Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, проблема соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является одной из наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что законность является одним из важнейших факторов обеспечения безопасности государства и общества в целом. В связи с тем, что прокурор является гарантом соблюдения законности в уголовном процессе, возрос интерес к его роли в этом процессе. Уголовное преследование должно осуществляться прокурором от имени государства. Кроме того, он должен осуществлять контроль за деятельностью органов предварительного следствия. При рассмотрении его деятельности, можно заметить, что в связи с постоянными изменениями в его полномочиях, эффективность его работы снижается. При осуществлении надзора за следствием, законодатель существенно ограничил полномочия прокурора, а также значительно увеличил полномочия руководителя следственного органа.
Данная проблема заключается в том, что при недостаточном надзоре со стороны прокуратуры за деятельностью органов предварительного расследования, на практике могут возникать различные нарушения действующего законодательства, как по части соблюдения прав и законных интересов участников процесса, так и в действиях и решениях уполномоченных должностных лиц.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических и практических аспектов прокурорского надзора за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности прокурорского надзора за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела.
Целью исследования является анализ прокурорского надзора за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса;
2.исследовать особенности организации и методики деятельности прокурора по надзору за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела;
3.проанализировать особенности осуществления надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
4.определить проблемы прокурорского надзора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н., Вяткин А.А., Горбачев В.П., Едигарьев Д.Е., Лунина Н.Н., Сильнов М.А., Василенко А.А. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании прокурорского надзора за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1.Правовые основы прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела
1.1.История развития прокурорского надзора
Рассмотрение исторических аспектов создания и развития прокуратуры в России имеет большое значение. Анализ отечественного опыта развития этой власти позволяет выявить и современные недостатки, которые можно устранить и сделать работу прокуратуры более профессиональной. Для изучения данного вопроса целесообразно разделить его на три основные подкатегории: досоветская прокуратура (до 1917 года), советская прокуратура (1917-1992 годы) и российская прокуратура (после 1992 года).[ Горбачев В.П. Правовое положение прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса Российской империи перед Судебной реформой 1864 года // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 1. С. 11.]
Историю создания прокуратуры в России можно проследить с 1711 года, когда на основании императорского указа Петра I от 2 марта 1711 года была учреждена прокуратура. Учреждения, целью которых была борьба с коррупцией, стали коррумпированными. В результате институт фискалов был дискредитирован и упразднен.
В 1722 году указом Петра I был создан новый надзорный орган - прокуратура. Прокуратура состояла из двух основных подразделений: Синода и Сената. Члены прокуратуры были независимы друг от друга, а обер-прокурор Синода не подчинялся генерал-прокурору Сената.
К 1723 году прокуратура в России начала быстро развиваться, но ее штат был еще очень мал и состоял из 20 прокуроров, по три прокурора от Синода и Сената и 17 прокуроров от Центральной канцелярии и Верховного суда.
Изучение работы Прокуратуры с 1722 по 1727 год позволяет сделать следующие выводы.
В период правления Екатерины II прокуратура получила стимул к развитию. Штат прокуратуры был расширен, полномочия увеличены, а в Книге уложения о губерниях 1775 года были определены обязанности и полномочия региональных прокуроров.
Следующий этап в развитии прокуратуры пришелся на время правления Александра II: в 1862 году Государственный совет Российской империи издал Основные правила о прокуратуре, в которых были сформулированы цель прокуратуры, полномочия и обязанности прокурора и характер прокурорского надзора. Впервые были установлены основные принципы прокурорской деятельности, которые оставались неизменными вплоть до советских реформ.
В 1864 году, после судебной реформы, работа прокуратуры была модернизирована. Прокуратура осталась ответственной за дознание, так как все материалы предварительного следствия принадлежали прокурору. С другой стороны, прокуроры не могут проводить следственные действия в одиночку. Поэтому все данные по делу направляются в следственные органы, но прокуратура также может давать рекомендации по ведению следствия.
