Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки во многих отраслях происходят значительные изменения, связанные с повсеместным внедрением новейших технологий. В связи с этим, разрабатываются новые программы и стандарты, претерпевают изменения производственные процессы, появляются новые концепции управления. Туристская отрасль как полноценный элемент рынка не стала исключением. Во многих иностранных государствах современные компьютерные технологии активно внедряются в технологические процессы турбизнеса, так как именно от оперативности, точности, надежности и скорости обработки и передачи информации зависит эффективность принимаемых управленческих решений в туризме. Четкое следование данным условиям возможно только с использованием современных компьютерных информационных систем. Именно с развитием передовых технологий связана актуальность данной работы: в условиях динамично изменяющейся окружающей среды на многих туристских предприятиях России наблюдается использование недостаточно прогрессивных информационных систем, включающих системы бронирования и резервирования туристского продукта. Многие туроператорские компании при формировании турпродукта не в полной мере используют глобальные распределительные системы, которые обеспечивают оперативность и эффективность процесса бронирования и резервирования билетов, мест в отелях и др.
Объектом исследования в работе является ООО «ГлавТуроператор».
Предметом исследования выступает деятельность по изучению зарубежных информационных технологий.
Цель работы: внедрение системы бронирования на основе зарубежной модели в деятельность туроператорской компании ООО «ГлавТуроператор»
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды информационных технологий;
2. Изучить применение информационных технологий в деятельности зарубежных туристских предприятий
3. Проанализировать возможности использования зарубежного опыта применения информационных технологий в индустрии туризма в России;
4. Разработать практические предложения по применению зарубежных информационных технологий в деятельность ООО «ГлавТуроператор»
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области экономики и маркетинга, работы, посвященные внедрению информационных технологий в социокультурный сервис и туризм.
Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования эффективности деятельности предприятия широко освещены в работах: М.Л. Халявиной, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак, Т.Н. Шаталовой, В.Н. Шепель, Н.В. Дудла, П. Дойла, Ч. Ким, С.А. Ковалевой, О.Н. Котовой, Н.И. Ломакиной, Е.В. Кудиновой, М. Мак-Дональда, М. Портера, В.К. Романович, Ю.В. Старцевой, М.С. Федоровой. Проблемам организации туристской деятельности и управлению информационной деятельностью посвящены работы: И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева. Весомый вклад в теорию информационных технологий в туризме внесли: М.А. Морозов, Н.С. Морозова, В.Г. Гуляев, О.В. Пикулик, С.В. Синаторов.
Основными методами исследования в работе являются: наблюдение, анализ, синтез, обобщение.
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных технологий на предприятиях туризма за рубежом
1.1 Понятие, сущность и виды информационных технологий
В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки информационные технологии позволяют предприятиям преуспеть по многим ключевым факторам.
В основе понятия «информационные технологии» лежит понятие «технология».
Под технологией понимается использование методов обработки, изготовления, материала, сырья либо полуфабриката, в производственном процессе [12, с. 40]. Рассматривая технологию с точки зрения науки, следует отметить, что ее основными задачами выступают: определение и использование в практической деятельности наиболее эффективных процессов производства. В зависимости от сферы деятельности и области функционирования предприятий определяются основные функции технологии. Например, если в своей деятельности предприятие использует энергетические ресурсы, соответственно в производственном процессе используются энергетические технологии, финансы – финансовые технологии.
Информация как общественный ресурс также может выступать в качестве объекта деятельности и, следовательно, иметь свои технологии в производственном процессе.
В настоящее время, в научной литературе отсутствует единое определение понятия «информационные технологии», в зависимости от научных взглядов, многие ученые трактуют данное понятие по-разному. Существуют следующие определения понятия «информационные технологии»:
1. Способность передавать, копировать, форматировать и воспроизводить информацию, которая задается в произвольной форме для любых доступных для пользователя носителях, в основном на базе ЭВМ [12, с. 42].
2. Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к пользователям [14, с. 42].
3. Согласно ФЗ от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, и способы осуществления данных методов [1].
4. Согласно Закону «Об информационных технологиях и информационной безопасности» США (Computer Security Act of 2007, Public Law 100-235 (H.R. 145), January 8, 2012), информационные технологии – это новейший товар, который существует на мировом рынке и представляет собой результаты творческой деятельности специалистов, направлен на обработку, анализ и хранение данных в цифровой форме [2].
