Фрагмент для ознакомления
2
Функционирование любого предприятия в экономической сфере базируется на создании адекватной и стремящейся к постоянному развитию логистической системы.
В общем случае созданию логистических систем на предприятиях мусороперерабатывающей отрасли способствуют многие факторы. Для нашей страны данная проблема стала особенно актуальной в связи с принятой Правительством РФ программы импортозамещения многих товаров.
Логистическая система рассматриваемой организации предполагает вывоз твердых бытовых отходов (использованные упаковки, коробки, ящики и т.д.) на мусороперерабатывающее предприятие. Чтобы спланировать рациональные маршруты вывоза отходов, необходимо использовать логистические подходы.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что рациональная организация вывоза отходов предприятия оказывает существенное влияние на конечные экономические показатели его деятельности.
Цель данной работы заключается в выработке рекомендаций по рациональной организации логистической системы вывоза отходов из ООО «САНТОЧА» на мусороперерабатывающее предприятие.
В процессе достижения цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- изучается роль управления логистикой в эффективной реализации стратегии развития компании;
- рассматриваются общие подходы к управлению логистическими операциями;
- исследуется влияние контроля за утилизацией отходов на состояние логистической системы организации;
- выполняется анализ существующей организации контроля за утилизацией отходов в логистической системе ООО «САНТОЧА».
- проектируется алгоритм управления логистическими процессами в части контроля и утилизации отходов на рассматриваемом предприятии
- разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления логистикой при вывозе ТБО.
Объектом исследования являются существующие подходы к организации логистических процессов вывоза ТБО (твердых бытовых отходов) на предприятиях данной отрасли.
Предметом исследования является текущая хозяйственно-экономическая деятельность ООО «САНТОЧА».
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе предложены мероприятия по повышению эффективности логистической системы вывоза отходов предприятия, что, в свою очередь, приведет к увеличению прибыли и повышению показателей рентабельности.
Методологическую базу исследования составили методы: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.
База исследования ООО «САНТОЧА».
Теоретической базой исследования послужили труды ученых в области логистики, среди которых особенное внимание заслуживают работы Сергеева В.И., Гаджинского А.М., Неруш Ю.М., Герами В. Д., Колик А.В. и других ученых.
Структура работы, обусловленная логикой исследования, его целью и задачами, представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
В настоящее время логистика широко используется во всем мире. Как считают многие авторы, такие как И.Д. Афанасенко, М.Н. Григорьев, Б.А. Аникин, и др. без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Услуги - это особая деятельность. Максимально полное удовлетворение потребности клиента является основой целью оказания сервисной услуги.
Таким образом, услуги - это деятельность, процесс.
Любой бизнес-процесс в общем виде может быть представлен в виде следующей схемы (рисунок ).
Производственный процесс и процесс оказания услуги имеют ряд различий. Например, услуги невозможно хранить, спрос на услуги значительно более изменчивый, услуги являются неосязаемыми.
В процессе хозяйственной деятельности проблемы доставки грузов рассматриваются уже на стадии разработки общей экономической политики предприятия. Здесь необходимо выбрать наиболее эффективные системы каналов и методов маршрутизации перевозок применительно к конкретно определенным рынкам [16, 19].
В управление цепочками поставок входят следующие элементы:
- координация управления логистикой не только внутри структурных подразделений предприятия, но и на внешнем контуре;
- интеграция управления логистическими процессами также не только во внутренних перемещениях всех видов ресурсов внутри хозяйствующего субъекта, но и на внешнем контуре.
Необходимо отметить, что доставка именно тарно-штучных грузов является самым востребованным видом перевозок на автотранспорте.
Тарно-штучные грузы — это грузы, состоящие из индивидуальных предметов или товаров, каждый из которых имеет свою уникальную форму, размер и характеристики. Пример размещения тарно-штучного груза на европаллете показан на рис.1.
Тарно-штучный груз может приниматься к перевозке в пакетированном виде, поэтому должны быть выполнены все соответствующие нормативы, предъявляемые к пакетированию.
Под пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест на поддоне (например – ящики, мешки, коробки и т.д.), скрепленных между собой с помощью универсальных пакетирующих средств, обеспечивающее в процессе транспортировки и хранения возможность механизированной погрузки, целостность пакетов (коробов) и максимальное использование грузоподъемности (вместимости) автомобиля.
При формировании пакета грузоотправитель должен соблюдать следующие требования:
• вес пакета не должен превышать номинальной грузоподъемности поддона;
• суммарный свес пакета с каждой стороны плоского поддона не должен превышать 40 мм.
Пример расположения ящиков на паллете показан на рис.5.
Рациональное планирование маршрута доставки тарно-штучного груза позволяет избежать лишних расходов на топливо и временные задержки.
