Фрагмент для ознакомления
1
Введение ………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты формирования и оптимизации расходов транспортно-логистических предприятий ………………………………………………………….…….5
1.1 Специфика операционной деятельности транспортно-логистических предприятий как фактор формирования расходов ……..………………………5
1.2 Понятие и классификация расходов транспортно-логистических предприятий ……………………………………………………………..………..9
1.3 Управление расходами транспортно-логистических предприятий……….12
2 Анализ и оптимизация расходов ООО «МИКС» ……………18
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика транспортно-логистической деятельности ООО «МИКС» …………………………..……...18
2.2 Анализ транспортных расходов ООО «МИКС»………………………..….23
2.3 Пути оптимизации транспортных расходов ООО «МИКС»…………..….36
Заключение …………………………………………………………….….43
Список использованных ИСТОЧНИКОВ..………………………45
ПриложениЯ………………………………………………………………...50
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время потребителями транспортных услуг все большее значение уделяется факторам обеспечения своевременной и надежной поставки грузов и пассажиров. В грузовых перевозках начинает доминировать фактор соблюдения поставщиком установленных сроков поставки (системы типа JIT), причем не все перевозчики способны обеспечить выполнение параметров поставки, влияющих на оптимальный режим функционирования. Это в свою очередь приводит к конкурентной борьбе за обеспечение качества транспортной услуги и получение конкурентных преимуществ. В таких условиях значимость процесса транспортировки в сокращении продолжительности логистического цикла и общих издержек возрастает.
Одним из подходов решения этой задачи является оптимальная (учитывающая различные факторы) оценка транспортного процесса, нахождение узких мест и решений, способствующих устранению причин, отрицательно воздействующих на функционирование цепи поставок.
Одним из направлений повышения эффективности операционной деятельности транспортно-логистических предприятий является управления расходами.
Термин «управление расходами» как самостоятельное понятие используется в нашей стране сравнительно недавно. Это объясняется тем, что при жесткой регламентации хозяйственной жизни в условиях централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования интерес к информации о действительных издержках носил достаточно условный характер, да и сама информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности. Уже сейчас следует четко определить не только роль и функции управления расходами, но и весь инструментарий приемов и методов, которые позволяют выполнять эти функции наиболее эффективным образом.
Цель исследования выпускной квалификационной работы – разработка направлений повышения эффективности управления расходами транспортно-логистической компании на примере ООО «МИКС».
Задачи работы:
– рассмотреть сущность и специфику операционной деятельности транспортно-логистических компаний;
– изучить структуру расходов транспортно-логистических компаний;
– дать характеристику процесса управления расходами транспортно-логистических компаний;
– проанализировать расходы транспортно-логистической компании ООО «МИКС»;
– разработать рекомендации по оптимизации расходов транспортно-логистической компании ООО «МИКС».
Объект исследования – расходы транспортно-логистической компании.
Предмет исследования – оптимизация расходов транспортно-логистической компании.
Период исследования – 2021 – 2023 гг.
В исследовании применялись методы системного, факторного и сравнительного анализа и статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления расходами транспортно-логистических компаний, во второй главе проведен анализ расходов транспортно-логистической компании, а также предложены рекомендации по оптимизации расходов.
1 Теоретические аспекты формирования и оптимизации расходов транспортно-логистических предприятий
1.1 Специфика операционной деятельности транспортно-логистических предприятий как фактор формирования расходов
Современная концепция логистики принимается за основу экономической стратегии предприятия, когда логистика используется как инструмент в конкурентной борьбе и должна рассматриваться как управленческая логика для реализации планирования и контроля над материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Развитие транспортно - экспедиторской деятельности в РФ и слияние ее с мировым транспортным рынком возможно только при рассмотрении, изучении и моделировании ее в совокупности с единой логистической системой воспроизводства продукта, принцип которой – цепь не может быть сильнее своего самого слабого звена[ Эйхлер, Л. В. Научные проблемы экономики транспорта: учебное пособие. Омск : СибАДИ, 2021. 63 с.].
В современных условиях успех той или иной компании зависит, прежде всего, от ее способности быстро реагировать на требования постоянно изменяющихся рынков. Постоянные изменения не являются чем-то новым для менеджеров, работающих в цепях поставок (ЦП), однако темпы осуществления перемен, их масштабы и уровень непредсказуемости порождают серьезные трудности в цепях поставок.
Цепи поставок усложняются из-за процессов глобализации и внедрения на предприятиях различных логистических концепций (таких как «точно в срок», быстрое реагирование, бережливое производство и др.), что повышает уязвимость цепей поставок к любым отклонениям от контрактных условий доставки. Кроме того, из-за растущей конкуренции на рынках любые ошибки в цепях поставок могут привести к потере клиентов. Отказы происходят в любой компании и влекут за собой значительные потери.
Прежде чем, непосредственно приступить к изучению транспортного процесса, дадим определению цепи поставок и определим место в ней транспортного процесса.
