Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы. Педагогические технологии активно внедряются в современную систему образования, где среднее профессиональное образования (далее – СПО) не становится исключением. В процессе реализации федеральных государственных стандартов системы СПО, главнейшим ориентиром становится развитие гармоничной творческой личности, где процесс формирования универсальных учебных действий занимает особое значение.
Подобные нормативно – правовые требования в сфере образования реализуются посредством критического мышления, работать над развитием которого для студентов СПО крайне важно и ответственно. Важность развития критического мышления обуславливается возможностью логического анализа при работе с информацией, выносить обоснованные суждения, а также применять полученные результаты не только в учебной деятельности, но и на практике – в обыденной жизни.
Вышеперечисленные факты определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование критического мышления у обучающихся в процессе изучения специальных дисциплин».
Цель работы заключается в изложении перспектив применения результатов исследования на практике преподавания физики на уровне среднего профессионального образования.
Задачи работы:
изучить общие подходы к определению понятия критического мышления;
рассмотреть определение понятия специальных дисциплин;
изучить влияние специальных дисциплин на процесс формирования критического мышления;
изложить технологии формирования критического мышления в процессе изучения специальных дисциплин;
изложить перспективы применения результатов исследования на практике преподавания физики на уровне среднего профессионального образования.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение. Практические: наблюдение, описание, моделирование.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в возможности практического применения результатов исследования в рамках преподавания специальных дисциплин по физике на уровне среднего профессионального образования.
Глава 1. Вопросы формирования критического мышления в процессе изучения специальные дисциплин
1.1. Общие подходы к определению понятия критического мышления
В современных условиях реформирования системы образования проблема развития критического мышления выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от её решения во многом зависит успешность освоения знаний; успешность студента в обучении и развитие интеллектуальных качеств.
Для того чтобы рассмотреть сущность критического мышления, необходимо обратиться к исследованию опорного понятия «мышление». Мышление — это обобщённое и опосредствованное отражение существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшая ступень познавательной деятельности . Следовательно, мышление может являться результатом познания явлений и процесс, происходящих в окружающей человека среде.
Обращаясь к теоретико – методологическим основам определения понятия мышления, важно изучить философскую составляющую контекста проблемы. Так, С. С. Аверенцева, А. Г. Спиркина рассматривают мышление как отражение окружающей действительности в понятиях, отношениях и суждениях, опираясь на «декартовскую» концепцию «Я мыслю – значит, я существую» .
Особенно важно является изучением мышления с точки зрения психологической науки. Выдающиеся психологи – исследователи, такие как А. В. Петровский и А.Я. Ярошевский рассматривают мышление сугубо как психический процесс, который образуется в результате мыслительной деятельности человека.
От понятия мышления исходит критическое мышление, которое одновременно является и психологической и педагогической категорией и в указанных науках рассматривается по – разному.
Например, Е. О. Божович определяется сущность понятия «критическое мышление», как способность найти исключительно главное в большом информационном массиве. А Д. Халперн характеризует критическое мышление как взвешенность, логичность и целесообразность .
Однако, несмотря на широкий спектр определений критического мышления с точки зрения разных наук, нами выделено конкретно то, которое относится к педагогическому направлению и отождествляется с темой исследования. Критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт (И. О. Загашев) . Так, для педагогики становится важным направить критическое мышление конкретно на технологию использования анализируемой информации в пределах конкретного жизненного опыта.
Критическое мышления, как и любое другое психолого – педагогическое явление, имеет определённую логично выстроенную структуру. На рисунке 1 представлена структура критического мышления:
Рисунок 1. Структура критического мышления
Исходя из схемы структуры критического мышления, предложенной Т. С. Озеровой, мы можем сделать вывод о том, что критическое мышление является многокомпонентным психолого-педагогическим процессом. Мы намеренно делаем акцент на термин процесса, потому что критическое мышление является механизмом формирования действительности .
Для образовательного процесса критическое мышление является важнейшим механизмом осмысления учебного материала. Точнее, с одной стороны, критическое мышление является результатом учебной деятельности, а с другой стороны – вспомогательным инструментом в освоении учебного материала.
