амангазыева, А.В. Губаренко // В сборнике: Актуальные проблемы развития туризма. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. – Москва, 2021. – С. 444-449.
5.Бабаева, Е.В. Специфика социально-культурной анимации в туризме / Е.В. Бабаева, О.В. Мальцева // В сборнике: Αктуальные прοблемы сοциальнο-культурнοй деятельнοсти в сοвременнοм прοстранстве мοскοвскοгο мегапοлиса. Сборник научных трудοв. Под общей редакцией Э.И. Медведь, Г.В. Ганьшиной. Москва, 2021. – С. 49-52.
6.Балашова, О.В. Организация этнических анимационных программ как элемент досуга в сельском туризме / О.В. Балашова, Е.Н. Осипова // В сборнике: Социально-экономическое развитие сельских территорий: тренды кооперации. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 190-летию потребительской кооперации Pоссии. Под редакцией Л.П. Наговициной. Новосибирск, 2021. – С. 179-182.
7.Барило, Л.В. Исследование вопросов применения event-менеджмента в сфере гостеприимства с экологической траекторией развития / Л.В. Барило / В книге: Векторы социально-экономического развития России: современные вызовы и возможности. Чебоксары, 2024. – С. 120-139.
8.Болотин, Ю.Е. Подготовка бакалавров направления туризм к анимационной деятельности в рамках преподавания отдельных дисциплин / Ю.Е.Болотин, Б.Ю. Болотин// В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Науч. ред. С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, отв. ред. Ю.Е. Болотин. Арзамас, 2022. – С. 32-38.
9.Вилданова, Д.А. Особенности организации анимационной деятельности на предприятии сферы сервиса / Д.А. Вилданова, А.А. Зиновьева // В сборнике: общество, государство, личность: влияние цифровых технологий. Материалы XXII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – Казань, 2022. – С. 97-100.
10.Володченко, В.С. Формирование туроператорами туристского продукта, включающего отдых в детских лагерях / Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 1 (85). – С. 91-94.
11.Заикина, Н.Ю. Анимационные услуги как драйвер развития экологического туризма на территории национального парка «Валдайский» / Заикина Н.Ю., Колесникова А.П., Максимова А.И. // В сборнике: интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. материалы I международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 273-277.
12.Заугарова, Е.В. Учет и анализ на предприятиях сферы гостеприимства и общественного питания / Заугарова Е.В., Островская О.Л., Щербакова Н.П., Карпова Т.П., Осипов О.М. / Санкт-Петербург, 2023. – С. 96
13.Зуйков, Ю.В. Проблемы инновационного развития туристического кластера в России / Ю.В. Зуйков // В сборнике: Инновационные тренды в международном бизнесе и устойчивом менеджменте. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2024. – С. 252-261.
14.Кануникова, М.И. Подходы к организации культурно-досуговой деятельности в гостиничной индустрии / М.И. Кануникова, О.В. Лесникова // Муниципальная академия. – 2024. – № 1. – С. 303-311.
15.Кетов, Г.Б., Организация спортивно-оздоровительных услуг в гостиничных комплексах г. Перми / Г.Б. Кетов, К.Н. Черепанов // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития сферы гостеприимства. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Министерство физической культуры и спорта Свердловской области; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). – 2021. – С. 42-48.
16.Лузин, В.Э. Анимационные программы «холодного туризма»: игра в снежки / В.Э. Лузин // В сборнике: Экономика. Менеджмент. Арктика. материалы II студенческой научно-практической конференции. Мурманск, 2022. – С. 295-298.
17.Лукина, О.В. Анимационный сервис в гостиницах как средство организации досуга детей с инвалидностью в инклюзивном туризме / О.В. Лукина, Г.С. Алгалиева// В сборнике: омские социально-гуманитарные чтения – 2021. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. – С. 173-177.
18.Макаренко, А.В. Основные тенденции развития хостелов в России / А.В. Макаренко // В сборнике: Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск В.П. Соловьева, О.Т. Ергунова, О.Л. Соколова. 2020. – С. 88-93.
19.Мирошниченко, Е.В. Анимационная деятельность в культурно-познавательном туризме: теоретический аспект / Мирошниченко Е.В., Гененко О.Н., Ряднова С.А. // В сборнике: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 томах. – 2019. – С. 118-122.
20.Мищерякова, Л.В. Технологии социально-культурной анимации как средство организации досуга различных категорий населения / Мищерякова Л.В., Бабаев А.В., Мальцева О.В. // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. – № 1. – С. 34.
21.Морозова, В.А. Особенности организации досуга в гостинице / В.А. Морозова // В сборнике: Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. материалы VI международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. Симферополь, 2020. – С. 202-205.
22.Нижникова, А.К. Перспективы межрегионального сотрудничества и развития туристско-рекреационной сферы российско-белорусского приграничья / Нижникова Анастасия Константиновна // Псковский регионологический журнал. – 2024. – Т. 20. – № 1. – С. 156-170.
23.Нуждина, М.В. Развлекательная составляющая в туристском сервисе / М.В. Нуждина // Интерактивная наука. – 2021. – № 2 (57). – С. 57-58.
24.Организация службы досуга и развлечения (анимация) / Горковенко Е., Кобелева И., Кунтина Е.И. // В сборнике: Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сборник материалов XV Международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. – С. 304-311.
25.Репенко В.А. Модель организации загородно рекреационного комплекса / В.А. Репенко // Академическая публицистика. 2024. № 2-2. С. 274-278.