Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что экономическое развитие любой страны в основном связано с созданием устойчивой системы социальной защиты населения, которая, в свою очередь, является частью реализации социально-экономической политики, основной целью которой является обеспечение социальной стабильности и устойчивого социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты здорового населения. Это стратегический ресурс, который может обеспечить устойчивое экономическое развитие страны более быстрыми темпами и избежать социальных рисков.
Существуют социальные риски, такие как: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травма, безработица, эмиграция, потеря жилья, старость, бедность, и каждый может столкнуться с ними в своей жизни.
В настоящее время под социальной защитой населения понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных и правовых гарантий и прав, социальных институтов и институций, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для сохранения жизни различных социальных слоев и групп населения, особенно уязвимых слоев общества. Трансформация экономических отношений привела к необходимости модернизации и развития таких направлений государственной деятельности, как демографическая и социальная защита. Социальная защита населения должна быть направлена на все население. На самом деле, она отличается для разных слоев и групп населения. Социальная защита здоровых, работоспособных и активных граждан может проявляться в обеспечении равных возможностей в сферах образования, профессионального развития, интеграции в трудовые отношения и предпринимательство. Людям с ограниченными возможностями, уязвимым слоям общества и группам населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи с одним родителем, дети и т.д.). Предоставление ряда социальных услуг за счет государства. Такие услуги являются гарантированными льготами и привилегиями, предусмотренными законом. Таким образом, формируются необходимые условия для его нормальной работы.
Следовательно, истоки социальной работы следует искать в глубокой древности, когда предпосылки для развития социальной работы только появились. Человек не мог жить вне общества, потому что переживал различные проявления социальной активности. С развитием общества социальная работа претерпела качественные изменения, ее структура улучшилась, а значимость возросла. Не следует недооценивать наиболее значимые исторические события, которые оказали существенное влияние на развитие различных форм социальной помощи.
Только в условиях социальной стабильности возможна естественная "жизнеспособность" страны. Поэтому вопрос социальной защиты связан со всеми периодами общественного развития. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую модель развития для многих стран. Однако следует отметить, что национальная система социальной поддержки каждой страны формируется с учетом исторических обстоятельств. Хотя решаемые задачи схожи и унифицированы, существуют различия в методах, приемах и организационном оформлении.
Система социальной защиты должна обеспечивать следующее: достойную социальную жизнь человека и уважение его чести и достоинства; максимально полный охват социального пространства; сбалансированное распределение услуг, выплат и пособий во всей социальной системе; эффективную работу учреждений социальной защиты.
В последние годы из-за расслоения населения по доходам и повышения пенсионного возраста степень социальной напряженности в России достаточно высока. Это требует от государства принятия соответствующих мер по обеспечению социальной защищенности населения.
Государственная политика в области народонаселения и социальной защиты предусматривает совокупность законодательно установленных правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создающих условия для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. Вопросы планирования и расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации на социальную защиту населения по-прежнему актуальны и сегодня. Повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на финансирование социальной защиты, связано с реформированием бюджетного процесса и является основным направлением стратегии развития системы социальной защиты населения. Необходимо пересмотреть технологию управления всей отраслью.
Свою точку зрения относительно природы социальной защиты и неравенства, а также решения проблем социальной дифференциации было высказано видными западными социологами и экономистами – Т. Маршаллом, П. Таунсендом, Д. С. Миллем, М. Фридманом, Ф. А. Хайеком, Т. Парсонсом.
Среди отечественных ученых, которые развивали данные идеи, можно отметить таких как: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин, H.A. Аитов, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, Р.В. Рыбкина, О.И. Шкаратан, В.В. Радаев. М. М. Руткевич. Кроме этого, вопросам социальной политики и социальной защиты посвящены труды С.А. Асбиметова, Ф.А. Гавриков, М. В. Воронцова, В. Е. Макаров, Н.А. Елбаева, З. П. Замараева, А.Д. Калмыкова, В.В. Сыроижко, П.Д. Кравцов, Е.А. Липис, Т. К. Миронова, О.В. Никонова, Г. И. Осадчая, О. А. Снежко, Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская, В.В. Сыроижко, Т.В. Юсупова, А.Н. Черников, А. Табах, А. Подругина, М.Ю. Федорова, М.В. Фирсов, Е. И. Холостова, А.А. Шагако, Л.С. Митюченко.
