Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы развития воображения в создании аппликации из природных материалов, заключается в противоречии между значимостью занятий и недостатком методических разработок, а также педагогических рекомендаций. В дошкольном возрасте, одной из составляющих в развитии личности ребёнка, является развитие творчества. Начиная с раннего возраста, закладываются основы формирования художественной культуры, эстетическое сознание и духовное развитие человека. У ребёнка появляется потребность в творческой деятельности и очень важно, какое содержание и формы будут применены для их обогащения. Поэтому формирование этих знаний, является важным направление в работе дошкольного учреждения.
На данный момент, можно выделить два направления, для решения проблемы развития конструктивного творчества: первое, педагоги, уделяют внимание обучению элементарным способам получения поделок, а более сложные приемы, освоить не предлагают, считая детей не готовыми и неспособными усвоить многоэтапные виды создания аппликации из природных материалов, второе, характеризуется тем, что, изучая некоторые технические приемы, педагоги не устанавливают взаимосвязь данного вида искусства с другими, более знакомыми. В связи, с этим ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов искусства, что в целом объединяет как содержательную сторону конструктивных образов, и их выразительность.
Изучением данного психического процесса занимались такие учёные как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и многие другие. Все они отмечали важность развития воображения, однако разные психологи определяли этот процесс по-своему.
Многие исследователи такие как, З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева и др. занимались разработкой приёмов и методов обучения детей с природными материалами. Все они носят локальный характер. Комплексной системы занятий нет. Не учитываются взаимосвязь и особенность материалов. Исследователи часто не используют возможности взаимодействия материалов и техник для развития творчества у детей, начиная с дошкольного возраста.
Однако, в названных исследованиях непосредственно не изучалась аппликация как вид творчества, то есть её значение в формировании воображения у старших дошкольников недооценивается, в чём и состоит противоречие в данном направлении.
Проблема исследования – каковы педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в аппликации?
Цель исследования – выявление педагогических условий развития воображения у детей 5-6 лет в аппликации.
Объект исследования – процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития воображения при занятии аппликацией у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование воображения в аппликации у детей 5-6 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях:
накоплении и расширении объема знаний старших дошкольников в области изобразительного искусства;
использовании техники аппликации;
разработки серии занятий по формированию воображения в аппликации у старших дошкольников, направленной на развитие воображения и интерпретацию их в работах.
Для подтверждения выдвинутого предположения поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические подходы исследователей к проблеме формирования у детей 5-6 лет воображения;
2. Определить критерии сформированности воображения при занятии аппликацией у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития творческих способностей у детей 5-6 лет;
4. Определить эффективность проведенного эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
изучение и анализ литературы;
изучение педагогического опыта;
диагностика обучающихся;
педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке занятий по аппликации из природного материала, направленных на формирование воображения у детей 5-6 лет, которые можно использовать в работе других дошкольных образовательных организаций.
Апробация результатов исследования проводилась на базе детского сада\студии №... города … / округа / департамента и пр.
1. Теоретические и практические основы развития воображения детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации из природного материала
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является периодом наиболее интенсивного развития человека. Этот этап онтогенеза несет в себе важнейшие психические новообразования. В дошкольном возрасте центральным психическим новообразованием является воображение. Оно приобретает сензитивный характер развития и активно используется в ведущей деятельности данного возраста - сюжетно-ролевой игре.
Проблема формирования воображения детей дошкольного возраста является весьма актуальной, так как современное общество заинтересовано в творческих людях, способных нестандартно мыслить. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ставит задачу развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Тем не менее существуют различные противоречия, которые касаются формирования детского воображения.
Процесс оперирования образами предметов и словами, которые их обозначают, приобретает свободу и самостоятельность, что позволяет ребенку по-своему переделывать наглядную ситуацию, вырываться за ее пределы и создавать собственный сюжет игры, отступая от образов действий, задаваемых взрослыми. Важными психологическими предпосылками развития воображения является общее развитие ребенка, обогащение его представлений и подражание взрослому.
