Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние 5 лет образовательный туризм претерпел значительные изменения, которые важно учитывать при исследовании данной тематики. Пандемия COVID-19, начавшаяся в конце 2019 года, существенно повлияла на международное образование и туризм. Введение ограничений на путешествия, закрытие границ и учебных заведений привело к росту популярности онлайн-образования и виртуальных обменов.
Особое внимание в рамках туристической индустрии заслуживает разработка детских туров, так как они формируют у подрастающего поколения интерес к путешествиям, расширяют кругозор и способствуют социализации. Китай, как одна из древнейших цивилизаций и крупнейших государств мира, обладает огромным потенциалом для детского туризма благодаря своему богатому культурному и историческому наследию. Согласно последним данным Всемирной туристской организации, в 2023 году ожидается рост образовательного туризма на 8-10% по сравнению с предыдущим годом. Эта тенденция обусловлена растущим спросом на международное образование и академическую мобильность.
Отличительной чертой подобного вида туризма является сочетание образовательного процесса с элементами отдыха, что делает его особенно привлекательным. В 2024 году прогнозируется увеличение популярности комбинированных программ, совмещающих языковые курсы с культурными мероприятиями и экскурсиями. В частности, практика погружения в среду носителей изучаемого языка способствует значительному улучшению языковых навыков, особенно это ценно для детей и подростков. Современная тенденция заключается в организации языковых каникул за границей для молодежи, где обучение проходит на фоне развлечений и отдыха. Это подчеркивает комплексный характер образовательного туризма, предоставляющего возможность одновременного развития знаний, релаксации и культурного обогащения.
В связи с этими тенденциями, компания ООО "Восток Интур" из Владивостока активно адаптирует свои программы для детского туризма, чтобы соответствовать новым вызовам и потребностям. Разработка детского тура в Китай включает в себя не только посещение культурных и исторических достопримечательностей, но и организацию образовательных модулей в местных школах или языковых центрах.
Такой подход позволяет юным путешественникам изучать китайский язык и культуру в непосредственном контакте с носителями языка, что способствует более глубокому пониманию материала и улучшению языковых навыков. Важной составляющей таких туров является их безопасность и комфорт для детей, поэтому ООО "Восток Интур" тщательно выбирает партнёров и поставщиков услуг в Китае, гарантируя качество проживания, питания и транспортных услуг.
С учетом пандемических ограничений, компания также разрабатывает гибкие условия отмены и переноса дат туров, чтобы родители могли чувствовать себя уверенно при бронировании путешествий для своих детей. Такие меры позволяют сохранять оптимизм и интерес к образовательным путешествиям даже в условиях неопределенности.
Кроме того, ООО "Восток Интур" активно использует цифровые технологии для предварительного знакомства детей с программой тура, включая виртуальные экскурсии и онлайн-встречи с преподавателями и экскурсоводами из Китая. Это позволяет будущим участникам тура лучше подготовиться к поездке и повысить свои ожидания от предстоящего образовательного опыта.
В целом, разработка детского тура в Китай от ООО "Восток Интур" учитывает текущие тренды в образовательном туризме и стремится предложить уникальный и полезный опыт для молодого поколения, желающего расширить свои горизонты и получить незабываемые впечатления от путешествий.
Объект исследования – деятельность туристической компании ООО "Восток Интур", расположенной в городе Владивосток, в контексте организации и предложения туристических услуг на рынке детского туризма.
Предмет исследования – процесс разработки и реализации туристического продукта для детей, направленного на посещение Китая.
Целью данной дипломной работы является разработка концептуально нового и конкурентоспособного детского тура в Китай, что включает в себя следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ туризма, его сущности и систематизации.
2. Анализ законодательной базы для создания туристических программ.
3. Исследование международного и национального опыта в сфере детского туризма.
4. Оценка текущего положения и потенциала компании ООО "Восток Интур" на рынке туристических услуг.
5. Разработка и структурирование конкретного туристического продукта для детей с расчетом его стоимости и стратегии продвижения.
Методологическую базу исследования составляют системный и комплексный подходы, аналитический метод, методы сравнительного анализа, а также экспертные оценки и моделирование. В качестве источников информации используются научная литература по туризму, статистические данные, материалы интернет-ресурсов, а также внутренняя отчетность и документация компании ООО "Восток Интур".
