Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современных рыночных отношений рентабельность коммерческой организации является одним из ключевых показателей эффективности ее хозяйственной деятельности. Она наиболее точно характеризует результативность использования производственных фондов и способность экономического субъекта формировать прибыль, необходимую для дальнейшего успешного функционирования и расширения деятельности. В отличие от прибыли, лишь отражающей совокупный финансовый результат организации за определенный период времени, рентабельность позволяет оценить реальный уровень результативности деятельности, выявить взаимосвязь и взаимозависимость прибыли от других финансовых величин, выступить конечным результатом организации производственных взаимоотношений и процесса. Этим подчеркивается актуальность исследования выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Формирование и управление рентабельностью современных предприятий изучали многие учёные-экономисты, данного рода тему широко исследовали такие ученые: Ю.Л. Александров, Е.Л. Кузьмина, Г.В. Савицкая, Л.И. Кравченко и пр. Определение сущности рентабельности и ее роли в деятельности современного предприятия давали также многие авторы: Ю.К. Баженов, И.А. Мухина, Е.Н. Клочкова, Е.С. Колчева, А.М. Магомедов и пр.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе проведенного анализа разработать рекомендации по улучшению показателей рентабельности современной организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть понятие рентабельности современной организации;
- представить методики анализа рентабельности организации;
- определить резервы повышения рентабельности организации;
- раскрыть общие сведения об организации;
- проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- провести анализ рентабельности деятельности организации;
- разработать мероприятия по улучшению показателей рентабельности организации;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объект исследования – рентабельность современной организации.
Предмет исследования – формирование и тенденции рентабельности организации.
База исследования: ООО «Престиж-Ойл» г. Красноярска.
Методическим инструментарием выпускной квалификационной работы выступили: методы горизонтального и вертикального анализа, методы относительных и абсолютных величин, динамического и статистического анализа, детерминированного анализа.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие рентабельности организации
Все существующие показатели рентабельности определяются на основе показателей прибыли.
Современные отношения рыночного характера, которые можно представить существованием нестабильной ситуации в экономике, к владельцам различного бизнеса предъявляют довольно большие требования к процессу управления деятельностью коммерческих организаций. Сегодня ситуация в экономике страны динамичным образом изменяется, порой не в лучшую сторону, выступая мотиватором руководства организаций к принятию решений на молниеносной основе по внедрению мероприятий с целью того, чтобы поддерживать и делать крепче их финансовое положение, а вместе с тем менять и решения, которые вызваны изменением проводимой в организациях финансовой политики согласно сложившимися условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Представленные условия выдвигают на главный план прибыль в качестве категории экономики, она не теряет собственного значения и заслуживает достаточно пристальной степени внимания всего научного сообщества и практиков как база для отражения эффекта функционирования современной организация и определения уровня рентабельности.
В получаемой сумме прибыли находит собственное отражение величина той суммы чистого дохода, создание которого произошло в материальной производственной сфере.
В связи с представленными моментами может быть обобщено и дано такого рода определение понятия категории прибыли: прибыль является конечным финансовым результатом функционирования любой коммерческой организации, выступает в качестве основной цели ее функционирования на рынке. К важнейшим функциям, которые выполняет прибыль в условиях рынка, относят такие [45, с.172]:
- прибыль - тот показатель экономики, который демонстрирует финансовые результаты функционирования любого ее коммерческого субъекта;
- в процессе существования на рынке коммерческих организаций происходят процессы распределения и использования получаемой ими прибыли, во всем этом представлена ее функция, которую называют стимулирующей;
- сегодня прибыль - источник образования в коммерческой организации ее финансовых ресурсов (капитала) и части доходов бюджета (посредством сумм получаемого налога на прибыль организаций).
Сегодня отражение стимулирующей функции категории прибыли – в том, что данного рода категория – особо важный источник для целей пополнения в коммерческой организации тех ее финансовых ресурсов, которые называют собственными источниками средств. Из данных положений можно сделать вывод, что посредством величины получаемой организацией суммы прибыли идет обеспечение принципов ее самофинансирования и самообеспечения.
Получаемая сумма чистой прибыли коммерческой организации, которая остается в ее распоряжении после всей процедуры по уплате налоговых платежей, происходит обеспечение в финансовом плане всех нужных мероприятий, направление которых - расширение воспроизводственного процесса, рост уровня развития организации в научно-техническом и социальном плане, а вместе с тем и поощрение ее персонала с материальных позиций. Сложившаяся сегодня структура процесса по образованию и распределению суммы прибыли коммерческой организации в условиях современных рыночных отношений показана на рис. 1.
