Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном изменяющемся обществе проблема социализации подрастающего поколения находится в центре внимания многих учёных и педагогов-практиков. По мнению ученых, в условиях глобального общества происходит сужение географического пространства, которое в свою очередь способствует расширению пространства коммуникаций. Для коммуникативного пространства характерно усиление межличностных контактов, взаимодействия между людьми разных культур, разных социальных и этнических групп. В то же время оно усиливает неопределённость, проявляющуюся в постоянном изменении норм, ценностей, эталонов.
Следует отметить, что проблема социализации школьников приобретает междисциплинарный характер и находится в центре внимания ученых разных научных отраслей (психологии, социологии, философии и др.).
Научный поиск механизмов и способов социализации школьников в современном пространстве побуждает исследователей изучать такие аспекты социализации, как формирование социального капитала подрастающего поколения. Особую актуальность и значимость проблема развития социального капитала подрастающего поколения приобретает в связи с тем, что процесс становления идентичности (как социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Поиск своей личностной уникальности, ее содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения. Необходимость исследования процесса развития социального капитала школьников можно объяснить ещё и тем, что осознание ресурсов и возможностей для личностного развития влияет на их способность адекватно планировать и проектировать своё будущее.
Научный интерес к исследованию цифровой социализации школьника и изучению психологических составляющих в современных условиях основывается на фундаментальных теоретических позициях субъектно-деятельностного, компетентностного, ресурсного подходов. Современные отечественные психологи, изучающие влияние цифровых устройств на уровень сформированности интеллектуальных способностей, отмечают высокие показатели среди детей по результатам тестирования (Н. С. Вострецова, Г. У. Солдатова, А. Е. Вишнева, Е. О. Смирнова, Н. Ю. Матушкина). Большое количество работ психологов посвящено исследованию влияния использования современных гаджетов на особенности познавательной сферы школьников (Н. В. Азаренок, О. Е. Буланова, И. В. Воронкова, Н. Н. Доронина, И. В. Дубровина). В современной психологии показана необходимость всестороннего изучения сущности цифровой среды и её влияния на детей школьного возраста (Т. И. Ежевская, И. О. Ефременко, Г. А. Каркашадзе, В. Р. Кучма, М. В. Попов, А. Д. Пудалов, И. Б. Ушаков).
Анализ современных научных работ приводит нас к выводу, что социализирующие возможности виртуальной среды изучены недостаточно. Соответственно проблема формирования социального капитала школьников средствами виртуальной цифровой среды также относится к малоизученным проблемам. Таким образом, необходимость формирования социализации школьников приобретает особое значение в условиях интенсивно развивающейся цифровой среды, которая усиливает социальность информационного пространства. Несмотря на интерес современных исследователей к проблеме социализации школьников в цифровой образовательной среде, проблема потенциала этой среды в развитии социального капитала школьников остаётся недостаточно изученной и требует научного осмысления.
Объект исследования: школьники.
Предмет исследования: цифровая социализация школьника.
Цель работы: теоретическое и экспериментальное обоснование психологических составляющих цифровой социализации школьника.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие цифровой социализации.
2. Изучить социализированность современных школьников.
3. Раскрыть психологические составляющие цифровой социализации.
4. Провести эмпирическое исследование психологических составляющих цифровой социализации школьника.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ обработки данных.
Практическая значимость исследования: полученные в результате исследования новые знания могут быть использованы учителями-практиками, работающими в школе, а также студентами педагогических учебных учреждений в период прохождения практики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ психологических составляющих цифровой социализации школьника
1.1 Понятие цифровой социализации
Цифровизация затрагивает всё больше сфер жизни общества, в том числе и на индивидуальном уровне. В результате появления новых технологических возможностей и развития цифровых пространств появляются новые формы социального взаимодействия, которые обеспечивают расширенные условия для формирования индивида. Так, процесс социализации постепенно трансформируется и теперь происходит не только в оффлайн, но и в онлайн среде. Появляется понятие «цифровой социализации», которая значительно дополняет и расширяет жизненный опыт людей. Сам термин был введен в научный дискурс относительно недавно и трактуется следующим образом: «Цифровая социализация - опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности». Стоит отметить, что цифровая социализация происходит за счет следующих процессов: онлайн-потребление, обмен информацией, коммуникация в сети, а также «культурные, социальные, психологические и технические аспекты использования электронных устройств».
