Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» заключается в том, что в наше время в России сложилась такая социально-экономическая ситуация, которая приводит к росту числа детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. За последние годы в нашей стране распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей и их жесткое об-ращение с детьми, выросло количество социальных сирот и детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Это приводит к тому, что увели-чивается число учреждений, которые предназначены для детей-сирот, таких как детские дома, школы-интернаты, приюты и так далее. По мнению психо-логов, размещение ребенка в такие учреждения приводят к тому, что наруша-ется его развитие, он не готов к самостоятельной жизни, к поиску работы, он не умеет организовывать свой быт и не может сохранять свою семью. Свое-временное обнаружение детей, которые остаются без родительского попече-ния, и принятие мер защиты – актуальные проблемы, которые требуют изуче-ния.
В последние годы одной из актуальных мер, направленных на обеспече-ние декларируемого Конституцией правового статуса лиц, не достигших со-вершеннолетия, стало внедрение государственных программ, затрагивающих основные проблемы детей, а также принятие нормативных актов, концепция которых соответствует международным положениям о правах человека. В то же время нельзя не отметить бессистемность данных законных актов, прово-цирующую возникновение противоречий в рамках правового поля при реше-нии спорных вопросов, участниками которых являются несовершеннолетние лица. Подобная ситуация нередко ограничивает возможность реализации за-конных прав и свобод, необходимых для полноценного развития и реализации личности.
Совокупность законодательных норм, закрепленных в различных от-раслях права, как частных, так и публичных, позволяет конкретизировать конституционные положения и определить правовой статус лиц, не достиг-ших совершеннолетия. Подобный подход обеспечивает формирование систе-мы гарантий, позволяющих данной категории граждан полноценно реализо-вать положенные им по закону права и свободы, а также исполнять обяза-тельства, соответствующие их личным интересам.
Разработанность темы исследования. Правовое регулирование отно-шений, складывающихся при реализации правовых норм, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних детей, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследовалось такими российскими учёными как М.В. Антокольская, И.В. Бакаева, В.А. Белов, Н.Е. Борисова, А.В. Виноградов, Г. Гусарова, Л.Н. Дегтярева, И.Ф. Дементьева, Е.А. Жереб-цова, К.П. Индык, А.В. Зуев, И.В. Макеева, Р. И. Исламова, М.А. Кривошее-ва, Ю.С. Маслова, М.В. Немытина, Е.С. Пальцева, А.М. Рабец, И.В. Ростов-ская, А.А. Ходусов и другие.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают при установлении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования темы становится процесс социальной защи-ты детей данной категории, а также реализации их прав.
Цель данного исследования – анализ и характеристика государствен-ной системы организационной и правовой защиты детей-сирот и детей, кото-рые остались без попечения родителей в РФ, а также определение путей ее дальнейшего развития.
Задачи работы:
1. Соотнести содержание понятий «социальная защита» и «социаль-ное обеспечение»;
2. Охарактеризовать системы социального обеспечения и социаль-ной защиты в РФ;
3. Определить правовые основы деятельности органов социального обеспечения и социальной защиты в РФ;
4. Соотнести понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попе-чения родителей», выявить основные причины появления этих категорий населения в обществе;
5. Рассмотреть основные направления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные проблемы ра-боты с ними;
6. Определить основные пути совершенствования системы социаль-ной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методами исследования выступают теоретические методы, то есть: наблюдение, описание, сравнение, классификация.
В качестве источников в данной работе используются различные ви-ды: интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, статьи Конституции РФ, учебники и пособия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие и содержание социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время, как в специальной литературе, так и в нормативных актах используется весьма обширный перечень понятий и их определений, относящихся к социальной защите населения: «социальная защита», «соци-альное обеспечение», «социальная помощь», «социальная поддержка», «со-циальная политика».
Таким образом, понятие «социальная поддержка населения» нередко смешивается с другими терминами, имеющими отношение к организации со-циальной жизни. Так, социальное обслуживание включает в себя материаль-ную помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организа-цию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, кон-сультативную помощь, реабилитационные услуги и определяется как «дея-тельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Здесь социальная поддержка трактуется либо как один из видов социального об-служивания, либо как иное его название.
