Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
В данном дипломном проекте рассматриваются вопросы связанные с разработкой методики проектирования СТО легковых автомобилей. Данная работа расположена на 67 страницах А4 имеет 3 рисунка и 15 таблиц и 2 приложения. Графическая часть проекта выполнена в программе Компас 3D на 5 листах формата А1.
Введение
Автомобильный транспорт является наиболее распространенным и удобным видом транспорта, особенно эффективным и комфортным для перевозки грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Он обладает высокой маневренностью, хорошей проходимостью по пересеченной местности и приспособленностью к работе в различных климатических и географических условиях. Экономически эффективная работа автомобильного транспорта гарантируется рациональным использованием транспортных средств стоимостью в несколько миллионов долларов, включая грузовые и легковые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы [1].
Интенсивный рост автомобильного парка требует увеличения численности работников при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, модернизации оборудования и повышения квалификации ремонтно-эксплуатационного персонала Своевременное и качественное техническое обслуживание в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность транспортного средства, снижает потребность в ремонте и обеспечивает его долговечность. работоспособность в течение установленного срока службы. Для достижения поставленной задачи необходимо широко использовать средства диагностики, совершенствовать и обновлять оборудование, инструменты, максимально механизировать зоны технического обслуживания и ремонта.
Станция технического обслуживания автомобилей (СТО) - это многофункциональное предприятие, выполняющее широкий спектр работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей [1].
Значительный рост автомобильного парка в нашей стране обуславливает увеличение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Выполнение этих задач требует высоких трудозатрат и привлечения большого количества квалифицированных рабочих. В связи с этим необходимо значительно повысить производительность труда при техническом обслуживании и ремонте всех типов автомобилей.
Механизм технического обслуживания и ремонта автомобилей с использованием более совершенного оборудования облегчает и ускоряет многие технологические процессы, но в то же время обслуживающему персоналу необходимо овладеть определенными технологиями и навыками, знанием устройства автомобиля и умением пользоваться новейшими приборами, инструментами и контрольно-измерительной аппаратурой. Хорошее техническое состояние означает, что транспортное средство полностью соответствует стандартам, определенным правилами технической эксплуатации, характеризующим его работоспособность.
Очень важно повышать качество и надежность выпускаемого автомобиля, уровень технического обслуживания и ремонтных работ, включая организацию и проектирование производства работ по ремонту и техобслуживанию. Но с увеличением стоимости оборудования значительно возрастает и стоимость запасных частей и их ремонта.
С достижениями в области науки и техники, которые способствуют повышению надежности работы машины, все больше и больше внимания уделяют совершенствованию системы технического обслуживания, которая приобретает черты комплексной системы, что обеспечивает принудительное выполнение части работы и другие детали в соответствии с потребностями определяются технического осмотра и диагностики. Это снижает сложность технического обслуживания и потребность в запасных частях и расходных материалах.
Создание развитой станции технического обслуживания требует привлечения крупных инвестиций на основе технико-экономических обоснований.
Строительство новых станций технического обслуживания должно соответствовать современным требованиям научно-технического прогресса. Развитие производственной технологической базы (АТП) должно обеспечить внедрение научно-технических достижений в проект для обеспечения того, чтобы вновь построенные и реконструированные предприятия обеспечивали технологический прогресс и качество технического обслуживания и ремонта автомобилей в соответствии с научно обоснованными стандартами затрат на рабочую силу, сырье, материалы и энергоресурсы.
Они должны обеспечивать [1]:
- Высокую эффективность инвестиций;
- Рационализацию землепользования.
При строительстве нового автотранспортного предприятия одним из главных условий технического прогресса является снижение сложности работ и оснащение рабочих мест и постов высокоэффективным и производительным оборудованием и оснасткой.
Площадка должна быть оснащена необходимым оборудованием для выполнения этих задач.
После строительства площадки и оснащения необходимыми энергетическими частями, планируется оснащение необходимым оборудованием и инструментами для ремонта и диагностики ходовой части автомобиля.
