Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что складская деятельность предприятия направлена на организацию эффективного хранения поступающей на склад предприятия продукции, которая в дальнейшем предназначена для реализации и продажи.
Объект данной работы – складская деятельность предприятия.
Предмет работы – организация складской деятельности на предприятии ООО Система ПБО.
Основной целью работы выступает анализ понятия складской деятельности предприятии и основы ее оптимизации на примере конкретного предприятия.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность складской деятельности
описать основные методы организации складской деятельности
проанализировать основы складской деятельности и оценка ее эффективности
исследовать направления повышения эффективности складской деятельности предприятия на основе логистики
дать общую характеристику деятельности компании ООО Система ПБО
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО Система ПБО
дать анализ внешней среды
привести анализ организации и эффективности складской деятельности в ООО Система ПБО
разработать мероприятия по повышению эффективности складской деятельности предприятия на основе логистики (с моделями оптимизации)
дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации складской деятельности. Во второй главе проводится анализ складской деятельности на примере компании ООО Система ПБО.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия и материалы в области складской деятельности и логистики предприятия, логистические порталы и ресурсы Интернет.
I. Теоретические аспекты организации логистических операций на складе
1.1. Понятие и принцип организации логистических операций на складе
Практически на каждом предприятии, торговом или производственном, есть склады, где хранится продукция. Организация склада является важным этапом в развитии компании, поскольку со временем, при достижении коммерческого успеха, производство будет разрастаться, а значит, появится необходимость складских помещений [7, c.54].
Склад — это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами [3, c.24].
На складе можно выделить несколько основных потоков, каждый из которых требует управления.
1.Входящий поток. Приходящие на склад грузы необходимо разгрузить, проверить количество, обработать сопровождающую их документацию;
2.Внутренний поток (движение товара на территории склада). Груз необходимо переместить, сортировать, обработать, оформить складские документы;
3.Исходящий. Отпускаемую со склада продукцию необходимо упаковать, выгрузить, подготовить сопроводительные документы.
Общая схема складского хозяйства предприятия представлена на рисунке 1.
Рис.1.Схема складского хозяйства [7, c.108]
Складская деятельность регламентируется законодательством опосредованно – как часть предпринимательской деятельности. Также она подчиняется требованиям федерального уровня, касающимся экологических строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Любое складское подразделение должно пройти проверку объектов, оборудования и хозяйства в целом с последующей выдачей свидетельств и разрешений. При выявлении несоответствия складского комплекса каким-либо нормам документы не выдаются и складская деятельность вестись не может. В противном случае предприятие будет привлечено к ответственности.
Существует несколько классификаций складов (рис.2).
Рис.2.Классификация складов [7, c.114]
Основными разрешительными документами являются [9, c.116]:
· разрешение на размещение на данной территории складских зданий (выдается органом местного самоуправления)
· заключение о соответствии объекта нормам пожарной безопасности (выдается местным управлением государственной противопожарной службы)
· заключение о соответствии объекта, услуг, видов деятельности санитарно-гигиеническим нормативам (выдается местной санэпидстанцией)
· заключение об экологической безопасности объекта (выдается местным органом по экологическому надзору).
Предоставление органам государственного контроля и надзора полных и корректных сведений для получения разрешительных документов – первоочередная задача собственников складского комплекса.
Белякова Е.В. принципы организации складского хозяйства с позиции оценки индикаторного потенциала логистической системы предприятия. К индикаторам она отнесла грузоподъемность, загрузку транспортных средств, автоматизацию логистики в компании.
Бутрина Е.В. при оценке устройства логистического хозяйства оценивает сроки исполнения заказов, ассортимент продукции компании.
Ефимова Е.М. определяет складское хозяйство как совокупность элементов организации цепочек поставок продукции, складов и обслуживающего персонала. Принципом организации склада, по ее мнению, выступает качество осуществляемых предприятием поставок, издержки и оборачиваемость средств.
Фрейдман О.А. предложил общую теорию оценки складской инфраструктуры, которая рассматривается им как совокупность складов. Здесь анализируются показатели площади складов, автоматизация.
Таким образом, складская деятельность предприятия направлена на организацию эффективного хранения поступающей на склад предприятия продукции, которая в дальнейшем предназначена для реализации и продажи.
Организация складского комплекса предприятия строится на следующих принципах:
удобное месторасположение;
отлаженный график транспортных потоков поступающих на хранение и отгружаемых товаров;
правильно подобранное складское оборудование;
рациональная схема расстановки стеллажей;
складской учет;
профессионализм персонала;
безопасность склада [14, c.76].
