Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников................................................................................................ 6
§ 1.1 Понятие дополнительного образования и внеурочной деятельности……………………………………………………………… 6
§ 1.2 Особенности реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности…………………….................11
§ 1.3 Педагогические условия разработки и реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности…………… 14
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по диагностике влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников…………………………………….......... 20
§ 2.1 Показатели влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников …….....20
§ 2.2 Проведение опытно – экспериментальной работы по влиянию дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников ………………………………................. 24
§ 2.3 Оценка опытно – экспериментальной работы по влиянию дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников …………………………………............. 30
Заключение………………………………………………………………... 45
Список использованных источников и литературы……………………. 47
Приложения……………………………………………………………….. 54
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности исследования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в начальной школе являются неотъемлемой частью основной образовательной программы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Однако, внеурочная деятельность и дополнительное образование качественно влияют не только на творческие, но и общее интеллектуальное развитие обучающихся начальной школы, так как данное направление предоставляет ученикам все условиях для раскрытия своих потенциальных возможностей, талантов и способностей.
Актуальность темы исследования также подтверждается тем, что внеурочная деятельность и дополнительной образование являются своеобразной альтернативой урочной системе, где посещение занятий является обязательным. Во внеурочной же деятельности и дополнительном образовании есть свобода выбора, которая, дополняя учебный процесс, является мощным педагогическим фундаментом и условием для полноценного развития обучающихся начальной школы.
Вопрос влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников отображён в трудах учёных, изучавших в отдельности как дополнительной образование, так и внеурочную деятельность в начальной школе. Среди таких авторов Е. М. Калинкина, Т. И. Киселева, И. А. Корецкая, Д. В. Корченкина, Ю. И. Куртанидзе, Е. О. Кушнир, С. В. Львова и др. В процессе изучения литературных источников, была было выявлено, что среди исследований нет единого мнения о том, как могут быть объединены дополнительное образование и внеурочная деятельности в достижении цели развития младших школьников. Данный факт позволил сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования заключается в изучении педагогических показателей, необходимых для развития младших школьников в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Объект исследования – внеурочная деятельность и дополнительное образования, предмет исследования – особенности и процесс влияния внеурочной деятельности и дополнительного образование на развитие младших школьников.
Цель исследования заключается в опытно – экспериментальной оценке влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие дополнительного образования и внеурочной деятельности:
изучить особенности реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
проанализировать педагогические условия разработки и реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
выявить показатели влияния дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников;
провести опытно – экспериментальную работу по влиянию дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников;
произвести оценку опытно – экспериментальной работы по влиянию дополнительного образования и внеурочной деятельности на развитие младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие младших школьников будет происходить при нормативном реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования и включении каждого ребёнка в данный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке необходимых педагогических условий для развития младших школьников условиях дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в применении результатов исследования в профессиональной практической деятельности учителей начальных классов.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция. Практические: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1.1 Понятие дополнительного образования и внеурочной деятельности
Дополнительное образование и внеурочная деятельность являются неотъемлемыми части образовательной программы начального общего образования и в общем, обыденном смысле подразумевают включение обучающихся в социально-культурную среду посредством организации их досуга. Однако, между данными понятиями есть ключевые различия, которые необходимо изучить и проанализировать.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы[ Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.].
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона[ Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167.
].
Реализацией программ внеурочной деятельности занимается педагогический коллектив школы, имеющие соответствующую квалификацию. Практика показывает, что в пределах одного общеобразовательного учреждения, часы внеурочной деятельности распределяются между учителями начальных классов и учителями – предметниками, которые ведут иностранный язык, физическую культуру и музыку. Также в систему реализации программ внеурочной деятельности иногда включается педагог-организатор, старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог, ведущие внеурочные объединения по тематике своей профессиональной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на каждого ребёнка должно быть запланировано строго определённое количество часов внеурочной деятельности. Так, на уровне начального общего образования, должно быть запланировано не более 1350 часов в год. При этом образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы[ Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.].
Оплата за реализацию программ внеурочной деятельности производится точно также как и за обычные предметные уроки. Поэтому вести объединения внеурочной деятельности для педагогов выгодно, а для обучающихся – это уникальная возможность углубить знания, умения и навыки по определённому предмету.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два различных и понятия и вида деятельности. Так, в Федеральном Законе «Об Образовании в Российской Федерации» в ст. 75. изложены основные положения, касающиеся определения данного вида образовательной деятельности: «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
].
Отличительными чертами дополнительного образования от внеурочной деятельности является то, что программы дополнительного образования нацелены на индивидуальный выбор обучающегося и не опираются на положения Федерального государственного образовательного стандарта. Но это не единственные отличительные черты внеурочного образования и внеурочной деятельности. Основные отличия представлены в табл.1:
Таблица 1. Отличия внеурочной деятельности от дополнительного образования
Основание отличия Внеурочная деятельность Дополнительное образование
Цель: Обеспечение достижения планируемых результатов в соответствии с образовательной программой. Всестороннее удовлетворение потребностей в различных видах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
2)Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
3)Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167.
4)Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
5)Антипова Ю. В. Педагогические условия развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности / Ю. В. Антипова, О. А. Борзенкова // Научные тенденции: Педагогика и психология : сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 04 февраля 2019 года. – Санкт-Петербург: ЦНК МОАН, 2019. – С. 5-8.
6)Буйлова, Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 930-937.
7)Василенко А. Д. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях преемственности урочной и внеурочной деятельности / А. Д. Василенко // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : сборник материалов XXIII Международной научно-практической конференции, Москва, 19 января 2024 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2024. – С. 87-90.
8)Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.