Целью данного дипломного проекта является разработка методики расчёта профессиональной станции технического обслуживания по ремонту легковых автомобилей, а также разработка методики проектирования СТО легковых автомобилей. Актуальность работы состоит в том, разработка методики проектирования СТО легковых автомобилей находит практический смысл при проектировании станции технического обслуживания с целью расчёта и прогнозирования полученных в результате расчётов данных.
1 Анализ существующих методик расчета СТО
1.1 Расчет по отраслевым нормам технологического проектирования АТП и СТО 01-91
В настоящее время предприятия и организации с различными целями, размерами и формами собственности создаются и функционируют в сфере автомобильного транспорта. По выполняемым функциям эти предприятия и организации подразделяются на автотранспортные, автосервисные и автомобильные шинные. Транспортные компании (ATП) осуществляют перевозки грузов и пассажиров, техническое обслуживание, ремонт и хранение транспортных средств на дороге и обеспечивают сохранность их эксплуатационных материалов. Названия АТП подразделяются на [1]:
- Грузовые (для перевозки грузов);
- Пассажирские и такси (для перевозки пассажиров городским, пригородным и междугородним транспортом);
– Смешанные (для перевозки грузов и пассажиров);
- Специальные (для специальных перевозок, таких как крупногабаритные грузы и для перевозки грузов на большие расстояния).
По типу собственности различают общественную, официальную, акционерную и частную. По организации производственной деятельности предприятие делится на объединенное (автономное) и кооперативное. Выполняются комплексные работы ATП по перевозке грузов и (или) пассажиров, ремонту и хранению транспортных средств. Для полноценного обслуживания транспортных средств в автономном ATП имеется производственное помещение, оснащенное технологическим и диагностическим оборудованием, организована работа складского хозяйства и развита инфраструктура для работы предприятия. В некоторых случаях партнеры ATП могут объединиться, чтобы сократить расходы. При этом часть работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта ATП выполняется совместно с компанией, имеющей наилучшие условия (например, ремонт веток ATП можно выполнить своими силами, а въезд после ремонта осуществляется на кооперативном ATП).
Транспортные компании (в основном комплексные) могут иметь в своем штате два типа филиалов [1]:
- Операционные;
- Производственные предприятия.
В филиалах осуществляется хранение транспортных средств, а также ежедневное техническое обслуживание (EO), ТО-1 и мелкий ремонт. Ветки этого типа расположены в местах пересечения грузовых и пассажирских потоков, что способствует сокращению пробега на холостом ходу.
Производственные цеха будут обслуживать выполнение ТО-1, ТО-2 и наиболее трудоемких работ по текущему ремонту (ТR). Автосервисные компании выполняют работы по техническому обслуживанию, ремонту и хранению транспортных средств предприятий и организаций различных форм собственности, а также отдельных граждан. Этот тип компании не предоставляет никаких услуг по перевозке грузов и пассажиров. Основным видом автосервисных предприятий являются станции технического обслуживания и ремонта, предназначенные для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту гражданских транспортных средств, а также для малых предприятий и организаций, не имеющих собственной производственной базы. Сотни обслуживаются в основном легковыми автомобилями, в отдельных случаях автобусами и грузовиками. Техническое обслуживание- а станции доставки разделены на городские и дорожные подразделения. Коммунальные службы, расположенные в одном населенном пункте, могут быть универсальными по характеру выполняемых работ (для обслуживания и ремонта автомобилей не многих марок) или специализированными (дилерские центры, обслуживающие одну марку). В зависимости от количества рабочих мест и типа выполняемых работ они подразделяются на группы [1]:
- Малые станции-до 5 рабочих постов;
- Средние-от 6 до 15 постов;
- Большие – более 15 постов.
