Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обуславливается тем, что организации малого бизнеса на современном этапе жизнедеятельности столкнулись с проблемами (спад или полное отсутствие спроса, нестабильное финансовое положение, потребность в обновлении), которые требуют пересмотра стратегического управления и выбора новых стратегий развития организации [2].
Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных различными международными транспортными организациями, национальным законодательством стран, внутренними правилами перевозчиков.
Темпы роста автомобилизации и внедрения автомобиля в обыденную гражданскую жизнь задают потребность в улучшении и постоянном росте качества предоставляемых автошколами услуг по обучению навыкам вождения, что обуславливается данными по числу дорожно-транспортных происшествий, в которых были пострадавшие. В России их число на 2023 год – 169,4 тыс., что является достаточно крупным значением, учитывая параметры автомобилизации [12, с.101].
Учитывая вышесказанное, становится понятным значительная роль автошкол в качественном обучении и подготовке профессионалов в сфере эксплуатации автотранспорта, ведь автомобиль, который стал уже весьма распространенным, обыденным и даже рутинным для человека, несет в себе немалую угрозу жизни и здоровью самого водителя, пассажирам и окружающим его людям, что добавляет ответственности автошколам и их ученикам за безопасность на дорогах
Конкурентная борьба за клиента, как между отдельными транспортными структурами.
В связи с этим, важно качество предоставлять дополнительные услуги населению.
Объектом дипломной работы является ООО "Учебный Центр Старт".
Предмет дипломной работы – дополнительные услуги ООО "Учебный Центр Старт".
Цель дипломной работы заключается в исследовании организации предоставления основных и дополнительных услуг населению на примере ООО "Учебный Центр Старт".
Для достижения поставленной цели следует решить данный ряд задач:
1.Рассмотреть теоретические аспекты предоставления услуг населению.
2.Изучить нормативно-правовые аспекты предоставления основных и дополнительных услуг населению.
3.Выделить особенности современных технологий в организации предоставления основных и дополнительных услуг населению.
4.Изучить организационно-экономическую характеристику эффективности в системе управления ООО «Учебный центр Старт».
5.Провести анализ экономической деятельности в системе управления предприятием.
6.Выделить причины, снижающие эффективность предоставления основных н дополнительных услуг населению ООО «Учебный центр Старт».
7.Предложить мероприятия по повышению эффективности оказания сервисных услуг населению ООО «Учебный центр Старт».
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: - анализ существующих источников базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа). - обобщение и синтез точек зрения.
Практическая значимость работы заключена в возможности применения полученных результатов по совершенствованию системы дополнительны услуг населению.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Теоретические аспекты предоставления услуг населению
Понятие «услуга» в научной зарубежной и отечественной литературе противопоставляется понятию «товар». Услуга обладает такими характеристиками как, нематериальность, невозможность хранения или перемещения, невозможность стандартизации, отсутствие передачи прав собственности и другие отличительные черты, отделяющие ее от традиционного товара. Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть «законсервирована» как товар, хранящийся на складе. Услуга всегда направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства и одновременно существует во взаимодействии с человеком или вещью. Создание и употребление предложений разрешает поменять полезность продукта или же нрав людской жизнедеятельности [19].
В Словаре русского языка за авторством советского лингвиста С. И. Ожегова под услугой понимается «действие, приносящее пользу, помощь другому». Иначе говоря, отличительной характеристикой «услуги», исходя из буквального значения слова, является взаимосвязь двух составляющих: вопервых, цели, на которую направлена услуга (польза), во-вторых, средство достижения этой цели (совершение исполнителем действий).
Так, В. В. Луць сформулировал следующее утверждение: «Главную особенность договоров по оказанию услуг, в отличие от договоров на выполнение работ, составляет то, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, оказывающего услуги. При этом последний эффект от такой деятельности не выступает в виде определенного материализованного результата, как это имеет место в подрядных договорах, а состоит в самом предоставлении услуги»[23].
В современном мире услуга рассматривается как товар, поскольку она имеет ценность для обучаемого и должна быть оплачена либо за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета, либо за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В научной литературе есть мнение, что услуга, оказываемая за счет бюджетных средств, является безвозмездной для потребителя, а для организации — возмездной, поскольку затраты на обучение финансируются из бюджета соответствующего уровня. Данное мнение основано на признаке возмездности, который предполагает встречность действий (предоставлений), имеющих материальное содержание. Согласно Словарю русского языка «встречность» означает ответное действие на что-нибудь [21, c. 89].
Однако согласно гражданскому законодательству ответное действие не обязательно должно следовать от контрагента. Оно возможно от иного («третьего») лица (ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации — далее по тексту ГК РФ). Что касается безвозмездности договора, то она предполагает отсутствие какого-либо встречного предоставления. Образовательные услуги, оказываемые за счет бюджетных средств, являются возмездными, поскольку образовательные услуги оплачиваются.