Тарно-штучные грузы также могут транспортироваться и в контейнерах.
Сущность и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг в части контейнерных перевозок тарно-штучных грузов рассматриваются в большом числе научных работ и прикладных исследований как российских, так и зарубежных авторов. Существующие условия хозяйствования способствуют развитию тенденции постоянному и динамичному увеличению международного товарооборота.
Авторы [10, 19] отмечают, что для ускорения переработки контейнеров и снижения эксплуатационных затрат необходимо развитие контейнерных терминалов и внедрение прогрессивных технологий.
При этом необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент на многих видах транспорта внутренняя инфраструктура для транспортировки и обработки контейнеров зачастую не соответствует темпам развития транспортных мощностей [8, 9, 12].
Службами логистики употребляются определенные названия и термины при формировании сборных контейнеров на складах производителей и продавцов.
Стратегические планы развития в части внутренних и внешнеторговых контейнерных перевозоктарно-штучных грузов включают в себя решение следующих задач:
- внедрение современных методов и ресурсов управления;
- расширение использования инновационных технологий;
- улучшение и рационализация технических, технологических и производственных операций в транспортной деятельности;
- необходимость снижения себестоимости оказания транспортно-логистических услуг при доставке груза от грузоотправителя до грузополучателя;
- постоянное совершенствование решений задач безопасности перевозок;
- постоянная и ежедневная работа над качественным повышением транспортных услуг.
С точки зрения расширения спектра контейнерных перевозок наибольшего внимания заслуживает задача обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на транспорте.
Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения поступивших в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях материального потока, начиная от первичных источников сырья (например, склады бумаги) и кончая складированием готовой продукции в процессе ее продажи конечным покупателям (склады книжных товаров в книжных магазинах).
Складское хозяйство играет важную роль в логистической цепи и выполняет функции по приему, хранению и выдаче материального потока. Склад является элементом более широкой системы - логистической цепи, которая включает в себя все этапы движения товаров от поставщика до конечного потребителя.
Современные склады сталкиваются с рядом вызовов и требований, установленных логистической цепью. Это включает в себя необходимость эффективного управления запасами, минимизации времени обработки заказов, повышения точности инвентаризации, обеспечения безопасности и качества товаров, а также использования передовых технологий и информационных систем.
Склады могут классифицироваться по различным признакам, включая их место в логистической цепи, масштаб деятельности и профиль бизнеса. Вот некоторые типы классификации складов.
По функциональному назначению.
Основные операции, которые входят в логистический процесс на складе:
обеспечение потребностей в запасах: это включает планирование и управление запасами товаров на складе, чтобы удовлетворить потребности заказчиков и поддерживать оптимальный уровень запасов;
контроль за поставками: это важная операция, которая включает отслеживание и контроль поставок товаров на склад, чтобы убедиться, что они соответствуют заказам и ожиданиям;
разгрузка и приемка грузов: это процесс разгрузки товаров с транспортных средств и их приемки на склад;
внутрискладская транспортировка и перевалка грузов: это перемещение товаров на складе с помощью специализированного оборудования (например, погрузчиков, конвейеров) для оптимизации расположения товаров.
Логистический подход к управлению материальными потоками на складе предусматривает управление всем процессом переработки грузов в рамках единой организационно-управленческой системы.
Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique) - это методология структурного анализа и конструирования. SADT может быть использована для анализа и проектирования бизнес-процессов, включая логистические операции на складе. Она позволяет разбить процесс на составляющие части, определить их взаимосвязи и описать их функциональность.
Что касается эффективности складских систем, то основным критерием является минимизация совокупных логистических затрат, связанных с управлением материальными и другими потоками. Это означает, что логистическая система должна быть спроектирована и функционировать таким образом, чтобы достичь оптимальной баланса между затратами и результатами.
Логистический процесс на складе может быть разделен на три основных этапа:
Операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров: Этот этап включает прием, размещение и хранение товаров на складе. В рамках этого этапа осуществляется контроль и учет запасов, а также их оптимизация с учетом спроса и прогнозирования.
Операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации: На этом этапе выполняются операции по сортировке, комплектации, упаковке и маркировке товаров.
Операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей: Этот этап включает прием, обработку и отгрузку заказов клиентов.
Моделирование логистических процессов на складе имеет большое значение для оптимизации сроков и методов исполнения операций. Вот некоторые аспекты моделирования логистических процессов на складе:
Определение маршрутов товарных потоков: Моделирование позволяет определить оптимальные маршруты перемещения товаров на складе.
Выбор стандартов документооборота: Моделирование помогает определить оптимальные стандарты и процедуры документооборота на складе.
Формирование организационно-штатной структуры и алгоритмов функционирования: Моделирование позволяет определить оптимальную организационную структуру и распределение обязанностей на складе.