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанного тура на практике, что позволит расширить спектр услуг компании, укрепить её позиции на рынке и способствовать развитию детского туризма в Приморском крае. Результаты исследования могут быть использованы другими туристическими компаниями для создания собственных туров и экскурсионных программ, направленных на детскую аудиторию.
Таким образом, дипломная работа направлена на решение актуальной задачи разработки и внедрения инновационного туристического продукта, что имеет важное значение для развития туристического бизнеса в регионе и укрепления российско-китайских отношений в сфере туризма.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА.
1.1 Определение туризма, его характеристики и систематизация.
Развитие детских образовательных путешествий является важным направлением в современном туризме, и ООО "Восток Интур" из Владивостока активно внедряет эту концепцию, организуя детские туры в Китай. Образовательный туризм имеет долгую историю, начиная с эпохи Возрождения, когда познание мира, изучение новых культур, языков и ценностей становилось приоритетом для многих путешественников.
Знаковым примером таких путешествий были "гран-туры", практика которых зародилась во Франции во времена Просвещения. Подобные поездки представляли собой обязательные образовательные маршруты для молодежи из аристократических и позднее богатых буржуазных семей Европы XVIII—XIX веков. Эти туры обычно включали посещение Франции, Центральной Европы, Италии и иногда расширялись до Испании и Святых мест. Такие путешествия часто длились несколько лет и способствовали переносу художественного наследия ренессанса в частные коллекции различных стран.
Сегодня ООО "Восток Интур" возрождает традиции гран-туров, адаптируя их к современным условиям и потребностям молодого поколения. Разработанный детский тур в Китай не только позволяет юным путешественникам из Владивостока познакомиться с уникальной культурой и традициями этой древней страны, но и предоставляет возможность изучения китайского языка, что особенно ценно в контексте современных глобализационных процессов.
Программа тура разрабатывается с учетом всех аспектов безопасности и комфорта, что делает путешествие не только образовательным, но и безопасным для детей. Таким образом, ООО "Восток Интур" продолжает традицию образовательных путешествий, делая их доступными и привлекательными для нового поколения исследователей.
Во второй половине девятнадцатого века, в России начал формироваться образовательный туризм, который хоть и был похож на более ранние Гранд-туры, отличался более узкими целями и скромным исполнением. Несмотря на то что в России образовательный туризм развивается медленнее, чем на Западе, его корни уходят во времена Петра Великого и продолжаются до сегодня. Элитные выпускники школ и университетов отправлялись за границу, чтобы расширить свои знания через знакомство с историей и культурой других народов.
Экскурсионные путешествия XIX - начала XX века в России были популярным видом образовательного туризма. Они предоставляли возможность удовлетворить духовные, эстетические и информационные потребности, включая тематические маршруты с посещением значимых объектов и местностей. Такие путешествия основывались на работах географов, историков, мореплавателей и исследователей, которые собрали ценные научные данные, описания и отчеты.
В России образовательный туризм ориентировался на студентов и преподавателей, для которых разрабатывались экскурсионные программы. К концу XIX века внимание к туризму стали уделять научные и любительские общества, включая Русское географическое общество и другие. Первые шаги в организации образовательных экскурсий были сделаны в Петербурге, где в 1909 году была создана Комиссия образовательных экскурсий. В 1910 году в Москве была образована аналогичная комиссия, способствующая развитию экскурсионно-образовательного дела.
Многие ученые и педагоги, такие как И.И. Полянский, Б.А. Федченко и другие, внесли значительный вклад в развитие образовательного туризма в России. К концу XIX века начали появляться путеводители, написанные участниками экскурсий, которые делились своим опытом и впечатлениями.
На основе этого исторического наследия компания ООО "Восток Интур" из Владивостока предлагает уникальную программу образовательного тура для детей в Китай. Тур включает в себя посещение исторических и культурных достопримечательностей, ознакомление с традициями и современными достижениями страны, что позволяет юным путешественникам расширить свои знания и получить незабываемый опыт.
Компания "Восток Интур" из Владивостока, опираясь на богатый исторический опыт России в области образовательного туризма, представляет уникальную программу разработки детского тура в Китай. На рубеже XIX-XX веков российские образователи выделили значимость экскурсионно-ознакомительных путешествий для развития учащихся, которые могли познавать свою страну, регион или город через организованные путешествия. Первопроходцы этой идеи оставили после себя множество публикаций, подтверждающих их вклад в развитие этой сферы.