Как правило, логистический процесс на складе начинается с поставки товара на склад и заканчивается с его последующей продажей (рис.3)
Далее разберем каждый принцип складской логистики подробнее.
Рис.3.Организация логистического процесса на складе [20]
Функции складской логистики могут осуществляться на собственном складе, а могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. переданы другой компании, специализирующейся на оказании подобных услуг.
Чаще к аутсорсингу прибегают, когда у компании нет необходимой суммы для строительства собственного склада.
Логистическая система включает в себя как материальные, так и финансовые потоки, которые необходимо обслуживать (рис.4):
Рис.4.Организация работы и потоков внутри логистической системы [24]
Организация складского хозяйства подразумевает:
1.Выбор складской единицы (например: ящики, цистерны);
2.Выбор вида складирования (например: блоками, стеллажами, штабелями). Зависит от размеров и планировки склада, от используемого товароносителя и от условий хранения;
3.Выбор вида хранения. Способы хранения товаров на складе:
4.Подбор спецтехники (если вся работа не будет производиться вручную);
5.Выбор системы комплектации товаров. Комплектация проходит в три этапа: обработка товара, комплектация заказа, комплектация партий для отправки [3, c.166].
Таким образом, каждый отдел и в частности каждый сотрудник должен знать, понимать и свободно осуществлять свои задачи. Именно в нерациональном использовании кадров заключается одна из основных проблем складской логистики.
1.2. Характеристика основных логистических операций на складе
Логистика - это весь процесс планирования, внедрения и контроля эффективного потока и хранения материалов и продуктов, услуг, других ресурсов на складе, которые поступают в фирму, проходят через нее и покидают ее (как в государственном, так и в частном секторах) от места происхождения до конечного потребителя. точки потребления и с целью удовлетворения требований потребителей.
Логистика на складе – это размещение ресурсов в нужное время, в нужном месте, по нужной цене, с нужным качеством, при одновременной оптимизации заданного показателя производительности и удовлетворении заданному набору ограничений.
Логистика оказывает глубокое влияние на уровень жизни. Несвоевременная разгрузка склада является наглядными примерами логистических проблем.
Логистическая система склада, основанная на ее определении и природе, включает следующее:
1.Хранение, складирование и погрузочно-разгрузочные работы с материалами на складе
2.Упаковка и унификация
3.Инвентарь
4.Транспорт
5.Информация и контроль.
Рис.5.Логистическая система предприятия
В отделе планирования логистики фирмы работают высокопрофессиональные сотрудники. Руководство отдела занимает очень сложную и ответственную позицию в области планирования и контроля системы.
В этих определениях логистика рассматривается как часть, раздел или подразделение бизнеса, но в большинстве цепочек поставок существуют логистические организации. Эти организации не включают логистику как часть своего бизнеса, потому что логистика становится их бизнесом, поэтому все их стратегии связаны с логистикой, в отличие от первых, где логистическая стратегия является частью их конкурентных, деловых или операционных стратегий. Следует отличать концепцию логистики от цепочки поставок.
В настоящее время общепризнано, что для лучшего планирования и реализации реальных преимуществ логистики склада ее логику следует распространить на поставщиков и конечных потребителей.
При управлении цепочкой поставок учитываются такие факторы, как партнерство и степень взаимосвязи и координации между субъектами цепочки. Раштон и др. упоминают четыре различия между классической логистикой и управлением цепочками поставок:
1.С системной точки зрения цепочка поставок рассматривается как единое целое, а не как ряд отдельных элементов, таких как закупки, производство и распределение. Более того, в процесс планирования включаются как поставщики, так и конечные пользователи.
2.Управление цепочкой поставок - это в высшей степени стратегический процесс планирования, основанный на стратегических решениях, а не на оперативных.
3.У управления цепочкой поставок другой взгляд на товарно-материальные запасы. Вместо традиционного накопления больших запасов в качестве страхового запаса для каждого предприятия в цепочке, управление цепочкой поставок использует товарно-материальные запасы в качестве последнего средства для сбалансирования интегрированного потока продукции по цепочке.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: ТРТУ, 2019. – 121 с.
2)Бариленко, В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие / В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2021. - 272 с.
3)Бауэрсокс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок/ Д.Бауэрсокс. - М.: Олимп-Бизнес, 2022. - 640 с.
4)Безель Е. Стратегия реализации маркетингового плана по поддержанию конкурентоспособности предприятий// Риск. - №1, 2019. – с. 40-43
5)Волгин В.В. Склад. Практическое пособие/ В.В.Волгин. - М.: Дашков и К, 2020. - 315 с.
