Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время средства массовой коммуникации оказывают сильное влияние на сознание аудитории посредством языка СМИ. В статье предоставлен анализ состояния речевой культуры социума на современном этапе. Охарактеризована культура русской речи в СМИ, на телевидении, в частности, с выявлением актуальных проблем и тенденций. Телевидение стремительно развивается год за годом, гораздо быстрее, чем другие средства массовой информации. Но одно остаётся прежним - показатель профессионализма телеведущего - это высокий уровень речевой культуры, а именно: строгое соблюдение литературных норм языка и правил этики вне зависимости от жанра телепередачи, над которой он работает.
Это напрямую влияет на рост эффективности информационного воздействия. Всё это определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исходя из этого, мы сформулировали цель исследования, заключающуюся в исследование аудиального аспекта журналистики.
Были определены рабочие задачи исследования:
1.Рассмотреть голос и его основные характеристики.
2.Выделить специфические качества голоса.
3.Изучить недостатки речевого голоса .
4.Проанализировать профессиональные качества ораторского голоса.
5.Рассмотреть голос на радио и телевидение.
6.Рассмотреть коммуникативные стратегии подкастинга.
Методы и методология исследования: в работе применяются общенаучные методы: наблюдение, описание, анализ и систематизации эмпирического материала, методы, использующиеся в современной медиалингвистике: сопоставление и интерпретация языковых фактов, а также методики анализа медиатекстов.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней исследуется аудиальный аспект журналистики., а также рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики, благодаря которым теле-радио журналист осуществляет своё воздействие на массового зрителя.
Практическая значимость данной работы может заключаться в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке обучающих материалов для практических занятий по русскому языку, по русскому языку как иностранному, а также по дисциплинам, связанным с анализом и интерпретацией публицистического текста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Голос в речевой коммуникации
1.1 Голос и его основные характеристики
Процесс так называемой моторной речи требует координированной деятельности многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, мышц полости рта, глотки, гортани и т. д. Их многообразную, сложную и взаимосвязанную работу контролирует центральная нервная система — головной мозг с разветвленной сетью нервных связей.
В головном мозге происходит анализ и синтез сигналов, идущих от мышц и систем, участвующих в звукообразовании, составляется программа последовательной и координированной деятельности мышц речевого аппарата при произнесении слогов, слов, фраз, осуществляется строгий контроль за ее выполнением и своевременная, мгновенная корректировка их деятельности[2].
В больших полушариях локализованы центры — анализаторы, обеспечивающие тонкий анализ раздражений, поступающих от чувствительных нервных окончаний, рассеянных по всему организму. Раздражения, идущие из внешней среды, воспринимают внешние анализаторы — зрительный, слуховой, обонятельный и другие нервы; внутренние анализаторы воспринимают сигналы, идущие от внутренних органов человека. Так, ведущим в управлении и регулировании речью является левое полушарие, центр зрения находится в затылочной доле головного мозга, в продолговатом мозге находятся центры — дыхательный, сердечно-сосудистый, центр мимической, жевательной, глотательной мускулатуры; мозжечок является органом, согласующим все двигательные функции организма, и т. д.
Кора головного мозга, по словам выдающегося советского физиолога И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле». Все ответные реакции организма на любое раздражение осуществляются при посредстве нервной системы, и основной формой этой реакции является рефлекс. Различают безусловные — врожденные (сосательный, дыхательный, глотательный и др.)— рефлексы и условные, которые возникают и вырабатываются в процессе жизни (речь, чтение, письмо, профессиональные навыки и т. д.). Если воздействие каких-либо условных рефлексов повторяется в определенной последовательности много раз, то это приводит к их закреплению[34].
Определенную, слаженную сумму условных рефлексов И. П. Павлов назвал «динамическим стереотипом». Речь, по физиологической сущности, является суммой закрепленных условных рефлексов — динамическим стереотипом, выработанным в процессе жизнедеятельности человека, его контакта с внешней средой. В том случае, когда динамический стереотип сложился, вся сложная, координированная деятельность многих систем совершается легко, просто, без напряжения, автоматически, почти бессознательно. Ломка стереотипа происходит с большим трудом, с таким же трудом восстанавливается нарушенный динамический стереотип[28].