Летом 1913 года было зафиксировано участие 715 человек в таких путешествиях по России, что получило поддержку и признание на государственном уровне, как отмечалось в изданиях того времени. Внутренний образовательный туризм в России той эпохи активно развивался благодаря усилиям научных обществ и народных университетов, ориентируясь в основном на студентов и преподавателей.
До середины XX века, с учетом преобладания сельского населения, паломничество оставалось одной из основных форм путешествий. Однако в первой половине XX века возник социальный туризм, который получил толчок к развитию благодаря научно-техническому прогрессу, уменьшению рабочего времени и введению оплачиваемых отпусков, что позволило рабочему классу Европы участвовать в массовых туристических поездках.
Групповой и массовый туризм начали вытеснять индивидуальные путешествия, но мировые войны и экономическая депрессия оказали отрицательное воздействие на развитие туризма. Послевоенный рост числа путешественников потребовал развития комплексных туристических услуг.
В России после революции 1917 года многие туристские организации были закрыты, а туристическая активность переориентировалась на краеведение. В 1918 году государство создало "Бюро школьных экскурсий", что способствовало развитию экскурсионно-образовательного туризма, который вновь ожил в 50-е годы.
Используя этот исторический опыт, "Восток Интур" стремится создать образовательный тур для детей в Китай, который будет включать в себя элементы познания, исторической связи и культурного обмена, при этом учитывая современные тренды и потребности молодых путешественников.
Середина XX века ознаменовалась возрастанием активности массового туризма, и именно в этот период начинает формироваться отрасль образовательного туризма. Это направление стало набирать обороты с конца 1940-х годов, идя рука об руку с укреплением международных туристических связей. В 1950-е годы образовательный туризм также принял массовый характер в таких государствах, как европейские страны, США, Австралия и Канада, а к 1980-м годам его популярность еще более выросла на фоне расширения международных экономических и политических контактов. В послевоенные годы возможность отправиться за границу с образовательными целями была доступна для граждан Европы лишь в рамках академической мобильности в сфере высшего образования.
В тот же временной отрезок в Советском Союзе начал восстанавливаться объем школьного экскурсионно-познавательного туризма, среди которых особую популярность приобрели поездки по местам боевых действий Великой Отечественной войны. К концу 1970-80-х годов школьное и студенческое туристско-экскурсионное движение в СССР достигло своего наивысшего уровня развития и массовости.
С начала 90-х годов XX века до наших дней глобальный туризм продолжает свое развитие. Распад Советского Союза спровоцировал дефицит выездного туризма, что в свою очередь привело к повышенному спросу на международные туристические услуги. В начале 1990-х годов начали активно развиваться выездные шоп-туры, познавательные, развлекательные, приключенческие, деловые и молодежные туры. К сожалению, до середины 1990-х годов туристическая статистика не рассматривала образовательный туризм как отдельный сегмент для исследования, что затрудняло отслеживание динамики его развития.
На заре XXI века формирование международного рынка образовательных услуг и его последующее развитие привели к интеграции двух независимых секторов экономики – образования и туризма. В результате на рынке туристических услуг появилось новое направление – международный образовательный туризм, отличительной чертой которого является его массовость, а не элитарность. Объединение образовательных программ с возможностью отдыха за рубежом сделало этот вид туризма чрезвычайно востребованным и сопровождающимся стабильным ростом спроса. Успешные коммерческие показатели стимулируют расширение ассортимента и повышение качества предложений на рынке международных образовательных услуг.
В этом контексте компания "Восток Интур" из Владивостока стремится разработать уникальный детский тур в Китай, который будет сочетать в себе элементы познавательной, образовательной и развлекательной программы. Такой тур предоставит детям уникальную возможность изучить культуру и историю соседнего государства, окунуться в атмосферу древнего востока, а также получить незабываемые впечатления от посещения самых ярких и интересных достопримечательностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012г N 273-ФЗ.-//Справочно-правовая система «Гарант».-//Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362 /1/#block_100#izz3cfezORM7.
2.Об основах туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ : в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».-//Режим доступа: http://base.garant.ru/136248/
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – Взамен ГОСТ Р 50681-94; введ. 2011-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2011. – 20 с.