Объект исследования: органы социального обеспечения.
Предмет исследования: эволюция органов социального обеспечения.
Цель исследования: изучить организация работы органов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и функции социального обеспечения;
– рассмотреть понятие управления социальным обеспечением;
– изучить законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение;
– определить органы, обеспечивающие реализацию и защиту конституционного права на социальное обеспечение;
– дать анализ проблем системы социальной защиты населения в России;
– показать перспективы развития органов социальной защиты населения.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция; методы теоретического исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системного анализа, сравнительный; методы изучения и анализа литературных источников.
Структура работы. Объем выпускной квалификационной работы – 76 страниц, композитный состав дипломной работы - введение три главы заключение и 2 приложение, 40 использованных информационных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и функции социального обеспечения
Социальное обеспечение является одной из основных сфер жизни общества и страны в целом. Его успешное развитие и функционирование зависит от степени развития экономического, политического и социального благополучия граждан. Многие авторы считают, что "... Целью социального обеспечения является оказание материальной поддержки определенной категории граждан за счет государственного бюджета и собственных внебюджетных средств. Если происходит событие социальной значимости, признанное государством, то социальный статус граждан приравнивается к статусу других слоев общества. "В целом, в концепции социального обеспечения не выделяются какие-либо конкретные материальные блага. Напротив, все гораздо шире, поскольку данное определение характеризует общее понятие, имеющее большое количество значений и используемое в качестве обобщающего. Социальное обеспечение включает в себя все виды материальных благ, которые могут быть предоставлены гражданам в рамках системы социального обеспечения. Кроме того, оно также включает в себя несколько составляющих:
1) правовую;
2) экономическую;
3) политическую.
Следовательно, понятие социального обеспечения характеризуется с точки зрения определенной направленности.
Ряд ученых, например Э.Г. Тучков, М.Л. Захаров и Г.В. Сулейманова, считают, что в понятие социального обеспечения закладывается экономический аспект. Авторы отметили "... Социальное обеспечение - это альтернатива выделению части ВВП, предоставлению материальных благ людям с целью выравнивания их доходов, когда речь заходит об общественных рисках, за счет целевого финансового потенциала в строго контролируемых обществом и государством объемах и условиях для оказания помощи и поддержания их общего социального статуса."
Продолжая изучать социальное обеспечение с экономической точки зрения, очевидно, что Л.Н. Прониной может считать наиболее полным и правильным объяснение, которое появляется"... Социальное обеспечение - это комплекс экономических отношений. Они формируют, распределяют и используют часть необходимых и прибавочных продуктов, которые социально организованы на всех уровнях управления и различных формах собственности для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и в определенной степени обеспечивают расширение и воспроизводство населения".
Помимо вышеупомянутых авторов, вопросами социального обеспечения занимались, как Л.В. Забелин, В. Дурденевский, Р.И. Иванова, В.А. Ачаркан, и ряд иных. Например, Дурденевский говорит, что социальное обеспечение - это деятельность правительства, направленная на устранение социальных рисков, которые могут непосредственно угрожать уровню и развитию всех слоев общества, путем предоставления им финансовой или социальной помощи.
В.С. Андреев считает, что «…Социальное обеспечение - это комплекс определенных социально-экономических мер, реализуемых или поддерживаемых государством для предоставления услуг пожилым гражданам и инвалидам, социальных услуг детям, медицинского обслуживания". Р. И. Иванова охарактеризовала социальное обеспечение как форму распределения материальных благ.
В то же время этот вид благосостояния не распространяется на удовлетворение основных потребностей общества. Это понятие, по-видимому, более распространено, чем другие, поскольку оно является неотъемлемой характеристикой социального обеспечения, независимо от эволюции социального обеспечения и исторических условий, в которых оно регулируется в настоящее время.