Согласно мнению З. Фрейда воображение является первичной формой детского сознания, которое отделено от реальности до определённого возраста. Ж. Пиаже имел схожее с З. Фрейдом представление о данном психическом процессе. Он рассматривал воображение как временную стадию искажённого отражения реальности. Э.В. Ильенков считал, что воображение заключается в умении строить целостную картину раньше детализированного образа составляющих её частей. А Д.Б. Эльконин полагал, что источником детского воображения является противоречие между желанием ребенка жить жизнью взрослых и возможностями реализовать это желание.
О.М. Дьяченко - известный психолог, которая внесла значительный научный вклад в изучение развития воображения дошкольников, выделяет три этапа развития воображения детей:
первый этап относится к 2,5-3 годам;
второй этап приходится на 4-5 лет;
третий этап протекает в возрасте 6-7 лет.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествам. Распространенным мнением стало то, что именно на третьем году жизни ребенка можно выявить первые признаки появления воображения. К этому возрасту накапливается определенный опыт, что и дает возможность развиваться воображению.
Дети, достигшие трехлетнего возраста, могут не только выслушать несложную сказку, но и переживать за героев, а в некоторых случаях даже дополняют ее содержание своими собственными мыслями. Но из-за того, что опыт ребенка еще незначительный, воображение носит очень бедный характер. Малыш может дополнить воображением только тем, что им воспринималось ранее.
Благодаря взрослым, близкому окружению постепенно накапливается более богатый и существенный опыт, что дает основу развития воображения. Но все-таки воображение трехлетнего ребенка в течение продолжительного времени существенно отличается от воображения взрослого человека.
На первый взгляд может показаться, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Некоторые исследователи считают, что воображение богато в этом возрасте из-за легкости и своеобразия комбинаций, которые возникают у детей в этом возрасте. Но в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский К.Д. говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть в реальности. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто путают воображаемое с действительным.
В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.
Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.
В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [20, c. 69].
Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [23, c. 19].
Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).
Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.
В зарубежных исследованиях происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.
Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций [10, c.36]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.
Он выделил четыре стадии развития воображения:
переход от пассивного воображения к творческому;
одушевление ребенком окружающих предметов;
стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;
период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.
Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [11, c. 38].
В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [12, c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.
С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [13, c. 95].
О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям (Л.С. Выготский) [14, c.14].
С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта. На первом этапе развития воображения ребенок не только отделяет себя от предметов и окружающей среды, но и противопоставляет себя всем другим. И действительно, как утверждал Д.Б. Эльконин, первые проявления детского воображения и творчества появляются в игре детей конца раннего возраста, когда главной целью ребенка является войти в жизнь взрослых и научиться пользоваться их предметами. Главным образом воображение в раннем возрасте начинает проявляется в замещающих действиях.
Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов. Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое). При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.
В воображении детей младшего дошкольного возраста можно наблюдать отход от действительности. Фантастические объяснения ребенком некоторых явлений, объясняется не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что дошкольник еще не знает законов объективного мира и мало знает действительность. Например, ребенок трех лет говорит: «Мой братик заболел, не мог ходить, но доктор вставил ему пружинку, теперь он может бегать». Ребенок этого возраста не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно может соотнести его с жизненной практикой.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста носят неустойчивый характер. Ребенок может превращать мысленно один объект в другой и придумывать им разнообразные качества и образы. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная взрослым сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.
Дети младшего дошкольного возраста не могут планировать свою деятельность, поэтому можно говорить о подчинении воображения восприятию. Например, приступая к рисованию, они часто не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, дополняют или же совершенно меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного «художника» новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему развитию воображения.
В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.
Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.
Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.
2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.
3. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.
4. Белкина, В.Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Владос, 2006. – 422 с.
6. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.И. Битянова. – М.: Генезис, 2011. – 352 с.
7. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.
8. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.
9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
12. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.
13. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
14. Гин, С.И. Мир фантазии / С.И. Гин. – М.: Владос, 2010. – 232 с.
15. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006.
17. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2013.
18. Люблинская, Г.О. Детская психология / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.
19. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 18-23.
20. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
21. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 123-128.
22. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. – С. 83-87.
23. Немов, Р.С. Психология. Книга 3 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 608 с.
24. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. - 2007. - № 5. - С. 52-60.
25. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование /Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10.
26. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. - М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013.
27. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с
28. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
29. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
30. Страшнова Е. Игра и дошкольник //Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. - С. 115-118.
31. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. Б. Косминской.- М.: Просвещение, 1985.
32. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 229 с.