4.Александрова, А.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие./ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
5.Арефьев, А.Л. Иностранные студенты в системе высшего образования Китая [Электронный ресурс] / А.Л. Арефьев. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-studenty-v-kitayskih-vuzah
6.Буйленко, В.Ф. Основы профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Буйленко. – Ростов н./Д: Феникс; Краснодар: Неоглории, 2008. – 459 с.
7. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст]: учеб. пособие / А. В. Бабкин. – М.: Советский спорт, 2008. – 208 с.
8.Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст]: учеб пособие / М.Б. Биржаков. - СПБ.: Издательский дом Герда, 2001. - 192 с.
9. Боревская, Н. Е. Интернационализация российских вузов: китайский вектор [Электронный ресурс] / Н.Е. Боревская. - Режим доступа: http://publications.hse.ru/books/109250036
10.Взгляд на образование [Электронный ресурс] Показатели ОЭСР - 2006 Edition - Режим доступа: http://bookzz.org/book/1089988/88db70.
11.Гран – тур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гран - тур.
12.Гуляев, В.Г. Организация туристкой деятельности [Текст]: учеб. пособие., / В.Г. Гуляев.- М.: Нолидж, 2002 - 312c.
13. Гельман, В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма и предпринимательства. [Электронный ресурс] // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. - № 1. - Режим доступа: http://elibrary.ru.
14.Гутрова, К.В., Динамика развития провинции Гуандоу через развитие международного выставочного потенциала // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: 3-я Межд. науч. - практ. Конф/ Читинский государственный университет и Читинский фил-л инс-та Дальнего Востока РАН. - Чита, 2011. - с.250.
15.Деятельность институтов Конфуция в Российской Федерации [Электронный ресурс] / РУДН. - Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web - local/prep/rj/files.php?f=pf_19e84ffac534bad392dbf9237ae62dea.
16.EduABROAD обучение за рубежом [Электронный ресурс]: страхование и образование за рубежом. - Режим доступа: http://eduabroad.ru/journal/ltm-2010oct/1.
17. Еремина С.Л. Студенческая мобильность в Китае [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. - 2012.- №2 (18). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-mobilnost-v-kitae.
18. Joseph Nye. What Сhina and Russia don’t get about soft power [Электронный ресурс] Foreign Policy/ 29.04.2013 - Режим доступа: http://foreignpolicy.com/2013/04/29/what-china-and-russia-dont-get-about-soft-power.
19.Зорин, А.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности [Текст]: учебник / А.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 288 с.
20.Зорин, И.В. Энциклопедия туризма [Текст]: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.
21.Иностранные языки и учеба за рубежом Альманах, 2008 [Текст]: справ. литература. – М.: РИЦ «Справочная литература» - 2008. - 206с.
22.Информация для студентов [Электронный ресурс]: Подготовка документов в Вуз - Режим доступа: http://studentur.ru/ podgotovka_paketa_dokumentov_dlya_postupleniya_v_vuz.
23.Кузнецова, Ю.В. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма [Текст]: учеб. пособие. / Ю.В. Кузнецова. СПб., 2009. - 241с.
24.Кузнецова, О.И. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности [Текст]: статья - Российский государственный университет туризма и сервиса / О.И. Кузнецова. - М. 2013. - 216 с.
25.Как нам обустроить туризм [Текст]: научный журнал // Культура. 2006. №33.
26. Каверина, А.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности [Текст]: Учебник / А.В. Каверина, Т.П.Квартальнов. - М.: Финансы и статистика. 2005. – 288с.
27. Коренко Ю.М. Развития рынка туристских услуг [Электронный ресурс] // Ю.М. Коренко. - Режим доступа: http://guu.ru/files/referate/korenko_u.pdf
28. Country Brand Index 2012-13 [Электронный ресурс]: // Future Brand/ - Режим доступа: http://www.future brand.com/foresight/cbi.
29. Ким, В. С. Трансформация стратегии «мягкой силы» КНР в современных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 12 (266). - Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/266/002.pdf//
30.Маркова, В.Д. Маркетинг услуг [Текст]: научная статья / В.Д. Маркова - М.: Финансы и статистика, 2002.- 247с.
31. Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга. [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Михайлова. - М.: Юрист, 2002. - 264с.
