Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наше общество сталкивается с огромным потоком новой информации, который столь велик, что человек физически неспособен полностью обработать ее. Кроме того, следует учесть, что некоторая часть этой информации имеет низкое качество достоверности и точности.
Дополнительное образование направлено на развитие критичсекого мышления. Для получения такого обширного объема информации требуется иметь навык критического мышления, который Это способствует развитию навыка обнаружения данной проблемы, выбору способов ее решения, саморефлексии, анализу своей деятельности и способности спокойно принимать свои ошибки. В Российской Федерации активно ведется работа по развитию образования, что подтверждается разработкой Государственной программы на семь лет (2018-2025 гг.). В этой программе уделяется внимание вопросам обучения школьников младших классов критическому мышлению и умению решать задачи, используя постановку проблемы и анализ информации. Также иметь умение проводить сравнение и находить альтернативные пути решения, вести диалогическую речь и обладать навыками в введении дискуссии[ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование» от 26 декабря 2017 г. № 1642.].
Многие ученые занимались изучением развития критического мышления у детей младшего школьного возраста такие как: С. Л. Рубинштейн[ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. С. 30.
], С. И. Заир-Бек[ Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 219 с. ], Д. Халперн[ Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 224 с. ], М. В. Кларин[ Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. СПб.: Школьные технологии. 2004. №2. С. 3–10. ], Дж. Дьюи[ Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. 168 с. ], И. В. Муштавинская[ Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2018. 140 с. ], И. О. Загашев[ Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003. 284 с. ], Ч. Темпл[ Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность. СПб.: Перемена. 2005. № 2. С. 15–20. ] и других.
В разное время обращались к изучению аутентичных тексов обращались методисты такие как: Р.П. Мильруд, Е.В. Носонович[ Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранный язык в школе. – 1999. - №1. – С. 11-18.], Г.Г. Жоглина[ Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: Французский язык, языковой вуз: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – М.: 1998. – 17 с.] и другие.
В современном мире, чтобы быть успешным, необходим высокий уровень креативности. Отличительной чертой этого уровня является способность получать и анализировать информацию. Этот навык необходим как для взрослых, так и для школьников. Важно научиться выделять главные аспекты и умело фильтровать информацию, выбирая только актуальное и полезное, отказываясь от бессмысленного или устаревшего контента. В огромной массе информации, с которой нам приходится сталкиваться, трудно определить то, что реально необходимо.
При хорошо развитом критическим мышлении намного проще и легче произвести этот отбор в большом информационном пространстве.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что использование аутентичных материалов в обучение иностранному языку, даже в системе дополнительного образования играет не маловажную роль. При этом существует очень много различных методов и приемов, где при работе над текстом, существует возможность развить навык критического мышления. Выполнение заданий с данными текстами поможет уверенно овладеть иностранным языком и использовать нетрадиционные материалы для формирования критического мышления. Умение критически мыслить не прирождено, оно требует развития в ребенке. Как на это будет реагировать воспитанник? Аутентичный материал носит для них актуальный характер в любом возрасте, так как обучающимся всегда интересно, послушать, почитать, посмотреть, а если это еще и с использованием интересно подобранного материала делают занятия более интересными и доступными.
При всей незаменимости роли аутентичных материалов в процессе изучения иностранного языка и развития навыка критического мышления в практической деятельности очень ограничено. Здесь происходит сложность в правильном использовании аутентичных текстов, с помощью которых развивается критическое мышление.
Все то о чем говорилось раньше и является проблемой исследования: как провести организацию обучения на занятиях в сфере дополнительного образования с использованием аутентичных текстов, применение которых направлено на развитие критического мышления. Исходя из этого можем определить цели и задачи нашего исследования.
Цель дипломной работы: обосновать технологию работы с аутентическими текстами, как одно из средств развития критического мышления обучающихся в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития навыка критического мышления.
Предмет исследования: аутентичные тексты как средство развития навыка критического мышления у обучающихся в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
- дать характеристику теоретическим основам развития навыка критического мышления у обучающихся в системе дополнительного образования в процессе работы с аутентичными текстами;
- проведение опытно-экспериментальной работы по развитию навыка критического мышления обучающихся с помощью аутентичного текстав системе дополнительного образования.
Исходя из того, что было сказано выше можно вывести гипотезу исследования – использование аутентичных текстов в дополнительном образовании дает возможность с большей вероятностью осуществить развитие навыка критического мышления.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что теоретические и практические результаты по изучению данной темы дают возможность применения их в практической деятельности.