Речевой аппарат, как известно, состоит из: а) генератора колебания — гортани и голосовых складок;
б) звукопроводящей, или артикуляционной, системы — надставной трубки;
в) энергетической, или дыхательной, системы.
Механизм голосообразования — чрезвычайно сложный процесс, который изучается на протяжении более сотни лет, но многие вопросы остаются еще нерешенными. Согласно миоэластической (механической, мюллеровской) теории фонации, предложенной Мюллером в 1835 году, голосовые складки пассивно вибрируют под влиянием тока воздуха, проходящего между их сомкнутыми краями[9].
Частота их колебаний определяется эластическими возможностями голосовых складок. Основой фонации являются сила давления воздуха в трахее и напряжение внутренних мышц гортани. Высоту звука определяет частота колебаний голосовых складок, а громкость звука — сила, с какой выдыхается воздух, и сила мышц, смыкающих голосовые складки. Миоэ- ластическая теория не объясняла полностью сложный механизм голосообразования, в частности не давала ответа па вопрос о причинах изменения высоты голоса.
В настоящее время большинство специалистов разделяют точку зрения, согласно которой в нормальных условиях фонации голосовые складки постоянно находятся под контролем центральной нервной системы. Частота и амплитуда их колебаний изменяются в зависимости от раздражения рецепторов мышц, складок, связок и суставов гортани. Имеет значение также раздражение рецепторов слизистой оболочки подголосовой полости, вызванное в ней давлением воздуха. Изменение частоты и амплитуды колебаний осуществляется по принципу обратной связи. Меняя частоту колебаний голосовых складок, интенсивность их напряжения и величину давления воздуха в подголосовой полости, певец способен изменять высоту основного тона и его силу. Регуляцию процесса образования основного тона осуществляет центральная нервная система, контроль — звуковой анализатор.
Присоединение к основному тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов — обусловливает индивидуальный тембр голоса. Гармонические обертоны вокально украшают основной тон, негармонические — ухудшают его тембровую окраску. Тембр голоса находится в зависимости от особенностей анатомического строения и характера движений мышц глотки, мягкого нёба, губ языка, щек, нижней челюсти, связанных с артикулированием гласных и согласных звуков, положения надгортанника и гортани, от пола, возраста, состояния резонаторов.
1.2 Специфические качества голоса
Понятия «качество голоса» и «тембр голоса» изучаются фонетистами на протяжении многих десятков лет. Интересно, что ряд исследователей отождествляют их, другие рассматривают как отдельные акустические феномены. Однако до сих пор вопрос, связанный с определением четких терминологических рамок данных понятий, остается дискуссионным. Анализ зарубежных и отечественных фонетических работ показывает, что все разнообразие трактовок «качества голоса» и «тембра голоса» можно разделить на три основные группы.
Зарубежные лингвисты чаще обращаются к изучению «качества голоса», не включая в сферу исследования «тембр голоса». Что касается отечественных фонетистов, то ряд ученых разграничивают данные понятия, другие, как уже отмечалось, их отождествляют. В зарубежной лингвистической литературе разных лет мы находим различного рода определения «качества голоса» – от кратких, не перегруженных подробной информацией артикуляционно-физиологического характера, описывающих качество голоса как идиосинкратическую, относительно постоянную вокальную черту индивида, позволяющую отличать его от других людей [12; 15], до подробных научных описаний, которые раскрывают двухтерминантную природу качества голоса, состоящую, с одной стороны, в анатомо-физиологической организации речевого аппарата, а с другой стороны, в способности говорящего использовать строение мышечной ткани своего голосового аппарата с целью создания особого звукового эффекта [14, c. 156–157].
Данные понятия имеют длинную лингвистическую историю и довольно часто являются предметом фонетических дискуссий, в результате которых значение терминов либо расширяется, либо сужается, либо отождествляется. Зарубежных исследователей больше интересует проблема акустической природы «качества голоса». Вслед за британским ученым Дж. Лейвером они рассматривают его как характерный звуковой образ голоса конкретного говорящего, создаваемый определенной работой ларингальной и надларингальной систем. Дж. Лейвер также отмечает, что качество голоса передает информацию не только о физических, но и социопсихических способностях говорящего.
Кроме того, по мнению зарубежных исследователей, опытный оратор способен использовать строение мышечной ткани своего голосового аппарата с целью создания особого звукового эффекта. Что касается отечественных ученых, то они занимаются изучением как «качества голоса», так и «тембра голоса».
