Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном цифровом мире социальные сети и мессенджеры становятся все более популярными средствами коммуникации. Особое место среди них занимает платформа Телеграм, которая предлагает уникальные возможности для создания и продвижения контента. В последнее время все больше блогеров и медиа-личностей выбирают Телеграм-каналы в качестве основного инструмента для общения со своей аудиторией. Именно поэтому исследование влияния телеграм-каналов блогеров становится все более актуальной темой в современном исследовательском дискурсе.
В данном контексте важно рассмотреть не только технические и организационные аспекты функционирования Телеграм-каналов блогеров, но и более глубокие коммуникативные и речевые особенности этого явления. Как новый медиакоммуникативно-речевой аспект, Телеграм-канал блогера представляет собой уникальный формат, объединяющий в себе элементы публицистики, журналистики, личного общения и влияния на аудиторию. Исследование данного явления позволит лучше понять, каким образом блогеры используют Телеграм для формирования своего имиджа, воздействия на массовое сознание и взаимодействия с подписчиками.
Также стоит обратить внимание на то, какие стратегии и тактики блогеры применяют для привлечения аудитории, удержания внимания и создания вовлекающего контента в своих Телеграм-каналах. Анализ типов контента, частоты и времени публикаций, использования интерактивных элементов и других инструментов позволит выявить особенности успешных коммуникационных стратегий блогеров в данном формате. Таким образом, исследование Телеграм-каналов блогеров как нового медиакоммуникативно-речевого аспекта представляет актуальную и перспективную тему для дальнейших исследований в области коммуникации, медиа и интернет-журналистики.
Важно также проанализировать влияние Телеграм-каналов блогеров на формирование общественного мнения, распространение информации и манипуляцию сознанием аудитории. С учетом того, что Телеграм предоставляет возможность анонимного общения и быстрого распространения контента, блогеры могут оказывать значительное воздействие на свою аудиторию и даже формировать определенные стереотипы и представления. Поэтому изучение роли и влияния Телеграм-каналов блогеров становится важным шагом для понимания современных тенденций информационного пространства и медийной среды.
Актуальность исследования обусловлена двумя факторами. Во-первых, существует активный рост подходов к анализу медийных текстов в современной науке, что позволяет получить новые инсайты в области коммуникации и медиа. Во-вторых, современное языкознание уделяет особое внимание специфике Телеграм-каналов как нового типа массмедиа, что открывает широкие возможности для изучения языковых и функциональных особенностей медиатекстов блогеров. Материалом для исследования послужили медиа-тексты блогеров-обзорщиков, собранные в период с октября 2022 года по апрель 2024 года, в которых выявлены особенности, необходимые для дальнейшего анализа и исследования. Цель данного исследования заключается в выявлении языковых и функциональных особенностей медиатекстов, используемых современными российскими блогерами в Телеграм-каналах в период с 2022 по 2024 год, а также в разработке методического материала по данной теме, который можно будет использовать на курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике». Объектом исследования выступают жанровая специфика, коммуникативные и стилистические особенности медиатекстов блогеров-обзорщиков, а предметом исследования является методическая организация работы с медиа-текстами блогеров-обзорщиков на курсе по русскому языку.
Дипломная работа по теме «Телеграм-канал блогера как новый медиакоммуникативно-речевой аспект» состоит из следующих разделов:
Введение: вводная часть, где обосновывается актуальность выбранной темы и формулируются цели и задачи исследования.
Глава 1. Мессенджер «Телеграм» как феномен современной медиасистемы: анализируется роль и значение мессенджера Телеграм в современной медиасистеме, рассматриваются его свойства и специфика как компонента медиасистемы.
Глава 2. Телеграм-каналы блогеров как новый формат медиаинформации: исследуется Телеграм-канал как новейшая форма презентации медиаинформации, а также анализируются жанровая специфика, коммуникативные и стилистические особенности медиатекстов блогеров-обзорщиков.
Глава 3. Медиатексты как средство обучения на курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике»: рассматривается практическое использование медиатекстов блогеров-обзорщиков на учебных занятиях по русскому языку и журналистике, разрабатываются методические материалы для работы с данным материалом.