Схематично, процесс формирования критического мышления можно представить следующим образом:
Рисунок 2. Механизм формирования критического мышления
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятие критического мышления является многогранным и многосторонним. Исходя из опорного понятия «мышление», критическое мышление изучается с точки зрения философии, социологии, педагогики, психологии и т.д.
Однако, для настоящего исследования приемлемым является определение, данное И. О. Загашевым: критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
1.2. Определение понятия специальных дисциплин
Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учётом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции .
Специальные дисциплины реализуются в учебных панах среднего профессионального образования. Необходимо дать определение указанного уровня образования.
Среднее профессиональное образования – это уровень профессионального образования, в пределах которого происходит подготовка специалистов среднего звена по образовательным программам специальностей. Данный уровень зашифрован кодом «02». Для того, чтобы подготовка специалистов на уровне среднего профессионального образования осуществлялась на должном уровне, в учебные планы вводятся специальные дисциплины, которые преподаются параллельно в практической подготовкой.
Специальные дисциплины реализуются за счёт следующих особенностей и составляющих:
специфических черт обучения;
достижения диагностических целей обучения;
ориентация на практико – ориентированность;
оперативная обратная связь по результатам и в процессе освоения дисциплины;
воспроизводилось получаемых знаний в форме практической подготовки.
В процессе освоения учебных планов технических специальностей, специальные дисциплины направлены на одновременную апробацию теоретико – методологических знаний в практику. Специальные дисциплины в среднем профессиональном образовании характеризуются следующей спецификой преподавания:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Абушкин Х. Х. Методика проблемного обучения физике : учебное пособие для вузов / Х. Х. Абушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 178 с.
2) Айрапетова А. Ю. Формирование системного и критического мышления у студентов / А. Ю. Айрапетова, Г. В. Саградян, В. К. Мальцева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 4. С. 9-13.
3) Андреева З. А. Стажировка преподавателя специальных дисциплин как одна из форм повышения квалификации педагога спо / З. А. Андреева // ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ и ПРОГРАММЫ в ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 29 мая 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. С. 3-6.
4) Аяганова Б. З. Ехнология развития критического мышления как средство формирования ключевых компетенций студентов колледжа / Б. З. Аяганова // Педагогическая наука и практика. 2022. № 4(38). С. 93-97.
5) Бабкова Э. В. Интеграция физики и специальных технических дисциплин при решении практико-ориентированных задач с учащимися спо / Э. В. Бабкова, О. Ю. Плескачева // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 25 января 2024 года. – Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2024. С. 147-149.
6) Баланда Н. Л. Пути повышения мотивации к изучению специальных дисциплин у студентов спо / Н. Л. Баланда, Р. И. Мельникова, Е. В. Солодовникова // ТРАДИЦИИ и ИННОВАЦИИ в СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Калуга, 01 мая 2023 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. С. 6-9.
7) Бекбаева Ж. С. Некоторые принципы формирования критического мышления студентов / Ж. С. Бекбаева // Материалы международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 150-летию А.В. Леонтовича : Сборник статей, Москва, 03–06 июня 2019 года. – Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2019. С. 159-163.
8) Богомазова А. А. Формирование критического мышления студентов / А. А. Богомазова, М. В. Кадыргулов // Современные тенденции развития технологического образования : Сборник материалов XII Международной заочной научно-практической конференции, Стерлитамак-Актобе, 03 октября 2022 года / Отв. редактор С.Ю. Широкова. – Стерлитамак-Актобе: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный университет", Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, 2022. С. 69-70.
9) Борзов А. С. Формирование критического мышления у студентов среднего профессионального образования в процессе обучения физике: методический аспект / А. С. Борзов, М. П. Ланкина // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 84-91.
10) Бушуева Н. А. Особенности применения информационных технологий в преподавании дисциплины "Физика" в системе среднего профессионального образования / Н. А. Бушуева // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 5-1(75). С. 8-9.