Рисунок 1 - Процесс формирования и распределения прибыли
современной организации [7, с.202]
Коммерческими организациями сегодня получается самая важная часть прибыли от продаж продукции, товаров, работ и услуг (еще называют финансовым результатом от продаж). Установление величины суммы прибыли от продаж товаров (работ, услуг) организации - разница между суммой выручки от продажи товаров (работ, услуг) в действующих ценах без учета сумм НДС и акцизов, и величиной издержек на ее производство и продажу. Перечень указанных издержек установлен Налоговым кодексом РФ.
После того, как проведена уплата в бюджет суммы налога на прибыль, организацией самостоятельным образом определяются особо важные направления использования полученной прибыли, распределение важнейшей части которой производится согласно учредительной документации и разных желаний собственников организации.
Согласно законодательству, сумма прибыли до налогообложения за вычетом величины налогов на прибыль, которая получена от разного рода форм финансово-хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении организации, используется ею самостоятельным образом и направляется в дальнейшем на развитие ее предпринимательской деятельности.
В коммерческой организации весь механизм по формированию и распределению прибыли должен быть построен таким образом, чтобы влиять на росту уровня эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности, быть стимулом к развитию новых хозяйственных форм, а вместе с тем и к развитию организаций и отрасли в общем производственного, научно-технического и социального плана.
Все вышеизложенное позволяет отметить, что прибыль - важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности любого рода коммерческой организации, потому что механизмом ее образования, распределения и использования затрагиваются интересы всех субъектов отношений в условиях рынка: государства, собственников компании, ее АУП и персонала и т.д.
Результативность функционирования организации измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности [25, с.36]. Экономическая эффективность является относительным показателем, который соизмеряет полученный эффект с расходами и ресурсами, использованными для достижения данного эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффективность функционирования компании выражается коэффициентами рентабельности [34, с.13].
Вложенные в бизнес инвестиции должны окупать собственное использование и приносить необходимую сумму прибыли. Рентабельность представляет собой отношение суммы прибыли к величине затрат на её получение [36, с.37]. Чем больше значение рентабельности, тем более устойчивым и перспективным становится производство компании. К функциям рентабельности относят учетную, оценочную и стимулирующую роль в работе компании.
Учетная функция связана с фиксированием результатов деятельности фирмы. Динамика изменения показателя рентабельности показывает успехи или неудачи в ведении бизнеса, а вместе с тем рост или снижение объемов производства [44, с.143]. Повышение уровня рентабельности субъекта экономики может быть следствием роста степени эффективности применения в производственно-хозяйственной деятельности материальных и трудовых ресурсов, а уменьшение рассматриваемого показателя выступает в качестве оценки недостаточного уровня результативности действий по управлению данным субъектом экономики.
Функция рентабельности, которую называют оценочной, является инструментом проведения сравнения значений суммы прибыли, которая получена по факту, с суммами издержек, уровня цены и доходов. Проведя анализ существующих связей между уровнем рентабельности и важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики, можно установить значения оптимального характера цен и объемов продукции [40, с.63]. Одновременно проведенное сравнение уровней рентабельности, значений расходов и потребления предоставляет возможность определить степень адекватности существующей цены на товар и провести её корректировку при необходимости.
Стимулирующая функция. Значение уровня рентабельности нормального характера предоставляет возможность компании успешным образом противодействовать изменениям негативного характера в экономической сфере. Высокий рост прибыли, при неизменном уровне издержек, способствует развитию компании и динамике производственного роста положительного характера. Оптимальный уровень рентабельности принимается, для направлений разного характера, от 15% и выше [12, с.4].
Функция вознаграждения. Собственники компаний акционерной формы хозяйствования получают бонусы, которые связаны с повышением величины стоимости вложенного капитала. Последнее обеспечивается посредством роста уровня рентабельности и сопутствующего роста деловой репутации [10, с.133].