По месту в логистической цепи:
склады поставщиков: находятся на территории поставщиков и используются для временного хранения товаров перед их отгрузкой;
центральные склады: расположены ближе к центру логистической сети и обеспечивают хранение и консолидацию товаров из различных источников;
склады регионального распределения: находятся ближе к конечным потребителям и обеспечивают более быструю доставку товаров
Консолидация грузов на складе происходит, когда товары от нескольких поставщиков объединяются в одну отправку, которая доставляется нескольким заказчикам. Это позволяет сократить транспортные расходы, так как товары могут быть доставлены одним транспортным средством.
Последовательность решения логистической задачи организации эффективного складского хозяйства:
необходимо определить целесообразность создания склада или использования прямых поставок;
выбрать наиболее подходящий тип склада - распределительный, перевалочный и т.д.;
рассчитать оптимальное количество складов с учетом потребностей компании;
провести анализ и выбрать наиболее оптимальные места расположения складов с учетом источников поставок и рынков сбыта;
разработать проект логистической системы склада, определив основные технологические процессы.
Такая последовательная проработка ключевых аспектов позволяет создать эффективную и оптимальную по затратам систему складирования.
Одной из главных задач управления логистическим процессом на складе является обеспечение непрерывной доступности товаров для выполнения заказов. Для этого необходимо эффективно управлять входящими поставками, сборкой и упаковкой товаров, а также их хранением и перемещением на складе. Автоматизация данных процессов с помощью современных логистических систем позволяет значительно повысить эффективность работы и сократить время выполнения операций.
Кроме того, управление логистическим процессом на складе включает в себя оптимизацию запасов товаров. Необходимо точно определить оптимальный уровень запасов, чтобы избежать излишних затрат на их хранение и связанных с ними рисках, таких как устаревание или повреждение товаров. В то же время необходимо обеспечить наличие достаточного количества товаров для удовлетворения потребностей клиентов, чтобы избежать потери заказов и уровня сервиса.
Для эффективного управления логистическим процессом на складе также требуется использование информационных систем и технологий. Автоматизация и централизация управления позволяют получать актуальную информацию о статусе товаров на складе, контролировать выполнение операций и быстро реагировать на изменения в спросе или поставках. Это помогает сократить операционные риски и повысить общую эффективность логистической цепочки.
В итоге, правильное управление логистическим процессом на складе играет ключевую роль в обеспечении эффективности работы всей логистической цепочки. Это позволяет снизить затраты, повысить качество обслуживания клиентов и улучшить конкурентоспособность компании на рынке.
Для совершенствования организации складского процесса могут применяться различные методы и технологии:
1. Метод 5S: Этот метод основывается на принципах японского бережливого производства и помогает оптимизировать рабочее пространство склада. Он включает сортировку (seiri), систематизацию (seiton), сияние (seiso), стандартизацию (seiketsu) и самосовершенствование (shitsuke).
2. Технология автоматизации складских операций: Применение автоматизированных систем и технологий, таких как использование беспилотных транспортных средств, автоматизированных систем складирования и сортировки, позволяет повысить производительность и эффективность складских процессов.
3. Использование систем управления складом (WMS): WMS-системы помогают оптимизировать управление запасами, отслеживать движение товаров, распределять задачи сотрудникам и обеспечивать точность и своевременность выполнения заказов.
4. Применение метода «Канбан»: Этот метод основан на использовании визуальных сигналов для управления процессом производства и поддержания оптимального уровня запасов на складе. Он позволяет своевременно реагировать на изменения спроса и минимизировать затраты на хранение запасов.
5. Принцип «Just-in-Time» (JIT): Этот принцип заключается в доставке материалов и товаров на производство или склад непосредственно перед их использованием. Он помогает сократить запасы на складе, уменьшить простои и повысить эффективность складских операций.
Таким образом, данные методы и технологии, могут быть применены для совершенствования организации складского процесса. Конкретный выбор методов и инструментов зависит от особенностей бизнеса и приоритетов компании.
Учет работы и оценка эффективности использования грузового автомобильного транспорта являются обязательными элементами его эксплуатации.
Каждый из участников цепи поставок заинтересован в достижении собственных целей, для чего разрабатываются собственные стратегии. Тем не менее, поскольку важным принципом цепи поставок является единство организации, при сотрудничестве особая роль отводится стратегии цепи поставок, которая строится на ключевых положениях стратегического управления всех участников, и основана на их консенсусе.
Целью выбора планировки склада является обеспечение наибольшей эффективности функционирования склада, максимального использования мощностей и нагрузки, а также минимальных затрат на грузопереработку продукции.
Как правило, целями оптимизации маршрутов транспортной доставки могут быть:
- найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети;
- найти кратчайшие пути проезда между пунктами транспортной сети.