11) Васильева А. В. Преподавание физики с использованием современной вычислительной техники / А. В. Васильева, С. Н. Холодова // Естественные науки: состояние и перспективы развития : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 28 октября 2022 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. С. 230-235.
12) Глухова И. В. Педагогическая технология развития критического мышления студентов как способ формирования компетенций будущих специалистов / И. В. Глухова, К. С. Цеунов // Современные тенденции развития гуманитарных наук : КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / ОЧУВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»; ОЧУВО «МОСКОВСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». – Сочи : Международный инновационный университет, Московский инновационный университет, 2020. – С. 74-89.
13) Еловикова Ю. А. О формировании критического мышления у студентов средствами математических дисциплин / Ю. А. Еловикова, С. В. Путилов, М. М. Сорокина // Высшее образование сегодня. 2024. № 1. – С. 35-39.
14) Емец Е. В. Современные цифровые технологии как инструмент решения проблем при обучении специальных дисциплин в спо / Е. В. Емец // Наука. Образование. Культура: актуальные проблемы и практика решения : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Прокопьевск, 25 ноября 2021 года. – Прокопьевск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева" в г. Прокопьевске, 2021. С. 82-84.
15) Естехина П. С. Кейс-стади как средство формирования критического мышления студентов / П. С. Естехина // Инновационное образование глазами современной молодежи : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 27–28 февраля 2023 года. Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023. С. 126-128.
16) Идилова И. С. Коммуникативная компетенция и критическое мышление: две стороны одной медали / И. С. Идилова // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: теория и практика : Сборник материалов Всероссийского научно-методологического семинара, Томск, 23–24 апреля 2015 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2015. С. 179-183.
17) Ильичева Е. В. Значение образного мышления в обучении физике / Е. В. Ильичева, Ю. В. Ильичева, Т. С. Холоденина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 11. С. 79-83.
18) Князев В. Н. Изучение философии как фактор формирования критического мышления / В. Н. Князев // Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога : Материалы V международной конференции, Москва, 27 апреля – 25 2020 года / Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 146-153.
19) Коржуев А. В. Проектно-исследовательская деятельность студентов как поле для формирования критического мышления / А. В. Коржуев, Г. А. Антонов, С. В. Семенов // Педагогика. 2022. Т. 86, № 10. С. 93-100.
20) Кудрявцева О. Б. Интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин в СПО на примере бинарного учебного занятия по дисциплине «Физика» / О. Б. Кудрявцева // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения : сборник трудов по материалам III дистанционной международной научно-практической конференции, Москва, 15 февраля 2022 года. Москва: Информио, 2022. С. 117-120.
21) Кузнецова Е. В. Формирование критического мышления студентов-математиков / Е. В. Кузнецова // Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 01–03 марта 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. С. 155-159.
22) Лапина О. А. Прием поиска и объяснения ошибок в развитии критического мышления и формировании компетенций студентов при обучении информатике / О. А. Лапина, А. Л. Черепанова // Преподаватель XXI век. 2021. № 4-1. С. 128-140.
23) Медведева О. Е. Использование мультимедийных технологий в преподавании специальных дисциплин в системе СПО / О. Е. Медведева, Г. М. Лазькова // Научный альманах. 2023. № 3-1(101). С. 120-122.
24) Мельникова Н. А. Перевернутое обучение как способ формирования критического мышления студентов колледжа / Н. А. Мельникова // Гуманизация образования. 2020. № 5. С. 61-72.
25) Методы формирования критического мышления у студентов первого курса / Г. Н. Соловых, И. В. Чекуров, С. А. Донскова [и др.] // Медицинское образование. Пути повышения качества : сборник научных статей V Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием, Оренбург, 30–31 марта 2023 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ответственный редактор Чернышева Т. В.. – Оренбург: Оренбургский государственный медицинский университет, 2023. С. 257-261.
26) Озерова Т. С. Формирование критического мышления у студентов горных вузов в процессе обучения математике : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Озерова Тамара Сергеевна, 2023. – 181 с.
27) Попова Т. Б. Учет клипового мышления студентов при обучении физике / Т. Б. Попова, Э. И. Юрьева // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2(53). С. 106-112.
