Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросу качества в рыночной экономике уделяется большое внимание. В ответ на усиление конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках были реализованы программы повышения качества. Потребность в объективных показателях для измерения потенциала организаций по созданию изделий с требуемыми характеристиками качества возникла в результате исследований и опыта. Сертификат соответствия подтверждает эти свойства.
Тем не менее, не было никаких признаков того, что их технология производства может постоянно обеспечивать определенный уровень, необходимый для поддержания конкурентоспособности. Интенсивность конкуренции, главным образом вызванная внедрением уникального подхода к управлению качеством и услугами, усугубила проблему. Помимо трудностей, связанных с качеством, современный этап развития техники качества включает в себя управление качеством, которое оказывает непосредственное влияние на стандарты качества продукции.
Аналогичным образом, чтобы организация могла поддерживать свою операционную эффективность и качество своих товаров и услуг, необходимо учитывать множество внутренних и внешних элементов. Динамичная внешняя среда, включающая рынки, новые технологии, инновации, требования заинтересованных сторон и нормативно-правовую среду, оказывает прямое влияние на внутреннюю среду, включающую в себя качество товаров компании.
Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что качество продукции является важным фактором для всех производственных организаций.
Целью исследования является Совершенствование управления качеством на пищевом предприятии на примере ООО «ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО СЛАВИЦА».
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:
1) рассмотреть сущность и понятие качества;
2) изучить особенности качества продукции как экономической категории;
3) изучить современное законодательство в области качества продукции;
4) провести анализ существующей системы качества продукции ООО «ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО СЛАВИЦА»;
5) выявить проблемы в качестве продукции и разработать корректирующие мероприятия.
Объектом исследования является производственное предприятие ООО «ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО СЛАВИЦА».
Предметом данной работы выступает система менеджмента качества предприятия.
Методы исследования. В работе применялись следующие методы анализа: наблюдение, изучение документации, аналитический и сравнительный методы.
Практическая значимость. Обоснованные в курсовой работе положения и выводы позволяют расширить представление о качестве как о понятии и о механизмах его реализации. Кроме того, практическая значимость выражается в повышении конкурентоспособности производственного предприятия ООО «ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО СЛАВИЦА» на рынке путем преобразования системы менеджмента качества и обеспечения наилучшего качества продукции предприятия и хорошего отношения к ней потенциальных потребителей.
ВКР включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Сущность и значение понятия качества в пищевой промышленности
Само понятие «качество» пытались определить и философы, и теоретики в области управления качеством на предприятии. За несколько лет изучения системы управления качеством на предприятии, она же система менеджмента качества, были разработаны стандарты и сделаны выводы.
Например, был разработан межгосударственный стандарт ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции», который был введен 01.07.1979 года Государственным комитетом СССР по стандартам. Дадим определение качеству продукции, согласно данному нормативному документу.
Качеством продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. [1]
Также был разработан национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества».
Согласно международному стандарту ИСО 9000-2015, качеством называется степень соответствия суммы характеристик товара или услуги требованиям. Также, согласно этому же международному стандарту известно, что уровень качества товара или услуги, в основном, зависит от способности удовлетворять потребности клиентов. Из этого следует, что предприниматели таким образом способны влиять на формирование целевой аудитории, и дальнейшие запросы клиентов.
Кроме того, многие специалисты, изучая систему управления качеством на предприятии, пришли к выводу, что качество является общностью признаков и свойств товара или услуги, по которым можно сделать вывод о степени пригодности таких товаров или услуг непосредственно по назначению.
Стоит дополнить, что качество товара или услуги может быть как низким, так и высоким. Таким образом, назвать товар или услугу качественными не является до конца верным. Кроме того, термин «качество» применим не только к товарам или услугам, но и к процессам производства товаров и оказания услуг.
Качество можно представить также и в виде пирамиды (рисунок 1). Верхний блок пирамиды – TQM – это тотальный менеджмент качества, предполагающий высокое качество всей работы с целью достижения требуемого качества продукции. Под качеством работы подразумевается достаточное количество оснований для принятия соответствующих решений и мер. Качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции или оказания услуги, необходимо поддерживать на высоком уровне.