6)Волгин, В. В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В. Волгин. - Москва: Наука, 2020. - 724 c.
7)Волгин, В.В. Кладовщик: Устройство складов. Складские операции/ В.В.Волгин. - М.: Ось-89, 2022. - 320 с.
8)Волкова А.А. Логистические системы организации управления обслуживанием. – СПб.: Дело, 2024. – 377 с.
9)Гаджинский А.М. Логистика: Учебник/ А.М.Гаджинский. - М.: Маркетинг, 2021. - 408 с.
10)Гаранина Е. Использование клиентоцентричных стратегий роста в бизнесе в условиях кризиса // РИСК. 2022. №1. С.104-106.
11)Давыдова М.К. Организация распределительной логистики предприятий. Доступ через http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4801
12)Давыдова М.К. Сетевая организация логистики бизнеса// Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2021. №2. С.80-82.
13)Дрожжин А.И. Логистика. – М.: Инфра-М, 2019. – 581 с.
14)Дрожжин, А.И. Логистика/ А.И.Дрожжин. – М.: Инфра-М, 2022. – 581 с.
15)Дыбская, В.В. Логистика складирования/ В.В.Дыбская. - М.: ГУ ВШЭ, 2021. – 232 с.
16)Дыбская, В.В. Управление складом в логистической системе/ В.В.Дыбская. - М.: КИА Центр, 2019. - 110 с.
17)Елиферов, В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г.Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 386 с.
18)Захарова М.В. Логистическая организация бизнеса// современные исследования социальных проблем. - №12, 2024. – с.54
19)Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая организация. – М.: Экономика, 2022. – 139 с.
20)Иванов, Д.А. Логистика. Стратегическая организация/ Д.А.Иванов. – М.: Экономика, 2023. – 139 с.
21)Киреева, Н. С. Складское хозяйство / Н.С. Киреева. - М.: Academia, 2019. - 192 c.
22)Козлюк Н.Н., Угримова С.Н. Складской учет и аудит/ Н.Н.Козлюк. - М.: Издательство «ПРИОР», 2020. – 240 с.
23)Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 368 с.
24)Малашенко Н.П. Проблемы внедрения сервисной логистики в практическую деятельности предприятий. URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Archive/2007/2/368.pdf
25)Манжосов, Г.П. Современный склад. Организация и технология/ Г.П.Манжосов. - М.: КИА центр, 2019. - 224 с.
26)Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей. – М.: Дашков и К, 2023. – 317 с.
27)Миротин, Л.Б. Основы логистики/ Л.Б.Миротин. - М.: Инфра - М, 2021. - 227 с.
28)Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления. – М.: Экзамен, 2019. – 448 с.
29)Неруш Ю.М. Логистика: Учебник/ Ю.М.Неруш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 389 с.
30)Николашин В.М. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2022. – 361 с.
31)Николашин, В.М. Основы логистики/ В.М.Николашин. – М.: Инфра-М, 2022. – 361 с.
32)Печерица Е.В. Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов бизнеса на основе дифференциации услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2019. № 27 (258). С.45-55.
33)Печерица Е.В. Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок// Региональная экономика: теория и практика. 2019. №16 (247). С.45-50.
34)Поршнев А.Г. Управление организацией/ А.Г. Поршнев. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 375 с.
35)Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 280 с.
36)Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В.Репин. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 419 с.
37)Савин, В. И. Организация складской деятельности / В.И. Савин. - М.: Дело и сервис, 2020. - 544 c.
38)Семененко А.И. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2021. – 418 с.
39)Семененко, А.И. Основы логистики/ А.И.Семененко. – М.: Инфра-М, 2019. – 418 с.
40)Склад и логистика. - М.: Издательство Гревцова, 2020. - 360 c.
41)Скоробогатова Т.Н. Логистика. – М.: Дашков и К, 2024. – 472 с.
42)Смирнов И.Г. Логистические потоки и узлы. Доступ через http://uchebnikionline.com/logistika/logistika_turizmu_-_smirnov_ig/logistichni_potoki_vuzli_gotelnomu_gospodarstvi.htm
43) Туватова В.Е. Проблемы и перспективы повышения качества услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2021. №3 (89). С.76-82.
44)Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности/ В.Г.Шипунов. - М.: Инфра-М, 2019. - 504 с.
45) http://www.logistics.ru/ - все о логистике
46)http://www.logistic.ru/ - информационный портал о логистике
47)http://logisticstime.com/ - все о логистике
48)http://www.logistics-gr.com/ - теория и практика логистики
49) http://www.aup.ru/books/i011.htm - электронные книги по логистике
50)http://www.logistika-prim.ru/ - журнал «Логистика»