Заключение: подводятся основные итоги исследования.
Список использованных источников и литературы: перечисляются все использованные для написания работы материалы.
Приложение: содержит образцы медиа-текстов блогеров-обзорщиков.
Каждый раздел содержит подразделы, в которых более детально раскрываются темы и аспекты, связанные с исследуемой проблематикой.
Глава 1. Мессенджер «Телеграм» как феномен современной медиасистемы
1.1. Медиалингвистика и ее проблематика
Медиалингвистика представляет собой междисциплинарное направление, занимающееся изучением языковых аспектов медийных текстов, их воздействия на аудиторию, а также особенностей коммуникации в медийной среде. В контексте исследования Телеграм-каналов блогеров важно рассмотреть, каким образом медиалингвистика может помочь понять специфику коммуникативно-речевых процессов в данном формате. Основная проблематика медиалингвистики включает в себя анализ языковых средств, используемых в медийных текстах, изучение их воздействия на аудиторию, а также исследование особенностей восприятия и интерпретации медийного контента. В данном контексте медиалингвистика становится ключевым инструментом для анализа и понимания роли Телеграм-каналов блогеров как нового медиакоммуникативно-речевого аспекта в современной медиасистеме.
Медиалингвистика является важным инструментом для анализа коммуникативных стратегий, используемых блогерами в Телеграм-каналах. Она позволяет исследовать не только языковые особенности медиатекстов, но и их влияние на аудиторию. В рамках данной проблематики становится актуальным выявление ключевых тенденций в использовании языка в медийных текстах блогеров, а также анализ эффективности коммуникативных стратегий на примере успешных Телеграм-каналов. Медиалингвистический подход позволяет изучить не только формальные аспекты языка, но и его функциональное значение в контексте создания и распространения медийного контента. Важно также учитывать культурный и социальный контекст, в котором функционируют Телеграм-каналы блогеров, для более полного понимания их коммуникативной значимости. [Барченков А.С: 2021]
В рамках медиалингвистического подхода к анализу Телеграм-каналов блогеров также возникает необходимость изучения специфики взаимодействия языка и других мультимодальных средств коммуникации, таких как изображения, видео, аудио и другие элементы, которые могут быть использованы в медийных текстах. Этот мультимодальный подход позволяет рассмотреть не только текстовую составляющую контента блогеров, но и его визуальную и звуковую составляющие, учитывая их влияние на восприятие и понимание аудиторией. Исследование медиалингвистических аспектов Телеграм-каналов блогеров в контексте современной медиасистемы позволяет глубже понять роль данного формата в информационном пространстве, а также выявить особенности коммуникативного взаимодействия между авторами и аудиторией в данной среде.
Важным аспектом изучения медиалингвистики в контексте Телеграм-каналов блогеров является также анализ языковых стратегий, используемых для формирования имиджа и создания уникального стиля авторов. Исследование лексических особенностей, структуры предложений, использования языковых средств и терминологии позволяет выявить индивидуальные черты авторского почерка и узнаваемость текстов в массовой аудитории. Кроме того, медиалингвистический анализ может помочь понять влияние языковых особенностей на формирование имиджа блогера, его авторитета в среде и восприятие аудиторией. Таким образом, изучение медиалингвистики в контексте Телеграм-каналов блогеров позволяет расширить наши знания о коммуникативных процессах в современной медиасистеме и выявить особенности взаимодействия языка и медийного контента в данном формате. [Добросклонская Т.Г.]
В дополнение к этому, медиалингвистический подход к анализу Телеграм-каналов блогеров также позволяет рассмотреть вопросы модернизации языка в цифровой среде. Блогеры активно используют сокращения, эмодзи, интернет-сленг и другие языковые инновации, которые формируются в онлайн-сообществах. Изучение этих явлений с точки зрения медиалингвистики поможет понять, какие изменения происходят в языковой практике под влиянием цифровых коммуникаций и как они отражаются на структуре и функционировании языка в целом. Таким образом, медиалингвистика становится не только инструментом анализа медийных текстов в Телеграм-каналах блогеров, но и ключевым элементом изучения языковых тенденций в современной цифровой среде.