9)Волчек М.Г. Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды. – Сибирский учитель - № 1 (98) январь—февраль 2015. – с. 18-22
10)Голованова Н. Г. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе во внеурочной деятельности / Н. Г. Голованова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 29–30 марта 2018 года / Отв. ред. И.А. Сарычева. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. – С. 25-27.
11)Дмитриева Е. С. Взаимосвязь академической успеваемости и эмоционального восприятия у детей, получающих дополнительное музыкальное образование: возрастной аспект / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман // Психолог. – 2021. – № 1. – С. 60-72.
12)Дубынина Т. В. Развитие познавательного интереса к математике во внеурочной деятельности / Т. В. Дубынина // Интерактивная наука. – 2021. – № 8(63). – С. 18-20.
13)Калинкина Е. М. Дополнительное образование как фактор формирования компонентов интеллектуальной одаренности школьников / Е. М. Калинкина, Н. Ю. Камракова, И. В. Фокина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 360-364.
14)Калинкина Е. М. Развитие интеллектуальной одаренности детей в условиях дополнительного образования / Е. М. Калинкина // Коммуникации. Общество. духовность - 2022 : Материалы XXII международной научно-практической конференции. К 350-летию со Дня рождения Петра I, Ухта, 19–21 мая 2022 года. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2022. – С. 145-149.
15)Каргина З. А. Концептуальные основы профессионально-общественной экспертизы (оценки) программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Символ науки: международный научный журнал. – 2015. – № 10-1. – С. 165-169.
16)Киселева Т. И. Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе Как средство развития познавательного интереса младших школьников / Т. И. Киселева, И. В. Кошкина // Гуманизация образовательного пространства : сборник научных статей по материалам международного форума, Саратов, 15–16 марта 2018 года / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. – Саратов: Издательство "Перо", 2018. – С. 384-390.
17)Корецкая И. А. Влияние внешкольных занятий на адаптацию учащихся в общеобразовательном учреждении / И. А. Корецкая, П. В. Мамчур // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 5(148). – С. 199-205.
18)Корченкина Д. В. Дополнительное образование как средство развития способности к межкультурной коммуникации младших школьников / Д. В. Корченкина, Е. С. Лапшова // Focus on Language Education and Research. – 2022. – Т. 3, № 2. – С. 58-71.
19)Куртанидзе Ю. И. Оценка влияния внеурочной деятельности на гармоничность развития детей младшего школьного возраста / Ю. И. Куртанидзе, Н. И. Холмогорова, Н. А. Пекарец // Российский педиатрический журнал. – 2022. – Т. 3, № 1. – С. 167.
20)Кушнир Е. О. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования / Е. О. Кушнир, А. Б. Закирова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 12(25). – С. 540-544.
21)Львова С. В. Развитие творческого мышления младших школьников в контексте дополнительного образования / С. В. Львова, К. А. Аракелян // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 60-70.
22)Маслова С. Н. Художественное конструирование как залог успешного развития творческих способностей учащихся в объединениях дополнительного образования / С. Н. Маслова, Т. А. Сыроватченко // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ и ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в НАУКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Пермь, 03 мая 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. – С. 64-66.
23)Опарина Е. В. Развитие социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах в условиях сельской школы / Е. В. Опарина // Мир образования - образование в мире. – 2018. – № 3(71). – С. 279-286.
24)Переворочаева Ю. С. Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности / Ю. С. Переворочаева, Н. Н. Жданова, О. А. Тарасова // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 23 мая 2019 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 94-96.
25)Пешина Э. Р. Проектная деятельность во внеурочной деятельности начальной школы / Э. Р. Пешина, Л. Р. Шарипова // Вызовы XXI века : Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции, Набережные Челны, 28 апреля 2022 года. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2022. – С. 312-314.
26)Пчелкина Ю. Ю. Дополнительное образование как условие развития интеллектуальной одаренности младших школьников / Ю. Ю. Пчелкина, Е. М. Калинкина // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : Сборник научных статей VI международной научно-практической конференции, Ярославль, 16 мая 2022 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. – Ярославль - Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 326-328.
27)Сбоева Н. А. Развитие речи первоклассников во внеурочной деятельности / Н. А. Сбоева // Проблемы школьного и дошкольного образования : Материалы IX региональной научно-практической конференции, Глазов, 20–23 марта 2018 года. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2019. – С. 228-230.
28)Степанова А. С. Проблема выбора внеурочной деятельности для младших школьников / А. С. Степанова, Л. В. Степанова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – № Т6. – С. 200–203.
29)Сыромятникова А. В. Развитие творчества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Сыромятникова, А. С. Сакердонова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 12(29). – С. 884-886.
30)Теличко О. А. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников в социальнокультурной среде дополнительного образования / О. А. Теличко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 097-104.
31)Ус О. А. Возможности цифровых технологий в учреждениях дополнительного образования детей / О. А. Ус, Н. В. Свинцова // Актуальные вопросы педагогической науки и образования : Сборник статей по материалам авторских исследований II Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Краснодар, 19–20 мая 2022 года / Отв. редактор О.А. Мосина. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 11-18.
32)Цыбиктарова Э. Б. Исследовательская деятельность при реализации внеурочной деятельности в начальной школе / Э. Б. Цыбиктарова // Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования : МатериалыXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Улан-Удэ, 11–12 ноября 2021 года / Науч. редактор М.Г. Цыренова. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2022. – С. 61-64.
33)Чегаева С. И. Мастер-класс "пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности" / С. И. Чегаева // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2019. – № 1(4). – С. 104-106.
34)Чердынцева Е. В. Развитие интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности / Е. В. Чердынцева // Детство, открытое миру : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 февраля 2019 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2019. – С. 91-94.
35)Щипцова С. А. Использование игры во внеурочной деятельности в начальной школе / С. А. Щипцова // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 января 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 82-84.