Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Таможенные органы Российской Федерации входят в состав правоохранительных органов государства, которые осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны. На них возложены функции по исполнению таможенного дела.
В последнее время с началом Специальной военной операции в Украине, и наложения в связи с этим на Россию большого количества экономических санкция, возросла роль деятельности ФТС, которая приносит серьезный доход в федеральный бюджет. Ведь ведение военных действий мероприятие очень затратное, а также существует недополученная прибыль от прекратившейся торговли с европейскими странами.
Чтобы переориентировать рынок сбыта России на другие страны, потребуется определенный промежуток времени. И доходы от деятельности ФТС приходятся как нельзя кстати.
Кроме таможенных платежей ФТС приносит прибыль от товаров и транспортных средств, обращенных федеральную собственность.
Ежедневно на территорию РФ ввозится огромное количество товаров и транспортных средств с нарушением таможенного законодательства. Эти нарушения приводят к тому, что сотрудники ФТС начинают процедуру обращения товаров и транспортных средств в федеральную собственность.
После постановления суда в отношении этих товаров, они становятся федеральной собственностью. Государство должно эффективно распорядиться этими товарами, чтобы получить дополнительную прибыль в федеральный бюджет. Однако с этим вопросом все обстоит не просто.
Очень часто затягивается решение о продаже товаров на торгах или передаче их новым собственникам, за затянувшееся время товары часто теряют часть товарных свойств и понижаются в цене. Особенно наглядно это видно на примере распоряжения яхтами, которые по разным причинам проходят процедуру обращения в федеральную собственность. Известны случаи, когда судьба яхт не могла решиться на протяжении трех лет, за такой срок пребывания в состоянии без собственника, яхты сильно теряют свои товарные свойства.
Непростым являются отношения ФТС и Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ), что требует разработки алгоритмов по обращению в федеральную собственность товаров некоторых классов (например, яхт).
Цель работы заключается в установлении проблем нормативно-правового регулирования в области обращения товаров в федеральную собственность.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить понятие обращения товаров в федеральную собственность;
- проанализировать проблемы взаимодействия ФТС и Агентства по управлению государственным имуществом;
- рассмотреть процедуру отказа в пользу государства;
- уточнить понятие конфискации;
- изучить признание имущества бесхозяйным.
Объектом исследования ВКР выступают общественные отношения, связанные с процессом обращения товаров в федеральную собственность.
Предметом исследования в ВКР выступают организационные и экономические методы работы таможенных органов Российской Федерации с товарами, обращенными в федеральную собственность.
Степень изученности темы. В настоящий момент методы работы таможенных органов с товарами, обращёнными в федеральную собственность, недостаточно изучены. Комплексные научные исследования по данной теме не проводились.
Частично вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов в области обращения товаров в федеральную собственность раскрыты в работах таких учёных как Т.А. Диканова, Н.Я. Петровская, Н.И. Сова, О.В Курлаева, А.Н. Павлухин, Н.Д. Эриашвили, М. А. Кадыров, Э.В. Мартыненко, Н.П. Жарков и др.
При написании ВКР использовались методы анализа, синтеза, сравнения.
Структура ВКР обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы.
Таможенное оформление товаров юридически заключается в назначении товарам таможенного режима, учитывающего их назначение (использование). Проще говоря, таможенное оформление при ввозе в большинстве случаев заключается в уплате таможенных пошлин и НДС. В отношении продукции, на которую распространяются особые правила, такие как стандарты, санитарные или фитосанитарные формальности, могут проводиться проверки соблюдения этих правил.
При экспорте таможенное оформление в большинстве случаев позволяет получить право на освобождение от уплаты НДС. Как и при импорте, могут проводиться проверки соблюдения определенных правил, таких как товары двойного назначения, культурные ценности, военное имущество.
Операции по таможенному оформлению могут выполняться самой компанией или внешними поставщиками (декларирование на таможне).
Основные этапы таможенного оформления в России
1. Заявление на получение свидетельства о государственной регистрации, как указано выше
2. Определение кода товара(ов) и подача документов на таможню через уполномоченного таможенного брокера
3. Оплата таможенных сборов и НДС
4. Прибытие товара в таможенный пункт (этапы и стоимость могут отличаться в зависимости от решения таможенника)
5. Таможенное оформление и доставка товара клиенту.
Информация для таможенного оформления
Таможенные органы могут потребовать всю необходимую информацию для указания кода ТН ВЭД, режима декларирования и таможенных пошлин, применимых к импортируемым товарам. Если содержание документов и, тем более, товаров неясно таможне, это может повлечь за собой дополнительные расходы (штрафы, таможенные сборы, расходы на хранение и т. Д.), Которых компания могла бы легко избежать, обратившись к профессионалам.