Очевидно, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не являются третьими лицами в обязательстве и не оплачивают услуги по конкретным договорам. Согласимся с мнением В. В. Кваниной, которая считает, что модель исполнения обязательства третьим лицом может быть применена по аналогии к правоотношениям по оказанию образовательных услуг за счет бюджетных средств [3, с. 72].
Вернемся к рассмотрению услуги как товара. Экономическая наука не делает принципиальной разницы между товаром и услугой. Традиционно экономисты поднимают под товаром все то, что имеет стоимость [4, с. 192–193]. Товар предназначен для потребления и обмена на другие имущественные блага. Стоимость товара может быть потребительской и меновой. Для потребителя важны полезные свойства товара. Приобретая товар, он фактически оплачивает его потребительские свойства, его полезность. Продавец товара заинтересован в возмещении затрат на производство товара и на получение прибыли. Поэтому товар представляет собой единство меновой и потребительской стоимости, имущественную ценность [5, с. 95–96]. В современных рыночных отношениях услуга давно приняла товарную форму и, следовательно, имеет свою стоимость [6, с. 35].
Поэтому с экономической точки зрения какая-либо разница между понятиями «товар» и «услуга» отсутствует. В юридической науке ситуация несколько иная. Цивилисты традиционно разделяют понятие «товар» и «услуга». Этому мнению есть основание: ст. 128 ГК РФ выделяет товары и услуги как самостоятельные объекты гражданских прав.
В коммерческом праве товар часто отождествляется с услугой. Например, согласно ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар — объект гражданских прав т. ч. работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот [7]. Так сложилось, что под товаром юристы чаще всего понимают вещь. Этому есть подтверждения в гражданском законодательстве, которое именно вещь называет товаром (ст. 454 ГК РФ). Однако если обратиться к истории, то можно обнаружить, что в римском гражданском праве под товаром понимали любое имущество, которое можно было продать и купить.
Такое имущество могло быть телесным и бестелесным. Услуги также были объектом торговли [8, с. 72]. С точки зрения экономики товары и услуги действительно имеют схожую природу, однако с правовой точки зрения их отождествление недопустимо. Во-первых, в силу прямого указания законодателя. Во-вторых, в связи с наличием различных индивидуальных признаков, которые не позволяют считать товары и услуги равнозначными понятиями. Согласимся с мнением ученых, которые считают, что основной признак, позволяющий ограничить товар от услуги, — способность товара быть потребленным [9, с. 224].
Товар может быть потреблен, услуга — нет. Потребление — всегда процесс, целью которого является либо извлечение полезных свойств объекта, либо его изменение, либо уничтожение. Потребность — статическое явление, которое можно определить как желание, нужду в чем-либо, побудительный мотив [9, с. 224]. Выше мы говорили о том, что с экономической точки зрения целью приобретения товара является его потребление или обмен.
Услугу потребить и обменять нельзя, поскольку потребление и обмен возможны только в отношении материальных объектов. Закономерно возникает вопрос: можно ли квалифицировать как обмен ситуацию, при которой лицо, пройдя курс обучения, например программированию, начинает преподавать программирование другим лицам. С экономической точки зрения данный процесс есть не что иное, как обмен: лицо приобрело знания и теперь передает их третьим лицам. Полагаем, что ответ кроется в самом вопросе. Когда лицо начинает обучать программированию других лиц, оно не передает знания в том виде, в котором их получило. Полученные раннее знания пройдут через собственный опыт преподающего, и в любом случае это будет уже не те знания, которые получены им изначально. При обмене предполагается, что объект передается в неизменном виде. Таким образом, услугу в целом и образовательную услугу в частности нельзя отожествлять с товаром. Однако признавая тот факт, что понятия могут иметь разные грани — экономические, юридические, социальные и проч., полагаем, что рассмотрение объекта с разных сторон весьма эффективно в познавательном плане. Кроме того, различное понимание услуги и товара во многом связано с существованием юридического и экономического концепта действительности, которые были сознанием людей, использовавших для познания различные методы [10, с. 265]. услуга имеет признаки, которые позволяют выделить ее среди прочих услуг.
Мнения ученых о признаках услуги расходятся. Так, И. А. Майбуров выделяет такие признаки, как несохраняемость услуги; изменчивость ее качества; отсутствие гарантий качества; неосязаемость услуги; целостность; длительность потребления и последующего использования; сложность; многократность использования; взаимосвязь с потребителем [11, с. 41]. М. А. Лукашенко называет невозможность полной стандартизации и оценки ожидаемого личного эффекта от услуги потребителем; запаздывание и кумулятивный эффект полезности услуги [12, с. 21].