Рисунок 1 – Пирамида качества
Следствием качества работы является качество продукции. То есть, от налаженности процессов, контроля производства, зависит уровень оказываемой услуги или выпускаемой продукции. Оценивается мнение потребителей и уровень спроса продукта или услуги. Принципы системы управления качеством сформулировал американский учёный Уильям Эдвардс Деминг.
Его философия базировалась на простом соотношении (рисунок 2) и фокусировке именно на высоком качестве товара, а не на затратах, требуемых для создания высокого уровня качества товара или услуги.
Рисунок 2 – Соотношение качества, определенное Э.Демингом
Японскими коллегами было зафиксировано интересное явление – чем больше предприниматели фокусировали своё внимание на издержках, тем ниже становилось качество изготовляемого товара или предоставляемой услуги. В то же самое время Эдвардс Деминг сформулировал 14 принципов менеджмента качества (рисунок 3).
Система качества представляет собой всеобъемлющую организационную структуру, которая влияет на качество продукции при выполнении обязанностей по управлению качеством и других связанных с этим задач. Это совокупность взаимосвязанных структур, которые влияют на то, насколько хорошо их роли выполняются с использованием корпоративных ресурсов. Контроль качества возлагается на центральную лабораторию, отдел стандартизации и отдел менеджмента качества [1].
Я рассматриваю систему менеджмента качества как обширную совокупность методов, процессов и аналитических инструментов. На современном рынке, где появляется несколько конкурентов, предприятия стремятся привлечь клиентов и предоставить им наилучшие условия для потенциальных будущих деловых отношений. Но важно понимать, что нужно потребителю от бизнеса, как он думает и как конкуренты могут улучшить ситуацию. Чтобы организация достигла успеха в своей области, необходимо учитывать каждый аспект, который может повлиять на ее рост и деятельность. Это означает, что нужно следить за всеми важными внешними и внутренними проблемами, влияющими на бизнес.
Основными целями системы менеджмента качества являются:
1) Целью является обеспечение регулярного производства высококачественной продукции.
2) Повышение уровня производства и поиск рыночных возможностей для вывода этих товаров на рынок.
3) Возможность повышения цены, по которой продаются предметы.
4) Урегулирование вопросов устойчивого финансового положения предприятия и конкурентоспособности его продукции.
Рисунок 3 – 14 принципов менеджмента качества по Э.Демингу
Рассмотрим принципы системы менеджмента качества согласно международному стандарту ИСО 9000-2015 (рисунок 4).
Рисунок 4 – Принципы системы менеджмента качества согласно международному стандарту ИСО 9000-2015
Опираться на принципы системы менеджмента качества, представленные на рисунке 4 необходимо именно в такой последовательности. Главным, безусловно, является ориентация на потребителей. Однако нельзя сказать, что какой-то из этих принципом менее значимый.
Внутренняя среда бизнеса состоит из множества компонентов, которые позволяют предприятию взаимодействовать с внешней средой. Персонал, организационная структура, миссия, цель, НИОКР, технический прогресс, система управления и инвентарь — вот лишь несколько примеров.
Каждое предприятие должно гарантировать, что сотрудники, проходящие обучение, выполняют задачи, которые напрямую влияют на качество производимой ими продукции. Такое обучение должны проходить не только сотрудники, которые работают непосредственно на производстве, но и менеджеры. Между этими двумя группами людей существует связь; одно не может жить без другого. Одной из наиболее важных переменных, влияющих на качество продукции компании, является ее рабочая сила.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Цзинькэ Ц., Киматова Р.Г., Кубашева Г.А. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 7. № 3. С. 183–192
2. Джуран, Дж. Качество в истории цивилизации.: Эволюция, тенденция и перспективы управления качеством / Дж. Джуран. М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. 208 с.
3. Деминг, У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У.Э. Деминг. М.: Альпина Паблишер, 2018. 424 с.