Основными методами исследования при написании работы – это изучение и анализ научной литературы по всем аспектам рассматриваемой темы, обобщение теоретических материалов для применения в ходе практической деятельности эксперимента.
База исследования: МБОУ Первомайская СОШ, обучающиеся 3, 4 классов.
Научная новизна данной работы заключается в том, что было проведено исследование по изучению развития критического мышления, сделаны выводы. Подобран материал для развития критического мышления на основе аутентичных текстов и проведен анализ полученных результатов.
Данная дипломная работа состоит из следующей структуры: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
1.1 Сущность понятия «критическое мышление» и специфика развития его навыка в дополнительном образовании
При рассмотрении выражения «критическое мышление» видим два понятия: «критика» и «мышление».
Определение в толковом словаре такое: «Мышление – это способность рассуждать, мыслить, как одно из составляющих человека. Мышление и сознание – это функции головного мозга»[ Толковый словарь русского языка: современная редакция; под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Дом Славянской кн., 2008. - С. 582.].
С.Л. Рубинштейн пишет: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях»[ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – С. 332.].
В трактовке Р.С. Немова – это звучит так: «Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях»[ Немов Р.С. Психология. Книга 1. – 1995. - С. 62.].
Ягудина Т.А. утверждает: «Мышление – это мыслительная деятельность, которая осуществляется через интеллектуальные умения»[ Ягудина Т. А. Мышление обучающихся в информационно-педагогическом процессе // Журнал Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. - С. 45-46.].
В русском словаре указывается- критика как отражение реальности, происходящая через сложный процесс оценки действительности[ Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. Ожегов С. И.; под общ. ред. Скворцова Л. И. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. - С. 546.].
Философ Андре Конт-Спонвиля : «Критика – это вынесение решения или оценки. В частности, в философии критикой принято именовать суждение о суждении. Критиковать значит выносить на суд разума наши познания, наши ценности и наши убеждения. Таким образом, разум здесь осуждает сам себя, что и делает критику необходимым (разум, не изучающий сам себя, грешит против разума) и непрерывным процессом (движение по кругу). Избежать попадания в этот круг нельзя, как нельзя и выйти из него»[ Философский словарь. Dictionnaire philosophique / Андре Конт-Спонвиль; [пер. с фр. Е. В. Головиной]. - Москва: Этерна: Палимсест, 2012. - 750, [1] с.; 22 см.; ISBN 978-5-480-00288-1 (в пер.). С. 262.].
В.И Даль в своем словаре объясняет: «Критика – это сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка»[ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык. 1978. - С. 174-175.].
Понятие "критическое мышление" было предложено американским философом Джоном Дьюи в 1910 году. Рефлексивное мышление это использование тщательного анализа. Подход обосновывается на соответствующих основаниях и приводит к определенным выводам[ Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. СПб.: Школьные технологии. 2004. №2. С. 3–10. ].
Махмутов М. И. в статье «Интеллектуальный потенциал россиян» говорит о том, что: «что наиболее ценными в педагогике считаются такие виды мышления как: логическое, творческое и критическое, отражающие высший уровень интеллектуальных способностей человека»[ Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - С. 45-47.].
От 7 до 11 лет исследования в области педагогики и психологии показывают, что дети находятся на самом благоприятном возрасте для развития критического мышления. Одним из эффективных методов воздействия на эти навыки, оказывающим позитивное влияние, является использование аутентических текстов в учебном процессе. Такой подход позволяет студентам почувствовать реальность и живость текста, что способствует развитию их креативности. Аутентичные тексты могут быть различных жанров и включать материалы из разных сфер жизни, таких как научные статьи, исследования, публикации в СМИ, блоги и т.д. Использование аутентических текстов в учебном процессе требует от преподавателя гибкости и творческого подхода. Он может расширять тематику урока, задавать интересные вопросы, проводить обсуждения и дискуссии, стимулировать студентов к исследованию дополнительной информации и совершенствованию своих навыков чтения и письма. Аутентичные тексты помогают студентам освоить новые лексические единицы, грамматические конструкции, повышают их навыки анализа и критического мышления. Они также способствуют развитию навыков самостоятельного изучения языка, поскольку студенты могут применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, а не только в учебных заданиях. Кроме того, аутентичные тексты помогают студентам расширить кругозор, узнать больше о культурных особенностях и традициях других стран, а также обогатить свой лексический запас фразами и выражениями, используемыми носителями языка. Таким образом, использование аутентических текстов в учебном процессе способствует развитию креативности студентов, расширяет их знания и навыки, а также помогает им освоить язык более глубоко и эффективно.
