Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В свете современного экономического роста страны и появления подлинной экономической независимости среди организаций, понятие прибыли – наиболее важной экономической категории – претерпело метаморфозу. Она защищает интересы государства, владельцев бизнеса и работников организаций как основного двигателя рыночной экономики [7].
Прибыль – это финансовый результат предпринимательской деятельности организации с точки зрения экономики. Показателем, наиболее точно отражающим состояние производительности труда, количества и качества произведенной промышленной продукции, эффективности производства, уровня производственных затрат, является прибыль [29].
В более широком контексте инструментов стоимости, используемых в рыночной экономике, прибыль играет решающую роль. Создание прибыли является необходимым условием финансового положения организации, а также степени удовлетворения личных и общественных потребностей сотрудников. Более того, распределение прибыли сильно влияет на то, как государственные, региональные и муниципальные администрации распределяют ресурсы. Следовательно, изучение лучших практик управления производством, распределением и использованием прибыли внутри своих организаций является одной из важнейших задач, стоящих перед современными менеджерами [33].
Анализ трудностей, возникающих в организации, показывает, что знание, навыки, опыт и интуиция руководителей иногда оказываются не в состоянии обеспечить эффективное управление формированием прибыли в сложных рыночных условиях. Недостаточно эффективно используются методы моделирования и прогнозирования, отсутствует система оценки влияния различных факторов на процесс управления. Для обеспечения управления формированием прибыли необходимо изучить сам процесс, определить факторы, которые на него влияют, а также разработать методики, позволяющие наиболее эффективно этим процессом управлять. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Прибыль также является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах [35].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике необходимым условием получения и максимизации прибыли субъектами хозяйственной деятельности является обеспечение их конкурентоспособности, которая рассматривается в качестве индикатора роста и развития бизнеса. Необходимым условием для стабильного функционирования рыночной экономики является регулирование конкуренции. Регулирование может быть достигнуто через принятие антимонопольных законов, контроль за слияниями и поглощениями компаний, а также меры по защите потребителей и предотвращению недобросовестной конкуренции [43].
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления формированием прибыли в организации.
Для выполнения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить назначение и рассмотреть особенности управления прибылью организации;
2) выявить факторы, влияющие на прибыль организации на основе факторного анализа;
3) провести анализ финансовых результатов организации и оценить ее платежеспособность;
4) разработать мероприятия по повышению эффективности управления прибылью в организации;
5) рассчитать экономическую эффективность мероприятий по повышению эффективности управления прибылью организации.
6) изучение и анализ теоретических источников управление прибылью организации.
Объектом исследования является ООО "УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПУТИШЕСТВИЙ".
Предмет исследования – прибыль как показатель эффективности деятельности организации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, анализа деятельности организации; рассмотрены предложенные модели управления формированием прибыли.
Информационной основой для расчета показателей послужила бухгалтерская отчетность организации (2020-2023гг.), а именно бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к бухгалтерскому балансу, учебно-методическая литература, интернет - ресурсы.
ВКР включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
В первой главе содержится теоретико-методологические основы управления формированием прибыли организации.
Во второй главе проведена оценка финансовых результатов организации ( на примере ООО «Уральский Центр Путешествий»).
В третьей главе (при наличии) были разработаны мероприятия по совершенствованию управления формированием прибыли ( на примере ООО «Уральский Центр Путешествий»).
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, назначение и особенности управления прибылью организации
Произошли существенные изменения в том, как показатель прибыли рассматривается в рамках развития нашей страны в условиях рыночной экономики, при этом большее внимание уделяется его функции в экономическом механизме. В нынешних рыночных условиях прибыль является не только основной силой экономической деятельности предприятий или организаций, но также выступает катализатором множества других видов экономической деятельности [3].
Одной из наиболее сложных и вызывающих разногласия тем в современной экономической теории является экономическая природа прибыли [1].
Прибыль можно описать как разницу между денежными доходами и денежными выплатами с экономической точки зрения. С экономической точки зрения прибыль — это разница между чистой стоимостью организации на начало и на конец периода [4].
Превышение доходов над затратами называется прибылью. Обратный случай называется потерей. Увеличение экономических преимуществ от притока денежных средств, других активов и/или погашения долга представлено выручкой организации, что, в свою очередь, вызывает рост капитала. Общеизвестно, что доход организации зависит от типа выполняемой ею работы, способа ее финансирования и направления [6].
Доходами от обычных видов деятельности являются: выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. К прочим доходам относятся: операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы [25]
Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что по мнению многих экономистов эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от теневой деятельности организаций [2]
Благодаря изучению всех аспектов прибыли стало ясно, что прибыль, определяемая бухгалтерским учетом, не является истинным отражением результатов экономической деятельности. В результате идеи бухгалтерского учета и экономической прибыли разделились. В то время как последнее является результатом капитальной деятельности, первое является следствием продажи продуктов и услуг [5].
Разница между доходами организации и ее внешними текущими расходами или расходами, отраженными в бухгалтерском учете, называется бухгалтерской прибылью [14].