Данное определение позволяет выделить две составляющие информационных технологий – программное обеспечение и услуги по обработке и анализу данных, хранящихся в цифровой форме.
5. Согласно Закону «О создании продвинутого информационно-телекоммуникационного общества» (Япония 高度情報通信ネットワーク社会形成基本法, 06.01.2001) информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения и связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ № 149 от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Computer Security Act of 2007, Public Law 100-235 (H.R. 145), January 8, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.csp.noaa.gov/policies/csa-1987.htm
3. Закон «О создании продвинутого информационно-телекоммуникационного общества» (Япония 高度情報通信ネットワーク社会形成基本法, 06.01.2001). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru-wiki.ru/wiki/
4. ФЗ № 161 «О национальной платежной системе». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. »Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
6. Александрова А.Ю. Теория деятельности малых туроператорских компаний. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 414 с.
7. Ассоциация коммуникационных агентств России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/
8. Бабаев А. Г. Услуги турбизнеса / А.Г.Бабаев, // Журнал «Вояж и отдых». –2014. – №4.
9. Бабкин А.Б. Стратегическое управление в индустрии туризма. Учеб. пособие/ - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 252с.
10. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: ЭСКМО, 2015. – 343 с.
11. Бирицкая Н.М. Проблемы систем бронирования в индустрии туризма и гостеприимства. – М.: Альянс, 2013. - 329 с.
12. Беликов Г.А. Менеджмент туризма. – М.: Алеф, 2014. – 187 с.
13. Бобкова А. Маркетинговые исследования в туризме. – М.: ЭСКМО, 2009. – 155 с.
14. Бриггс С. Маркетинг в туризме/ пер. со 2-го англ. изд. – М.: Знания-Пресс, 2015. – 358 с.
15. Блохин Ю.И. Организация и проведение туристского бизнеса в странах Запада. // Туристские фирмы – Вып. 8. СПб.: Олбис, 2013. – с. 33.
11. Ветитнев А.М. Маркетинг. – М.: Крокус, 2014. – 471 с.
12. Ветитнев АМ. Информационно-коммуникационные технологии в туризме – М.: Юрайт, 2018 – 340 с.
13. Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
14. Войт В.К. Перспективы развития систем бронирования и резервирования туристского продукта. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 215 с.
15. Головеров Р.Д. «Правовые аспекты использования Интернет-технологий». – М.: ЭСКМО, 2013. – 328 с.
16. Головотюк А.В. Международное развитие туризма. Опыт зарубежных стран и его применение в туризме.
17. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия. - М.: ЭСКМО, 2013.- 143 с.
18. Горшков С.А. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 346 с.
19. Губа В.П. Организации и технологии туроператорской деятельности. – М.: Физическая культура, 2012. – 120 с.
20. Дафт Р.Л. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2014.- 345 с.
21. Денисова Н.И. Организация предпринимательства в туристской сфере – М.: Литера, 2013. – 324 с.
22. Джефкинс Ф. Реклама в туризме. – М.: ФЕНИКС, 2015.- 318 с.
23. Дурович А.П. Организация туризма. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 314 с.
24. Дьяконова Л.Я. «Мировые информационные ресурсы». – М.: Кнорус, 2016. – 214 с.
25. Елкина И. Туристский бизнес. М.: ЭСКМО, 2015. - 322 с.
26. Жинкин И. Основы туризма: Метод. Пособие – М.: Крокус, 2013. – 185 с.
27. Жук Ю.А. Информационные технологии. Мультмедиа. – М.: ЭБС Лань, 2017. – 246 с.
28. Жуков А.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ИНФРА -М, 2013. – 387 с.
29. Зорин И.В. Маркетинг услуг. – М.: Атриум, 2014. – 327 с.
30. Зуева Л.А. Информационные технологии обслуживания туристов. – М.: Советский спорт, 2014. – 189 с.
31. Иконников В.Ф. Информационные технологии в индустрии туризма. – Минск.: РИПО, 2014. – 81 с.
32. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект– М. : Аспект Пресс, 2012. – 250 с.