Довольно часто употребляется сочетание «социальная помощь и под-держка», поэтому представляется необходимым уточнить соотношение тих терминов. Если помощь – это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка – это собственно реализация системы, т.е. деятельность по оказанию помощи [33, с. 94].
Представляет также интерес трактовка социальной поддержки как дея-тельности по удовлетворению потребностей конкретных людей или групп/семей, возникающих вследствие наступления в их жизни определенных событий/ситуаций под воздействием социальных рисков, путем предоставле-ния им (рис.1) [24, с. 81]:
Рисунок 1 – Предоставление мер социальной поддержки
Формирование системы социальной поддержки происходит на основе действующей системы социальной защиты населения.
Понятие «социальная поддержка» не тождественно всем другим свя-занным с ним терминам. В данном случае социальная поддержка понимается как система, обеспечивающая потенциальную возможность оказания помощи, а также как специальные меры, направленные на поддержание достойных условий существования малообеспеченных социальных групп, отдельных се-ме, личностей, испытывающих нужду в поддержании жизнеобеспечения и де-ятельного существования [33, с. 95].
Поддержка может быть как институциональной, т.е. она осуществляется как специально предназначенными для этого государственными органами и учреждениями, общественными организациями, так и членами семьи, друзья-ми, сослуживцами, соседями индивида. Можно даже сказать, что она является наиболее важной формой взаимодействия между индивидом и его социальной средой, условием субъективного и объективного благополучия человека. В широком смысле слова социальная поддержка подразумевает совокупность всевозможных положительных влияний непосредственной социальной среды субъекта и его успешную интеграцию в систему социальных взаимоотноше-ний (в противоположность процессам и состоянию отчужденности); в узком смысле слова – это лишь прямая помощь в стрессовых ситуациях.
Формы социальной поддержки могут быть различными - в первую очередь это социально-психологические механизмы компенсации различных коммуникативных и эмоциональных расстройств, социальные механизмы удовлетворения потребности в принадлежности, признании, самореализации. Однако в необходимых случаях оказывается также поддержка в материальной форме. Можно сказать, что, например, государственная социальная помощь является видом экономической поддержки граждан, а различные центры со-циальной помощи семье и детям, центры социально-психологических услуг выступают механизмами оказания поддержки в форме услуг. В любом случае, когда индивиду, семье, группе предоставляются услуги, препятствующие утрате их социального статуса, можно говорить об оказании им поддержки.
Наиболее распространенная характеристика типов социальной под-держки включает в себя следующие элементы (рис.2):
Рисунок 2 - Элементы социальной поддержки
Однако такая классификация упускает из виду формы экономической и социально-бытовой поддержки, которые в условиях общественного или ин-дивидуального кризиса могут выступать как важнейшие инструменты сохра-нения социального функционирования индивидов и групп [34, с. 71].
Субъектами социальной поддержки являются государство и общество. Государство в целом создает правовую и организационную базу такой под-держки; его органы и учреждения призваны находиться в состоянии постоян-ной готовности, поскольку потребность жителей в социальной помощи не яв-ляется постоянной ни по объему, ни по содержанию. Реализация государ-ственной политики социальной поддержки населения в отношении опреде-ленных законодательством категорий граждан осуществляется основными субъектами: федеральными органами государственной власти, органами гос-ударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это положение действующего законодательства определяет политика организационно и финансово-трехуровневая.
Итак, в правой науке не получило однозначной трактовки понятие «со-циальная поддержка». Требуют научного обоснования соотношения понятий «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная поддержка». Ученые отмечают, что соотношение этих понятий остается неясным и в настоящее время.
Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимо-стью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психи-ческой, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствую-щие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.
Кроме этого, местное законодательство субъектов РФ может преду-сматривать дополнительные меры поддержки в области законодательства для данной категории граждан.
1.2 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей
Специфика исследования такого явления, как правовой статус лиц, не достигших совершеннолетия, включает в себя определение понятия, содержа-тельной составляющей и характерных особенностей. Анализ концепций, представленных в рамках научной доктрине, а также оценка нюансов, связан-ных с участием данной категории граждан в правовых взаимоотношениях, обеспечивают возможность реализации данной задачи.