Повышение показателей рентабельности - позитивная тенденция изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности современной организации. Вместе с тем необходимым является всегда помнить, что показатели рентабельности не могут принимать во внимание все особенности функционирования современной данной конкретной организации [20, с.5]:
- инвестиционные вложения на долгий срок могут оказывать влияние на уменьшение показателей рентабельности организации;
- компания может быть высокорентабельной за счет осуществления проектов высокой степени риска, что может вызвать потерю определенной степени финансовой и рыночной устойчивости;
- определение показателя рентабельности капитала современной организации в качестве базы принимает учетные, а не рыночные оценки величины активов и собственного ее капитала, потому не может представлять высокоточный результат.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем более эффективным образом функционирует компания. Но, тем не менее, всегда необходимым является иметь в виду, за счет чего был достигнут рост.
Классификация показателей рентабельности производится различными авторами по-разному. Так, некоторые авторы делят показатели рентабельности на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят группировку.
Нужно рассмотреть более подробным образом методы определения основных показателей рентабельности. Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют уровень прибыльности деятельности организации, и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат [8, с.462].
Рентабельность продаж характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности организации. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но вместе с тем может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж к валовой выручке [21, с.74]:
Рп = Пп / В × 100, (1)
где Рп – рентабельность продаж (оборота);
Пп – прибыль от продаж;
В – выручка от продажи.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и в связи с этим не имеет какого-либо норматива.
Рентабельность продукции отражает уровень эффективности затрат современной организации и рассчитывается путем деления прибыли от продаж на сумму затрат (себестоимость) продукции:
Рпр = Пп / С × 100, (2)
где Рпр – рентабельность продукции;
Пп – прибыль от продаж;
С – себестоимость продукции.
Рентабельность издержек отражает уровень эффективности всех затрат организации и рассчитывается путем деления чистой прибыли на итоговую сумму себестоимости и коммерческих и управленческих расходов предприятия:
Ри = ЧП / (С+КР+УР) × 100, (3)
где Ри – рентабельность издержек
ЧП – чистая прибыль;
КР и КР – соответственно коммерческие и управленческие расходы предприятия.
Данные три показателя важны при сравнении их с соответствующими показателями однотипных организаций, в динамике или в сравнении с показателями плана [35, с.278].
Рентабельность собственного капитала является самым значимым показатель в деятельности организации, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе данного показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) организации. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:
Рск = ЧП / СК × 100, (4)
где Рск – рентабельность собственного капитала;
ЧП – сумма чистой прибыли;
СК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами организации, вне зависимости от их вида или источника образования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине активов:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 12.12.2023) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4. Аглиуллина А.А., Головащенко И.С., Андреева Е.С. Рентабельность как ключевой показатель при оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта // Вектор экономики. – 2023. - №4. – С.82-85.
5. Арчикова Я.О., Бонцевич А.П., Токарева А.М. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Сборник научных работ серии «Экономика». – 2023. - №31. – С.28-35.
6. Бабалыкова И.А., Кривошей Д.Н., Зубкова Я.А. Отчет о финансовых результатах: значение и практические подходы к его формированию // Вестник Академии знаний. – 2023. - №4. – С.27-31.
7. Бердникова Е.Ф., Шарафутдинова М.М. Рентабельность как экономический критерий эффективности функционирования предприятия // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2023. - №11. – С.202-203.
8. Бондарева А.Д. Совершенствование механизма повышения прибыльности и рентабельности предприятия // Экономика и социум. – 2023. - №7. – С.461-464.
9. Демидов А.В. Проблемы рентабельности предприятия на современном рынке // Экономика: актуальные вопросы теории и практики: Сборник научных трудов по материалам VII Межд. науч.-практ. конференции. – Анапа: НИЦ ЭиСП, 2023. – С.48-53.
10. Жабин И.И. Анализ рентабельности коммерческой деятельности предприятия // Научный Лидер. – 2022. - №25. – С.131-135.
11. Жирова Г.В., Рамазанова А.Д. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и основные коэффициенты // Молодой ученый. – 2023. - №52. – С.78-80.
12. Иванова Д.И. Рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия // Студенческий вестник. – 2022. - №4-6. – С.5-7.
13. Ковальчук С.Г., Голубева А.А. Повышение прибыли и рентабельности как инструмент экономической безопасности деятельности торгового предприятия // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2023. - №40. – С.86-94.
14. Колбасин А.В., Завражина А.В. Факторы и резервы повышения рентабельности предприятий в России // Дневник науки. – 2023. - №4. – С.76-81.
15. Кондратьева О.В. Основные направления повышения рентабельности промышленного предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №12. – С.289-299.
16. Королева Е.В. Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности (среднее профессиональное образование): Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2024. – 306с.