При этом данные феномены могут рассматриваться как тождественные, обозначая средство выражения эмоционального состояния говорящего, которое преднамеренно эксплуатируется им с целью создания экспрессивных звуковых образов, оказывающих воздействие на слушателей. Однако ряд фонетистов не отождествляет тембр голоса с качеством голоса и относятся к нему как сложному психоакустическому феномену, являющемуся показателем психоэмоционального состояния, говорящего и зависящего от характера фонационного процесса, артикуляционных позиций и резонансных качеств речевого аппарата. Ключевые слова: качество голоса, тембр голоса, ларингальная и надларингальная системы, резонансные качества речевого аппарата, психоакустический феномен. Заметный вклад в изучение «качества голоса» внес британский ученый Джон Лейвер, которому принадлежит большое количество трудов, посвященных данному феномену.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агеева, Г. М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия // Библиосфера. - 2020. №4. - С. 102-107.
2.Антропова Е.Д. Подкастинговое вещание на радио: перспективы, тенденции развития // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов 20-й Междунар. конф. и финалистов XIV Междунар. конкурса. СПб., 2021. С. 14-22.
3.Арсентьева Г.Л. Подкаст как форма радиожурналистики: функциональный аспект // Казанская наука. 2021. № 2. С. 2б-28.
4.Барашкина Е.А., Горшкова Л.А., Лабутина В.В. Коммуникативные стратегии подкастинга // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). C. 113-121.
5.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М. : Худож. лит., 1975. С. 234-407.
6.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
7.Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. М., 2011. 96 с.
8.Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностной коммуникации. СПб., 2000.
9.Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. C. 104-120.
10.Гапутина В.А., Лаврова В.А. Языковые особенности названий подкастов (на материале социальной сети «ВКонтакте» и интернет-сайта «YouTube») // Гуманитарные технологии в современном мире : сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. памяти д- ра пед. наук, гл. ред. науч. журн. «Современная коммуникативистика», проф. Оскара Яковлевича Гойхмана. Калининград, 2021. С. 59-63.
11.Где, кто и какие подкасты слушает в России? Данные сервиса Podcast.ru. URL: https: //vc.ru/media/341710-gde-kto-i-kakie-podkasty-slushaet-v-rossii-dannye-servisa-podcast-ru
12.Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов. М., 2023.
13.Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 92. С. 35-39.
14.Жукова А.Г., Синюхина С.Р. Игровые номинации в сфере подкастинга // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. ХХП Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (в рамках Международного Костомаровского форума (Москва, 26 мая 2021 года) / гл. ред. М.Н. Русецкая. М. : Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2021. C. 144-150.
15.Журавлева А.А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 112-119.
16.Захарченко Н.А., Карелова Т.В., Мещерякова Е.Ю. Постирония как феномен современной массовой коммуникации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2022. Т. 1. № 4 (39). С. 114-122.
17.Ибраимов А.Г. Развитие и классификация подкастов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2021. № 1 (31). С. 140-147.
18.Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 8-е изд., испр. и доп. М., 2017. 308 с.
19.Иссерс О.С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского университета. 2021. № 4. С. 227-232.
20.Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. 2019. № 1. С. 6-9.
21.Клинкова Д.А. Практики использования подкастов в рекламной и PR- деятельности как эффективное средство коммуникации // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 11 (28). С. 340-342.
22.Козинаки М., Птицева О., Спащенко Е., Степанова А., Христолюбов С. В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста от создательниц подкаста «Ковен дур». М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. 196 c.
23.Комлева Е.В. Апеллятивность в языке и речи (на материале современного немецкого языка) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. Т. 1. № 5 (19). С. 152-164.
24.Конкин, А. А. Феномен подкаста в системе репрезентации межкультурных социально-политических явлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-podkasta-v-sisteme- reprezentatsii-mezhkulturnyh-i-sotsialno-politicheskih-yavleniy.
25.Красноярова О.В. Новые медиаплатформы: принципы функционирования и классификация видов // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т.5. №1. С. 45-57.
26.Кривоносое АД. Публичная среда и публичные коммуникации в эпоху интернета // Верхневолжский филологический вестник. №1. 2016. С. 68-74.
