Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность: развитие творческих способностей у детей является приоритетной задачей человечества. В наше время изменения и новшества происходят во всех сферах жизнедеятельности, к ним ребёнку необходимо адаптироваться. Проблема актуальна не только для детей, но и для педагогов. В современном образовательном процессе педагог должен быть специалистом в любой образовательной области, владеющим процессом интеграции областей, применяющим обширные знания и высокий уровень творческого развития.
Развитие творческих способностей у дошкольников, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является важной задачей. Творческие личности являются двигателем человеческого прогресса. Поэтому развивать творческие способности детей дошкольного возраста - главная задача педагога [26,с.159].
Развитие творческих способностей дает большие возможности для раскрытия детского творчества во всех сферах деятельности детей. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности. Одной из таких деятельностей является рисование.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. С помощью рисунка у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика. При передаче формы дошкольник работает руками, пальчиками благодаря этому развивается речь.
При развитии творческих способностей у дошкольников важно учитывать индивидуальные способности, сензитивность возраста. Поэтому необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, избегая шаблонности выполнения работы. С одной стороны педагог стремиться к тому, чтобы все дети выполнили работу, а с другой стороны пропадает творческий процесс при выполнении творческого продукта.
Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях рисованием.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: какие организационно - педагогические средства, используемые для обучения дошкольников лепке окажут эффективное влияние на развитие творческих способностей.
Еще одна проблема шаблонность выполнения работы. Педагог стремиться к тому, чтобы все дети выполнили работу. Поэтому творческий процесс чаще уходит за рамки педагогической организации процесса обучения.
Актуальность проблемы определила тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях нетрадиционными техника рисования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и на практике проверить эффективность занятий нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
3) выделить методы и приёмы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании;
4) провести диагностическое исследование и выявить исходный уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
5) разработать комплекс занятий направленный на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев); теоретические положения о развитии творческих способностей ребенка (В.Б. Косминская, Е.П. Ильин, С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, И.А. Лыкова).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования: Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
1.1.Сущность и особенности творческих способностей
В современном мире, развитие творческих способностей является одной из важнейших задач образования. Для выявления особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, важно раскрыть понятие «творческие способности». Данный вопрос в современном мире интересует многих педагогов и психологов. На основании изученной литературы Л.С. Выготского, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова сделаем следующие выводы:
Способности – психологические, индивидуальные особенности человека, являющиеся условием выполнения продуктивной деятельности.
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Способности человека являются определяющим моментов в определение индивидуальных особенностей, именно они определяют становление личности и обуславливают степень индивидуальности.
В.Н. Крутецкий определяет способности как индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями успешного ее выполнения.
Творчество – деятельность дошкольника, в результате которой является творческий продукт, в которой ребенок создает оригинальное, новое. Реализует свой замысел, проявляет творческое воображение, самостоятельно воплощает свои идеи. Творчество — это общественное явление, которое создает полезные ценности, удовлетворяет потребности, является концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.
В Философском энциклопедическом словаре творчество определяют как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее [45,с.1287].
Творческие способности – это созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим [6,с.165].
Творческие способности психологом В.Д. Шадриковым определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [69, с. 15].
О.И. Мотков под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [42,с.98].
Педагогическое определение творческих способностей дано в педагогической энциклопедии, где Е.И. Игнатьев определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество [20,с.76].
В настоящее время принято считать, что творческие способности возникли в ходе труда, то есть в специфически человеческом виде деятельности, в преобразовании предметов материального мира. В процессе исторического развития человека, творческие способности стали применяться не только в трудовой деятельности, но и в мечтах и фантазиях человека, то есть в образах, которые пока не реализованы.
В последствии, появились достаточно сложные способы создания образов, которые необходимы в научно-техническом и художественном творчестве. Многие исследователи отмечают, что в творчестве огромную роль играет воображение, оно «выступает как результат преобразования представлений человека, которые получены из реальной действительности» [32, с. 129].
Выделение отдельных компонентов образа позволяет человеку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Например, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего в мире животного. В психологии эту способность называют фантазией. Сегодня фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности [40,с.15].