Д. А. Шаповалов полагает, что при оказании образовательных услуг невозможно гарантировать достижение высокого результата, т. к. результат напрямую зависит как от исполнителя, так и от обучающегося [13, с. 100–101]. В. С. Потапенко отмечает адресность услуги [14, с. 141].
В. В. Кванина соглашается со всеми обозначенными выше признаками и дополняет их: целью оказания образовательных услуг является не просто передача знаний, умений, навыков, но и усвоение их со стороны обучающихся; результатом образовательных услуг являются знания, умения и навыки обучающегося, которые в процессе формирования подвергаются систематическому контролю; полученные в результате образовательных услуг знания, умения и навыки преломляются через личность обучающегося, становятся индивидуальными и персонифицированными для конкретного обучающегося; по своему характеру услуга является публичной; образовательные услуги осуществляются в определенной последовательности, что обусловлено технологией образовательного процесса (услуга оказывается посредством лекций, семинарских, практических занятий, зачета, экзамена, практики, итоговой аттестации), взаимозависимостью учебных дисциплин (вследствие чего полученные знания обладают кумулятивным эффектом) [3, с. 94].
Каждая услуга должна обладать определенной характеристикой, в современной литературе выделяют следующие свойства:
1. Неосязаемость - большая часть услуг на современном рынке являются неосязаемыми. Они не являются материальными объектами. Но они могут использоваться или воплощаться в материальные предметы, но 7 сами по себе не являются таковыми; следствие неосязаемости - результат приобретения услуги не подразумевает право собственности на нее, примером такой услуги является концерт его можно посмотреть только один раз по одному билету.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698d e35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/?ysclid=l9k2m9g33e218612460 (дата обращения: 20. 04.2024).
2.Трудовой Кодекс РФ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 03. 04.2024).
3.Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (п. 5) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 03. 04.2024).
4.Автошколы в 2022 году: тенденции и вызовы на фоне экономической нестабильности [Электронный ресурс]. URL: https://gidmark.ru/news/ryinok-avtoshkol-vyizovyi-i-tendenczii (дата обращения: 11. 04.2024).
5.Агаларова, Е.Г. Управление поведением потребителя: от манипуляции к мотивации [Текст] /Е.Г. Агаларова, Т.Ю. Фролова // Молодой ученый. – 2024. – №1. – С. 317-319.
6.Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Мировой опыт использования технологий дистанционного образования // Высшее образование в России. 2022. №5. С. 139-145.
7.Аксёнова Г.Н. Тенденции развития онлайн - образования в России // E-Scio. 2020. №5 (44). С. 1-9.
8.Аликперова, Н.В. Социология потребления: сущность, проблемы, тенденции. [Текст] / Н.В. Аликперова. – Москва: ИНФРА-М; 2018. – 124 с
9.Ан, Ю. Н., Симонова Н. Ю., Пузина Н. В. Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов // Вестник СИБИТа. 2019. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-faktorov-vneshney-sredy-na-deyatelnost-vuzov (дата обращения: 10. 04.2024).
10.Анализ рынка автошкол 2023 [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-avtoshkol-2018/ (дата обращения: 20. 04.2024).
11.Антюхова Е. А. Макрофакторы глобальной политики: PEST-анализ // Вестник ЗабГУ. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/makrofaktory-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki-pestanaliz (дата обращения: 10. 04.2024).
12.Байер Ю. П. Акторный подход к исследованию глобальной политики // Управленческое консультирование. 2019. № 3 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktornyy-podhod-k-issledovaniyu-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki (дата обращения: 10. 04.2024).
13.Астратова Г.В. Ключевые тенденции развития современного рынка он-лайн услуг высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. С. 1-17.
14.Гильбрет А. Черчилль. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер Паблишинг, 2021. – 228 с.
15.Гильдия Автошкол: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.autogild.ru/tags/обзор-сми (дата обращения: 20. 04.2024).
16.Голубков, Е. П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
17.Гусева В.Е., Фокина Е.Н. Современные трансформации рынка образовательных услуг в России // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. №3. С. 58-72.
18.Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 22–31.
19.Дополнительное профессиональное образование в России. Масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynkaDPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 04.2024).
20.Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха // Сколковский институт науки и технологий. Аналитический Департамент научно-технического развития. URL: https://www.skoltech.ru/ app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynka-DPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
21.Дубинин, В. Подготовка водителей легковых автомобилей (категория «B») в Италии [Текст] / В. Дубинин // Военные знания. – 2022. – № 5. – С. 36-38. 5. Александрова М. В. Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий // Молодой ученый. 2023. № 9.
22.Зуб, А.Т. Управление проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2016.