Поскольку данный вид социализации подразумевает влияние на человека цифровых технологий, следует отметить, что Г.Т. Хайруллин и О.С. Кучин указывают на то, что они используются не только в компьютерах, позволяющих выходить в социализирующее пространство Интернета, но и применяются в всевозможных областях электротехники, таких как измерительные приборы, робототехника, автоматизация, радио- и телекоммуникационные устройства, игровые автоматы и т. д.
Г.У. Солдатова определяет цифровую социализацию с точки зрения структурно-динамического подхода как процесс освоения индивидом с помощью всевозможных цифровых технологий социального опыта, получаемого в онлайн-среде, воплощения в жизнь в офлайн- и онлайн-мире данного опыта, оказывающего воздействие на становление его цифровой личности как части реальной личности. В данном контексте имеется в виду не только способ восприятия человеком информации и характер его взаимодействия с реальными людьми и компьютерными программами в онлайн-пространстве, но и культурные, психологические и технические аспекты применения цифровых устройств.
Таким образом, по мнению Г.У. Солдатовой, цифровая социализация является частью обычной социализации, а формирующаяся цифровая культура дополняет традиционную культуру, демонстрируя новую стадию развития общества, которая нуждается в новых взглядах и подходах [16].
В свою очередь, Г.Я. Гревцева, опираясь на адаптационный подход, понимает под цифровой социализацией постоянный процесс усвоения индивидом цифровой культуры и ценностей цифрового общества, адаптации в цифровой среде, формирования цифровой компетенции [19].
Поскольку в результате усвоения цифровой культуры современный человек должен уметь не только грамотно работать с информацией в сети, но и обладать навыками использования технических устройств в повседневной реальности, следует отметить, что цифровая социализация не ограничивается интернет-пространством и осуществляется в рамках реального взаимодействия с различными цифровыми устройствами.
В этой связи следует сказать, что социализация в Интернете является более узким понятием в сравнении с цифровой социализацией и трактуется различными учеными по-разному. При этом изучение данного процесса осуществляется в границах нескольких наук.
Так, в педагогике, в рамках структурно-динамического подхода для обозначения социализации в сети Л.Н. Гладкова использует термин «оnline-социализация», под которым она понимает процесс приобщения индивида к совокупности социальных связей в виртуальной реальности, усвоение человеком общественных правил и ценностей посредством виртуального пространства, в результате которого индивид осваивает социальный опыт, позволяющий ему демонстрировать активное отношение к фактам и событиям окружающего мира посредством поведения в Интернете (а в дальнейшем и в действительности) [20].
С точки зрения социологического подхода изучением социализации человека в сети занималась М.А. Данилова. Данный автор обозначил этот процесс как интернет-социализацию, под которым понимается приобретение престижной, профессиональной, властной, экономической и иной социальной субъектности путем знаково-символического механизма общественной коммуникации в границах сформированной виртуальной реальности, выступающей посредником в человеческом общении, оставляющей следы прошлых контактов, сохраняющей их связь и в итоге создающей культурные практики [2].
В.Б. Строганов (политология) рассматривает интернет-социализацию как процесс насаждения посетителям Интернета обусловленных установок, ценностей, норм для приобщения объекта к определенным взглядам и идеологиям [4]. В психологии авторским коллективом, в который вошли А.И. Лучинкина, В.Р. Ушакова, Т.В. Юдеева, под интернет-социализацией понимается процесс увеличения социального опыта человека при его интеграции в социокультурную среду Интернета, которая осуществляется путем усвоения информационной культуры, овладения информационными технологиями [11].
Иное определение интернет-социализации в данной области знания выдвинул В.О. Микрюков, охарактеризовав его как процесс преобразования институциональных и социокультурных правил и норм, традиций, обычаев, обрядов и иных составляющих культуры. При этом в интернет-пространстве вместе с социализацией совершается ресоциализация, а именно – усвоение новых ценностей и норм по причине смены среды, где происходит коммуникация. Как отмечает автор, сущность и итог социализации зависят не только от особенностей результатов первичной социализации, характеризующейся сложившимися ценностно-мотивационными структурами и иерархиями, но и от специфики и диспропорции в распределении присутствующих у человека ресурсов (непосредственных и потенциальных, психологических и социальных, внутренних и внешних).