И наоборот, экономическая прибыль — это разница между всем доходом организации и суммой ее текущих издержек, как внутренних, так и внешних (расходов). В этом случае внутренние текущие затраты организации, не отраженные в бухгалтерском учете, аппроксимируются по их альтернативной стоимости. Сравнивая сумму внутренних текущих затрат (расходов) с бухгалтерской прибылью, можно показать, что экономическая прибыль организации всегда меньше [8].
В рамках современной теории бухгалтерского учета, распространенной преимущественно в англоязычных странах, устанавливается дифференциация между налоговым и экономическим определениями прибыли. В связи с этим существует два разных способа расчета прибыли. Во-первых, налогооблагаемая прибыль и бухгалтерская прибыль — это одно и то же. Однако во втором случае эти две суммы не совпадают. Пользователи бухгалтерской информации смотрят на предыдущие данные в первом сценарии, тогда как во втором они концентрируются на перспективной информации. Последний учитывает, как данные финансовой отчетности влияют на цену акций организации. В результате прибыль, указанная в отчете о прибылях и убытках и балансе, и прибыль, с которой уплачиваются налоги, не должны совпадать [9].
Определение, которое является результатом объединения нескольких научных объяснений прибыли, выглядит следующим образом: Сумма дополнительной стоимости, создаваемой продажей вещей, завершением труда или предоставлением услуг, известна как прибыль. Доход складывается из реализации других активов, получения денег от неоперационной деятельности и получения других денег. Эта стратегия предполагает принятие совершенно новой концепции налогообложения: раздельного налогообложения доходов и прибыли. Тем не менее, такое разделение не допускается в рамках существующей налоговой структуры. За исключением затрат, все поступления доходов действительно признаются прибылью [13].
Прибыль – это финансовый результат предпринимательской деятельности организации с точки зрения экономики. Это показатель, наиболее точно отражающий уровень себестоимости продукции, производительность труда, объем и качество выпускаемой продукции, эффективность производства. Прибыль независимо от структуры собственности также оказывает мотивирующее воздействие на улучшение коммерческого расчета и повышение интенсивности производства. Одним из основных финансовых показателей, используемых для оценки экономической деятельности фирм, является прибыль. Прибыль используется для поддержки инициатив по социальному, технологическому, научному и экономическому развитию организации, а также для повышения заработной платы сотрудников.
Он служит источником финансирования внутрихозяйственных потребностей организаций, но играет большую роль в формировании благотворительных и бюджетных денег. Конечным финансовым результатом деятельности организации является прибыль. Это разница после учета убытков от различных видов деятельности компании между общей суммой и затратами на производство и реализацию продукции. Таким образом, прибыль образуется в результате взаимодействия нескольких факторов, проявляющих как положительные, так и отрицательные показатели.
Основное значение прибыли как финансового показателя оценки предпринимательской деятельности организации не обязательно указывает на ее уникальность. Исследование стимулирующей функции прибыли показывает, что цель получения больших прибылей за счет увеличения фонда оплаты труда и за счет коллективного производства и общественного развития является обычным явлением в некоторых экономических организациях. Более того, имели место документально подтвержденные случаи незаслуженной прибыли. Это прибыль, которая не возникает в результате продуктивной экономической деятельности. Скорее, даже если это противоречит интересам потребителей, прибыль можно получить за счет изменения структуры производимых товаров [10].
Существует ряд случаев, когда необоснованное повышение цен на продукцию является причиной роста прибыли. Стремление любыми способами максимизировать прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к увеличению количества денег в обращении, не подкрепленному товарными ресурсами. В результате следует ожидать большего роста цен, инфляции и печатания денег. В результате повышение эффективности производства, вызванное совместными достижениями коллектива, не всегда объективно отражается на росте прибыли организации [16].
Оставшуюся прибыль организация использует для собственных целей и направляет ее на расширение своей деятельности. Использование чистой прибыли организации – дело, не входящее в компетенцию ни одного учреждения, в том числе государства. Приоритеты собственной прибыли организации определяются текущими рыночными условиями экономического управления. Возросший уровень конкурентоспособности требует увеличения выпуска продукции, повышения качества, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. М.: Проспект, 2024. – 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ М.: Проспект, 2024. – 544 с.
3. Закон О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 19.06.1992 г. № 3085-1 М.: Гросс-Медиа, 2020. – 24с.
4. Федеральный закон О некоммерческих организациях от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ М.: КноРус, 2010. – 48 с.
5. Федеральный закон О бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 21.11. 1996 г. № 129-ФЗ / Справочно-правовая система Консультант плюс/
6. Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика предприятия ПБУ 1/98 (ред. приказа Минфина России от 30.12.1999 г. № 107н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 г. № 60н СПб.: Издательский дом Герда, 2005. – 73 с.
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н М.: Юрайт-Издат, 2006
8. Приказ Минфина РФ Об утверждении положения по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 от 06.07. 1999 г.№ 43н СПб.: Издательский дом Герда, 2005. – 67 с.
