Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность данного исследования заключается в том, что дошкольное детство является решающим этапом в формировании личности ребенка и развитии его индивидуальности. Для этого необходимо создание соответствующих педагогических условий, включающих выбор определенных методик и технологий, получение информации о развитии каждого ребенка, а также использование модели взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированной на его личностный рост. Эти факторы способствуют развитию свободной творческой личности.
Сегодняшняя актуальная проблема заключается в поиске разнообразных, интересных методов и приемов для коррекции речевых нарушений у детей. В связи с тем, что игровая и конструктивная деятельность являются основными видами активности в дошкольном и младшем школьном возрасте, большое внимание уделено разработке и внедрению педагогических технологий, которые основаны на этих видах деятельности. Значимость этой проблемы, недостаточная проработанность и острая потребность практики в новых коррекционных технологиях делают ее актуальной.
Полноценное психическое развитие ребенка невозможно без активной игровой деятельности, как в норме, так и при наличии различных дизонтогенезов. Игра способствует всестороннему развитию ребенка и формированию его личности.
Игровая деятельность также является основой для формирования познавательных процессов, общего, речевого, эмоционального и творческого развития, а также самостоятельности и произвольности в действиях ребенка. Путем такой деятельности формируется учебная деятельность, поскольку расширяется сфера интересов детей, развиваются психические процессы и личность, возникают мотивация и потребности в знаниях.
Речевая деятельность является сложной многоуровневой функциональной системой, состоящей из фонетической, лексической, грамматической и семантической составляющих. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на формирование и развитие языковых навыков и речевого развития ребенка.
Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование и развитие языковых навыков и протекание речевого развития (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, JI.B. Щерба и др.).
Объект исследования: формирование звукопроизношения у дошкольников.
Предмет исследования: автоматизация звуков посредством дидактических игр.
Цель исследования: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков с помощью дидактических игр.
Задачи исследования:
- теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической
литературе:
- изучение сущности и особенностей звукопроизношения у дошкольников:
⁃ разработать рекомендации для родителей, воспитателей п логопедов по использованию дидактических игр в работе по автоматизации звуков у дошкольников.
Практическая значимость : результаты проектной работы по использованию дидактических игр в работе по автоматизации звуков будут полезны воспитателям и логопедам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста и причины нарушений звукопроизношения
Речь является врожденной способностью, приобретаемой каждым индивидуально и влияющей наследственностью и подражанием окружающим. Процесс развития речи происходит в определенные временные рамки, которые помогают определить нормы и отличить их от патологии.
Первый важный этап в развитии речи происходит в возрасте от рождения до года и полутора лет. В этот период ребенок только начинает использовать первые слова, но их значение еще неустойчиво, и основным средством общения остаются мимика и жесты. Однако этот период играет важную роль в будущем развитии речи ребенка, так как в нем развиваются внимание к речи, потребность в коммуникации и память на слова. Также ребенок начинает различать речевые звуки на слух и совершенствует голосовую функцию и артикуляцию. Все эти факторы являются основой для формирования полноценной речи.
Следующий этап, который приходится на возраст от года-полутора до трех лет, является предшкольным и характеризуется тем, что речь ребенка становится понятной только в конкретных ситуациях. В этом возрасте у детей часто наблюдаются неправильности в произношении слов, перестановка слогов или звуков в словах, а также пропуск звуков. Мышцы речевого аппарата у них еще недостаточно развиты, что делает речь мало понятной. Дети говорят короткими фразами, но их речь постепенно усложняется. Они иногда совершают ошибки в порядке слов в предложении и склонении существительных.
Дошкольный этап развития речи приходится на возраст от трех до семи лет. В этом периоде у детей увеличивается словарный запас, они начинают говорить более связно и последовательно. К концу этого этапа дети способны употреблять слова в различных грамматических формах и выражать свои мысли простыми предложениями. Кроме того, формируется чутье языка, что позволяет детям замечать особенности произношения и исправлять свои ошибки.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Большакова С.Е. Речевые нарушения и п преодоления [Текст] / C.E.
Большакова - М.: Просвещение. 2015. - 88-100с.
2. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2011.
3. Буденная I.В. Логопедическая гимнастика [Текст]/ Т.В. Буденная
СПб., 2014.- 31-390
4. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] Л.С. Волкова - М.: Просвешение,
2014. - 148-156c. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном
возрасте. / Сост. І1.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис - пресс. 2015.
5. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2011, №3.
6. Епифанова О.В. Автоматизация звуков: учебно - пгровые
артикуляцонные упражнения для занятий с дошкольниками
Волгоград: Учитель. 2011. - с.3 - 16
7. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 с.
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.
., Сфера, 2017. - 128 с.
9. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать
интересным // Логопед. - 2018. - N° 2. = с.74 - 77
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.- 2016c.
11. Парамонова Л.Г. Логопедия. - СПб.: Речь, 2014.Преодолене общего недоразвития реч у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев. 2017. 224 с.
12.Ребенок. Раннее выявленце отклоненці в развити речи иг пх
преодоление. Под ред. Гаркуш. Ю.Ф. -М.: Просвещение, 2014. -9-19с.
13. Руденко В. ІІ. Логопедия. Практическое пособце В.ІІ. Руденко. - М.:
Фенцкс. 2014. - 288
14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /О.А. Степанова, - М.: Просвещение, 2014, c. 41-63