33. Кабушкин Н.И. Организация туризма: учеб. Пособие. - М.: Новое знание, 2009. - 632 с.
34. Карагозов О.В. Организационные аспекты повышения эффективности российских систем бронирования и резервирования турпродукта. – М.: Научное обозрение, 2013. – 345 с.
35. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 320 с.
36. Кондратьев, О.Г. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта / О.Г. Кондратьев // Вояж. – 2018. - № 10. – С. 58-60.
37. Кочетков Г.Б. Корпорация: американская модель - СПб.: Питер, 2015. - 320с.
38. Комаров А.И. Туризм как феномен культуры. – М.: ЛИРА, 2013 - 102 с.
39. Кусков А.С. Проектирование баз данных. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 324 с.
40. Логвина Е.В. Международный опыт в сфере развития туризма на примере Германии. // Ученые записки. География. Геология. Том 1. (67) № 3, 2015. с. 3-19.
41. Лубченков, Ю.Н. Организация и технология туристского обслуживания: учебник / Ю.Н. Лубченков. - М.: Белый город, 2013. - 860 с.
42. Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: Учебник для вузов – М.: Финансы и статистика, 2013. – 494 с.
43. Мишин В.М. Управление качеством. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 464 с.
44. Назайкин А.Н. Медиапланирование на 100%. 1-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 254 с.
45. Назайкин А.Н. Медиапланирование на 100%. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 283 с.
46. Новиков В.С. Организация туристкой деятельности. – М.: ЭСКМО, 2013. – 512 с.
47. Огнева В.А. Организационная работа туристских информационных центров: Опыт Запада. //Альманах современной науки и образования. № 11. с. 146-148.
48. Одинцова Т.М. Информационные технологии в туризме. – М.: Алекс, 2014. – 258 с.
49. Писаревский Е.Л. Экономическая информатика. –М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
50. Прозоров А.А. Управление качеством в туризме – М.: ИНФРА-М, 2012. - 454 с.
51. Родигин Л.А. Интернет – технологии в туризме – М.: Советский спорт, 2013. – 325 с.
52. Рябова И.А. Экономика и организация туризма. Международный туризм. – М.: ЭСКМО, 2013. - 257 с.
53. Саакянц, Р.Г. Туристский маркетинг: технология и организация бронирования турпродукта/ Р.Г. Саакянц. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
54. Саратовцев Ю.И. Организационные основы приема и обслуживания туристов. – М.: ЭСКМО, 2014. – 325 с.
55. Сдасюк Г.В. Обзор компьютерных программ для агентств/ Г.В.Сдасюк, // Туризм и отдых – 2016. – №2.
56. Сергеев А.Г. Сертификация. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 176 с.
57. Третьякова Т.Н. Интернет технологии в социокультурном сервисе и туризме. – М.: Академия, 2014. – 460 с.
58. Турковский М. Мультимедийные технологии в туризме. – М.: Пронто-Москва. 2013.- 421 с.
59. Уваров С.С. Интернет в туризме. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 168 с.
60. Фатхутдинов Р.А. Стратегические элементы управления изменениями в индустрии туризма. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 201 с.
61. Филлипов З.А. Интернет технологии как средство ведения бизнеса. – М.: Интел-синтез, 2015. – 344 с.
62. Чазова Е.И. Особенности зарубежных систем бронирования и резервирования. – СПб Герда, 2013. – 265 с.
63. Чандлер А. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ПРОФИ, 2013. - 312 с.
64.Челышев Е.П. Бизнес-модели. Создание процветающей организации. – М.: ПРОФИ, 2013. - 312 с.
65. Шарухин А.П. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности. – М.: Юрайт, 2017. – 284 с.
66. Шейко Н. И. Экономическое развитие предприятия. – М.: ЭСКМО, 2013. - 224 с.
67. Шибаев М.А. Международные стандарты качества – М.: ИНФРА-М, 2013.- 95 с.
68. Шитов В.Н. Информационные технологии в туристской индустрии. – М.: Кнорус, 2016. – 386 с.
69. Экономика организации (предприятий): Учебник/ под общ. ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2015. – 618 с.
70. Яковлев Г.А. Политика продвижения в туризме. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 309 с.
71. https://glavtouroperator.ru