Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.
В соответствии с законодательством трудовые пенсии состоят из двух частей: страховой и накопителей. В первом случае доля формируется на протяжении всего стажа, а вот на накопительную часть в связи с пенсионной реформой наложен мораторий, и срок его окончания неизвестен. По этой причине многие стараются перевести накопления в негосударственные Пенсионные фонды, чтобы по окончании трудовой деятельности иметь достойный доход.
На данный момент порядок и условия назначения страховых пенсий остались практически без изменений, и все трудоустроенные граждане продолжают делать взносы на свои лицевые счета в СФР.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а, следовательно, и на масштабы инвестиционного процесса.
Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.
Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Фонда пенсионного и социального страхования (Социальный фонд) является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при правовом регулировании страховых пенсий по старости.
Предмет исследования – актуальные вопросы правового регулирования страховых пенсий по старости.
Цель работы – изучить актуальные вопросы проблемы правового регулирования страховых пенсий по старости и пути их решения.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения.
2. Проанализировать появление понятия страховая пенсия и повышение пенсионного возраста.
3. Раскрыть условия назначения страховой пенсии по старости.
4. Изучить порядок назначения страховой пенсии по старости.
5. Проанализировать актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости.
6. Выявить проблемы в обеспечении граждан страховой пенсией по старости и представить пути их разрешения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод познания, включающий принципы объективности, системности, историзма, а методами исследования – методы индукции, дедукции. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза.
Теоретическая основа: для написания работы были использованы работы в области пенсионной системы, пенсионного обеспечения, таких как Д. В. Агашев, А. В. Усовицкая, А. И. Стадникова, И. Г. Ленёва, Ю. И. Саяпина, И. В. Пашнин, Е. А. Дейко и др.
Нормативная база - Конституция Российской Федерации[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.], Федеральный закон от «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.], Федеральный закон «О страховых пенсиях»[ Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" //
"Российская газета", N 296, 31.12.2013.], Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.].
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они развивают экономическую науку, относящуюся к развитию теории пенсионного обеспечения по старости, в части уточнения понятийного аппарата, в обосновании методических особенностей исследования финансовых аспектов функционирования обязательного пенсионного обеспечения по старости.
Научная и практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по повышению финансовой результативности и финансового регулирования обязательного пенсионного обеспечения по старости, методики определения размера регионального прожиточного минимума с применением пенсионного коэффициента, дополнении существующих способов расчета страховой пенсии по старости. Полученные результаты могут использоваться в процессе преподавания экономических дисциплин: «Пенсионное страхование», «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетная система РФ», «Страхование», «Финансы».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика страховых пенсий по старости
1.1 Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения
Прежде всего стоит заострить внимание на том, что наша страна пробует прийти к должному уровню пенсионного обеспечения граждан. И как результат существует довольно много задач, которые направлены на развитие отечественной экономики и которые подпадают в непосредственное поле деятельности экономики страны. На сегодняшний день как определяющий проблемный момент стоит назвать проблематику показателя жизни людей старшего возраста. И даже в разрез с тем что руководство страны пытается изыскать всевозможные средства и направить их на увеличение пенсионного обеспечения уровень выплат остается стабильно низким и недостаточным для достойной жизни пенсионеров.
На сегодняшний день нужно придавать особое значение вопросам связанным с выравниванием российской системы пенсионного обеспечения в результате тех изменений которые происходят на рынке труда в связи с появляющимися все новыми и новыми вызовами такими как санкции, пандемии и так далее[ Ануфриева Е.К., Раздрогина А.О. Модели пенсионного обеспечения в российской и зарубежной практике // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития. Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. С. 8.].
Сегодня пенсионное обеспечение России говорит о том, что в стране существует знаковое отличие присущее рыночной экономики, то есть в стране есть система социальной защиты.
Ведь именно от уровня пенсионной защиты, а также ее эффективности будет определяться показатель жизнедеятельности граждан страны и прежде всего это касается таких незащищенных категорий как: люди пенсионного возраста, лица с инвалидностью, несовершеннолетние граждане и т.д.
Зачастую пенсионеры – это нетрудоспособные лица у которых имеется только один источник поступлений, то есть пенсия, и данные лица вынуждены жить на причитающуюся им пенсию.
