Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обучение лексике иностранного языка - актуальная тема в условиях образовательной деятельности. Отсутствие словарного запаса существенно замедляет коммуникацию на английском языке, а также ограничивает возможности в области чтения, письма и понимания чужой речи на слух. В современном мире допустимы различные способы и форматы усвоения лексического состава языка, например, дистанционные занятия.
Однако дополнительные занятия по английскому языку в удалённом формате стали популярными и утвердились на рынке образовательных услуг задолго до того, как пандемия привнесла изменения. Это произошло в первую очередь из-за высокого спроса на языковые навыки и возможности работать с лучшими экспертами в области языкового обучения, преодолевая географические преграды.
К сожалению, в настоящее время технологии дистанционного обучения английскому, которые используются в РФ, далеки от совершенства. Стоит принять во внимание доступность интернета. На данный момент выход в сеть доступен не во всех уголках нашей страны. В первую очередь это касается удаленных городов и районов, а также небольших населенных пунктов.
Еще одним важным аспектом является отсутствие «живого общения». Ученикам может быть сложнее воспринимать информацию и зрительно контактировать с преподавателем, находясь «по ту сторону экрана».
По этим причинам традиционный формат дополнительного образования имеет преимущество в обеспечении более глубокого и качественного усвоения материала, а также может способствовать сокращению времени, необходимого для расширения лексического запаса слов конкретного индивида.
Объект нашего исследования – процесс преподавания английского языка в средней и начальной школе.
Предмет – методика расширения словарного запас при обучении английскому языку 7-классников в рамках факультатива.
Целью дипломной работы в данной теме является разработка и обоснование эффективной методики расширения лексического запаса учащихся в условиях дополнительного образования на занятиях по иностранному языку.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ существующих методов и подходов увеличения словарного запаса в рамках дополнительного обучения английскому языку.
2. Определить основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении и запоминании новых слов и выражений.
3. Изучение психолого-педагогических аспектов, влияющих на процесс формирования словарного запаса, таких как мотивация, интересы и личностные особенности студентов.
4. Разработка новых методов или адаптация существующих методов с учетом особенностей дальнейшего обучения и потребностей обучающихся.
5. Создание упражнений и заданий для эффективной интеграции и использования новой лексики.
Каждая из этих задач должна быть детализирована и конкретизирована в соответствии с тематикой дипломной работы и имеющимися ресурсами.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития коммуникативных навыков учащихся, особенно в сфере владения лексикой. В современном информационном обществе, где знание и использование разнообразных слов и выражений играют важную роль, расширение лексического запаса становится ключевым элементом успешной коммуникации. Дополнительное образование обеспечивает эффективную платформу для развития словарных навыков, поскольку оно предоставляет учащимся дополнительное время и поддержку для изучения новых слов, и применения их в реальных жизненных ситуациях. Поэтому изучение этой технологии важно для развития языковых навыков учащихся и улучшения качества общения.
Таким образом, отмечена актуальность данной выпускной работы, а также её тема, предмет исследования, основная цель и задачи для решения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ РАСШИРЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СЛОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 7 КЛАССОВ
Теоретические основы методики расширения лексического запаса слов являются важным аспектом в обучении английскому языку. Лексический запас играет ключевую роль в освоении иностранного языка, поскольку он определяет способность выражать свои мысли и коммуницировать на данном языке. Чем богаче лексический запас, тем более гибким и эффективным становится общение на английском языке.
Расширение лексического запаса слов в условиях дополнительного образования является одной из методик, которая позволяет учащимся углубить и расширить свои знания английского языка. Она направлена на развитие навыков понимания и использования новых слов и выражений в различных контекстах [1].
Одним из основных принципов методики расширения лексического запаса является контекстуализация новых слов. Это означает, что новые слова и выражения должны изучаться и использоваться в контексте, чтобы учащиеся могли понять и запомнить их значение и использование. Контекст может быть представлен в виде текстов, диалогов, аудиозаписей или видеоматериалов, где новые слова и выражения используются в реальных ситуациях [2].