17. Котельникова Н.В. Варианты расчета и анализа рентабельности капитала // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №9-1. – С. 128–132.
18. Крылова О.В., Слабинская И.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: коэффициенты рентабельности и порядок их расчета в организации // Белгородский экономический вестник. – 2023. - №3. – С.63-69.
19. Куценко Н.А., Рахманов И.А., Попов М.И. Определение факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности организации // Флагман науки. – 2023. - №5. – С.702-706.
20. Маймакова Л.В., Конюкова А.Р. Методика анализа рентабельности деятельности организации // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т.2. - №1. – С.3-9.
21. Махаева Д.А. Роль и значение рентабельности в условиях функционирования предприятия // Вестник научных конференций. - 2020. - №9-3. – С.73-75.
22. Медведева В.А. Анализ рентабельности капитала организации и факторы ее измерения // Современная российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VI Всероссийской науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С.25-28.
23. Москаленко Н.В., Смагина М.Н., Лаверова К.В. Оценка эффективности мероприятий по улучшению показателей рентабельности // Наука и Образование. – 2023. – Т.6. - №3. – С.53-58.
24. Панина Е.С. Пути увеличения прибыли предприятия // Матрица научного познания. – 2024. - №3-2. – С.212-215.
25. Поляков С.М. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности торговой организации // Дельта науки. – 2022. - №2. – С.35-39.
26. Помулева Н.С. оценка рентабельности деятельности предприятий машиностроительной отрасли // СТИН. – 2024. - №1. – С.24-27.
27. Пурик А.И. Методы финансового анализа // Научный Лидер. – 2024. - №6. – С.83-85.
28. Пятницкий Д.В. Эволюция мультипликативных и структурных моделей Дюпона // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». – 2022. – №02. – С.32–43.
29. Ракланов Н.Е. Повышение уровня рентабельности производства ООО «Суксунское» // Молодой ученый. – 2023. - №20. – С.289-291.
30. Свиридов С.И. О методических подходах к анализу рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Научный вестник Гуманитарно-социального института. – 2023. - №17. – С.19-22.
31. Сергеев К.В., Закирова Э.Р., Яковлев Д.С., Тюленева А.В. Взаимосвязь прибыли и рентабельности предприятия // Финансовая экономика. – 2023. - №6. – С.73-77.
32. Сисеналиев Д.Е. Анализ прибыли // Студенческий вестник. – 2021. - №32-2. – С.32-33.
33. Смагина М.Н., Москаленко Н.В., Лаверова К.В. Актуальные проблемы рентабельности предприятия в условиях диверсификации производства // Наука и Образование. – 2023. – Т.6. - №3. – С.54-59.
34. Степанова Т.А., Воронина М.С. Анализ деловой активности и рентабельности деятельности предприятия // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №94-4. – С.12-16.
35. Тахумова О.В., Калитка В.В., Кухтинова А.А., Свиридова Д.А. Анализ рентабельности организации как этап финансового планирования // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. - №40. – С.276-281.
36. Тугушев Р.А. Анализ показателей рентабельности коммерческих организаций // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. - №9. – С.36-42.
37. Филиппова Я.А., Татаровский Ю.А. Формирование отчетности о направлении использования чистой прибыли предприятия // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2023. - №1-2. – С.139-142.
38. Чернышева Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): учебник. – М.: Инфра-М, 2021. – 421с.
39. Чумакова Е.А. Хубуа Э.В. К вопросу о прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Парадигмы управления, экономики и права. – 2021. - №2. – С.118-128.
40. Шахватова С.А., Юшков М.А. Понятие, виды, методы исследования рентабельности коммерческой организации // Инновационная экономика и право. – 2023. - №1. – С.61-68.
41. Шевченко Ю.С., Левочкин Н.А., Сахно М.А. Показатели прибыли и рентабельности организации и их анализ // Инновационные научные исследования. – 2023. - №3-2. – С.96-103.
42. Штефан М.А., Замотаева О.А., Максимова Н.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: Учебник. – М.: Юрайт, 2024. – 346с.
43. Экономика предприятия: практикум / сост. Н.А. Храмцова. - Омск : СибАДИ, 2022. – 51с.
44. Эльбиева Л.Р., Ильясова К.Х. Резервы и пути повышения рентабельности предприятий // ФГУ Science. – 2022. - №2. – С.141-147.
45. Юдин А.В., Шевченко С.А. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №1-2. – С.171-173.
46. Ястребова М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2022. - №12. – С.59-65.