4. Белобрагин В. Системы управления и их эволюция. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY13/su-evolution.htm (дата обращения: 25.04.2024).
5. ГОСТ ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: АО «Кодекс». 2015. 47 с.
6. ГОСТ ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». М.: Стандартинформ. 2011. 81 с.
7. Чернова, Е.В. Технология ресторанного сервиса: Учеб. пособие / Е.В. Чернова, Н.П. Котова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 176 с.
8. Богатов, Т. В центре внимания – клиент и потребитель / Т. Богатов // PC Week. 2018. № 40. 32с.
9. Мусколинов В. За качество отвечаю! Для чего нужна система менеджмента качества // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/245 (дата обращения: 25.04.2024).
10. Система менеджмента качества (СМК): понятие, принципы, цели. URL: https://promdevelop.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-ponyatie-printsipy-tseli/ (дата обращения: 25.04.2024).
11. Что входит в понятие система менеджмента качества? // Единый стандарт. 2017. URL: https://1cert.ru/vopros-otvet/chto-vkhodit-v-ponyatie-sistema-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 25.04.2024).
12. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер; пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2018. 71 с.
13. Вишняков О., Крохин В., Молодов М. Система менеджмента качества (СМК) – что это такое и для чего она нужна. URL: https://www.fd.ru/articles/6752-sistema-menedjmenta-kachestva-smk-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-ona-nujna (дата обращения: 25.04.2024)
14. ГОСТ ИСО 14001:2015 «Системы экологического менеджмента – Требования и руководство по применению» / пер. с англ. А. Голубков. URL: https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-14001-2015-%28rus%29.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
15. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». М.: Стандартинформ. 2014. 25 с.
16. Опыт внедрения интегрированной системы менеджмента СУ-920. URL: http://ruskonsalting.com/kompaniya/nashi-stati/opyt-vnedreniya-integrirovannoj-sistemy-menedzhmenta-su-920/ (дата обращения: 25.04.2024).
17. ГОСТ ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования». М.: Стандартинформ. 2018. 38 с.
18. Гранько О. Кайдзен и Total Quality Management японский метод управления. 2019. URL: https://worksection.com/blog/kaizen.html (дата обращения: 25.04.2024).
19. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2015. № 10. С. 20–23.
20. Гришан И.А. Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка // Стандарты и качество. 2020. № 2. C. 60–61.
21. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества. 2020. № 8. С. 14–18.
22. Копнов В.А, Рогов А.А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество. 2021. № 3. С. 60–64.
23. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А. СМК в России и за рубежом. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY14/smk-rus.htm (дата обращения: 25.04.2024).
24. Басовский, Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. 231 с.
25. Голубенко О.А., Поглазова Е.Н. Что такое интегрированная система менеджмента (ИСМ)? // Символ науки. 2018. № 4. С. 65–69.
26. Воробьев Д.О. Интегрированные системы менеджмента – понятие и опыт разработки // Байт. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY13/ism2.htm (дата обращения 25.04.2024).
27. Барышникова Н.И., Зайцева Т.Н., Мироманова Ю.В., Бакланова В.В. Управление качеством на предприятиях общественного питания // Молодой ученый. 2019. №1. С. 145–149.
28. Щеткина В.Н., Шепелев М.А. Управление конкурентоспособностью компании на основе использования системы сбалансированных показателей и внедрения системы менеджмента качества // Молодой ученый. 2018. №22. С. 305–307.
29. Меркушова Н.И., Науменко Ю.А., Меркушова Ю.А. Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях // Молодой ученый. 2020. №12. С. 327–331.
30. Свиткин М.З. Практические аспекты создания ИСМ // Методы менеджмента качества. 2019. № 5. С. 24–30.
31. Салимова Т.А., Яськин А.Н. Разработка и внедрение интегрированной системы менеджмента. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2009-1/pdf/34_Yskin.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
32. Методические рекомендации по созданию и внедрению интегрированных систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. URL: https://www.standart.uz/upload/file/smq-tip-dok/metod_recom_integrir_cmq.pdf (дата обращения: 25.04.2024).