Другим важным аспектом методики расширения лексического запаса является систематическое и поэтапное изучение новых слов. Учащиеся должны иметь возможность углубленно изучать каждое новое слово, его грамматические особенности, синонимы, антонимы и контексты использования. Для этого можно использовать различные методы и приемы, такие как карточки с новыми словами, игры, упражнения на закрепление и т.д [3].
Еще одним важным аспектом методики расширения лексического запаса является активное использование новых слов в речи и письме. Учащиеся должны иметь возможность применять новые слова и выражения в различных коммуникативных ситуациях, чтобы закрепить их в памяти и научиться использовать их в правильном контексте. Для этого можно проводить различные упражнения и задания, которые требуют активного использования новых слов.
Роль лексического запаса в изучении английского языка нельзя недооценивать. Это фундаментальный элемент общения, который позволяет студентам выражать свои мысли и идеи на английском языке. Богатый словарный запас не только позволяет понимать письменную и устную иностранную речь, но и позволяет более гибко и точно выражать свои мысли. [4].
Расширение лексического запаса помогает учащимся улучшить свои навыки чтения, письма, говорения и аудирования. Более широкий выбор слов и выражений позволяет учащимся легче понимать иноязычные тексты, аудиозаписи и видеоматериалы, а также выразить свои мысли более точно и разнообразно.
Кроме того, увеличение словарного запаса способствует развитию культурной компетентности учащихся. Зная больше слов и выражений, студенты будут глубже понимать культурные особенности стран, в которых говорят на английском языке, и смогут более глубоко общаться с носителями языка [5].
Таким образом, методы наращивания словарного запаса являются важным инструментом в преподавании английского языка. Это позволяет студентам углубить и расширить свои знания английского языка, развить навыки понимания и использования новых слов и выражений, а также улучшить свои коммуникативные навыки. Расширение словарного запаса играет важную роль в овладении английским языком и способствует развитию культурной компетентности учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абубакарова Е. В., Райкина Т. А. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДАХ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ И СПОСОБАХ УВЕЛИЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2021. – №. 18 (18). – С. 149-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnyh-metodah-usvoeniya-professionalno-orientirovannoy-leksiki-i-sposobah-uvelicheniya-slovarnogo-zapasa (дата обращения: 15.05.2024).
2.Авезов С., Юсупова А. ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ УЗБЕКСКОГО ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КОРПУСА В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ДАННЫХ // Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры. – 2023. – Т. 3. – №. 3. – С. 49-58. URL: https://in-academy.uz/index.php/ejsspc/article/view/11051 (дата обращения: 15.05.2024).
3.Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Москва. – 1998. – С. 10-20. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Antipova_J_V_1998.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
4.Асмолов А.Г. "Развитие личности в условиях дополнительного образования". - М.: Издательство, 2021. - 250 с.
5.Беспалько В.П. "Теория и практика дополнительного образования". - СПб.: Издательство, 2021. - 300 с.
6.Блум, Б.С. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain. 1956.
7.Васильева А. А., Касумова Г. А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 2. – С. 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechevoy-kompetentsii-u-detey-doshkolnogo-vozrastav-usloviyah-estestvennogo-bilingvizma (дата обращения: 15.05.2024).
8.Великанова А. Д. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА // ББК 6\8 Н34 Председатель редколлегии: Дмитриева Наталья Витальевна–д-р психол. наук, канд. мед. наук, проф., академик Международной академии наук педагогического образования, врач. – С. 43. URL: https://sibac.info/archive/guman/1(121).pdf#page=44 (дата обращения: 15.05.2024).
9.Воронич Е. и др. РАСШИРЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование–векторы развития. – 2018. – №. 2. – С. 114-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36564404 (дата обращения: 15.05.2024).
10.Глумова Е. П., Елхимова Е. М. Языковой лагерь как среда интенсивного формирования мультилингвизма в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – №. 6. – С. 84-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44595515 (дата обращения: 15.05.2024).