Цепь поставок – это сложная система, которая имеет самостоятельное функциональное назначение, состоит из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего приобретает новые свойства, которые не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня. Цепь поставок является системой «человек – машина – среда», где под средой понимается совокупность социальной и экономической сред.
В цепи поставок следует выделять звенья (участники цепи поставок) и элементы (выполняемые в цепи операции). Подобная декомпозиция, выделяющая компании и выполняемые ими операции в рамках конкретной цепи поставок, позволяет оценивать любые цепи поставок. Предлагаемая декомпозиция отличается простотой и регулируемым уровнем детализации, что позволяет наилучшим образом анализировать функционирование цепи поставок. Следует также отметить дополнительные свойства цепей поставок, прежде всего свойство самоорганизации, то есть целенаправленного приспособительного поведения в сложных средах посредством адекватного изменения как внутренних, так и внешних условий[ Терешина, Н. П. Экономика и управление на транспорте. Ч. 2 : учебник. М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2023. –344 с.
].
Транспортировка является ключевым процессом цепи поставок, который должен быть включён в развитие стратегии цепи поставок, планирование сети, и управление совокупными затратами. Транспортировка предоставляет наиважнейшие связи между партнёрами цепи поставок, позволяя грузовым потокам течь между их средствами. Наличие транспортных услуг является критичным для реализации спроса в цепи поставок.
Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака (рис. 1.1): расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий.
Рисунок 1.1 – Характерные признаки процесса перевозки груза
Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую.
Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем.
Различают несколько видов перевозок грузов:
1. Интермодальные перевозки. Это система доставки грузов с помощью нескольких видов транспорта с последующей разгрузкой и погрузкой без участия владельца груза. Смысл подобной грузоперевозки – четкая организация и единство всех частей транспортной цепи, использование единого перевозочного документа, доставка в любую точку, контроль процесса одним оператором.
2. Мультимодальные перевозки – транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т. д.). Перевозчик при этом не должен обладать всеми видами транспорта и в практике это чрезвычайно редкое явление. Такая перевозка часто осуществляется суб-перевозчиками.
3. Унимодальные межрегиональные перевозки. Эти перевозки грузов используются тогда, когда нет необходимости доставлять товар несколькими видами транспорта[ Мамаев, Э. А. Экономика и организация логистических процессов: интегрированное планирование в цепях поставок: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2023. 39 с.
].
Затраты на транспортировку варьируется в зависимости от развития рынка логистических провайдеров от 50 – 60% при высоком уровне интеграции, до 40-45% для относительно изолированной системы и развивающегося рынка логистических операторов.
При организации транспортировки необходимо учитывать следующие особенности:
1. Сложность цепи поставок.
2. Конкурирующие цели среди партнёров цепи поставок.
3. Меняющиеся требования клиентов.
4. Доступность ограниченной информации.
5. Синхронизация транспортировок с другими операциями цепи поставок Ограниченность транспортных объёмов и рост транспортных тарифов.
6. Меняющиеся правительственные требования, которые воздействуют на стоимость и обслуживание
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 25.12.2023). – Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.05.2024).
Литература
2. Абдуназаров, М. М. Усовершенствование технологии работы логистической компании / М. М. Абдуназаров, А. В. Новичихин. – Текст : электронный // Инновационные научные исследования. – 2023. – № 4-1(28). – С. 58-64. – Текст : непосредственный.
3. Архипов, А. Е. Логистическая концепция: содержание, тренды, эффективность / А. Е. Архипов, С. В. Ляшенко. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. – 2022. – № 1. – С. 98-104. – Текст : электронный
3. Арифджанова, Н. З. Условия цифровизации транспортно-логистической системы / Н. З. Арифджанова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 6(65). – С. 911. – Текст : непосредственный.
4. Базан, А. В. Анализ транспортных логистических систем / А. В. Базан, Т. Г. Дмитриева, М. К. Охлопкова. // Научно-технический вестник Поволжья. – 2021. – № 11. – С. 46-48. – Текст : электронный
5. Бурцева, Я. Т. Методы оптимизации логистических бизнес-процессов / Я. Т. Бурцева. // Актуальные вопросы современной экономической науки : материалы ХI Международной научной конференции, Астрахань, 21 апреля 2021 года / составители: Е. О. Вострикова, Л. П. Гвоздарёва. – Астрахань : Астраханский государственный университет, 2021. – С. 15-19. – Текст : электронный
6. Горин, В. С. Цифровизация как фактор развития транспортнологистической отрасли в области управления операционными процессами «цифрового» транспорта и логистики / В. С. Горин, А. А. Степанов, Е. А. Мищенко // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 2(122). – С. 82-91. – Текст : непосредственный.
7. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник для вузов. Часть 2 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2021. – 341 с. – Текст : непосредственный.
8. Жураева, Г. Ш. Современные системы управления дорожным движением транспорта и логистики, инновационные идеи и технологии / Г. Ш. Жураева, Т. К. Бекетов, О. Ш. Камилов // Universum: технические науки. – 2024. – № 2-4(119). – С. 34-36. – Текст : непосредственный.
