Фрагмент для ознакомления
2
Люди с древних времен, так или иначе, занимались прыжками в воду, делали они это со скал, берегов, кораблей. Это занятие было распространено преимущественно среди рыбаков, ныряльщиков и воинов. Если говорить о прыжках в воду, как об увлечении, то впервые об этом заговорили в Швейцарии в 16 веке. Прыжки в воду получили широкое распространение во второй половине 19 века, связано это было с повсеместным строительством комплексов для купания. Параллельно со швейцарской школой прыжков в воду существовала ещё немецкая школа. Основным отличие немецкой школы от швейцарской является снаряд, с которого выполняются прыжки – трамплин. Швейцарцы же выполняли прыжки с вышек.
В последние годы в прыжках в воду, прослеживается тенденция усложнения соревновательных программ с ранней спортивной специализацией. Прыжки в воду относятся к сложно координационным видам спорта, поэтому спортсменов начинают обучать уже в детском возрасте – 6 – 8 лет и к 10 – 14 годам они должны освоить достаточно трудные элементы. Сложность выполняемых спортсменами прыжков возрастает за счет прибавления количества оборотов тела, как в продольной, так и в поперечной оси, т.е. сальто и винтов.
Для достижения высоких спортивных результатов необходимо совершенствовать техническую подготовку спортсменов. Одним из главных вопросов в этом процессе является повышение эффективности использования физических возможностей спортсменов. Развитие технической подготовки дает спортсменам шанс раскрыть дополнительные резервы, поскольку практическая реализация и научное обоснование этого процесса еще не достигли своих пределов.
Исследования показывают, что уровень владения техникой двигательных действий и, в конечном итоге, спортивные результаты зависят от исходного уровня развития двигательных качеств, скорости их улучшения, а также постоянства этого процесса.
Максимальная эффективность спортивных движений определяется качеством исполнения техники. Это качество, в свою очередь, зависит от способности объединить различные требования: методики обучения, уровня физической подготовленности и индивидуальных особенностей организма, несмотря на стремление к стандартизации. Удивляет то, что многие из этих требований в определенной мере противоречат друг другу.
Техническая сложность элемента заключается в совокупности двигательных действий (ДД), обеспечивающих необходимое положение спортсмена (включая позу) или его движения в пространстве. Техническая сложность находится в зависимости от элементарных движений, внешних условий, скорости их реализации и особенностей сочетания этих элементов, что в итоге будет определять конкретную форму элемента.
Тема "Особенности технической подготовки спортсменов в прыжках в воду на этапе начальной подготовки" представляет высокую актуальность в связи с постоянным интересом к спортивным видам, таким как прыжки в воду, а также с ростом популярности этой дисциплины среди юных спортсменов.
Качественная техническая подготовка в начальном этапе играет ключевую роль в формировании основ практических навыков и умений спортсмена, которые заложат фундамент для дальнейшего развития в спортивной карьере. Особенности технической подготовки в прыжках в воду требуют особого внимания к правильной механике движений, координации и гибкости.
Изучение данной темы становится важным не только с точки зрения совершенствования тренировочного процесса и достижения высоких спортивных результатов, но и с учетом предупреждения возможных травм и ошибок при выполнении технически сложных элементов прыжков в воду.
Кроме того, развитие методов и технологий тренировки в спорте, а также инновационные подходы к подготовке спортсменов, включая использование современного оборудования и аналитических инструментов, делают данную тему все более актуальной для практикующих тренеров и спортсменов.
Исследование и обсуждение особенностей технической подготовки спортсменов в прыжках в воду на этапе начальной подготовки имеет высокую значимость для дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, повышения результативности и снижения риска возможных травм.
Гипотеза. “Предполагается, что основные особенности технической подготовки спортсменов в прыжках в воду на начальном этапе обучения влияют на сформирование корректных и эффективных двигательных навыков, способствуя улучшению результатов и снижению риска возможных повреждений. Проведение систематического анализа и оптимизация обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности спортсменов и применяющих инновационные методики тренировок, позволят добиться более высокой эффективности в процессе подготовки к соревнованиям в прыжках в воду на старте спортивного пути”.
Данная гипотеза предполагает, что правильное внимание к особенностям начальной технической подготовки спортсменов в прыжках в воду способствует формированию качественных двигательных навыков и позволяет позитивно влиять на дальнейшее спортивное развитие и достижение высоких результатов. Проведение исследований и практических экспериментов в этой области помогут подтвердить или опровергнуть данную гипотезу и развить эффективные методы работы с начинающими спортсменами в данном виде спорта.
Объект исследования-техническая подготовка спортсменов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования ученики спортивной школы олимпийского резерва по плаванию и прыжкам в воду ЦСКА.
Цель исследования- изучить особенности технической подготовки спортсменов в прыжках в воду на этапе начальной подготовки.
