Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, так как в условиях современного темпа жизни населения и экономической ситуации по всей стране роль транспортных комплексов значительно возрастает. В условиях рыночной экономики это напрямую влияет на ее жизнеспособность, поэтому от транспортного комплекса зависит работа различных предприятий. Для Российской Федерации, крупнейшей страны мира, железнодорожный транспорт является одним из наиболее необходимых видов транспорта. Поэтому каждая транспортная железнодорожная компания стремится оптимизировать свои расходы.
Российские железные дороги играют ведущую роль в транспортном секторе нашей страны, а железнодорожный транспорт вносит значительный вклад в формирование федерального и региональных бюджетов. На поезде можно добраться практически во все уголки Российской Федерации.
В нашей стране построено более 122 000 километров железных дорог, из которых около 86 600 километров принадлежат государству. Ежегодно услугами железнодорожного транспорта (включая детский железнодорожный транспорт, пригородные и междугородние пассажирские перевозки) пользуются более 1,2 миллиарда пассажиров. Основной задачей железнодорожного транспорта является полное удовлетворение потребностей мигрантов, и важно удовлетворить этот спрос как можно скорее.
Железнодорожный транспорт не только сокращает время, затрачиваемое населением на пользование услугами пассажирского и грузового транспорта, но и способствует повышению социальной производительности, расширению несвязанных связей между регионами, повышению уровня культуры и бытового обслуживания населения. В то же время железнодорожный транспорт оказал значительное влияние на такие сферы общественной жизни, как экономика и общество в целом. Чтобы максимально повысить эффективность железнодорожного транспорта, необходимо постоянно отслеживать экономическую целесообразность текущих транспортных расходов.
Объектом изучения в работе выступает АО "Федеральная пассажирская компания".
Предмет рассмотрения – транспортные затраты железнодорожной компании.
Основной целью написания данной работы является анализ рекомендаций по оптимизации транспортных затрат на примере АО "Федеральная пассажирская компания".
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Конкурентоспособность АО "ФПК" и других аналогичных компаний;
2) Общая стоимость перевозок, рассчитанная в соответствии с составом и количеством АО "ФПК";
3) Внесение предложений по оптимизации транспортных расходов АО "ФПК";
4) Расчет транспортных расходов АО "ФПК";
5) Определение экономической выгоды от предложенного предложения.
Для подготовки окончательной предварительной работы были использованы Федеральный закон 2003-10-1 № 17-ФЗ (с изменениями от 28.07.2012) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и другие материалы: Федеральный закон 2003-10-1 № 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (дата публикации: 31.12.2014). "Номенклатура затрат на основные виды транспорта". Экономическая деятельность железнодорожного транспорта".
При написании данной дипломной были использованы следующие методы исследования: монографический, сравнительный, аналитический, а также комплексный подход.
1. Транспортные затраты в логистике: понятие, виды и особенности формирования
1.1 Понятие и виды транспортных затрат
Все транспортные расходы, связанные с железнодорожными перевозками, можно классифицировать как текущие расходы. Кроме того, текущие затраты на железнодорожные перевозки называются операционными расходами [1].
Учитывая определение стоимости перевозки, можно сказать, что это общая стоимость бесперебойной работы услуг железнодорожных перевозок с денежной точки зрения. Что касается производственного процесса, то все эти расходы покрываются налоговым законодательством Российской Федерации (глава 25 "Корпоративный подоходный налог"), в том числе и в основных, непосредственно связанных с процессом транспортировки, а также в общеэкономической сфере, то есть при производстве и обслуживании хозяйственной продукции.
Этот документ является обязательным для всех без исключения хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Этот документ содержит общие условия соблюдения требований. Однако этот документ не дает возможности учесть детали работы, бухгалтерского учета и бизнес-планов различных отраслей экономики страны. Поэтому для учета стоимости железнодорожных перевозок ОАО "Российские железные дороги" использует такие документы, как "Номенклатура доходов и расходов" (далее - номенклатура) [2] в разрезе вида деятельности ОАО "Российские железные дороги".