С точки зрения Е.С. Егоровой, правовой статус лиц, не достигших со-вершеннолетнего возраста, является выделенным от общего правового лич-ностного статуса, которым по праву рождения наделяется каждый человек. По мнению специалиста, подобная дифференциация обуславливается специ-фикой постепенного развития несовершеннолетних, фактического отсутствия у них значимого жизненного опыта, а также наличия определенной зависимо-сти от родителей или официальных опекунов, с которыми они проживают [23, с.66].
Подобный подход носит весьма спорный характер, и опровергается по-зицией, принятой как социологами, так и юристами, согласно которой все без исключения граждане, вне зависимости от их возраста, рассматриваются как самостоятельные личности. Исходя из этого можно говорить о родовом при-знаке личностного статуса, распространяющемся, в том числе, и на несовер-шеннолетних. Подобная позиция подтверждается положениями, закреплен-ными в рамках второй части статьи 17, а также статьи 64 Конституции РФ [1], согласно которым правовой статус лиц, не достигших совершеннолетия, определяется в качестве личностного статуса, в отношении которого приме-няются специфические ограничения, обусловленные возрастными критерия-ми.
С точки зрения юридической теории, под правовым личностным стату-сом подразумевается одна из базисных категорий, отражающая ключевые ас-пекты правового существования человека - его личные интересы и основные запросы, отношения с государственными структурами, деятельность в рамках трудового и политического поля, социальная удовлетворенность и т.д. Для отечественной научной доктрины, равно как и для законодательных норм, ха-рактерно интенсивное употребление терминов «статус» и «положение» в тождественной форме. Однако ряд специалистов утверждают, что данные по-нятия должны иметь четкую дифференциацию с точки зрения правовой пози-ции, из-за чего сформировались параллельные подходы к исследованию дан-ных категорий.
Первая концепция подразумевает тождественное восприятие указанных терминов, основанное на этимологии понятий, обуславливающей возмож-ность их использования в качестве заменяющих друг друга синонимов [27, с. 182].
Сторонники второй концепции, напротив, заявляют о необходимости разграничения указанных терминов, в рамках которого должны использовать-ся узкая и широкая трактовка, и указывают, что данные явления имеют произ-водную взаимосвязь, то есть одно из них является составляющим элементом другого. Основным предложением данного подхода является внедрение в ка-честве обобщающего термина формулировки «правовое положение», а в ка-честве более конкретизирующего - «правовой статус» [25, с. 56].
Заслуживающей внимания является теоретическая концепция, предлага-емая рядом исследователей, в рамках которой правовой статус рассматрива-ется в качестве совокупности субъектных взаимосвязей конкретной юридиче-ской отрасли, а смысловая составляющая правосубъектности приравнивается по своей специфике к правовому статусу [25, с. 19]. Стоит отметить, что по-добный подход к установлению соотношения данных правовых категорий ос-новывается на дифференциации иных терминов, в частности - субъектов права и правоотношения. Наиболее логичной выглядит позиция авторов, подчерки-вающих структурную усложненность и насыщенность правового
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Феде-ральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. № 238-239. 8 декабря 1994 г.
4) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Парламентская газета. 2000. № 151-152. 10 авг.
5) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
6) Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
7) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–Ф3 (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 2002. № 1 [ч. I]. Ст. 3.
8) Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Рос-сийской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.
9) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. № 297. 31 декабря 2006 г.
10) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 10.07.2023) // Российская газета. № 94. 30 апреля 2008 г.
11) Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023 г.) // Со-брание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.
12) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законо-дательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
13) Решение Куртамышского районного суда Курганской области от 21 марта 2022 г. по делу № 2-37/2022 [Электронный ресурс] // «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения: 06.05.2024).
14) Решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2020 г. по делу № 2-28/2020 [Электронный ресурс] // «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact.ru/regular/doc/o5j1UCfMWy6Q/ (дата обращения: 06.05.2024).
15) Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2010. 432 с.