В итоге анализа точек зрения различных авторов в отношении социализации в Интернете можно выделить три вида определений, исходя из того, под каким углом ученый рассматривает данное понятие: как плавное вхождение индивида в систему общественных отношений в Интернете, как духовное становление человека в рамках его нахождения в Сети или как в процесс усвоения культурных норм через интернет-пространство.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что социализация выступает системообразующим базисом человеческой личности, ее анализ не представляется возможным только с какой-то отдельной точки зрения.
Исходя из проведенного анализа понятий, можно сделать вывод о месте цифровой социализации по отношению к другим видам социализации.
Так, виртуальную социализацию, являющуюся процессом интеграции человека в социокультурную среду локальных сообществ в интернет-пространстве, следует понимать как часть интернет-социализации, выступающей в качестве увеличения социального опыта индивида в рамках вхождения в систему общественных отношений и усвоения культурных норм в Интернете. При этом оnline-социализация выступает в качестве фрагмента киберсоциализации, которая проходит не только в Интернете, но и в других телекоммуникационных сетях, например, радио-, телефонная, спутниковая связь, работа которых сегодня осуществляется преимущественно на основе цифровых технологий.
Их влияние на личность человека, в свою очередь, позволяет говорить о цифровой социализации, выступающей в качестве адаптации индивида в цифровой среде, которая образована не только устройствами, подключенными к Интернету и другим телекоммуникационным сетям, но и робототехникой, искусственным интеллектом, иной аппаратурой и технологиями, взаимодействие с которыми влияет на социальный опыт человека в различных аспектах деятельности. Однако социализирующее влияние Интернета, возможное благодаря цифровым технологиям, также рассматривается учеными в границах медиасоциализации, которая при этом не является частью киберсоциализации и цифровой социализации, поскольку социокультурное пространство медиасреды помимо Интернета также включает в себя радио, телевидение, печать и т. д. При этом медиасоциализация входит в информационную социализацию, так как институтами последней являются не только СМИ, но и СМК.
Рассматривая структуру цифровой социализации более подробно, можно выделить ее составляющие:
- цифровая культура, включающая идеологические и организационные ценности;
- цифровое обучение, в том числе цифровая грамотность и цифровые навыки;
- цифровое развитие личности, цифровая репутация;
- цифровое воспитание, состоящее из ценностного, когнитивного и деятельностного компонента.
Процесс цифровой социализации существенно отличается от традиционной социализации. Это подтверждают следующие специфические особенности: гиперподключенность и расширенность личности, формирование смешанной реальности и цифровой социальности, неустойчивость и динамичность норм цифрового пространства, многофункциональность, персонализированность, мобильность цифровых «орудий», возникновение новых способов коммуникации и взаимоотношений, появление новых рисков (например, «цифровое слабоумие», «цифровая депривация» и другие), стихийность и неуправляемость процесса. На более индивидуальном уровне - возникновение ощущения неполноты социального опыта в реальной жизни вследствие безграничности Интернет-среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Богачева Н.В, Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. – 2019. – № 1(22). – С. 1-64.
2.Беляев Г.Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. –2020. – Т. 1, № 4 (69). – С. 109–123.
3.Безносюк Е.В. Образовательная среда как фактор социализации личности подростков // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. 2020. С. 28-33.
4.Бесчасная А.А. Исследование префигуративных аспектов современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. Т. 12, вып. 4. С. 297–316.
5.Буслаева Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 2(835). – С. 159-172.
6.Богатырева А.Р., Кадыкова Г.Н. Хореографическое творчество как средство успешной социализации подростка // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья. сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2021. С. 217-221.
7.Вихман А.А., Скорынин А.А. Факторная структура цифровой социализации подростка и ее связь с критическим мышлением и эмоциональным интеллектом // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. – № 11. – С. 53–63.
8.Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е. Б. Пучкова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 27–36.
9.Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - №59. - С. 148-155.
10.Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2022. - С. 40-47
11.Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2022. - №1. - С. 49-56.
12.Герасимова Я.А. Социализация подростков 11-17 лет // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2020. С. 96-99.
13.Дагбаева Н.Ж., Кобылкина А.С. Социализация младших школьников в условиях цифрового общества: проблемы управления // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2019. – № 2. – С. 14.
14.Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57.