Если компания намерена поставлять и продавать продукцию на российском рынке, а также для правильной подготовки и организации будущей процедуры сертификации и таможенного оформления, потребуется следующая информация:
1. Точное наименование товаров, подлежащих ввозу
2. Информация о том, ввозились ли эти товары в Россию ранее, также в качестве образцов/проб
3. Состав продукции и техническое описание товара с точным указанием процентного содержания каждого вещества/части в его содержании
Что касается состава продукции, компании не нужно указывать точную формулировку для заполнения таможенной декларации. Требуется простое общее описание продукта.
Пример описания:
• список ингредиентов каждого ингредиента, составляющего продукт, в процентах (Х 68%, У 32%)
• описание продукта (порошок; получено в результате «нескольких слов о производственном процессе»)
• применение в / для данного типа отрасли
• поставляется в пакетах по 25 кг каждый
• без содержания этанола
Этот тип информации может быть коммерчески конфиденциальным для компании, но независимо от того, как действовать дальше, она будет обязана раскрыть ее лабораториям, таможенным брокерам, сертификационным органам, а также властям и быть очень точной в этом отношении. В противном случае это может привести к очень неприятным спорам с таможней по поводу фактического содержания и полезности продукта и даже повлечь за собой дополнительные расходы (штрафы, таможенные сборы, расходы на хранение и т. Д.).
4. классификация товаров,
5. предполагаемое количество товаров, подлежащих ввозу в течение календарного года
6. прейскурант на товары
7. физическая форма товара (жидкость, порошок, электрооборудование и т.д.)
8. В некоторых случаях с учетом того, что он находится под особым контролем, от российских властей требуется разъяснение. Пример по содержанию этанола, который контролируется «Росалкогольрегулированием»
9. Также лучше подготовить изображения идентификационных этикеток и упаковки. Они помогут упростить последующее общение с российскими таможенными органами
10. Общая информация о посылке и отправке, с объяснением того, как товары должны быть упакованы (в коробки или пакеты, каков будет их вес) и отправлены (грузовиком, поездом или другими способами).
Документы для подачи в таможню
1. Договор поставки
2. Счет-фактура
3. Перевод счета-фактуры
4. Сертификаты
5. Информация об упаковке, весе и упаковочных листах
6. Документы, подтверждающие таможенную стоимость:
• транспортные и страховые документы, если таковые имеются, в зависимости от условий доставки
• транспортный счет или официально заверенная смета транспортных расходов в тех случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру.
Таможня может потребовать другие документы, например платежные поручения, экспортные лицензии, прайс-листы и т. Д.
Все документы должны быть переведены и заверены нотариально на русском языке.
Налоги и сборы
Основные затраты на ввоз товаров в таможенный союз включают следующее:
Сертификация + Таможенные сборы + Налоги + Услуги таможенного брокера + Логистические сборы + Страхование груза
При общей процедуре таможенного оформления импортный НДС (20%) применяется к договорным расходам, это означает, что когда компания импортирует товары, она авансом уплачивает НДС в размере 20% от цены фрахта, указанной в счете-фактуре (например, если цена фрахта указана в счете-фактуре). составляет 100 долларов (компания платит 20 долларов таможне до ввоза товара в Россию). Позже эта уплаченная сумма будет вычтена из НДС, применимого к продажам конечным потребителям, то есть компания «покупает» за 100 долларов во Франции, но продает в России за 200 долларов, так что в конечном итоге компания должна 40 долларов НДС (20% от 200 долларов). , но поскольку при импорте компания уже заплатила 20 долларов, теперь она должна только 20 $ (40 $ -20 $ = 20 $).
Таможенные сборы могут отличаться в зависимости от товара (даже 0% и более).
Таможенная пошлина взимается с таможенной стоимости товара (фактическая стоимость груза + стоимость доставки и страховки), НДС взимается с таможенной стоимости + пошлины.
Независимо от цены, оговоренной в контракте, таможенные органы уполномочены повторно определить окончательную цену товара и рассчитать таможенные сборы с учетом средней цены аналогичных товаров, поставляемых в Россию.
Прочие расходы
Дополнительные расходы, которые не включены в сборы и пошлины и могут возникнуть в различных ситуациях:
– подписание экспортной декларации с посещением предпочтительного таможенного пункта (при наличии) – 50 евро
– оформление экспортной декларации в ЕС – прим. 35 евро
– страхование – 0,095% таможенных расходов
– разгрузочные операции на складе временного хранения таможенного пункта
Особенности ввоза товаров в таможенный союз ЕВРАЗЭС
Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения являются членами Таможенного союза (ЕВРАЗЭС). Таким образом, компания может проводить таможенное оформление в России и поставлять товары в Казахстан или использовать свидетельства о государственной регистрации, полученные в России, для таможенного оформления в Армении и т. д.