По словам А.Г. Маклакова, применение в деятельности творческих способностей достаточно тесным образом связано с эмоциональными переживаниями человека [38,с.218].
Автор отмечает, что идеализированные представления могут вызвать у человека позитивные чувства, а в конкретных ситуациях мечта о счастливом будущем может спровоцировать человека войти в негативное состояние, позволяет ему отвлечься от текущей ситуации, проанализировать происходящие события и переосмыслить значимость сложившегося положения для будущего. Следовательно, творческие способности играют значимую роль в регуляции поведения человека.
Л.С. Выготский выделял два типа деятельности человека: репродуктивную деятельность (повтор созданных ранее приемов) или создает то, чего еще не существовало до него [13,с.89].
В понятии способности, заключены три идеи:
1. индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого;
2. способности, которые помогают выполнить успешно деятельность;
3. способности не сводятся к выработанным знаниям, умениям, навыкам.
На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как А.Н. Лук выделен ряд подходов к понятию «творческие способности»:
1. познавательный – творчество, является результатом познавательных процессов у детей, творческий продукт создается с помощью знаний, умений и навыков ребёнка;
2. интегрированный – множество составляющих условий;
3.прагматический - его механизмы рассматриваются как второстепенные по отношению к его развитию, приемам стимуляции;
4. социально-личностный – направлен на индивидуальные различия, окружение;
5. психометрический – стандартные инструменты для диагностики творческих способностей [35,с.121].
Творчество – это деятельность, в результате которой возникает нечто качественно новое, ранее не существовавшее основной характеристикой творческих способностей является новизна. Она носит объективный и субъективный характер, поэтому в педагогической литературе разделяют творчество объективное и субъективное [46,с.34].
На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Б.М.Теплова мы выделили следующую классификацию видов творчества: 1. научное, 2. техническое, 3. литературное, 4. музыкальное, 5. изобразительное, 6. игровое, 7. учебное, 8. бытовое, 9. военное, 10. управленческое, 11. ситуационное, 12. коммуникативное.
Многие отечественные ученые обращались к определению компонентов творческих способностей развивающихся в разных условиях и видах творческой деятельности (изобразительной, речевой и музыкальной).
Авторы Т.Г. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.А. Ветлугина и др. среди основных компонентов выделяют вариативность, оригинальность и гибкость. Под развитием творческих способностей понимается развитие наблюдательности, речевой и общей активности, привычка анализировать.
Так же в развитие творческих способностей входит хорошо натренированная память и привычка осмысливать факты воли и воображения.
О.М. Дьяченко к ведущим компонентам творческих способностей у дошкольников относит: оригинальность выполнения детьми творческих задач; использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
Любой вид творчества реализуется в процессе деятельности. Многие исследователи выделяют связь между деятельностью и способностями. Это сложное систематическое образование, включающее в себя целый ряд составляющих, необходимых для выполнения конкретной деятельности, а также свойств, которые только в процессе специальным образом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2014. – 229 с.
2. Ашиков, В.С. Совместная творческая деятельность педагога и детей программе «Семицветик» [Текст] / В.С. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 1. – С. 38-45.
3. Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т.Н. Белова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 5. – С. 99-102.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. – М. : АСТ : Фолио, 2004. – 679 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] : монография / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 176 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2013. – С. 165-187.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
8. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Большая Рос. энцикл., 1998. – 1456 с.
9. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / И.С. Бухарова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2002. – 106 с.
10. Водинская, М.В. Развитие воображения ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М. С. Шапиро. –М. : Теревинф, 2013. – 48 с.
11. Выготский, Л. С. Творчество и его развитие в детском возрасте [Текст] // Л.С. Выготский. Соч.: - М. :Наука, 1982. – 455 с.
12. Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991 . - 287 с.
14. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
15. Дружинин В.Н. [Текст] / Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб. : Питер, 2008. – 365 с.
16. Дьяченко О. М. Особенности развития творческих способностей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С.46-51.
17. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 304 с.
18. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н.И.Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 19-22.
19. Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 92 с.
20. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М. : Учпедгиз, 1961. – 223 с.
21. Ильин, Е.П. Психология творчества, творческих способностей, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 448 с.
22. Казакова, Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности [Текст] : (социал.-пед. аспект) : учеб. Пособие / Т.Г. Казакова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : Изд-во МГПИ, 1985. – 70 с.
23. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз, 2013. – 192 с.
24. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
25. Карнаухова, Н.С. Художественный труд – как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Карнаухова. – URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac247.html
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2005. – 416 с.
27. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
28. Кондратьева Н. В.Сущность понятия «творческие способности» // Кон-цепт. –2015. –No 09(сентябрь). [Электронный ресурс]: http://e-koncept. ru/2015/15320.htm.
29. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст] : кн. Для учителя : из опыта работы / Н.М. Конышева. – М. : Просвещение, 1985. – 79 с.
30. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] : лаб. практикум : учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Б. Косминская. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с.
31. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст] : учеб. пособие / В.С. Кузин. – М. : Просвещение, 1987. – 385 с.
32. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб. : Питер, 2012. – 267 с.
33. Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. Для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 46–55.
34. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст] : пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 405 с.
35. Лук А.Н. Психология творчества [Текст] А.Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
36. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. – 143 с.
37. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : обзор программ дошкол. образования : справ. пособие для работников ДОУ, студентов пед. колледжей и вузов / И.А. Лыкова. – М. : Сфера, 2011. – 128 с.
38. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 582 с.
39. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] С.В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. - 2002. - № 5. - С.42–58.
40. Маяцкая, В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка [Текст] / В.А. Маяцкая // Внешкольник. – 2033. – № 2. – С. 15-16.
41. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
42. Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] : практ. пособие / О.И. Мотков. – М. : Ин-т развития личности, 1993. – 131 с.
43. Мещереков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков. – М. : Олма - Пресс, 2004. – 598 с.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2000. - 456с.
45. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; председатель научно ред. совета В.С. Степин. – М. : Мысль, 2000–2001.
46. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
47. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. – СПб. : Речь, 2006. – 220 с.
48. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1997. – 928 с.
49. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В.В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2006. – 608 с.
50. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. – М. : Большая Рос. энцикл.,2003. – 528 с.
51. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М. : Горбунок, 2013.- 199 с.
52. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Текст] Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии и творчества. - 2013. - №1. -С. 3–25.
53. Пищикова, Н.С. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] : дидактич. игры в процессе изодеятельности / Н.С. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 67-70.
54. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – С. 73-99.
55. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов ; отв. ред. А.Д. Глоточкин. – М. : Наука, 1986. – 356 с.
56. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.М. Аллахвердов [и др.]; под ред. А.А. Крылова. – М. : Проспект, 2004. – 743 с.
57. Психология детства [Текст] : практикум. тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. – 124 с.
58. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная [Текст] / Я.А. Пономарев [и др.] ; отв. ред. Я.А. Пономарев. – М. : Наука, 1990. – 223 с.
59. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
60. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова : гл. ред. В.Г. Панов. – М. : Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1. – 608 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 2009. – 786 с.
62. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. – М. : Генезис, 2010. – 448 с.
63. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / А.И. Савенков ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002 – 345 c. – URL : http://rl-online.ru/- info/authors/149.htm
64. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М. : Просвещение, 1982. – 204 с.
65. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2004. – 576 с.
66. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. – Томск :Томск. ЦНТИ, 2010. – Ч. 1 : Педагогика одаренности : осмысление теоретических аспектов. – 267 с.
67. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих способностей старших дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук. – СПб. : - 2004. – 22 с.
68. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст] /Теплов Б.М. – М. : Просвещение, 2013. – 242 с.
69. Шадриков В.Д. Способности человека [Текст] /В.Д. Шадриков – Воронеж: Модэк, 2011. – 288 с.
70. Тест Креативности Торренса [Электронный ресурс]: http: psychok.net/2017/05/16/.
71. ФГОС ДО [Электронный ресурс] : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok. html.
72. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс] : http://zakon-ob-obrazovanii.ru