"Номенклатура доходов и расходов в разбивке по видам деятельности Акционерного общества "Российские железные дороги" (далее именуемая "Номенклатура доходов и расходов в разбивке по видам деятельности Акционерного общества "Российские железные дороги") (далее именуемая "Номенклатура доходов и расходов в разбивке по видам деятельности Акционерного общества "Российские железные дороги"). вид деятельности акционерного общества "Российские железные дороги"), в этом документе учтены все основные требования национальных законов и нормативно-правовых актов с учетом особенностей железнодорожных перевозок. План учета операционных расходов и номенклатура плана строго и обоснованно классифицируют доходы и расходы компании и его структурные подразделения, в зависимости от вида деятельности.
В этом документе используются практически все критерии классификации, необходимые для формирования управленческой отчетности компании. С помощью номенклатуры все расходы строго планируются и учитываются индивидуально. Каждый проект может быть объединен с 1 типом затрат, то есть аналогичными затратами в зависимости от типа работ.[3]
Элементы номенклатуры "затраты на оплату труда" отражают сумму, понесенную каждым работником в денежной и/или натуральной форме, а также сумму начисленных компенсаций, бонусов и единовременных компенсаций, связанных с рабочим временем или условиями труда. Этот коэффициент учитывает расходы, связанные с содержанием работников, как это предусмотрено трудовым договором (контрактной программой) и/или коллективным соглашением [1].
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отражаются в разделе "Социальные взносы". Эти отчисления определяются в процентах от затрат на оплату труда в соответствии с действующим законодательством. Материальные затраты - это затраты на приобретение различных видов материалов, топлива и энергетических ресурсов, а также затраты на оплату работ и услуг промышленного масштаба, выполняемых сторонними организациями.
Сумма амортизации амортизируемых активов рассчитывается в соответствии с процедурами, установленными законом, и отражается в элементе "начисленная амортизация". Сумма прочих расходов, которые не включены ни в один из вышеперечисленных элементов, включается в элемент "Прочие расходы". Элементы затрат отражают использование всех видов ресурсов, таких как расходы на персонал, материальные затраты, топливо, основные средства, нематериальные активы и финансовые ресурсы. Экономическая группировка затрат по элементам позволяет решить 2 очень важные управленческие задачи.[4].
В принципе, ищите необходимые ресурсы с точки зрения формирования затрат компании.-Анализировать эффективность использования определенных видов ресурсов, формулировать и осуществлять экономическую оценку мер, направленных на повышение эффективности; Например, чтобы в полной мере оценить изменения в затратах и правильно оценить снижение затрат, вызванное повышением производительности труда, сначала необходимо оценить влияние изменений удельного потребления на стоимость элементов "затраты на оплату труда" и "социальный взнос" и использовать информацию о количестве затрат для оцените прямую цену материальных ресурсов на основе соответствующих стандартов затрат или цен.
После изучения основ транспортных расходов на железнодорожном транспорте можно перейти к изучению видов транспортных расходов.
Основным нормативным документом, регламентирующим классификацию расходов на железнодорожные перевозки, является номенклатура. В данном параграфе описаны виды транспортных (эксплуатационных) расходов, перечисленные в таблице 2 настоящего нормативного документа [1].
Таблица 1
Классификация эксплуатационных расходов
Виды классификации Назначение
По способу учета:
— прямые;
— косвенные. Для калькуляции себестоимости по отдельным объектам затрат.
По зависимости от объема перевозок:
— зависящие от объема работы;
— условно-постоянные Для анализа влияния на себестоимость объема перевозок, расчета и анализа себестоимости в конкретных условиях, маржинального анализа.
По операциям перевозочного процесса:
— расходы, связанные с начально-конечными операциями;
— расходы, связанные с движенческой операцией. Для анализа влияния на себестоимость дальности перевозок грузов и пассажиров.
Расходы, определяемые в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прежде всего, затраты на обычную деятельность связаны с производством и реализацией продукции, а также с покупкой и продажей товаров.
Расходы Группы также включают расходы, связанные с предпринимательской деятельностью и предоставлением услуг. В стоимость нормальной эксплуатации ОАО "Российские железные дороги" входит::
- Стоимость оказания услуг и выполнения работ;;;
- Затраты на предоставление комиссионных во временное пользование (временное владение и пользование) активами в соответствии с договором аренды (в соответствии с учетной политикой ОАО "Российские железные дороги");;
-Стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей продажи; в большинстве случаев затраты, понесенные в связи с производственным процессом, делятся на две категории. Затраты, непосредственно связанные с процессом, то есть производственные затраты, и затраты, связанные с техническим обслуживанием и управлением производством, то есть общехозяйственные затраты.
Затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, далее делятся на две подгруппы: затраты на единицу продукции (то есть непосредственное производство) и общие производственные затраты. Удельные (прямые производственные) затраты в классификаторе сгруппированы по видам деятельности, отраслевому хозяйству и типу дополнительных работ. Это набор элементов, объединенных в многофункциональную систему.
Общие экономические затраты также делятся на 2 группы [5].:
- Общие экономические затраты не включают расходы на техническое обслуживание оборудования управления、;
- Общие операционные расходы, включая расходы на техническое обслуживание управляющего оборудования.
Статьи специфических (прямых производственных) затрат в классификаторе далее делятся на 2 группы:
- Исходный проект - это затратный проект, который требует оплаты дополнительных и/или обновленных основных средств (амортизации), налогов, арендной платы, лизинговых платежей и других расходов, связанных с оплатой;
-Функциональные статьи - это статьи затрат, связанные с выполнением определенных видов работ в рамках процесса производства и поддержки. В соответствии с методом отнесения к конкретному объекту затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты - это оценка ресурсов или видов деятельности, приобретенных или используемых предприятием при распределении затрат. При расчете затрат речь идет о видах деятельности, непосредственно связанных с бизнесом, и т.д. , подключенный к нему.
Например, расходы на перевозку пассажиров связаны с перевозкой пассажиров при расчете затрат на пассажирские перевозки, техническое обслуживание и амортизацию легковых автомобилей.
Косвенные затраты представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для совместного использования различных объектов совместного использования затрат, и рассчитываются пропорционально рабочей нагрузке, конкретным счетчикам, ранее распределенным расходам и, особенно, затратам на отключение связи. Такое распределение обычно носит условный характер. Для того чтобы повысить уровень достоверности информации, необходимо максимально увеличить долю прямых затрат в процессе управленческого учета организации.
Эта задача в основном решается в процессе формирования текущей номенклатуры. Наименование исходного изделия и конкретная (прямая производственная) стоимость характеристик всего набора изделий присваиваются наименованию набора бумаги расширенного типа (OIA), который представляет собой функционально единую группу изделий.
"Развитие и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта" включает статьи, посвященные развитию, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также амортизационным статьям инфраструктуры.
К видам работ "локомотивная буксировка" относятся следующие группы статей расходов: осуществление грузовых и пассажирских перевозок, а также предоставление услуг локомотивной буксировки. Износ локомотивов, поездов, дизель-поездов, легковых автомобилей и железнодорожных автобусов.
"Предоставление услуг по перевозке пассажиров на дальние расстояния" включает статьи расходов, связанные с услугами по перевозке пассажиров, техническим обслуживанием транспортных средств и предоставлением перевозчику услуг, связанных с перевозкой пассажиров на дальние расстояния. Вид работ "ремонт транспортных средств и транспортного оборудования" включает в себя все виды работ, выполняемых при техническом обслуживании, регулярных и крупномасштабных ремонтах грузовых и пассажирских вагонов, контейнеров, электровозов, тепловозов, составов, дизель-поездов, автомобилей, складов и заводов ОАО "Российские железные дороги".
Тип работ "Прочие работы" включает статьи расходов на оплату труда, которые не включены в вышеуказанную группу. Кроме того, приведены групповые затраты (прямые производственные затраты) за 10 месяцев в разбивке по видам деятельности. Напротив, вся деятельность железнодорожных компаний делится на 2 группы [2]:
а) Предоставлять услуги транспорта, инфраструктуры и локомотивной тяги;;;
б) Виды деятельности, не связанные с перевозками, предоставлением инфраструктурных услуг и локомотивной тягой; к первой группе относятся такие виды деятельности, как "грузовые перевозки", "Предоставление инфраструктурных услуг", "предоставление услуг локомотивной тяги", "Пассажирские перевозки на дальние расстояния", "пригородные пассажирские перевозки" и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.06.2024).
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.04.2023).
3.О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 №17-ФЗ (ред. от 28.07.2012). — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4.Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 №18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.02.2024). — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5.Устав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 (с изм. от 01.01.2022).
