Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Этнографическая группа казанских татар, проживающая вдоль реки Чепец и ее притоков называется чепецкими татарами. Чепецкие татары говорят на татарском языке с некоторыми особенностями. Они обладают нукратским говором татарского языка. Чепецкие татары сочетают ислам с народными обычаями и традициями, а также духовной культурой чепецких татар. Они являются хранителями фольклорных и традиционных ценностей татар. Чепецкие татары проживают в разных районах. Так, в балезинском районе живет род Касимовых. Именно отсюда началось возрождение фестиваля «Касимовлар жыены».
Сегодня общество переосмысливает свое отношение к историческому прошлому и духовному наследию, ищет новые подходы к утверждению и развитию своих культурных, нравственных и эстетических ценностей. В связи с этим становится актуальным изучение традиционных религиозных и мифологических воззрений предков.
У чепецких татар существует особенный праздник – джиен. В переводе с татарского «жиен», что означает – «собирайся». Джиен – это родовой праздник, который имеет древнетюркские корни. Отделившиеся от одной большой семьи, молодые семьи стремились поддерживать связь со своими родными.
В определенный период года проходит фестиваль рода Касимовых («Касимовлар жыены»). В программе праздника присутствуют различные развлечения такие, как: национальная борьба, плясовые площадки, традиционные игры и состязания, работа национальных подворий, а также, яркий концерт с участием творческих коллективов.
Объект исследования – чепецкие татары.
Предмет исследования – Фестиваль Касимовлар жыены.
Цель – изучить Фестиваль Касимовлар жыены как форму работы по сохранению традиционных семейных ценностей.
Задачи:
- познакомиться с чепецкими татарами: обозначить особенности культуры, языка и религии;
- изучить татарский княжеский род Касимовых: родословная касимовских татар;
- обозначить историю появления фестиваля Касимовлар жыены;
- описать структуру праздника;
- ознакомиться с работами, ведущимися по сохранению традиционных семейных ценностей на примере фестиваля Касимовлар жыены.
Методы исследования: синтез и анализ информации, метод обобщения.
Гипотеза исследования – изучение праздника Касимовлар жыены способствует популяризации традиционных семейных ценностей чепецких татар, сохранению и возрождению традиций, что окажет большую роль на фольклор, а также развитие нового праздника.
Тема изучена довольно объемно в плане характеристики и истории чепецких татар. Для проведения исследования существует множество исторических, этнографических и фольклорных источников, на основании которых и изучается тема. При этом относительно самого праздника Касимоврал жыены информации не так много, т.к. он существует всего с 2017 года.
Научная новизна и значимость работы заключается в том, что в данной работе впервые совершена попытка собрать всей существующей информации о празднике семейства Касимовых. Для этого были изучены статьи, видеоматериалы, фото-документация, на основании которых написана Глава 2 данного исследования.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ О ФЕСТИВАЛЕ КАСИМОВЛАР ЖЫЕНЫ
1.1. Чепецкие татары: особенности культуры, языка и религии
Татары, расселенные в бассейне реки Чепцы, левого притока Вятки, относятся к «чепецкой группе» татар Урало-Поволжья. Чепецкие татары проживают в Слоботском районе северо-западной части современной Удмуртской Республики и Кировской области (Юкаменский, Глазовский, Балесинский, Я. Они говорят на особом диалекте среднетатарского языка и являются потомками князя арского. Н.И. Воробьева, Д.М. Исхакова, Р.Г. и многих других). Исследователи, такие как Мухамедова, полагают, что до середины XV века предки чепецких татар входили в субэтнос казанских татар. К XV-XVI векам произошло территориальное отделение чепецких татар от центральной группы. Из-за ситуации вокруг этнической принадлежности у чепецких татар сложились свои культурные особенности. Чепецкие татары говорят на татарском языке с особенностями нукратского говора.
Общество татар Чепецкой котловины основывалось на мифах, с учетом социальных, ритуальных и этических аспектов. Во многом их жизнь строилась на основе религиозно-мифологического мировоззрения. Мифологические выражения и образы несут в себе следы времен, в которые зародилась группа татар. Также на формирование образа жизни и мировоззрения чепецких татар большое влияние оказал процесс межэтнического взаимодействия, культурная и политическая ситуация в стране. Это, в свою очередь, влечет за собой трансформационные изменения норм и основ традиционного мировоззрения.
Хронологические рамки исследования затрагивают временной промежуток от 1870-1880 годов до 30-х гг. XX в. Именно в этот период есть сведения, получаемые от первоисточников – деды и прадеды, передающие информацию из поколения в поколение. А также собранный анализ полевых материалов позволяет сделать выводы о различных представлениях группы татар. Таковые представления сохранялись вплоть до начала 1950-х годов из-за разрушения институтов сельских общин.
Послевоенное поколение все еще хорошо помнит обычаи и ритуалы своих родителей. Они рассказали о значении многих заговоров. Некоторые из них владеют магическими техниками исцеления и руководствуются различными персонажами из приведенных ниже мифов. Мировоззрение чепецких татар эволюционировало, сохраняя черты традиционной культуры.
Сегодня, если говорить о территориальных границах чепецких татар, то это северо-западная часть современной Удмуртской Республики, включающая в себя нынешний Слободской район и Юкаменский, Балезинский и Глазовский административные округа Кировской области. В регионе проживают русские, удмурты и бесермяне.
