Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система представляет собой совокупность налогов и сборов, которые взимаются с хозяйствующих субъектов страны и граждан в соответствии с действующим законодательством (Бюджетным кодексом). Необходимость ее существования обусловлена наличием функциональных государственных задач, а основные этапы развития зависят от исторических особенностей эволюции государственной системы. Иными словами, организация и структура налоговой системы характеризуют уровень государственности страны и степень экономического развития.
Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетная система – это эффективный инструмент, способствующий формированию расходов бюджета субъекта страны, которые направляются на различные потребности государства, например, на содержание госаппарата, армии, сферы науки и техники, образования, детских домов, здравоохранения и окружающей среды. Перечисленные выше факторы являются выражением в налоговой системе фискальной функции. Бюджетная система – это эффективный инструмент экономического регулирования государства, проявляющийся в воздействии на общественное воспроизводство, благодаря вводу определенных ограничений либо осуществления простого контроля некоторых процессов.
Бюджет позволяет сформировать необходимый уровень поступлений в казну региона. Однако при этом каждому региону необходимо контролировать направления своих расходов, чтобы бюджет в итоге был прибыльный, сбалансированный и эффективный.
Предметом работы выступают расходы бюджета субъекта страны.
Целью работы является комплексный анализ особенностей и проблем расходов бюджета субъекта РФ.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность бюджета субъекта страны,
описать основные виды расходов бюджета,
проанализировать структуру и особенности бюджета субъекта РФ,
дать характеристику расходов бюджета субъекта,
выявить проблемы и перспективы развития бюджетной системы субъекта РФ.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения бюджетной системы субъекта страны, основные виды налогов. Во второй главе дается анализ расходов бюджета субъекта РФ. В третьей главе предлагаются меры по их оптимизации.
Для написания отчета были использованы исследования современных авторов, экономические порталы и данные налоговой статистики, ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты системы расходов бюджетов муниципальных образований
1.1.Экономическое содержание и назначение местного бюджета
Бюджетная система государства – система, направленная на организацию формирования бюджета страны в соответствии с действующим законодательством.
Бюджет государства важен для решения государственных задач и развития государственной системы управления и экономического развития страны. Грамотная организация бюджетной системы РФ влияет на повышение государственности и экономического развития страны.
Бюджетная система страны включает совокупность бюджетов разных уровней и принципы организации экономических отношений между основными участниками [4]. Таким образом, для формирования и грамотного ведения бюджета необходимо формировать и эффективно использовать денежные средства субъектов РФ для обеспечения всех возложенных на государственные органы функций.
Грамотная структура бюджета влияет на успех финансовой и экономической политики государства.
Государственный бюджет - это документ, в котором представлены ожидаемые доходы руководящего органа и предлагаемые расходы на финансовый год. Государственный бюджет часто требует законодательного утверждения и подвергается политическому давлению со стороны заинтересованных групп, которые конкурируют за ресурсы.
В целом бюджетная система современной России базируется на следующих основах:
1. Разделение видов бюджетов: федеральный, региональный, местный.
2. Четкая регламентация основных принципов построения бюджетной системы.
3. Наличие разграничений между звеньями бюджетной системы.
4. Определение характера взаимодействия между элементами бюджетной системы [10].
Бюджетная система страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи.
Бюджетная система строится на разных уровнях:
- государственный
-региональный
-местный бюджет.
Рисунок 1 – Уровни бюджета РФ
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
БК РФ Статья 15. Местный бюджет говорит, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Рисунок 2 – Схема построения бюджетной системы РФ
Основой бюджетной системы являются экономические взаимоотношения, которые определяют главные функции и задачи органов центральной и местной власти по реализации бюджетного процесса и отношений между его всеми участниками. Заметим, что система бюджетного контроля и государственного устройства взаимозависимы.
Местный бюджет имеет доходы и расходы.
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы.
Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают разные источники.
Расходы отражают механизм распределения аккумулированных денежных средств согласно планам.
Рисунок 3 – Местный бюджет
Расходы принято классифицировать по таким признакам [5]:
а) по функциональному признаку общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура; здравоохранение; физическая культура и спорт; СМИ.
б) по территориальному признаку: федеральные; субъектов РФ; местные.
в) по экономическому признаку: текущие; капитальные; инвестиции.
В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности МО (муниципального образования – далее), величина затрат опережает все разумные выгоды.
Каждый год бюджет МО корректируется и вносятся дополнения или изменения, хотя сами пункты остаются прежними. Например, выделяется больше средств на местные программы или пересматриваются статьи социальных пособий. Это касается и изменений в начислении пенсий или пособий при рождении ребенка. Также может изменяться размер дотаций.
Это главные составляющие местного бюджета, но помимо этого средства нужно направлять еще на:
• Развитие сельского хозяйства. Как правило, речь идет о финансировании убыточных предприятий, другими словами, субсидировании. Сельское хозяйство не всегда является прибыльной кампанией.