Продукция не может подвергаться переработке/модификации. Поэтому все данные должны совпадать – описание ингредиентов, договор, этикетки, упаковка и т. д. Поставка товара по другому регистрационному свидетельству не допускается.
В случае возникновения разногласий компания должна получить свидетельство о государственной регистрации новой продукции.
Согласно нормативно-правовым документам в современной России признаются государственная, муниципальная, честная и другие виды собственности.
В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и является федеральной собственностью. Собственностью субъекта РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ производится в порядке, который установлен законом РФ.
Одним из направлений деятельности таможенных органов РФ является проведение мероприятий с товарами, которые обращены в федеральную собственность по различным основаниям, указанным в действующих нормативно-правовых актах. Средства, которые получаются от реализации и распоряжения конфискованным имуществом, и имуществом, по другим причинам обращенного в федеральную собственность Российской Федерации, являются серьезным источником пополнения бюджета Российской Федерации.
В соответствии с п. 186 статьи ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ обращение товаров в федеральную собственность возможно на основании решения суда по уголовному делу или по делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения.
Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи (Приказ Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).
В федеральную собственность может быть обращено имущество на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», со дня вступления в силу судебного акта.
Так, например, товары, находящиеся на складах временного хранения, которые не были востребованы их хозяевами, может быть признано по решению суда бесхозяйными. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляются в рамках гл. 33 ГПК РФ.
Обращение товаров в собственность государства возможно на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под указанную процедуру определены соответственно ст. ст. 310 и 311 ТК ЕАЭС.
Учет товаров, обращенных в федеральную собственность по основаниям, закрепленным ст. 186, осуществляется с соблюдением соответствующих положений, предусмотренных следующими актами:
- Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»;
- Приказом Федеральной таможенной службы от 20 марта 2012 г. № 523 «Об утверждении Порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации»;
- Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов»;
- Постановлением СМ СССР от 29 июня 1984 г. № 683 «Об утверждении положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».
В соответствии с указанными документами и на основании ст. 19 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» таможни вправе определять собственные технологические схемы (порядок взаимодействия) по учету и хранению имущества, изъятого и обращенного в федеральную собственность.
Объемы внешнеторгового оборота Российской Федерации ежегодно растут. Вслед за ними растет и количество бесхозяйного, конфискованного, обращенного в собственность государства имущества, либо товаров, подлежащих уничтожению. В связи с этим учащается необходимость взаимодействия ФТС и ФАУГИ.
В процессе взаимодействия этих двух государственных органов возникает немало сложностей. Достаточно большую часть из них составляют нестыковки в нормативно-правовых документах, которые приводят к проволочкам в решении судьбы товаров и транспортных средств, что приводит к серьезному недополучению финансовых средств федеральным бюджетом.
Взаимодействие ФТС и ФАУГИ происходит по причине появления у ФТС товаров, которые подлежат обращению в федеральную собственность. Такие товары ФТС получает в процессе проверки соблюдения нормативно-правовой базы и таможенных режимов, распространяемых на ввоз на территорию РФ различного рода товаров. Товары обращаются в федеральную собственность при помощи использования трех таможенных процедур: процедура конфискации, процедура признания имущества бесхозяйным, а также процедура отказа от товара или транспортного средства в пользу государства.
ФТС выявляет товары, подлежащие конфискации вследствие каких-либо нарушений в процессе перемещения через таможенную границу РФ или инициирует процедуры отказа от товара в пользу государства, или признание имущества бесхозяйным. Специалисты ФТС подготавливают необходимые документы и передают их на рассмотрение суда. Только по решению суда товары и транспортные средства признаются федеральной собственностью. А затем ФАУГИ уже принимает решение о реализации этих товаров на торгах, при необходимости – их уничтожении, либо распорядиться им каким-либо другим способом.
Ведь только суд, согласно статье 35 Конституции РФ может лишить кого-либо принадлежащего ему имущества [1]
На рисунке 1 представлен процесс обращения имущества в федеральную собственность. После проведения судебных мероприятий, и признании имущества федеральной собственностью, ФАУГИ проводит оценку полученных товаров, исходя из которой определяется их дальнейшая судьба. Если в процессе оценки выясняется, что товар представляет ценность, его реализуют впоследствии на торгах. Если при проведении оценки выяснится, что реализовать его не получится или хранить его дороже, чем продавать, то имущество подлежит уничтожению.