9. Федеральный закон Об основах охраны труда в Российской Федерации от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ М.: Нела-Информ, 2004. – 158 с.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ М.: Проспект, 2024. – 192 с.
11. Малиновская, О.В. Финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелена, А.В. Бровкина. – М.: Инфра-М, 2012. – 320 с.
12. Ахметов, А.Ф. Как организовать работу по охране труда в организациях с различными формами собственности: Методические рекомендации. – 2-е изд., переработанное / А.Ф. Ахметов, Г.Н. Молотков. – Уфа: НОУ Межотраслевой институт, 2007. – 64 с.
13. Карпова, Т.П. Управленческий учет / Т.П. Карпова. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 584 с. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: Инфра-М, 2011. – 672 с.
14. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2007. – 768с.
15. Бочаров, В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
16. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. – М.: Инфра-М, 2009. — 240 с.
17. Губин, В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / В.Е. Губин, О.В. Губина. – М.: Инфра-М, 2008. – 336 с.
18. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: Фаир-пресс, 1998. – 288с.
19. Ефремова, О.С. Охрана труда / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 824 с.
20. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. – М.: Колос, 2005. – 384с.
21. Ильенкова, С.Д. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 583 с.
22. Бакаев, М.И. Теория экономического анализа: учебник. – 3-е изд./ М.И. Бакаев, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288 с.
23. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 500 с.
24. Кокин, Ю.П. Экономика труда / Ю.П. Кокин, П.Э. Шлендер. – М.: Магистр, 2010. – 686 с.
25. Колчина, Н.В. Финансы предприятий / Н.В. Колчина. – М.: Юнити-Дана, 2007. — 383 с.
26. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2012. – 516 с.
27. Макарьян, Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Макарьян. – М.: Кнорус, 2007. – 224с.
28. Николаева, Т.П. Финансы предприятий: Учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 311 с.
29. Новопашина, Е.А. Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта: Учебное пособие / Е.А. Новопашина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 130 с.
30. Подъяблонская, Л.М. Финансы / Л.М. Подъяблонская. – М.: Юнити, 2011. – 407 с.
31. Рязанцева, Н.А. 1С: Предприятие. Торговля и склад. Секреты работы / Н.А. Рязанцева, Д.Н. Рязанцев. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 368 с.
32. Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. – М.: Велби, 2005. – 560 с.
33. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / А.Н. Соломатин. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
34. Суворов, И.С. 1С: Предприятие. Торговля + Склад / И.С. Суворов. – М.: Омега-Л, 2009. – 192 с.
35. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицина. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
36. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: Инфра-М, 2006. – 343 с.
37. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления / А. Бачурин // Экономист. – 2002. – №4. – С. 28-31.
38. Скляренко В.К. Методы планирования прибыли предприятия / В.К. Скляренко, Р. П. Казакова, Г.В. Плеханова // Справочник экономиста. – 2005. – №2. – С. 11-16.
39. Шамхалов Ф.И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации / Ф.И. Шамхалов // Финансы. – 2000. – №6. – С.19-22.
40. Н.А. Наумова, М.В. Беллендир, Е.В. Хоменко Бухгалтерский учет и анализ учебник (бакалавриат) Москва 2018. – 248 с.
41. Система количественных показателей качества прибыли предприятия / О.А. Дроздов / http://www.1-fin.ru/?id=456 (дата обращения 01.05.2024)
42. Определение характера финансовой устойчивости предприятия / М.Г. Лапуста / http://www.coolreferat.com/ (дата обращения 01.05.2024)
43. Управление прибылью компании: математические аспекты / А. Волков, Г. Волкова / http://www.eg-online.ru/article/52345/ (дата обращения 03.05.2024)
44. Как управлять прибылью / О. Гаврилова / http://www.finance-master.ru/nashi_statyi_2/ (дата обращения 04.05.2024)
45. Управление прибылью предприятия: методы и модели / Ю.Данилов / http://fb.ru/article/7237/upravlenie-pribyilyu-predpriyatiya-metodyi-i-modeli (дата обращения 05.05.2024)
46. Экономическое обоснование проекта освоения нового вида производства с целью повышения прибыли предприятия (дата обращения 06.05.2024)
47. Проблемы совершенствования управления прибылью современного предприятия в условиях рынка / О.М. Толмачев / http://www.mepi77.com/st_tolmachev.php (дата обращения 07.05.2024)
48. О.Н. Колесникова (выписки из диссертации) Курск, 2006 (дата обращения 08.05.2024)
49. Планирование на предприятии https://ibooks.ru (дата обращения 09.05.2024)
50. Экономика и управление инновационной организацией Учебник для бакалавров и магистров. https://book.ru (дата обращения 10.05.2024)
51. Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям: Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2006 http://dlib.rsl.ru (дата обращения 11.05.2024)
52. Факторный анализ прибыли предприятия http://fb.ru (дата обращения 12.05.2024)
53. Система количественных показателей качества прибыли https://afdanalyse.ru (дата обращения 13.05.2024)