При исследовании пенсионного обеспечения можно сделать вывод о том, что в узком виде его определяют в качестве пенсионного варианта страхования. И особенностей в данном определении не будет независимо от имеющихся вариантов данного обеспечения, а значит налицо несоответствие данного определения, а значит не учитываются некоторые задачи в области установления эквивалентного и помимо всего прочего параллельного процесса в данном определении про которые нужно помнить при определении системы финансирования отечественного пенсионного обеспечения.
Такой термин как пенсионное обеспечение учитывают при определении самого большого объема выплат из государственного бюджета в то время как определение пенсионного страхования используют при установлении конкретной категории страхования[ Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.106.].
Отечественная пенсионная система – это комплекс правовых предписаний, которые предопределены для государственных и кроме этого частных организаций, которые функционируют для осуществления бесперебойного предоставления причитающихся выплат гражданам, которые имеют на это законные основания.
В правовых источниках информации представлено довольно много определений отечественного пенсионного обеспечения которые указывают на то, что это периодические выплаты, предоставляемые гражданам, у которых есть соответствующее право на данные выплаты. Думается что такое определение более точно определяет саму суть рассматриваемой категории в качестве единого правового явления[ Корсаненкова Ю. Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 43.].
Стоит особо обозначить тот факт, что пенсионное обеспечение направлено на должное развитие уровня финансового обеспечения россиян в плане использования наиболее приемлемых направлений социального обеспечения отдельных категорий россиян.
Пенсионное обеспечение уже долгие годы представляет собой определяющий вариант социального обеспечения граждан страны предопределяющее уровень развития Российской Федерации. В настоящее время проблема пенсионного обеспечения довольно обсуждаемая так как в нашей стране довольно большое количество граждан которые признаны в качестве нуждающихся в социальной поддержке[ Михайленко Ю.А. О видах социального обеспечения // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 19. С. 140.].
Для более точного определения сути пенсионного обеспечения представляется разумным исследовать различные определения пенсионного обеспечения. Дискуссии в отечественном правоведении по поводу определения пенсионного обеспечения ведутся довольно много лет и в настоящее время существует немало авторских определений пенсионного обеспечения. Представим наиболее интересные определения, представленные отечественными авторами.
В.Д. Роик, К.Н. Гусов делают выводы относительно того, что пенсионное обеспечение – это элемент комплексной категории социального обеспечения граждан, который существует для урегулирования правоотношений относительно предоставления гражданам, у которых есть на то законные основания пенсии как вариант исполнения взятых на себя обязательств. И в данном случае можно присоединиться к мнению авторов в результате того, что оно довольно полное и точное[ Синявская О.В., Ворон О.В. Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт. / Том. Выпуск 1. - М.: Изд. дом Высшей школы экономик, 2020. – С. 13.].
С.И. Кобзев делает выводы о том, что пенсионное обеспечение, является отдельной категорией в пенсионной системы и которое получает перечисления в виде межбюджетных трансфертов для последующего предоставления гражданам, у которых есть на это законные основания ежемесячных выплат. В данном определении есть основное содержание пенсионного обеспечения при этом определение является довольно лаконичным[ Сапожникова Н. И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2020. № 3. С. 79.].
М.Л. Захарова, О.И. Кузубова представили следующее определение пенсионного обеспечения: это система мер нацеленных на систематизацию средств, которые в последующем будут направлены на предоставление пенсии гражданам, у которых есть на это законные основания, а также система прав и обязанностей[ Щербакова Е.М. Старшие поколения населения России // Демоскоп Weekly. – 2019. – №797-798. С. 117.].
И.В. Бушуева делает выводы о том, что пенсионное обеспечение – это финансовая система обеспечения определенной категории населения. В данном случае стоит сказать о том, что в данном определении нет необходимых компонентов при помощи которых можно было бы установить обязательные элементы исследуемой правовой конструкции[ Чугунова Е.С. Проблемы развития пенсионной системы РФ // World science: problems and innovations: Сборник статей XLV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 августа 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 97.].
Некоторые ученые приходят к заключению относительно того, что пенсионное обеспечение является системой правовых, а также организационно-административных и помимо всего прочего финансовых мероприятий, которые нацелены на защиту россиян в пожилом возрасте либо в результате возникновения инвалидности или в результате потери кормильца. Данный процесс способствует установлению категорий граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение с последующим перечислением пенсионного обеспечения данным гражданам исходя из выполнения обязательств в период трудовой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
5.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
6.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
7.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
8.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
9.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
10.Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" // "Собрание законодательства РФ", 06.06.2011, N 23, ст. 3266.