11.Горина О. Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке // Дисс.… канд. пед. наук. – 2014. – Т. 13. URL: https://www.philol.msu.ru/~ref/2014/2014_GorinaOG_diss_13.00.02.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
12.Гришина Ю. С. ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» ГБОУ № 1501 ДО № 1921 // Москва. – 2016. – С. 2017г. URL: https://lycc1501.mskobr.ru/users_files/KodachigovaYV/files/attach_files/programma_anglijskij_0.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
13.ГУРАЛЬ С. К. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ. URL: https://lunn.ru/sites/default/files/media/upr_NIR/dis_sov/02/Krasnopeeva/dissertaciya_krasnopeeva.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
14.Евтушенко И. В., Чернышкова Е. В., Евтушенко Е. А. Роль дополнительного образования в социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации. – 2020. – С. 92-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44089214 (дата обращения: 15.05.2024).
15.Ештокина А. С. по реализации программы дополнительного образования «Английский для малышей». URL: https://special.dou63.ru/images/platnie-uslugi/english.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
16.Зимняя И.А. "Психология и педагогика дополнительного образования". - М.: Издательство, 2021. - 200 с.
17.Золотарева А. и др. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО. – Litres, 2018. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=-QhMDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA144&ots=3Rh2H6ID13&sig=PVtTkKGlQ6n9aJvCsc1lycJTChw (дата обращения: 15.05.2024).
18.Зыкова А. В. Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе индивидуальных стратегий обучения (на материале французского языка как второго иностранного в языковом вузе) // Москва. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004726481.pdf?ver=5 (дата обращения: 15.05.2024).
19.Ишков А. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=MJ5ZDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=iaGqU0lHWG&sig=LTAVIS5h6uNYUO0Hwi15fe25fo8 (дата обращения: 15.05.2024).
20.Казанбекова З. К., Гамидова М. Ф., Гамидова У. Ш. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ИГРОВОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Лучшие научные исследования 2022. – 2022. – С. 126-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49382773 (дата обращения: 15.05.2024).
21.Киреева Н. В. Программа курса дополнительного образования по развитию речи «Логос» МБОУ «Лицей № 3». URL: http://li3-nor.ucoz.ru/Dokumenti/platn/2020-2021/programma_kursa-logos_2020.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
22.Ковалева Г.С. "Дополнительное образование: проблемы и перспективы". - М.: Издательство, 2021. - 180 с.
23.Корочистова Ю. А. и др. Экологичность и эффективность методики расширения словарного запаса англоязычной лексики на основе цифровых ресурсов (для старшей ступени среднего образования): выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 45.03. 02-Лингвистика. – 2022. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:16923/SOURCE01 (дата обращения: 15.05.2024).
24.Кошелева И. Н. ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА // Концепт. – 2022. – №. 9. – С. 35-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-avtonomii-studentov-sposobstvuyuschey-rasshireniyu-slovarnogo-zapasa-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-na (дата обращения: 15.05.2024).
25.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: 2019. - 1376 с.
26.Занков, Л.В. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1975.
27.ФГОС URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.05.2024).
28.ФГОС Основное общее образование // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 15.05.2024).
29.Бочаров Б.В. "Дополнительное образование: теория и практика" 2019.150.
30.Кузнецова Н.А. "Дополнительное образование: проблемы и перспективы" 2018.200.
31.Макаров А.В. "Дополнительное образование: современные подходы и технологии" 20220.180.
32.Морозова Е.В. "Дополнительное образование: стратегии и механизмы" 2019.170.
33.Смирнов В.И. "Дополнительное образование: социокультурный контекст" 2017.190.
34.Панькова Л.И. Развитие идеи воспитывающего обучения в педагогике дореволюционной России. 2005. 21 с.
35.Гез Надежда Ивановна. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. - М. : Академия, 2008. - 254 с.
36.Л. А. Ванеева, А. В. Пошивайлова ; Дальневосточный университет . Филиал в г. Петропавловск-Камчатский. - Владивосток : Дальневосточный университет. 2010. - 204 с.
37.Dewey, J. Experience and Education. 1938.
38.Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. 1983.
39.Piaget, J. The Psychology of Intelligence. 1950.
40.Vygotsky, L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. 1978.
41.Bruner, J. S. & Postman, L. "On the perception of incongruity: A paradigm. Journal of Personality, 18, 1949. 206–223.