Исходя из поставленной цели, можно выделить несколько основных задач:
На основании литературных источников изучить особенности вида спорта “прыжки в воду”.
Узнать про этап начальной подготовки спортсменов, а также особенности технической подготовки.
Исследовать особенности начальной подготовки спортсменов на основании анкетирования учеников спортивной школы олимпийского резерва по плаванию и прыжкам в воду ЦСКА.
Усовершенствовать программу проведения тренировок по программе “прыжки в воду”.
ГЛАВА 1 Анализ литературных источников по теме исследования
1.1 Характеристика вида спорта «прыжки в воду» и его отличительные особенности
Развитие прыжков в воду началось с включения их в программу Олимпийских Игр в 1904 году и образования Международной федерации любителей водных видов спорта (FINA) в 1908 году [13].
Прыжки в воду в зависимости от исходного положения и направления вращения тела вокруг поперечной и продольной осей в полете подразделяются на классы. Существует шесть классов прыжков, по которым классифицируются все спортивные прыжки:
1 класс - прыжки, выполняемые из передней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
2 класс – прыжки из задней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;
3 класс – прыжки из передней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;
4 класс - прыжки из задней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
5 класс - прыжки с вращением тела вокруг продольной оси (прыжки с винтами). Винтовые вращения, могут выполняться вокруг продольной оси тела с одновременным вращением вокруг поперечной оси во всех прыжках 1 – 4 классов;
6 класс - прыжки со стойки на руках (только с вышки), исполняются как спиной, так и лицом к воде.
Существует четыре положения тела в воздухе, которое показывает спортсмен:
А - положение прогнувшись;
В - положение согнувшись;
С - положение в группировке;
D - свободное положение тела, используется в таблице ФИНА для обозначения прыжков 5 и 6 классов.
Рисунок 1- классификация прыжков в воду
Комбинирование различных элементов позволяет выполнить более 60 вариантов прыжка с трамплина и более 90 с вышки [13].
В ходе соревнования участник должен продемонстрировать мастерство в прыжках вперед, назад, задом наперед, внутрь и со скручиванием. Мужчины-ныряльщики с платформы должны выполнить прыжок из группы стойки на руках. Хотя от женщин этого не требуется, все больше выбирают положение стойки на руках для необязательного погружения. Спортсмен должен выполнить от 9 до 11 погружений, в зависимости от соревнования. Примерно половина погружений обязательна, а половина - добровольна. Каждому погружению присваивается степень сложности от 1.2 до 3.6. Общая степень сложности обязательных погружений не может превышать заранее установленного максимального количества, зависящего от события. Необязательные погружения не имеют ограничений по степени сложности [26].
Оценка прыжков производится коллегией из семи судей на основе подхода, разбега, высоты, техники и грации, продемонстрированных в воздухе, угла входа в воду и количества всплесков. Поскольку погружение не завершается до тех пор, пока тело дайвера полностью не погрузится в воду, результат может быть увеличен путем изменения подводной траектории, чтобы позволить ногам входить в воду в том же месте, что и рукам, тем самым сводя к минимуму количество всплесков.
Спортивные соревнования (Табл. 1):
Соревнования - важная составная часть спортивной подготовки спортсменов и должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.
Различают:
- контрольные соревнования, в которых выявляются возможности спортсмена, уровень его подготовленности, эффективность подготовки. С учетом их результатов разрабатывается программа последующей подготовки. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования, так и специально организованные контрольные соревнования. К контрольным соревнованиям на всех этапах спортивной подготовки относится участие в соревнованиях, не включенных в официальный календарь спортивных соревнований Всероссийской Федерации прыжков в воду (Первенства СШВВС, первенства спортивных организаций и т.д.)
- отборочные соревнования, по итогам которых комплектуются команды, отбираются участники главных соревнований. В зависимости от принципа комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать первое или одно из первых мест, выполнить контрольный норматив, позволяющий надеяться на успешное выступление в основных соревнованиях. Отборочными соревнованиями на этапах спортивной специализации (ТЭ) и ЭССМ в зависимости от возраста спортсменов являются чемпионаты и первенства ЮФО, этапы Кубка России, чемпионаты и первенства области, по итогам которых осуществляется отбор на соревнования более высокого ранга.
- основные соревнования, цель которых достижение победы или завоевание возможно более высоких мест на определенном этапе многолетней спортивной подготовки. К основным соревнованиям на этапах спортивной специализации (ТЭ) и ЭССМ в зависимости от возраста спортсменов относятся чемпионаты и первенства ЮФО, всероссийские соревнования, Кубок России, чемпионаты и первенства России, спартакиады учащихся.