28) Пристинский В. Н. Оптимизация профессиональной подготовки студентов на основе внедрения принципов критического мышления о здоровье / В. Н. Пристинский, Т. Н. Пристинская // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, 12 ноября 2020 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 46-49.
29) Псянчина А. П. Формирование критического мышления у студентов / А. П. Псянчина, А. Ю. Матвеева, Г. А. Ягафарова // Малоотходные, ресурсосберегающие химические технологии и экологическая безопасность : Сборник материалов VI Международной молодежной научно-практической конференции, Стерлитамак, 28 сентября 2023 года. – Стерлитамак: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2023. С. 643-645.
30) Разова И. А. Процесс формирования умения работать с информацией - один из путей процесса обучения / И. А. Разова // Развитие современной науки и образования: анализ опыта и тенденций : Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 27 апреля 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. С. 73-76.
31) Романова С. А. Философские основы формирования критического мышления у студентов / С. А. Романова // Научное мнение. 2023. № 11. С. 23-27.
32) Рослова И. Н. Использование Agile-методологий для формирования навыков критического мышления студентов в условиях гибридного обучения / И. Н. Рослова, Г. Ж. Абакирова, А. Султанкул Кызы // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8, № 6. С. 652-660.
33) Рубцова О. М. Формирование общих компетенций c использованием методики организации многократного выполнения студентами деятельности / О. М. Рубцова // Профессиональное образование и общество. 2014. № 4. С. 37-40.
34) Сауров Ю. А. Теория и методика обучения физике : учебное пособие для вузов / Ю. А. Сауров, М. П. Уварова. — 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 290 с.
35) Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023624487 Российская Федерация. «Тренажер по формированию медийно-информационной грамотности обучающихся» : № 2023624165 : заявл. 22.11.2023 : опубл. 08.12.2023 / Е. А. Попова, Т. Ю. Васильева, Е. И. Белая [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского».
36) Стукаленко Н. М. Формирование критического мышления студентов вуза / Н. М. Стукаленко, И. А. Просандеева // Страховские Чтения. 2022. № 30. С. 239-244.
37) Тишина И. В. Критическое мышление как современная проблема личности / И. В. Тишина // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической интернет-конференции, Саранск, 25–30 ноября 2019 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2020. – С. 90-94.
38) Толетова М. К. Использование технологий формирования и развития критического мышления в процессе методической подготовки студентов / М. К. Толетова // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования : материалы 56 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, Санкт-Петербург, 08–11 апреля 2009 года / Министерство образования и науки РФ, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования, Направление "Естественнонаучное образование", Учебно-методическая комиссия по профилю подготовки "Химия"; научный редактор В. П. Соломин. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2009. С. 265-267.
39) Трубицына Т. В. Особенности формирования критического мышления студентов музыкальных специальностей в процессе профессионального образования / Т. В. Трубицына // Стратегии и тактики эффективной коммуникации в вузе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 08 февраля 2023 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь: ИПЦ Прокростъ, 2023. С. 126-130.
40) Черненькая С. В. Образовательный квест как технология формирования навыков критического мышления / С. В. Черненькая // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета, Москва, 25 марта 2020 года. Том Выпуск VII. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2020. С. 512-516.
41) Черных А. В. Концепция и модель методической системы формирования критического мышления студентов в процессе обучения физике / А. В. Черных // Физическое образование в ВУЗах. 2021. Т. 27, № 3. С. 76-86.
42) Шарафутдинова М. Ш. Формирование критического мышления студентов / М. Ш. Шарафутдинова // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона : Международная научно-практическая конференция, Казань, 28–29 ноября 2013 года / Редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, В.М. Афанасьева, Е.М. Курочкина. – Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2013. С. 313-315.
43) Шилова Е. В. Формирование критического мышления студентов / Е. В. Шилова // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 07 февраля 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. С. 756-762.
44) Шурыгин В. Ю. Современные подходы к реализации образовательного процесса в учреждениях СПО / В. Ю. Шурыгин // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5, № 5. С. 178-182.