9. Золкин, А. Л. Особенности проектирования бизнес-процессов в транспортно-логистической системе: возможности современных информационных технологий / А. Л. Золкин, А. И. Козловская. // Наука и образование транспорту. – 2020. – № 1. – С. 190-192. – Текст : электронный
10. Золкин, А. Л. Особенности проектирования бизнес-процессов в транспортно-логистической системе: возможности современных информационных технологий / А. Л. Золкин, А. И. Козловская. // Наука и образование транспорту. – 2020. – № 1. – С. 190-192. – Текст : электронный
11. Качество обслуживания потребителей как критерий повышения конкурентоспособности транспортных компаний при доставке грузов / А. А. Раюшкина, А. С. Горбач, С. А. Ширяев [и др.] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 1. – С. 82-90. – Текст : непосредственный.
12. Квитко, К. Б. Структурно-логическая модель транспортно-логистического кластера / К.Б. Квитко // Инновационные транспортные системы и технологии. – 2021. – Т. 7, № 4. – С. 76−89. – Текст : непосредственный.
14. Колобова, В. В. Современные тенденции интеграционного развития транспортных компаний / В. В. Колобова // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2020. – Т. 16, № 2. – С. 79–88. – Текст : электронный
15. Конотопский, В. Ю. Логистика : учебное пособие для вузов / В. Ю. Конотопский. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2022. – 143 с. – Текст : непосредственный.
16. Куган, С. Ф. Логистическая интеграция: новые условия и технологии / С. Ф. Куган // Белорусский экономический журнал. – 2021. – № 3(96). – С. 138-149. – Текст : непосредственный.
17. Кузьмин, Л. А. Существующие и перспективные инструменты цифровизации транспортно-логистической инфраструктуры Евразийского экономического союза / Л. А. Кузьмин // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8(133). – С. 100-104. – Текст : непосредственный.
18. Куршакова, Н. Б. Теоретические и методические основы формирования клиентской базы транспортного предприятия - участника цепи поставок / Н. Б. Куршакова, К. Е. Новоселова. // Инновационная экономика и общество. – 2023. – № 1(39). – С. 54-68. – Текст : электронный
19. Левкин, Г. Г. Контроллинг логистических систем : учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2023. – 167 с. – Текст : непосредственный.
20. Мамаев, Э. А. Экономика и организация логистических процессов: интегрированное планирование в цепях поставок: учебно-методическое пособие / Э. А. Мамаев, Л. В. Маколова. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2023. – 39 с. – Текст : непосредственный.
21. Нечаев, Г. И. Инновационные технологии транспортно-логистической системы сферы обслуживания / Г. И. Нечаев, Е. А. Соколовский, А. Я. Соколовская // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. – 2020. – № 7(37). – С. 132-138. – Текст : непосредственный.
24. Скороход, А. Ю. ESG-риски и устойчивое развитие компаний транспортнологистической сферы / А. Ю. Скороход // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 3-1(141). – С. 91-97. – Текст : непосредственный.
25. Терешина, Н. П. Экономика и управление на транспорте. Ч. 2 : учебник / Н. П. Терешина [и др.]. – М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2023. – 344 с. – Текст : непосредственный.
27. Харченко, С. Б. Цифровые инновации в сфере логистики и транспорта / С. Б. Харченко, Р. Н. Ахметзянов, В. А. Батурин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 6, № 2(143). – С. 130-135. – Текст : непосредственный.
28. Хасанов, Б. И. Алгоритм совершенствования бизнес-процессов в логистической системе малого предприятия / Б. И. Хасанов. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-2(56). – С. 285-288. – Текст : электронный
29. Чижова, Н. Е. Сущность инновационной логистической стратегии / Н. Е. Чижова // Торговля и рынок. – 2023. – № 2(66). – С. 67-73. – Текст : непосредственный.
30. Эйхлер, Л. В. Научные проблемы экономики транспорта: учебное пособие / Л. В. Эйхлер. – Омск : СибАДИ, 2021. – 63 с. – Текст : непосредственный.
Интернет-источники
31. Кожемякин В. Торговать или воевать. Почему Россия продолжает бизнес со своими недругами // АиФ. – 2023. – 1 февр. – URL: https://aif.ru/politics/world/torgovat_ili_voevat_pochemu_rossiya_prodolzhae (дата обращения: 26.02.2024).
32. Об итогах работы по разработке Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. – URL: https://rosmorport.ru /FAMRT_Strategy_report. pdf (дата обращения: 20.05.2024).
33. Павловский Ф. Глобальные тренды в цепочках поставок 2023. — URL: https:// retailweek.ru/images/presentation/4_02_06/10-00_11-30/Pavlovskiy_F. pdf?ysclid=lpia20ggdb873202264 (дата обращения: 18.05.2024).
34. Ткачева Т. Объем грузоперевозок по стране начал расти // RG.RU. – 2023. – 15 авг. – URL: https://rg.ru/2023/08/15/reg-cfo/vopreki-sankciiam.html (дата обращения: 10.05.2024).