Таблица 1- Классификация соревнований по прыжкам в воду
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
Соревнования для взрослых спортсменов (от 14 лет и старше)
Юниорские соревнования для спортсменов
(14 – 18 лет)
Юношеские соревнования для спортсменов
(10 – 13 лет)
Олимпийские Игры
Юношеские Олимпийские игры
Международные соревнования
Чемпионат Мира, Кубок Мира
Первенство Мира
Чемпионат Европы
Первенство Европы
Гран – При, Мировые серии
Соревнования среди Европейских стран
ВСЕРОССИЙСКИЕ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ
Чемпионат России, кубок России
Первенство России
Спартакиада Молодежи
Спартакиада учащихся
Другие всероссийские соревнования, включенные в ЕКП, Первенства Федеральных округов
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
Чемпионаты и
Кубки субъектов Федерации.
Первенства субъектов Федерации.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ШКОЛЬНЫЕ
Соревнования по прыжкам в воду проводятся как среди взрослых спортсменов, так и среди юных прыгунов в воду (5 возрастных групп: А, В,С,Д,Е). Возрастная группа А объединяет спортсменов 16-18 лет (юниоры, юниорки) В – 14-15 (юниоры, юниорки), группа С – 12-13 (юноши, девушки), группа Д 10-11 (юноши, девушки), группа Е 9 лет и моложе (мальчики, девочки). Возраст участников определяется по состоянию на 31 декабря года проведения соревнований [21].
1.2 Этап начальной подготовки. Основные положения
На этап начальной подготовки принимаются желающие заниматься спортом, не имеющие медицинских противопоказаний и имеющие письменное разрешение врача. Если число желающих превышает план набора, тренерский совет спортивной школы может определить детей на занятия по прыжкам в воду в группах НП, основываясь на комплексной оценке их двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения, необходимых для этого вида спорта. Этот этап длится 2-3 года и включает физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу, направленную на обширную физическую подготовку, освоение техники прыжков в воду, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для перехода на следующий тренировочный этап [10].
Оптимальный возраст для начала начальной подготовки в прыжках в воду - 6-8 лет, длительность этапа составляет 1-2 (3) года. В этом возрасте у детей происходит созревание тканей и органов, сопровождающееся замедлением роста. Морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, укрепление скелетных мышц, увеличение размеров сердца и усиление миокарда - все это процессы, характерные для данного возраста.
Младший школьный возраст благоприятен для изучения новых движений, так как именно в этот период дети осваивают примерно 90% всех двигательных навыков, которые будут использовать в дальнейшей жизни. Поэтому разнообразие движений является ключевым в содержании физической подготовки детей этого возраста, помогая им в дальнейшем успешно осваивать более сложные технические элементы. У детей этого возраста характеризуется неустойчивое внимание, что также следует учитывать при организации занятий.
Для поддержания внимания учеников на занятиях необходимо создавать высокий эмоциональный уровень с использованием игровых форм, индивидуальной оценки действий каждого ребенка и методов поощрения. Детям возраста 6-9-15 лет характерно конкретно-образное мышление, поэтому особое внимание следует уделять доступному для понимания образному демонстрированию и ясному объяснению.
Периодизация подготовки в группах начальной подготовки на протяжении года имеет исключительно обучающий характер, с упором на разностороннюю физическую подготовку через хореографию, акробатику, гимнастику и прыжки на батуте - то, что характерно для данного спортивного направления.
Обучение основам техники прыжков в воду начинается на суше через имитационные упражнения и тренировки на "сухом" трамплине. На воде основное внимание уделяется освоению начальных прыжков (соскок и спад из разных стоек). Занятия проводятся в форме уроков с использованием групповых и индивидуальных методов обучения.
В первый год групп начальной подготовки проверки проводятся по технике в середине и конце года, а физической подготовке - лишь в конце. При увеличении объема занятий в группе более года выделяют два периода: подготовительный и соревновательный.
На подготовительном этапе акцент делается на общую и специальную физическую подготовку. Соревновательный этап характеризуется уменьшением общей и увеличением технической подготовки за счет обязательных тренировок продолжительностью 3 архивных часа три раза в неделю.
В переходный период (6 недель, июль-август) в спортивно-оздоровительных лагерях происходит существенное усиление ОФП и СФП. Главная цель этих лагерей - повышение уровня подготовленности и укрепление здоровья участников.
Техническая подготовка в спортивно-оздоровительных лагерях включает в себя имитационные упражнения и упражнения специальной физической подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
Бегидова Т. П. Об истории, перспективах и психологической подготовке олимпийского резерва в прыжках в воду/ Бегидова Т. П., Замятина Н. В., Фролова С. В. //Культура физическая и здоровье. – 2012. – №. 2. – С. 76-78.
Голиков А. Ю. и др. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ //ББК 75.04 С56. – С. 23.