32.MNB Consult 2006-2013 [Электронный ресурс]: визовая поддержка - качественное образование за границей. - Режим доступа: http://ivpotapova.tmweb.ru/why-us/visa-support.html/
33.Министерство образования и науки РФ /Образовательные учреждения/ [Электронный ресурс]: Межвузовское сотрудничество. - Режим доступа: http://russia.edu.ru/obruch/mezhvuz/3834
34.Машкина, О.А. Сотрудничество России, КНР и стран СНГ в сфере образования: перспективы региональной интеграции [Электронный ресурс]: / Вестник Московского университета. - 2010. - №2. - Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129564
35.OECD (2011). Education at a Glance 2011. [Электронный ресурс]: Paris UNESCO (2006). Globle Education Digest 2006. Paris: UNESCO. - Режим доступа: http://www.oecd.org/education/school
36.ОЭСР (2006). Взгляд на образование [Электронный ресурс]: Париж: ОЭСР. - Режим доступа: http://www.quickiwiki.com/en/Academic_mobility
37.Образование в Китайской народной республике [Электронный ресурс]: // Газета «Жэньминь жибао» - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.htm.
38. Oe Tin-yau Loa & Suyan Pana. Confucius Institutes and China’s soft power: practices and paradoxes Compare [Электронный ресурс]: A Journal of Comparative and International Education. 30 мая 2014 г. - Режим доступа: https://www.ied.edu.hk/flass/fas_upload/userfiles/pdf/Confucius%20Institutes%20and%20Chinas%20Soft%20Power.pdf .
39. Пяткова, С.Г. Организация образовательного туризма в России XIX - начале XX вв. /С.Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Российской академии естествознания. - 2010. - Режим доступа: http:// www.rae.ru.
40.Погодина, В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России [Текст] / / В.Л. Погодина, В.П. Соломин // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения)– СПб., 2007. - №8 (30) - Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru
41.Ritche B.W. Управление Образовательным туризмом (аспекты туризма) [текст]: учеб пособие. B.W. Ritche - Бристоль:. Channel View Publications, 2003. - 304 с.
42.ReloD [Электронный ресурс]: лингвистический центр - Режим доступа: http: relodkirov.ru
43. Санчес, Чжан. Мотивация и намерения учиться за границей среди американских французских и китайских студентов [Электронный ресурс] // Журнал преподавания в области международного бизнеса - Режим доступа: http://www.quickiwiki.com/en/Academic_mobility.
44.Самойленко, А.А. География туризма [Текст]: учеб. пособие / А.А. Самойленко. - Ростов н/д.: Феникс, 2006.-368 с.
45.Сотрудничество России и Китая в сфере высшего образования [Электронный ресурс]: // Китай и Россия. - Режим доступа: http://yueda.ru/ru/a/kitay+rossiya/sotrudnichestvo+obrazovaniye.htm.
46. Statistical Report for Foreign Students in China in 2012 [Электронный ресурс]: Обучение в Китае - Режим доступа: http://ru.admissions.cn.
47.Ушаков, Д. С. Технологии выездного туризма [Текст]: учеб. пособие / Д. С. Ушаков - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: МарТ Феникс, 2010. - 384с.
48. Федулин, А.А. История туризма [Текст]: учеб. пособие. / А.А.Федулин. - М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
49.Фодоря, А.Ю. Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе образования в сфере туризма [Текст]: // А.Ю. Фодоря Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса / - 2013.-№4. - с.48.
50. Future Brand [Электронный ресурс]: Future Brand - Режим доступа: http://www.future brand.com/images/uploads/studies/cbi/CBI_2012-Final.pdf.
51.Hans de Wit; Irina Ferencz; Laura E. Rumble (14 May 2012). «International student mobility» [Электронный ресурс]: Perspectives: Policy and Practice in Higher Education - Режим доступа: http://www.digplanet.com
52. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст]: учеб. пособие. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Сенин В. С. - М.: КоноРус, 2005. - 448с.
53. Центр международного обмена [Электронный ресурс]: Учеба и работа во Франции. - Режим доступа: http://iec.ru/france/workfr/
54, Источник: Коренко Ю.М.Развития рынка туристских услуг [Электронный ресурс]: Ю.М. Коренко - Режим доступа: http://guu.ru/files/referate/korenko_u.pdf