В заключение, медиалингвистика играет важную роль в изучении Телеграм-каналов блогеров как нового медиакоммуникативно-речевого аспекта. Анализ языковых стратегий, мультимодальных средств коммуникации, индивидуального стиля авторов и языковых инноваций в цифровой среде позволяет не только понять особенности коммуникативного взаимодействия в данном формате, но и выявить тенденции развития языка и медийного контента в целом. Медиалингвистический подход открывает новые перспективы для исследования современных медиасистем и помогает лучше понять роль Телеграм-каналов блогеров в информационном пространстве. Таким образом, изучение медиалингвистики в контексте Телеграм-каналов блогеров является важным шагом к более глубокому пониманию современных коммуникативных и языковых процессов в цифровой эпохе.
1.2. «Телеграм» в современной медиасистеме
Мессенджер «Телеграм» стал неотъемлемой частью современной медиасистемы, предоставляя уникальные возможности для создания и распространения медийного контента. В данном контексте важно рассмотреть роль «Телеграм» в современной медиасистеме с учетом его особенностей и влияния на информационное пространство. «Телеграм» не только предоставляет возможность для обмена сообщениями, но и является платформой для создания и публикации различного контента, такого как тексты, изображения, аудио- и видеофайлы. Исследование роли «Телеграм» в современной медиасистеме позволяет более глубоко понять его влияние на информационное поведение пользователей, структуру медийной среды и динамику коммуникации в цифровой эпохе.
«Телеграм» в современной медиасистеме также представляет собой платформу для формирования цифровых сообществ и медийных экосистем. Благодаря возможностям создания каналов и чатов, «Телеграм» способствует объединению людей вокруг общих интересов, целей или идей, что влияет на формирование виртуальных сообществ и медийных сообществ. Это открывает новые перспективы для развития медийных проектов, взаимодействия с аудиторией и создания уникального контента, который может быть адаптирован под конкретные интересы и потребности целевой аудитории. Таким образом, «Телеграм» становится не только инструментом коммуникации, но и площадкой для формирования и развития медийных сообществ, способствуя дальнейшему развитию современной медиасистемы в цифровой эпохе. [Шарова Е.В: 2015]
Важным аспектом рассмотрения «Телеграм» в современной медиасистеме является также изучение его влияния на информационную безопасность и свободу слова. В условиях цифровизации общества и активного использования мессенджера «Телеграм» для обмена информацией возникают вопросы о защите данных пользователей, цензуре контента и возможности свободного выражения мнений. Анализ влияния «Телеграм» на информационную безопасность и свободу слова позволяет выявить особенности взаимодействия между платформой и ее пользователями, а также оценить роль мессенджера в формировании информационного пространства и цифровой культуры. Таким образом, изучение «Телеграм» в контексте современной медиасистемы представляет собой важное направление для понимания его роли, функций и влияния на информационное общество.
Интересным аспектом исследования является также взаимодействие «Телеграм» с другими медийными платформами и социальными сетями в современной медиасистеме. Взаимодействие между различными цифровыми платформами создает новые возможности для распространения контента, привлечения аудитории и формирования цифровой репутации. Анализ взаимодействия «Телеграм» с другими платформами помогает понять динамику информационного обмена, потоков контента и влияние различных медийных акторов на формирование информационного ландшафта. Исследование данного аспекта позволяет выявить особенности взаимодействия между различными медийными платформами, их влияние на информационное пространство и динамику медийных потоков в цифровой среде.
Дополнительно, стоит обратить внимание на роль и влияние мессенджера «Телеграм» на формирование общественного мнения и информационной грамотности. В условиях активного использования цифровых технологий для получения информации «Телеграм» становится не только источником новостей, но и площадкой для обсуждения актуальных событий, мнений и взглядов. Анализ влияния «Телеграм» на формирование общественного мнения и информационной грамотности позволяет оценить его роль в процессе информационного взаимодействия и формирования общественного сознания. Исследование данного аспекта позволит лучше понять влияние мессенджера на формирование общественного дискурса, структуру общественного мнения и информационные предпочтения аудитории в цифровой среде.