15.Емельяненко В.Н. Влияние социализации на формирование культуры общения интеллектуально одаренных подростков // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2022. № 2. С. 216-217.
16.Ильинская И.С. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации подростков // Инновационная наука. 2022. №1-1. С. 124-129.
17.Козловская Г.Ю. «Новая норма» и проблемы социализации в условиях цифровой трансформации общества // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 10–11 ноября 2021 года / Под редакцией И.В. Белашевой, А.С. Лукьянова. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. – С. 135-138.
18.Конева А.В. Культурные практики просьюмеризма // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2021. - №1. С. 142-151.
19.Капкова Е.Е. Ведущие компетенции, ценности, установки учебного процесса в школе №34, г. Оренбурга // Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации. (Россия-Финляндия) – СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. – 284 с.
20.Капкова Е.Е. Приоритеты проектирования цифрового школьного образования в современной социальной ситуации // Педагогика, психология, общество: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. ИД «Среда», 2020. С. 234-253.
21.Кузьмина Е. С. Влияние виртуального пространства на поколение Z. Социальная реальность виртуального пространства: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 21 сентября 2020 г.) Иркутск: ИГУ, 2020. С. 37-40.
22.Каргапольцева Н.А. Социализация подростков в общеобразовательном учреждении, как проблема 21 века // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2020. С. 3228-3231.
23.Крошкина М.С. Социализация младших школьников в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 1 (131). – С. 40–43.
24.Мешкова Л.Н. Современная цифровая среда как средство социокультурного становления личности подростка // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2021. – Том 10. – № 4А. – С. 23-32.
25.Марцинковская Т.Д. Транзитивное и цифровое пространство как новая психология повседневности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 14 – 17 февраля 2018, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. - С.219 – 223.
26.Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. 2018. Т. 8. № 39. С. 10.
27.Мамаев С.В. Проблемы социализации подростков в современном обществе // Интернаука. 2020. № 30 (159). С. 23-25.
28.Малышев К.Б., Сошилова К.В. Формирование социальной установки подростка в процессе его социализации // Вести научных достижений. Психология и педагогика. 2022. № 10. С. 30-35.
29.Миронова Е.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта как средства социализации подростков // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2022. № 3. С. 34-38.
30.Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 8. – С. 59–66.
31.Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в онлайн-формате: коллективная монография / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. – 161 с.
32.Одаева Э.С. Теоретические аспекты педагогической поддержки в саморазвитии учащихся. Мир науки. Культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 43-45.
33.Пак Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 5 (228). – С. 66–72.
34.Пупкова Н.Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2019. – 24 с.
35.Пархимович З. В., Савенкова Т. Д. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (44). С. 107–120.
36.Попова Д. А. Цифровая личность как Центральный элемент межперсонального интернет-дискурса // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. 472 с.
37.Репринцев А.В. Информационная среда в личностном и профессиональном становлении подростка // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / Под ред. Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. - Казань, 2022. - С. 34-38.
38.Сек Н.В., Какадий И.И. Социализация ребенка в цифровом обществе // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6. – №3. – С. 438-441.
39.Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире// Социальная психология и общество. – 2019. – Т9. – № 3. – С. 71–80.
40.Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т.18. - №3. - С. 431–450.
41.Сек Н.В., Какадий И.И. Социализация ребенка в цифровом обществе // Бюллетень науки и практики. 2020. №3. С. 302-317.
42.Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 9. - №3. - С. 71-80.
43.Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2021. - Т. 18. № 3. - С.431–450.
44.Сигида Д.А. Влияние субкультур на социализацию современного подростка // Наука и образование: актуальные вопросы, проблемы теории и практики. 2020. С. 138-144.
45.Столяренко Д.В., Барсукова Т.И. Нормативно-поведенческие модели социализации подростков. Прошлое, настоящее и будущее Российской цивилизации: материалы научно-практической конференции. Ставрополь: Фабула, 2021. - С. 57-60.
46.Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 7–15.
47.Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2020. - №4. - С. 103-115.
48.Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): автореф.дисс. ... канд. пед. Наук. - М., 2020. – 27 с.
49.Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва. Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - №1. - С. 49-59.
50.Ярмиев И.З., Мавлюдова Л.У., Гареева А.Ф., Ярмиев А.З. Социализация подростка в современном мире // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 4. С. 5-7.