Социальное обеспечение основано на следующих характеристиках:
̶фонды (представляющие источники социального обеспечения);
̶правила предоставления социального обеспечения;
̶определяют объективный характер потребностей, обусловливающих социальное обеспечение, направленных на обеспечение необходимых условий для нормальной жизни;
̶возможность предоставления финансовых средств к существованию.
Кроме того, сторонники экономической теории социального обеспечения включают средства из общественных фондов потребления, основанных на любой помощи обществу.
Это также может включать бесплатное образование (на разных уровнях), бесплатное жилье (или жилищные субсидии), бесплатные спортивные площадки, медицинские и культурные учреждения и т.д., включая все виды пенсий, пособий и категории граждан, которые в них нуждаются.
В основе этого мнения лежит прямой способ распределения льгот путем привлечения средств общественного потребления. Если рассматривать социальное обеспечение с юридической точки зрения, то ученые, придерживающиеся этой концепции, считают, что обеспечение должно касаться только определенных граждан, которые нуждаются в особой защите со стороны государства.
Автор отметил, что в разные исторические периоды этот тип граждан - разные люди. Например, в Российской империи это были чиновники и военные, а позже, с развитием индустриального общества, они также стали рабочими тяжелой промышленности со своими семьями. Уже в Советском Союзе социальное обеспечение было предоставлено всем гражданам, занятым оплачиваемым трудом. Кроме того, эти люди являются членами колхозов, а также многодетными семьями, матерями-одиночками и несовершеннолетними. На сегодняшний день внутреннее законодательство современной России, помимо многодетных семей, матерей-одиночек и несовершеннолетних, расширило сферу социального обеспечения на лиц без работы, внутренне перемещенных лиц, беженцев и лиц, лишенных работы. Существуют определенные критерии для определения того, является ли тот или иной вид социального обеспечения социальным.
Поэтому первым критерием является сам источник финансирования. Благодаря наличию внебюджетных средств, финансирование социального обеспечения сегодня возможно. Например, к таким фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования. Второй критерий заключается в том, что это круг людей, нуждающихся в социальном обеспечении. Другими словами, как указано в российском законодательстве, это группа людей, которые могут рассчитывать на социальное обеспечение.
К этой категории относятся несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, беременные женщины, ветераны войны и труда, безработные и т.д. Об этом говорится в статье 39 Конституции Российской Федерации, где четко сказано: "Каждый имеет социальное обеспечение, гарантируемое по возрасту, на случай болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и других установленных законом обстоятельств".
Третьим критерием являются условия для предоставления социального обеспечения. Эти условия возникают в силу определенных обстоятельств, и эти обстоятельства также закреплены законодательно. К ним относятся смерть или рождение ребенка, достижение установленного возраста, наступление инвалидности и т.д. Цель предоставления социального обеспечения является четвертым критерием. Благодаря этой цели среди них достигается социальная согласованность положения граждан в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 21.05.2024).
2.Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон: [принят Гос. Думой 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 21.05.2024).
3.О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения 21.05.2024).
4.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 21.05.2024).
5.О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/ (дата обращения 21.05.2024).
6.Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/ (дата обращения 21.05.2024).
7.О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 21.05.2024).
8.О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/ (дата обращения 21.05.2024).
9.О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения 21.05.2024).
10.О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации: федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/ (дата обращения: 21.05.2024).
11.Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400209114/ (дата обращения: 21.05.2024).
12.Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 № 1144-р. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199767/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 24.06.2023).
13.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200043127 (дата обращения: 24.06.2023).
14.Положение о Департаменте социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (утв. приказом Минтруда России от 23.12.2020 N 938) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376718/ (дата обращения: 24.06.2023).
15.Абсиметова С.А. Анализ основ социальной защиты населения в Российской Федерации: функции и принципы организации / С.А. Асбиметова, Ф.А. Гавриков // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2020. – № 2 (22). – С. 32-34.
16.Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров; под редакцией М. В. Воронцовой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 330 с.