И наконец, стоит отметить значимость изучения влияния «Телеграм» в современной медиасистеме на процессы коммуникации и взаимодействия между участниками информационного обмена. Мессенджер «Телеграм» предоставляет удобные инструменты для общения, организации групповых дискуссий, взаимодействия с аудиторией и создания медийного контента. Исследование влияния «Телеграм» на процессы коммуникации позволяет выявить особенности взаимодействия между пользователями, формы общения, структуру информационного обмена и динамику коммуникативных процессов в цифровом пространстве. Таким образом, изучение роли «Телеграм» в современной медиасистеме поможет более глубоко понять его влияние на коммуникативные практики, социокультурные процессы и информационное взаимодействие в современном информационном обществе.
Изучение влияния мессенджера «Телеграм» в современной медиасистеме также позволяет рассмотреть аспекты цифровой грамотности и информационной безопасности. С увеличением числа пользователей мессенджера возрастает и влияние его на формирование цифровых навыков у людей различных возрастных и социокультурных групп. Анализ влияния «Телеграм» на цифровую грамотность помогает понять, как мессенджер влияет на способы поиска, оценки и использования информации, а также на развитие навыков критического мышления и анализа контента. Исследование вопросов информационной безопасности в контексте использования «Телеграм» позволяет выявить угрозы, связанные с обменом информацией в мессенджере, защиту данных пользователей и меры по обеспечению конфиденциальности информации. Таким образом, изучение влияния «Телеграм» на цифровую грамотность и информационную безопасность представляет актуальное направление исследования в рамках современной медиасистемы. [Чернышева Е.А: 2016]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова И.М. Блогинг как новая коммуникативная практика: лингвопрагматический аспект // Вестник РГГУ. Серия: Филологические науки. 2018. № 1. С. 7-17. https://cyberleninka.ru/article/n/bloging-kak-novaya-kommunikativnaya-praktika-lingvopragmaticheskiy-aspekt
2. Барченков А.С. Телеграм-каналы как новый вид медиа // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 1. С. 110-113. https://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2021/01/2021-01-18.pdf
3. Белоусов К.И. Telegram как новая коммуникационная среда: монография. М.: Издательство Московского университета, 2020. 120 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42984680
4. Васильева В.В. Новые медиа: современные тренды в языке и стиле коммуникации. М.: Издательство МГУ, 2019. 216 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41454266
5. Горшкова Е.И. Блог как новый речевой жанр. М.: Флинта, 2017. 176 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29859040
6. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологический аппарат // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2008. № 4. С. 22-36. https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskaya-kontseptsiya-giperteksta-osnovnye-ponyatiya-i-terminologicheskiy-apparat
7. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта, 2014. 264 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22428786
8. Иванова Ю.М. Инструменты и способы создания контента для персональных каналов в Telegram // ГлаголЪ правовых исследований. 2019. № 2. С. 85-93. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38533302
9. Казак М.Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, лингвопрагматические особенности: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 456 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22537898
10. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 383 c. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28124959
11. Клушина Н.И. Интенциональные свойства публицистического текста // Язык средств массовой информации. М.: Академический проект, 2008. С. 211-239. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19773676
12. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). C. 13-21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15184176
13. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные формации в коммуникативных практиках XXI в.: канал, анонс, блог // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 129-149. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27336178
14. Коньков В.И., Латынов В.В. Социальные сети в структуре гражданского общества и публичной политики. СПб.: Алетейя, 2021. 264 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45825907
15. Короченский А.П. Мировая журналистика: история, теория, практика. Белгород: Эпицентр, 2015. 416 c. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25510848
16. Косова М.В. Блог и блогосфера: терминологические разночтения // Медиаскоп. 2011. №1. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16363553
17. Купцова И.А. Стратегия речевого поведения блогера // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387). С. 99-106. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26104927
18. Логунова О.С. PR-дискурс в цифровой среде: освоение новых территорий // PR и реклама в изменяющемся мире. 2020. № 18. С. 37-46. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44466626
19. Луков В.А. Социальные сети и молодежь // Знание. Понимание. Умение. 2018. №2. С. 161-171. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35116720
20. Маслова В.А. Современные коммуникативные практики: учебно-методическое пособие. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. 109 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38334687
21. Мельник Г.С. Массовая коммуникация и коммуникативное пространство // Акценты. 2000. № 5-6. С. 24-27.