6.Бухгалтерская отчетность организации [Электронный ресурс]: положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99): утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 08.11.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7.Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]: утв. приказом МПС РФ от 29.09.2003 г. №68 (в ред. от 31.01.2024) — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8.Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющими укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства транспорта РФ от 17.08.2017 №124. — Режим доступа: http://www.garant.ru.
9.Расходы организации [Электронный ресурс]: положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99): утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2023). — Режим доступа: http://base.garant.ru.
10.Инструкция по ведению управленческого учета с применением 32-х счетов. — М.: ОАО «РЖД», 2023.
11.Методические рекомендации по учету затрат на технических заказах. — М.: ОАО «РЖД», 2019.
12.Об утверждении методики анализа динамики фактических затрат производственных вертикалей, выделяемых из состава железных дорог, с обеспечением сопоставимости данных до и после проведения, соответствующих мероприятии: распоряжение ОАО «РЖД» от 30 сентября 2020 г. №2038p.
13.Учет расходов: корпоративный учетный принцип ОАО «РЖД» (КУП №11/2013).
14.Алферов, В.Н. Концептуальные основы становления и развития внутренней учетно-аналитической системы затрат / В.Н. Алферов // Управленческий учет. — №5. — 2024.
15.Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учебник для вузов железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, Л.В. Шкурина и др.; под ред. Н.П. Терешиной, Л.В. Шкурина — М.: УМЦ ЖДТ, 2024. — 292 с.
16.Карминский, A.M. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова. — 3-е изд., дораб. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2023. — 336 с.
17.Керимов, В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В.Э. Керимов. — М.: Дашков и К, 2024. — 384 с.
18.Корнеева, Т.А. Развитие методики оценки затрат на функции системы учетно-аналитического обеспечения управления организацией / Т.А Корнеева, О.Н. Кузьмина // Экономический анализ: теория и практика. — 2023. — №28. — С. 40-47.
19.Кузьмина, М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учеб. пособие / М.С. Кузьмина. — М.: Кнорус, 2020. — 248 с.
20.Маняева, В.А. Методология управленческого учета расходов организации в системе стратегического контроллинга: монография / В.А. Маняева. — М.: Экономическая газета, 2021. — 286 с.
21.Мизиковский, И.Е. Калькулирование себестоимости эксплуатационной деятельности железнодорожной станции в условиях системы бережливого производства / И.Е. Мизиковский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2023. — №2 (1). — С. 211-213.
22.Планирование на предприятиях железнодорожного транспорта / Ю.Д. Петров, Н.В. Берндт, А.И. Купоров и др.; под. ред. Ю.Д. Петрова. — М.: Академия, 2023. — С. 294.
23.Себестоимость железнодорожных перевозок: учебник для вузов железнодорожного транспорта / Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др. — М.: Инфра-М, 2024. — 494 с.
24.Суховая, О.Н. Экономика путевого хозяйства: учебник / О.Н. Суховая. — М.: ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2023. — 38 с.
25.Тарасова, Т.М. Особенности отражения информации о расходах при построении учетно-контрольной системы деятельности транспортных предприятий / Т.М. Тарасова // Управленческий учет. — 2024. — №3.
26.Терешина, Н.П. Экономика железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, Б.Н. Лапидус, М.Ф. Трихункова. — М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2022. — 535 с.
27.Терещенко, Н.Н. Планирование на предприятии торговли: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2015. — 296 с.
28.Терещенко, Н.Н. Практикум по анализу и планированию расходов торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2024. — 143 с.
29.Технически обоснованные нормы времени на работы по текущему содержанию пути» (утв. ОАО «РЖД» 30.03.2009) (ред. от 05.08.2022). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
30. Федоров, Е.А. Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта: учеб. пособие для вузов железнодорожного транспорта / Е.А. Федоров. — М.: ФБОУ
31.Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2021. — 230 с.
32.Штефан, М.А. Особенности калькулирования себестоимости пассажирских и грузовых перевозок в организациях железнодорожного транспорта / М.А. Штефан // Управленческий учет. — 2023. — №9.
33.Официальный сайт АО «Федеральная пассажирская компания» [Электронный ресурс] — http:// https://fpc.ru/ (дата обращения 12.03.2024).