Донской, Д.Д. Новое видение двигательных действий / Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. – С. 60-61
Иваненко, О. А. Повышение физической подготовленности прыгунов в воду 7-8 лет на этапе начальной подготовки / О. А. Иваненко // Олимпийский спорт и спорт для всех : Материалы XXVI Международного научного Конгресса, Казань, 08–11 сентября 2021 года / Под общей редакцией Р.Т. Бурганова. – г. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. – С. 87-89. – EDN OEIRSK.
Карпов В. Ю. и др. Технические приёмы уменьшения количества брызг в завершающей фазе прыжков в воду //Теория и практика физической культуры. – 2018. – №. 5. – С. 71-73.
Костюнина К. В. Основные физические качества в прыжках в воду //ББК 75.491. 0я43+ 75.11 я43+ 51.204. 0я43 О-54. – 2020. – С. 430.
Королькова Н. Ю. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.- 2020
Котляров А. Д. Развитие гибкости у мальчиков 8-9 лет, занимающихся прыжками в воду //Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №. 1-3 (55). – С. 36-39.
Красильников Андрей Михайлович, тренер – преподаватель. «Обучение технике выполнения стартов в плавании в группе начальной подготовки 1 года обучения.» Методические рекомендации Иркутск,2022 г.
Мартынова Ж.Е. ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ “Прыжки в воду” Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» Отделение физкультурно-спортивного образования, Екатеринбург, 2020
Моисеева С. Б. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «прыжки в воду» (этап начальной подготовки). Методическое пособие. Авторы-составители: Моисеева СБ, Николаева МА–М.: ФГБУ ФЦПСР 2021.–93 с.
Недосекина О. И. Влияние акробатических упражнений на техническую подготовку юных прыгунов в воду/ "Спортивная школа олимпийского резерва № 7 по водным видам спорта".-Челябинск.- 2023
Новиков О.И. Методика коррекции двигательной асимметрии при обучении юных спортсменов технике отталкивания в прыжках в воду” ///Волгоград, 2020
Паутова А. В. ОБУЧЕНИЕ СТАРТОВОМУ ПРЫЖКУ С ТУМБОЧКИ В ПЛАВАНИИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ/ Санкт- Петербург.- 2021
Попова И. Е., Савинкова О. Н. Биомеханические аспекты анализа движений в прыжках в воду (по материалам зарубежной печати) //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 8 (174). – С. 175-179.
Путинцева А. Р., Овчинников Ю. Д. Олимпийское образование школьников. Лучшие спортсмены России по прыжкам в воду //Вестник спортивной истории. – 2019. – №. 3. – С. 60-68.
Распопова Е. А. Теория и методика прыжков в воду //М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт. – 2021. – Т. 312.
Фостер Г. Э., Шил А. В. Реакция человека на погружение, ее функции и контроль // Скандинавский журнал медицины и науки в спорте. – 2005. – Т. 15. – №. 1. – С. 3-12.
Ягольников, Н. М. Развитие координационных способностей прыгунов в воду на этапе начальной подготовки / Н. М. Ягольников, Э. И. Михайлова // Бюллетень института естествознания и спортивных технологий : Сборник научных статей. Том Выпуск II. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2020. – С. 98-103. – EDN BOBDBC.
Прыжки в воду [Интернет ресурс] Код доступа: https://nevawave.ru/wp-content/uploads/2014/06/Прыжки-в-воду.pdf
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта “прыжки в воду”. [Интернет ресурс] Код доступа: https://skokov-water.ru/images/foto/off_docs/Programms/Progr_SP_PRI.pdf
Alvis H. J. Sport Diving Is Fun: It Can Be Safe //The American Journal of Nursing.
Britannica, T. Diving/ Britannica, T, Editors of Encyclopaedia//Encyclopedia Britannica, May 13, 2024.
Dimmock K. Scuba diving, snorkeling, and free diving/ Dimmock K. //Water-based tourism, sport, leisure, and recreation experiences. – Routledge, 2007. – С. 128-147.
Lin Y. C. Applied physiology of diving //Sports medicine. – 1988. – Т. 5. – С. 41-56.
Rubin B. D. The basics of competitive diving and its injuries //Clinics in sports medicine. – 1999. – Т. 18. – №. 2. – С. 293-303.
Vandenhoven G., Collard F., Schamp E. Children and diving: medical aspects. Eight years' sports medical follow-up of the first scuba diving club for children in Belgium //SPUMS JOURNAL. – 2003. – Т. 33. – №. 2. – С. 70-73.
Sport Diving. [Интернет ресурс] Код доступа: https://sportsmatik.com/sports/underwater-sport-diving/about
Diving: History, Scoring, Positions, and Numbers. [Интернет ресурс] Код доступа: https://sport-wiki.org/sports/diving/
Diving Rules. [Интернет ресурс] Код доступа: https://www.rulesofsport.com/sports/diving.html