22. Мечковская Н.Б. Язык и религия: на материале русских жаргонов. М.: Агентство "Фаир", 1998. 196 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20094524
23. Моргун Н.А. Основы риторики и культуры речи: учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 198 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42545689
24. Муратова Н.Б. Языковые особенности жанров сетевых дневников (блогов) // Филология и лингвистика. 2019. № 4 (10). С. 14-21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41788518
25. Ним Е.Г. Креолизованный текст как объект лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 175-178. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38543559
26. Овчинникова И.И., Якимова Л.П. Лингвистическое исследование Интернет-коммуникации: монография. Барнаул: АлтГУ, 2019. 157 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37539180
27. Палагина О.В. Конвергенция каналов медиа в пространстве современной блогосферы // Журналистика цифровой эпохи: как меняются форматы, жанры и профессии. 2021. С. 142-148. http://elib.bsu.by/handle/123456789/254986
28. Пастухова В.В. Современные медиатексты: вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 6. С. 1651-1655. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46209205
29. Реунова М.А. Трансформация дискурса печатных средств массовой информации в Интернете // Политическая лингвистика. 2011. № 3 (37). С. 101-108. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17054215
30. Рогалева О.С. Телеграм-канал как новый формат взаимодействия власти и общества // Философия хозяйства. 2021. № 5 (137). С. 132-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47293105
31. Рогозин Д.М. Медиафутурология: книга термина. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2021. 352 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44914645
32. Сиднев С.А. Интернет-сленг как проявление молодежной культуры // Межкультурная коммуникация: теория и практика. 2019. № 19. С. 94-100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41261353
33. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык СМИ. М.: Центр СПГУ, 2008. 448 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19608434
34. Стальная М.И. Взаимодействие блогов и традиционных СМИ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2015. Т. 1 (67). № 2. С. 129-138. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24001891
35. Степанов В.Н. Провокационный медиадискурс: определение, признаки, виды // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. № 4-2. С. 97-104. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9931085
36. Сычев А.А. Западный и отечественный опыт изучения Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4-2. С. 91-99. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19605678
37. Таказов С.В. Язык средств массовой информации: функции, принципы функционирования и перспективы развития. М.: Лаборатория книги, 2010. 121 c. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20085572
38. Таратухина Ю.В. Авторский медиатекст в сетевых СМИ: жанровые и языковые особенности. М.: ИКАР, 2018. 280 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32730861
39. Татаринова Л.В. Лингвостилистические особенности текстов блогов и их роль в современном речеупотреблении // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 14. С. 145-147. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22502714
40. Трахтенберг А.Д. ТВ-теория и ТВ-практика. Выпуск 1: монография. Екатеринбург: УрФУ, 2020. 340 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43056774
41. Тяпугина А.С. Лингвопрагматические аспекты речевого жанра "Блог" // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. №4. С. 169-178. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22462464
42. Фролова Т.И. Человек и его мир в комммуникативном пространстве новых медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2015. Т. 14. № 3. С. 6-17. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24084709
43. Халиков В.Х. Практическая риторика. Казань: КФУ, 2014. 188 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21628758
44. Цепкова А.В. Экспрессивность речи блогеров (на примере блогов видеохостинга youtube) // Актуальные проблемы анализа интернет-текстов. 2021. С. 244-252. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46619848
45. Чемякин Ю.В. Поколение Z: коммуникативная техника. Екатеринбург: УрФУ, 2018. 102 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36610403
46. Чижова Л.А. Интернет-коммуникация: функциональный анализ языка. Томск: Изд-во ТГУ, 2017. 203 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29921795
47. Чумиков А.Н. Актуальные тренды и риски цифровизации СМИ и бизнеса. М.: Проспект, 2020. 168 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42777759
48. Шахматова Л.С. Ресурсные возможности блогосферы в социальных медиа // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. 2018. С. 200-203. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36650608