23.Как оформить и отразить в учете расходы на обучение сотрудников в интересах организации. URL: https://nalogobzor.info/publ/raschety_s_personalom/doplaty_nadbavki_kompen sacii/kak_oformit_i_otrazit_v_uchete_raskhody_na_obuchenie_sotrudnikov_v_i nteresakh_organizacii/45-1-0-1190 (дата обращения: 05. 04.2024).
24.Коршунов И. А., О. С. Гапонова, Н. С. Гапонова. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 1. С. 107–120.
25.Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах. Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 36 с.
26.Краснова В., Матвеева А. Новая жизнь за партой // Эксперт. 2021. № 25. URL: https://expert.ru/expert/2021/25/novaya-zhizn-za-partoy/ (дата обращения: 12. 04.2024).
27.Критерии выбора автошколы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tutor.com.ua/article.php?id=87 (дата обращения: 20. 04.2024).
28.Крупкин А.В., Литвинова Н.П., Строев В.В. Обучающийся регион как мировой феномен: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Санкт-Петербургский ин-т гуманитарного образования, РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». СПб.: Тускарора [и др.], 2022. 193 с.
29.Кудина М. В., Сухарева М. А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennoe-sostoyanie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy (дата обращения: 18. 04.2024).
30.Лобанова Ю.И. «Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации» // Российский гуманитарный журнал. – 2022. № 1. Том 4. – С. 76-84.
31.Мухин Е.М., Прохорова А.М., Спирин М.Е., Гоздок В.А., Мазур В.А., Федоров А.И. «Совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств с 42 учетом психофизических особенностей обучающихся» // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. - № 1 (9). – С. 83-87.
32.Мухин, Е.М. Совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств с учетом психофизических особенностей обучающихся / Е.М. Мухин, А.М. Прохорова, М.Е. Спирин, В.А. Гоздок, В.А. Мазур, А. и. Федоров // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. - № 1 (9). – С. 83-87
33.Насырова, А.А. Проблемные вопросы профессиональной подготовки и переподготовки водительских кадров. [Электронный ресурс] / А.А. Насырова. - Режим доступа: www.fcp-pbdd.ru/tech_obdd/experience/nasirov.doc. (дата обращения: 20. 04.2024).
34.Потапенко В. С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2019. № 3. С. 139–150.
35.Просеков А. Ю., Рада А. О., Домрачева Е. Л. Анализ роли регионального университета на рынке дополнительного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 5 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-roli-regionalnogo-universiteta-na-rynke-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.04.2024).
36. Разумова Т. О., Бурак И. Д. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития человеческого капитала: вопросы теории // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-voprosy-teorii (дата обращения: 18. 04.2024).
37.Рыжкова Е.С., Пирожков Р.В. «Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории «В» // Инженерный вестник Дона. – 2022. - № 4-1. – С. 24-27.
38. Снурницына М.А. Механизм управления развитием самообучающегося региона // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-razvitiem-samoobuchayuschegosya-regiona (дата обращения: 20. 04.2024)
39.Сорокина Т. И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. 151 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/117669.html (дата обращения: 15. 04.2024).
40.Строкова Е. Расходы на обучение сотрудников: оформляем и отражаем в бухгалтерском и налоговом учете // ТЛСГрупп. Сопровождение и адаптация Систем. URL: https://www.tlscons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/raskhody-naobuchenie-sotrudnikov-oformlyaem-i-otrazhaem-v-bukhgalterskom-inalogovom-uchete/ (дата обращения: 05. 04.2024).
41.Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учебное пособие / Под ред. Бурменко Т.Д. – Москва: КНОРУС, 2016. – 382 сАлександрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова. - М: ИНФРА-М, 2023. - 320 c.
42.Трофимова Л.С., Н.Г. Певнев. «Разработка бизнес-плана автопредприятия»: Задание и методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнеспланирование АТ» для специальности − Автомобили и автомобильное хозяйство. Омск: Изд-во СибАДИ, 2022. – 28 с.
43.Федотов А. В. Периодичность обучения по программам дополнительного профессионального: факты и потребности / А. В. Федотов, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 1 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periodichnost-obucheniya-po-programmam-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya-fakty-i-potrebnosti (дата обращения: 18. 04.2024).
44.Чаплыгина, Я. В. Гражданско-правовая сущность возмездного оказания услуг / Я. В. Чаплыгина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10-4 (49). С. 133-136;
45.Шабанов Д. М. Сущность, структура и факторы экономической устойчивости образовательных организаций в условиях рыночной среды // Новые технологии. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/suschnost-struktura-i-faktory-ekonomicheskoy-ustoychivosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-rynochnoy-sredy (дата обращения: 10. 04.2024).
46.Шаповалов Д. А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военными образовательными учреждениями профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 219 с.