Для достижения этих целей можно использовать методы из теории графов.
Фрагмент для ознакомления
3
. Автомобильный справочник / Зорин В.А., Коншин В.М., Лосавио С.К., Приходько В.М., Васильев Б.С.; под общ. ред. В.М. Приходько. - М.: Машиностроение, 2020. - 704 с.
2. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: Научтехлитиздат, 2020. - 208 с.
3. Аникин Б.А. Логистика: учебник/под редаццией Б.А. Аникина. Москва ИНФРА-М, 2021.-400с
4.Батова Т.Н., Васюхин О.В. Экономика промышленного предприятия. СПб.: ГУ ИТМО. 2020.-248с.
5. Бауэрсокс Д.Дж, Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ./ Д.Дж.Бауэрсокс, Клосс Д.Дж. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2020.- 640 с.
6.Берзинь И.Э., Пикунова С.А., Экономика предприятия. М.: Дрофа, 2020.-368с.
7. Блинкин М.Я. «Безопасность дорожного движения. История вопроса, международный опыт, базовые институции». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
8. Булавина, Л. В. Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах [Текст]/Л.В. Булавина— Екатеринбург: Уральский университет, 2020.-48 с.
9. Гуджоян О.П., Троицкая H.A. Перевозка специфических грузов. Уч. для ВУЗов. -М.: Транспорт, 2020.
10. Журавлев Р.В. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте. Практикум. Часть 1. Москва, 2020г. – 57с.
11. Журавлев Р.В. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте. Практикум. Часть 2. Москва, 2020г. – 37с.
12. Журкин, И. Г. Геоинформационные системы. [Текст]/ И.Г. Журкин, С.В. Шайтура.– М.: Кудиц-Пресс, 2020- 194 с.
13. Иванов М.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона: факторы, направления, инструментарий, оценки. Н.Новгород, 2020, 196с.
14. Имаметдинов Р.Х. Организация международных перевозок нефтеналивных грузов по территории Российской Федерации: автореф. дис. анд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2020.
15. Кременец, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения [Текст]: / учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2021.-279 с.
16. Манукян Р.Г. Конспект лекции по Организации перевозок на транспорте - Санкт-Петербург: СПАТК ГА, 2020 г
17. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.С. Лукинского. – СПб.: Изд-во Питер, 2020. – 176 с. 5.
18. Михеева, Т. И. Управление транспортной инфраструктурой [Текст]/ Т.И. Михеева, С.В. Михеев, О.Н. Сапрыкин.– Самара: Интелтранс, 2021.-С. 88
19. Неруш Ю.М. Логистика / Ю.М.Неруш. - Москва: Проспект, 2021. - 520 с.
20. Перевозка горючего в резервуарах и таре бортовым автотранспортом. Инструкция. - М.: ВИ, 2021г.
21.Просветов, Г.И. Математические методы в логистике: учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. – М.: Изд-во РДЛ, 2021. – 272с.
22.Троицкая Н.А.., Чубуков А.Б. «Единая транспортная система» учебник 2-ое издание М. Академия 2020, 316с.
23. Туревский И.С. Автомобильные перевозки: учеб. Пособие – М.: ИД Форум Инфра – М; 2020г. – 224с.
24. Харисова В.Н. Глобальная Спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. М. ИПРЖР 2020 г.
25. Шилимов М.В. Формирование структуры парка и выбор автомобильных транспортных средств для перевозки нефтеналивных грузов : автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.01. - М., 2020.
26. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. – 2 е изд. – Мн.: Экономпресс, 2020. 464 с.
27. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.: Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2020. – 677 с.
28. Якимов, М.Р. Анализ влияния различных сценариев развития транспортной системы крупного города на возможные варианты нарушения целостности городской структуры [Текст] /М.Р. Якимов// Вестник транспорта Поволжья. – 2020. – № 1.– C.18–24
29. Зибров И.А. Оптимизация технологии перевозки нефтеналивных грузов через мостовые сооружения: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.01. - М., 2020.
30. Зубец А.Ж. Транспортная инфраструктура: ее функции, виды и значение в развитии городов//В сборнике: Актуальные проблемы развития общества, экономики и права Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов: Электронное издание. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»; составитель: Никонорова А.В.. Москва, 2021. С. 59-66.
31.Кельбах С.В. Дорожно-транспортная инфраструктура как база модернизации региональной экономики//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 4 (94). С. 37-43.
32. Семина И.А. Транспортная инфраструктура: характерные черты и факторы развития//В сборнике: Сборник трудов молодых исследователей географического факультета МГУ им Н.П. ОГАРЕВА. IV научная конференция молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева. 2020. С. 34-39.
33. Шайкин В. Маркетинг транспортных услуг // Маркетинг. - 2021. - №5.