Применяя различные приемы при работе с текстом имеем потенциал, влияющий на развитие критического мышления у обучающихся:
- иметь возможность находить какие-то неточности или несоответствия, присутствующие в поведение человека, отличающиеся от общепринятых норм;
- иметь понимание и осознание того, что является верным или неверным в той или иной теории, отбирать ошибочные мнения и нормально их оценивать;
- отличать то, что является точным, а что нет, проводить анализ, на основе которого делать обоснование или отвержение, а также оценивать полученный результат и составлять пример высказывания или выстраивать структуру поведения[ Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 415 с. С. 111-113.].
Критическое мышление играет важную роль среди различных видов мышления, таких как творческое и логическое. Это провоцирует человека находить причинно-следственные связи и делать выводы. Множество исследователей, таких как Дж. Дьюи, Н. Липман, Д. Клустер, Д. Халперн, Ф. Станкато и другие, проявили интерес к созданию специфических образовательных ситуаций как важному фактору развития критического мышления. С помощью критического мышления, создается искусственная ситуация, которая способствует творческому мышлению и решению проблемы. Творческое мышление требует особого устройства интелекта. [ Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. - С. 157-158.].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование» от 26 декабря 2017 г. № 1642.
2. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно психологической безопасности личности: моногр. / под науч. Ред. Л.В. Астаховой. – М.: РАН, 2012. – 136 с.
3. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста / Авторефер. Докт. Дис. Баку, 1968. – 128 с.
4. Блум Б. Таксономия образовательных целей: сфера познания. 1956. – 570 с.
5. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в
процессе обучения: автореф. Дис. … канд. Пед. – Киев, 1974. – 24 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык. 1978. – С. 174-175.
7. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. – 168 с.
8. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: Французский язык, языковой вуз: автореферат дис. … кандидата педагогических наук. – М.: 1998. – 17 с.
9. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. СПб.: Альянс Дельта, 2003. – 415 с.
11. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 219 с.
12. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. – 364 с.
14. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2018. – 140 с.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 1. – 1995. – С. 62.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 316 с.
16. Реан А. А. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
17. Толковый словарь русского языка: современная редакция; под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Дом Славянской кн., 2008. – 959 с.
18. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. Ожегов С. И.; под общ. Ред. Скворцова Л. И. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с. – С. 546.
19. Тягло А. В. Критическое мышление: начальное пособие. Харьков: Основа, 2008. – 189 с.
20. Философский словарь. Dictionnaire philosophique / Андре Конт-Спонвиль; [пер. с фр. Е. В. Головиной]. – Москва: Этерна: Палимсест, 2012. – 750, [1] с.; 22 см.; ISBN 978-5-480-00288-1 (в пер.). – С. 262.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
22. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. 224 с.
23. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. СПб.: Школьные технологии. 2004. №2. С. 3–10.
24. Носонович Е.В. Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 2. – С. 10–14.
25. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранный язык в школе. – 1999. - №1. – С. 11-18.
26. Русских Г. А. Технология развития критического мышления // Биология в школе. 2004. №2. – C. 28–33.
27. Столбунова С. В. Развитие критического мышления. Апробация технологии // Русский язык. 2003. №27. – С. 3–7.
28. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность. СПб.: Перемена. 2005. № 2. – С. 15–20.
29. Ягудина Т. А. Мышление обучающихся в информационно-педагогическом процессе // Журнал Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. – C. 65–68.
30. Devine T. Critical Thinking in the English Class [Электронный ресурс] // Peabody Journal of Education. – 1962. – 39 (6). – Р. 359–365. Retrieved January 11. – 2020. – Режим доступа: URL: www.jstor.org/stable/1490093 (дата обращения: 15.05.2024).
31. Vdovina E., Gaibisso C. Developing Critical Thinking in the English Language classroom [Электронный ресурс]: A Lesson Plan // ELTA Journal. – 2013. – Режим доступа: URL: www.eltajournal.org.rs (дата обращения: 15.05.2024).
32. Yuan R., Stapleton P. Student teachers’ perceptions of critical thinking anits teaching [Электронный ресурс] // ELT Journal. – 2019. – Режим доступа: URL: https://doi.org/10.1093/elt/ccz044 (дата обращения: 15.05.2024).