17.Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник / В. П. Галаганов. – М. : КноРус, 2021. – 153 с.
18.Герасимова К.А. Проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в современных условиях / К.А, Герасимова, В.В. Зайцева // Аллея науки. – 2021. – Т.1, № 11 (62). – С. 368-372.
19.Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/71/4f/Доклад%20об%20итогах%20работы%20Министерства%20труда%20и%20социальной%20защиты%20Российской%20Федерации%20в%202022%20году%20и%20задачах%20на%202023%20год.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
20.Елбаева Н.А. Социальная защита как институт социального государства: сущностные и конституционно-правовые аспекты (на примере Республики Алтай). Автореф. дис. канд. юрид. наук / Н.А. Елбаева. – М., 2020. – С. 16.
21.Замараева З. П. Социальная защита и социальное обслуживание население : учебник / З. П. Замараева. – М. : Дашков и К°, 2020. – 173 с.
22.Калмыкова А.Д. Основы социальной защиты населения в Российской Федерации / А.Д. Калмыкова, В.В. Сыроижко // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 70-3. – С. 110-113.
23.Кравцова П.Д. Система социальной защиты населения в России и мире /П.Д. Кравцов, Е.А. Липис // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. – 2022. – № 1-1. – С. 154.
24.Лиликова, О. С. Конституционные основы социального обеспечения населения в РФ / О. С. Лиликова, А. Н. Сукач. // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 279-281.
25.Логинов, Д.А. Современное состояние системы социальной защиты населения РФ: организационно-экономический аспект / Д.А. Логинов, В.А. Баяндина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 485-492.
26.Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения : дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Т. К. Миронова. – Москва, 2008. – 365 с.
27.Никонова О.В. Особенности регулирования социально-трудовых отношений в системе социальной защиты населения / О.В. Никонова // Труд и социальные отношения. – 2022. № 1. – С. 128-138.
28.Никонова О.В. Социальная защита населения: теоретико-концептуальные аспекты и ретроспектива совершенствования / О.В. Никонова // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 4 (49). – С. 61-72.
29.Никонова О.В. Социально-экономическое положение и социальная защита социально уязвимых граждан мегаполис / О.В. Никонова, Т.Н. Успенская // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – № 1. – С. 85-99.
30.Никонова О.В., Маяцкая И.Н. Некоммерческий сектор социального обслуживания как ресурс развития человеческого капитала / О.В. Никонова, И.Н. Маяцкая // Отечественный журнал социальной работы. – 2018. – № 74. С. 114-119.
31.Осадчая Г. И. Социология социальной сферы : Учеб. пособие / Г. И. Осадчая; Моск. гос. социал. ун-т. Ин-т социологии. – М. : Союз, 2020. - 278 с.
32.Снежко О. А. Защита социальных прав граждан: теория и практика : монография / О. А. Снежко. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 274 с.
33.Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. ред.) ; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022 – 184 с.
34.Столярова С.А. Становление системы социальной защиты населения в России / С.А. Столярова, А.В. Баранова // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2020. – № 39. – С. 2.
35.Сыроижко В.В. Основные понятия и сущность государственного регулирования социальной защиты населения в России / В.В. Сыроижко, Т.В. Юсупова, А.Н. Черников // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 1 (52). – С. 97-107.
36.Табах А. Социальная политика – 2023: от пандемии к энергокризису / А. Табах, А. Подругина // Эксперт. – 28.03.2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/social_policy_2023/ (дата обращения: 21.05.2024).
37.Федорова М.Ю. Право социального обеспечения в правовом механизме управления социальными рисками / М.Ю. Федорова // Рос. юрид. журнал. – 2018. – № 5. – С.115-127.
38.Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика / М.В. Фирсов. – М., 1996. – С. 98-103.
39.Холостова Е.И. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.]; под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 395 с.
40.Шагако А.А. Проблемы организации социальной защиты населения в Российской Федерации / А.А. Шагако, Л.С. Митюченко // Управленческий учет. – 2022. – № 1-1. – С. 140-145.