Чепецкие татары сыграли важную роль в формировании современной удмуртской и бесермянской культур. В результате исторически сложившегося длительного проживания бок о бок на относительно небольших территориях разных народов произошло влияние на традиционные религиозные, мифологические представления и мировоззрения.
Из архивных материалов, опросов местных жителей, ревизских сказок конца XVIII в. по Глазовскому уезду, а также опубликованных статей А. А. Спицына и П. М. Сорокина – мы может получить необходимую информацию о чепецких татарах.
Духовная культура чепецких татар тесно переплетается с культурой удмуртов и бесермян. Она характеризует их как мусульман с уникальными местными вариациями. Таким образом, ислам суннитского толка является важнейшей и незаменимой составляющей сознания и поведения представителей чепецкой группы. Одной из исторических особенностей ислама как религиозной системы в этом регионе можно назвать разнообразие идеологических форм. Ислам здесь органично переплетается с народными обычаями и традициями различных этнических и конфессиональных культур.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азовцев А. В. Новые источники по истории землевладения касимовских татар Архивная копия от 4 августа 2021 на Wayback Machine // Русский дипломатарий. Вып. 5. – М.:, 1999. – 74 с.
2.Баязитова Ф. С. Обрядовая терминология в говорах причепецких татар // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 125-летию со дня рождения П. Н. Луппова). Тезисы докладов и сообщений второй научной конференции. Т. 2. Киров, 1992. – 16 с.
3.Гайнетдинов Ф. Н. Материалы по этнографии касимовских татар и мишарей. – Л., 1933 // Архив МАЭ. – Ф. К-1. – Ед.хр.27. – 1с.
4.Исхаков Д. М. Арские князья и нукратские татары (Историко-этнографические сведения, генеалогии, клановая принадлежность, место в социально-политической структуре Казанского ханства и Русского государства). Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. - 224 с.
5.Касимова Д. Г. «Чепецкие татары: особенности культуры, языка и религии». Ижевск, 2005. - 164 с.
6.Касимова Д. Г. Семейная обрядность чепецких татар./ Д. Г. Касимова. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2003. – 300 с.
7.Касимов Р. Н. К вопросу об изучении «низшей» мифологии чепецких татар // Этнос. Культура. Человек. Материалы международной научной конференции. – Ижевск, 2003. – 202 с.
8.Касимов Р. Н. Традиционные религиозно-мифологические представления чепецких татар. Автореф. канд. ист. наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2004. – 100 с.
9.Касимов Р. Н. Типология кладбищ чепецких татар (вт. пол. XIX−XX вв.) // Этнокультурное наследие Вятско-Камского региона: проблемы, поиски, решения. Материалы региональной научно-практической конференции. − Киров, 1998. - 59−63 с.
10.Касимов Р. Н. Мифологические образы в культуре чепецких татар // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научной конференции. − Глазов, 1999. - 11−13 с. В соавторстве с Д. Г. Касимовой.
11.Касимов Р. Н. Образ «домовой» в мифологии чепецких татар // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. − Глазов, 2001. – 64 с.
12. Касимов Р. Н. «Су иясе» в современном фольклоре чепецких татар // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. − Глазов, 2002. – 49 с.
13. Мухамедова Р. Г. Чепецкие татары (краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Под ред. Р. Г. Мухамедовой и Р. К. Уразмановой. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1978. – 18 с.
14. От служилых татар к татарскому дворянству › Фамильный состав служилых татар, мурз и татарского дворянства. Дата обращения: 15 октября 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
15. Рамазанова Д. Б. «К формированию нукратского говора татарского языка в иноязычном окружении». Ижевск, 2005. – 174 с.
16. Рахимзянов Б. Р. Касимовское царство: социально-политическое развитие (1445—1552 гг.) Каз.: 2001 - 264 с.
17. Сыркина И. А. Чепецкие татары // Уральская историческая энциклопедия / Институт истории и археологии УрО РАН, 2004 – 120 с.
18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с.
19. Уразманова Р.К., Чешко С.В. Татары: Коллективная монография. М.: Наука, 2001. - 583 с.
20. Шарифуллина Ф. Л. Касимовские Татары: историко-этнографическое исследование традиционной народной культуры середины XIX-начала XX веков. , 1991.– 19 с.
21. Шарифуллина Ф. Л. Культ предков у волго-уральских татар // Этнологические исследования в Татарстане. Материалы итоговой конференции Института истории АН РТ, посвященной 10-летию института. Вып. 1. – Казань: ИИ АН РТ, 2007. – 98 с.
Электронные ресурсы
1.Балезинский район. Страница сайта. URL: [Эдектронный ресурс] https://vk.com/wall-163413972_7073 (Дата обращения: 20.05.2024)
2.Фестиваль Касимовых. URL: [Электронный ресурс] https://kulturabalezino.ru/measures/634-festival-kasimovyh-sobral-bolee-vosmisot-gostey.html (Дата обращения: 20.05.2024)
3.Фестиваль Касимовых. Программа мероприятия. URL: [Электронный ресурс] https://kulturabalezino.ru/news/630-festival-kasimovyh-priglashaet.html (Дата обращения: 20.05.2024)
4.Баяре Касимовы – потомки Чингис-хана. URL: [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/ZHRRV945xH1AmP5Q (Дата обращения: 22.05.2024)