11.Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
12.Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
13.Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
14.Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.11.2002, N 44, ст. 4393.
15.Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.
16.Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // "Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ", ч. 1, 2004.
17.Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 854-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филатова Михаила Борисовича на нарушение его конституционных прав статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
18.Решение Новооскольский районный суд Белгородской области по делу № 2-203/2021 от 15 мая 2021 г. по делу № 2-203/2021.
19.Решение Шахунского районного суда Нижегородской области по делу по делу № 2-687/2022.
20.Решение Шатковского районного суда Нижегородской области по делу № 2-520/2022 от 27 декабря 2022 г. по делу № 2-520/2022.
21.Агашев, Д. В. Проблемы установления отдельных юридических фактов, определяющих право на страховую пенсию по возрасту // Экономика и право. 2020. № 35. с. 141.
22.Акмалова, А. А. Концептуальные основы современного социального государства и социальное право. М.: ИНФРА-М, 2023. 316 с.
23.Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение. М.: Издательство Юрайт, 2023. 240 с.
24.Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах. М.: Астрель, АСТ. 2019. 105 c.
25.Бебешко, В. В. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 12 (407). С. 124-125.
26.Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское право онлайн. 2019. № 2. С. 61-69.
27.Бебешко, В.В. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 12 (407). с. 124.
28.Вавулин, Д. А. Комментарий к Федеральному закону «О накопительной пенсии» (постатейный). М.: Деловой двор. 2019. 112 c.
29.Ваша пенсия в ваших руках. Как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. М.: Библиотечка «Российской Газеты». 2019. 142 c.
30.Владимирова, О.А. Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. 116 с.
31.Глинская, Д.Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». 2022. С. 96-107.
32.Гирич, Е.А., Цечоев, В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2019. №10. с. 139.
33.Дмитриева О.М. Пенсионные системы и пенсионные реформы. М.: Наука, 2021. 543 c.
34.Дейко, Е.А. Условия назначения страховой пенсии по старости // Epomen. Global. 2022. № 25. с. 134.
35.Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение. М.: Проспект, 2021. 172 c.
36.Заблоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России. Закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути их решения. М.: Теревинф, 2019. - 558 c.
37.Захарова, Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для СПО. М., 2023. с. 276.
38.Корсаненкова, Ю.Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. с. 43.
39.Кирилловых, А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан-сирот и граждан, оставшихся без попечения родителей». М.: Деловой двор. 2019. 136 c.
40.Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. М.: Проспект, 2021. 246 с.
41.Колесник, А.П. Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны // Социальное и пенсионное право. 2022. № 4.
42.Криулин, В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ // Политика, экономика и инновации. 2020. № 1 (18). С. 5.
43.Насибова, О.В. Финансовый механизм пенсионного обеспечения: монография / М.: Москва: Проспект, 2019. c. 99.
44.Наберушкина, Э. К. Социально‐правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами. М.: Директ-Медиа, 2020. 150 с.
45.Пашкова, Г.Г. Право социального обеспечения. Томск: Изд-во Том. гос. Ун– та. 2020. 160 с.
46.Право социального обеспечения: практикум / Г. Г. Пашкова, А. Ю. Зеленина, К. В. Гранкин; отв. ред. Г. Г. Пашкова. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2022. 130 с.
47.Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения // «Научно-практический журнал Аллея Науки». 2021. №4(20). с. 4.
48.Пашнин, И.В. Появление понятия страховая пенсия и повышение пенсионного возраста // Синергия Наук. 2019. № 28. с. 433.
49.Росстат опубликовал демографический прогноз до 2046 года // https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/220709
50.Сапожникова, Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2020. № 3. с. 79.
51.Сиваков, И.В. Пенсии. Полный универсальный справочник: учеб. пособие. М.: Проспект, 2020. 192 с.
52.Усовицкая, А.В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). с. 253.
53.Филь, Г.Г. Страховая пенсия по случаю потери кормильца: правовой анализ // 2019. Т. 5, № 4(20). с. 733.
54.Чирков, С.А. Юридические факты и фактические составы в пенсионном праве // Пенсия. 2019. № 2. с. 23.
55.Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития // Бюллетень науки и практики. 2022. № 8 (21). С. 222-226.