16) Арефьева А.А., Макроменко В.Д. Правовое регулирование дея-тельности органов опеки и попечительства // В сборнике: Органы государ-ственной власти в системе правозащитной деятельности на современном эта-пе. Сборник научных трудов V Национальной научно-практической конфе-ренции. Санкт-Петербург, 2022. С. 32-37.
17) Ахмедова З. А. Некоторые аспекты совершенствования законода-тельства об опеке и попечительстве // Наследственное и семейное право: тео-рия и правоприменительная практика: Материалы международной научно-практической конференции, Ставрополь, 23 апреля 2015 года. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. С. 66-70
18) Баранашник А.В. Теоретико-правовые аспекты выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Социально - эконо-мические и правовые исследования. 2020. № 1 (59). С. 37-48.
19) Белякова А.М. Советское семейное право: [Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Белякова А. М., Рясенцев В. А., Яковлев В. Ф.]; Под ред. В. А. Рясенцева. Москва: Юрид. лит., 1982. 255 с.
20) Бирюкова И.А. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С. 918-922.
21) Блинкова А.Е., Прихидько Т.А., Чеснокова М.Ю. Проблемы дея-тельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации // В сбор-нике: Лучшая студенческая работа 2022. Сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 93-97.
22) Егорова В.С. К вопросу о понятии и правовом регулировании де-тей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Акту-альные проблемы современного законодательства Российской Федерации. Сборник статей. М., 2018. С. 66-75.
23) Егорова В.С. К вопросу о понятии и правовом регулировании детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуаль-ные проблемы современного законодательства Российской Федерации. Сбор-ник статей. М., 2018. С. 66-75.
24) Крупская К.А. Социальная защита и обеспечение детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей // Национальный вестник Республики Крым. 2023. № 5. С. 80-85.
25) Левицкая Е.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая ком-пания Юком», 2016. 74 с.
26) Мартынова Е.В. Опека и попечительство. «Южный федеральный Университет», 2019. 237 с.
27) Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матуз-ов, А.В. Малько. М.: «Дело» РАНХиГС, 2020. 528 с.
28) Мосиенко Т.А. Проблемы назначения опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Т.А. Мо-сиенко, С.А. Мартиросян // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). С. 84-86.
29) Навродская В.А. Направления работы центров содействия семей-ному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с организациями и гражданами в решении проблемы сиротства // В сборнике: Huma№iora Forum – 2021. Материалы. 2022. С. 51-55.
30) Нечаева, А. М. Семейное право: учебник для вузов. 8-е изд., пере-раб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 294 с.
31) Рабец А.М. «Опекунско-родительские» правоотношения - юриди-ческий феномен в современном семейном праве РФ // Вестник Тверского гос-ударственного университета. Серия: Право. 2018. № 2. С. 31-38.
32) Сейденцаль И.С., Соколова Е.В. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сборник материалов Всерос-сийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с Международным участием). Красноярск, 2022. С. 1261-1263
33) Сенников А.Л. Проблемы социально-правовой защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей // Трибуна ученого. 2023. № 6. С. 94-99.
34) Сенников А.Л. Особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Трибуна ученого. 2023. № 9. С. 70-74.
35) Сенников А.Л. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Трибуна ученого. 2023. № 9. С. 62-69.
36) Тагаева С.Н. Семейное право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. 501 с.
37) Товмасян Р.В. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних: пробелы и противоречия // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2011. № 1. С. 136-141.
38) Ускова Ю.В. Некоторые аспекты и проблемы установления опеки (попечительства) в российском законодательстве // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 100. С. 1647-1664.
39) Цветков В.А. Многоаспектность понятия опеки и попечительства // Сибирское юридическое обозрение. 2012. № 1 (18). С. 17-20.
40) Шаршак М. Н. Многоаспектность понятия опеки и попечитель-ства // Потенциал современной науки: материалы Международной (заочной) научно- практической конференции, Прага, Чехия, 30 ноября 2020 года. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Алек-сандр Ильич), 2020. С. 430-433.
41) Шульженко И.С. Формы развития опекунства как основание ста-новления института приёмной семьи в Российской Федерации. Отечественный и европейский опыт // В сборнике: МЭИи. 2019. С. 334-341.