• Развитие науки;
• Здравоохранение;
• Развитие промышленности;
• И другие расходы.
Если рассматривать унитарное государство, бюджет находится на государственном и местном уровне. Что касается федерального устройства, то устройство бюджета включает три звена: федеративный бюджет, субъектов федерации и местный бюджет.
Отметим, что местные виды бюджетов тоже могут быть разными, что обусловлено административно-территориальными делениями стран [17].
Рисунок 4 – Структура местного бюджета
Расходы обеспечивают финансирование деятельности, функций МО. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.
Таким образом, местный бюджет выступает формой образования и использования денежных средств субъекта государства, призванной обеспечивать все функции государственных органов власти.
В связи с актуальным состоянием экономики бюджеты находятся в дефиците, когда приток финансов меньше их оттока.
Рисунок 5 - Основные виды бюджетного устройства [16]
Бюджетная система МО является эффективным инструментом, способствующим формированию доходов и расходов бюджета.
Местный бюджет - это важнейший процесс распределения доходов и заемных средств для достижения экономических и социальных целей МО. Это также подразумевает управление государственными расходами таким образом, чтобы обеспечить максимальный экономический эффект от производства и доставки товаров и услуг, поддерживая здоровое финансовое положение.
Местный бюджет важен, поскольку он позволяет правительству планировать и управлять своими финансовыми ресурсами для поддержки реализации различных программы и проекты, которые наилучшим образом способствуют развитию МО.
С помощью бюджета правительство может расставлять приоритеты и приводить в действие свои предприятия, программы и политику в рамках своих финансовых возможностей, продиктованных экономическими условиями
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
2. О федеральном бюджете: Заключение Счетной палаты. Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
3. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
4. Аврамчикова Н. Т., Ерыгина Л. В. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2024. — 143 c.
5. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2023. — 190 c.
6. Афанасьев П. Бюджет и бюджетная система/ Афанасьев П. – М.: Юрайт, 2018. – 777 с. - ISBN 978-5-534-10182-9
7. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
8. Боряева Т. Ф. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Лань, 2023. — 208 c.
9. Быкова Н.Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней/ Н.Н.Быкова// Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
10. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2024. — 288 c.
11. Герасимов П.П. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов/ Герасимов П.П. – М.: Лаборатория книги, 2017. – 101 с. - ISBN 978-5-9916-5262-9
12. Годин А.М. Бюджетная система/ Годин А.М. – М.: Инфра-М, 2019. – 665 с.
13. Горбунова О.Н.Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России/ О.Н.Горбунова. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 411 с.
14. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2023. — 391 c.
15. Государственные финансы / под ред. Н. И. Берзона. — М.: Юрайт, 2023. — 144 c.
16. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
17. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
18. Грачева Е.Ю.Финансовое право/ Е.Ю.Грачева. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 433 с.
19. Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации/ Денисова И.П. – СПб.: Феникс, 2020. - 288 c. - ISBN 978-5-534-09792-4
20. Ермошина Т.В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета/ Т.В. Ермошина // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603
21. Игонина Л. Л., Чулков А. С. Управление региональными и муниципальными финансами. — М.: Юрайт, 2023. — 135 c.
22. Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации/ Изабакаров И.Г. – М.: Инфра-М, 2019. - 272 c. – ISBN 978-5-9558-0260-2
23. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.
24. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
25. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
26. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
27. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
28. Мишуткин И. В., Землин А. И., Землина О. М. Финансово-правовые основы государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 195 c.
29. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.
30. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство России/ Х.В. Пешкова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 176 с. – ISBN 978-5-16-009332-1
31. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2024. — 559 c.
32. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров/ Поляк Г.Б. - М.: АИО Огонек, 2017. - 302 c. – ISBN 978-5-238-01906-2
33. Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 241 c.
34. Прошунин М.М.Финансовое право/ М.М.Прошунин. – М.: Статистика, 2016. – 264 с.
35. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2019. — 333 c.
36. Региональные и муниципальные финансы / под ред. Л. Л. Игониной. — М.: Юрайт, 2023. — 582 c.
37. Солодова С. В. Бухгалтерский учет в организациях государственного сектора. — М.: Юрайт, 2023. — 361 c.
38. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации/ Суглобов А.Е. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 263 с. – ISBN 978-5-238-01834-8
39. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
40. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2023. — 236 c.
41. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
42. Фролова Т.А. Финансы и кредит/ Фролова Т.А. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2019. – 303 с.
43. Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.
44. бюджет города Хабаровск. – URL: https://budget.khv27.ru/Menu/Presentation/600?ItemId=600
45. бюджет города Хабаровск. – URL: https://khv27.ru/administration/structural-units/finansovyy-departament/byudzhet-goroda/