Дороги являются универсальными остановками для технического обслуживания и ремонта всех типов транспортных средств (легковых, грузовых автомобилей, автобусов). Они имеют от 2 до 5 рабочих постов и расположены за пределами населенных пунктов. Хранение транспортных средств осуществляется на парковках, где могут быть предоставлены различные сопутствующие услуги (например, установка колес).Сбор, распределение и отправка грузов и пассажиров осуществляется в терминалах. Пассажирские терминалы включают автобусные и автомобильные станции, а грузовые терминалы включают грузовые станции и контейнерные площадки. Авторемонтные компании будут обслуживать как комплектные транспортные средства, так и их компоненты (в соответствии с ONTP02-86) для капитального ремонта и подразделяются на [2]:
- Компании по ремонту силовых установок для грузовиков и автобусов;
- Компании по ремонту других основных силовых агрегатов для легковых автомобилей;
- Предприятия по ремонту других основных агрегатов легковых автомобилей;
Основные требования к проектно-сметной документации и методам ее оформления, обработки и хранения перечислены ниже некоторых стандартов, применяемых в области проектирования промышленных предприятий, путем сбора стандартов ГОСТ в общей рубрике "Система проектной документации для строительства" (СПД).
ГОСТ Р2101-92 "Основные требования к рабочей документации". Действующий стандарт устанавливает основные требования к составу рабочей документации, рабочих чертежей для строительства предприятий, зданий и сооружений. Он также определяет базовый набор чертежей и маркировки, общие требования к рабочим чертежам, общие правила выполнения рабочих чертежей и текстовую документацию. Этот ГОСТ предусматривает частичное применение стандарта ГОСТ ЭСКД, который не противоречит СПД.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Структура автопарка по регионам России на 1.05.24 - электрон. Дан. – [Москва]., 2024. - Режим доступа: https://autostat.media/operativka.
2. Грибут, И.Е. Автосервис: Станции автосервиса: Учебник / Грибут И.Е., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко - М.: Альфа-М.: ИНФРА-М., 2008 - 480 стр.
3. Напольски, Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г.М. Напольски. М.: Транспорт. , 1993. - 230 с.
4. Дехтеринский, Л. В. / Проектирование авторемонтных предприятий: учебник. - М.: Транспорт, 1981. - 240 с.
5. ВАЗ-2104-05-07 и модификации. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту/ - М.: Издательский дом Третий Рим, 2003. - 254 с.
6. Смирнов В.Л. Автомобили ВАЗ. Технология ремонта узлов и агрегатов / В.Л. Смирнов, Ю.С. Прохоров и др./ - Нижний Новгород.: НВП "ИТЦ Автоважобработка". 2003. - 204 с.
7. Положение о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств Министерства автомобильного транспорта. - М.: Транспорт. , 1989. - 72 с.
8. Справочник по сопротивлению материалов / Е. Ф. Винокуров, М. К. Балыкин, И. А. Голубев. - М.: Наука и техника, 1988. - 464 с.
9. Охрана труда в машиностроении / Под ред. Е.Я. Юдина. - М.: Машиностроение, 1993. - 432 с.
10. Коган, Е.И. Охрана труда на автотранспортных предприятиях / Е.И. Коган, В.А. Хейкин. - М.: Транспорт. , 1992. - 253 с.
11. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их выбору для финансирования/ - М.: Информэлектро, 1994. - 74 с.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ / / Сиб. Изд-во Университета, 2010. - 585 с.
13. Дажин, В.Г. Дизайн диплома: методические рекомендации по реализации дипломных проектов / В.Г. Дажин. Вологда: ИПЦ, 1992– - 35 с.
14. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю. М. Власко.М.: Трансконсалтинг АГ, НИИАТ, 1994. - 779 с.
15. Справочник инженера-механика: проектирование авторемонтных предприятий/ Ф. П. Верещак, Л. А. Абелевич. - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1973. - 560 с.
16. Дарков, А.В. Сопротивление материалов: учебник. - М.: Высш. жк., 1989. - 624 с.
17. Дунаев, П.Ф. Детали станка: дизайн курса./ П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. М.: Высшая школа, 1990. - 399 с.
18. ГОСТ 12.1.004-99 ТОС. Пожарная безопасность. Общие требования.
19. ОНТП-01-91. Общие стандарты технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991. -184 с.