27.Кривоносое АД. Публичное красноречие в эру спичрайтинга / А.Д. Кривоносое, В.Н. Степанов. Ярославль: Изд-во МУБиНТ, 2008. 124 с.
28.Кройчик Л.Е. Принципы публицистического творчества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2034. № 5. С. 130-144.
29.Круглова Л.А. Аудиовизуальное медиапотребление цифрового поколения: тренд на глубокое прослушивание в условиях пандемии // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 77. С. 241-249. doi: 10.17223/19986645/77/12
30.Круглова Л.А., Мамедов Д.З. Проблемы подкастинга в России // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2021. C. 156167.
31.Куницына Н. В., Гурова Е. К. Очерк как тип медиатекста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сборник статей. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2020. С. 27-34.
32.Куницына Н.В., Сунь Идань. О некоторых стратегиях медиапотребления в контексте платформы Zoom // Журналист. Социальные коммуникации. 2022. № 4 (48). С. 8594.
33.Куницына, Н. В. «Журналистика погружения»: жанровые стратегии и традиции новаторства // Журналист. Социальные коммуникации. 2021. № 3 (43). С. 29-38.
34.Куницына, Н. В. Интервью - ток-шоу - подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 2 (35). С. 140-146.
35.Куницына, Н. В. Ток-шоу в формате «Радио России» (научно-просветительская программа «Российский радиоуниверситет») // Журналист. Социальные коммуникации. 2020. № 3. С. 53-64.
36.Куссе Х., Чернявская В. Е. Культура: объяснительные возможности понятия в дискурсивной лингвистике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Язык и литература. 2019. Т. 16. Вып. 3. С. 444-462.
37.Лукирич А.А. «Аудиальный поворот» в современном медиапространстве: функции научно-популярных аудиоматериалов (на примере подкастов «Радио Arzamas») // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : статьи 19-й Междунар. конф. студентов и аспирантов и XIII Междунар. конкурса науч. работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей. СПб., 2020. С. 124-130.
38.Медиасистема России / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2017. 384 с.
39.Миролевич И.А. Особенности речевой культуры современных телеведущих// Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 4. C. 18-30.
40.Московкина, Ю.Ю. Новые медиа как средства массовой информации // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 239-241.
41.Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / под ред. Т.Д. Венедиктовой, Д.Б. Гудкова. М. : Юрайт, 2021. 193 с.
42.Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. 227 с.
43.Российский медиаландшафт 2021 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. Режим доступа: https://www.levada.ru/2021/08/05/rossiiskii-medialandshaft-2021.
44.Сербиненко А. Как новые медиа изменили наш мир? // Постнаука. 2024. 13 августа // https://postnauka.ru/video/30224
45.Степанов В.Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации // Иностранные языки в высшей школе. Вып. 1 (20). Рязань, 2012. С. 12-34.
46.Степанов В.Н. Медиаэкология и ее проблемное поле // Организационная психолингвистика. 2021. №3 (15). С. 10-31.
47.Степанов В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации. Санкт- Петербург : Роза мира, 2008. 224с.
48.Тесленко Ю.А., Ковтун Ю.С., Письменский Д.А., Распутная Л.И. Подкастинг в интерактивной журналистике // https://cyberienmka.m/artide/n/podkasting-v-interaktivnoy- zhurnalistike
49.Типология периодической печати / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2022. 236 с.
50.Ухова Л.В. Модель описания языковой личности медиаперсоны // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. № 1 (7). 2022. С. 65-71.
51.Фещенко, Л. Г. Пентаграмма рекламного текста, или Комплексная методика анализа (предтекст, контекст, текст, подтекст, затекст) // Жанры и типы текста научном и медийном дискурсе: сборник научных трудов / Под ред. А. Г. Пастухова. Орел, 2020. С. 2135.
52.Харланова Ю.В. Использование социальных сетей как платформы для журналистской деятельности // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/71905/1/978-5-7996-2594-8_1_34.pdf
53.Чернявская, В. Е. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернетдискурсе. М., 2017. 169 с.
54.Чернявский А.С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры // https://cyberieninka.m/artide/n/novye-media-i-razvitie-zhurnalistiki-tsifrovoy-ery
55.Чижик А. В. Новые медиа форматы в современной России // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2024, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2024 г. С. 164-171.