После убийства Александра II и воцарения Александра III роль прокурора несколько изменилась. Прокуратура стала репрессивной организацией по отношению к тем, кто в стране придерживался революционных идей. Законопроект был разработан под четким руководством генерал-прокурора Н.В. Муравьева, целью которого было усиление власти прокуратуры как дисциплинарного органа, подчиняющегося непосредственно царю. Эта тенденция усилилась после революции 1905 года, когда Генеральная прокуратура проявила себя как репрессивный орган, осуществлявший карательные экспедиции, военно-полевые суды, политические преследования и массовые погромы.
Во время революции 1905-1907 годов царская прокуратура проявила себя как суровый карательный орган, который защищал диктатуру, применяя беспощадные наказания. Царская прокуратура оказалась суровым дисциплинарным органом, защищавшим диктатуру с помощью беспощадных наказаний и подавлявшим революционные проявления воли; в таком виде она оставалась до Февральской революции 1917 года, после чего прокуратура была упразднена в результате Октябрьской революции. С этого момента роль прокурора мог взять на себя любой безоружный гражданин. Большинство государственных органов имели надзорные функции и дублировали полномочия друг друга.
Вопрос о создании прокуратуры встал только после гражданской войны. В то время страна находилась в процессе массового социалистического строительства, и никакого надзорного органа не существовало. Поэтому в 1922 году был подготовлен проект Положения о прокурорском надзоре, который впоследствии был утвержден постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года. Эта дата считается датой создания Прокуратуры СССР. В Положении были изложены обязанности прокуратуры, ее штат и принципы, которые остались практически неизменными по сравнению с дореволюционным периодом.
В первые годы после гражданской войны прокуратура занимала особый статус государственного учреждения: Правила судопроизводства от 19 ноября 1926 года устанавливали правовой статус прокуроров и следователей прокуратуры, согласно которому они были независимы и автономны от других правоохранительных органов. В связи с этим к прокурорам предъявлялись особые морально-этические требования.
В период сталинского правления позиции прокуратуры в стране ослабли. Это было связано с созданием серьезного культа личности, что привело к грубому нарушению основных прав граждан и принципов законности в ходе репрессий. Часто полномочия прокурора просто игнорировались, было много случаев несанкционированных арестов со стороны прокуроров. В эти годы прокуратура фактически утратила свои правоохранительные функции. Тем не менее, Конституция СССР 1936 года заложила основы прокурорского надзора. В результате было разработано законодательство о прокуратуре. Тем не менее, несмотря на принцип независимости прокуратуры от местных органов и подчинения только Генеральному прокурору СССР, она являлась мощным инструментом партийного контроля. Этому способствовало то, что все руководящие работники прокуратуры были членами ВКП(б) и входили в состав различных партийных комитетов. Когда началась Вторая мировая война, значительное число прокуроров было направлено в зону боевых действий, а после войны более компетентные прокуроры приняли участие в Нюрнбергском процессе по военным преступлениям с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года.
После победы над нацистской Германией полномочия прокуратуры сместились в сторону борьбы с экономическими преступлениями. С этой целью законодатели изменили деятельность прокуратуры для достижения максимальных результатов в приоритетных отраслях сельского хозяйства, промышленности и транспорта. Государственная политика обратила внимание на важность защиты и восстановления нарушенных прав граждан, в связи, с чем прокуратура получила дополнительные полномочия по надзору за исполнением законодательства и защитой прав граждан. Благодаря активной работе на новых направлениях, прокуратура постепенно улучшала свои позиции, и 19 марта 1946 года был принят закон о создании должности Генерального прокурора СССР.
Следующим шагом в развитии прокуратуры СССР, возможно, стало принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1956 года. Положение четко описывало и дополняло функции прокуратуры, определяло задачи и методы прокурорского надзора. Это положение создало благоприятные условия для последующего развития прокуратуры, что нашло отражение в ее очень широких полномочиях по решению вопросов несоблюдения закона. Прокурорский надзор не ограничивается четко определенными ветвями государственной власти. Он может осуществляться в любом ведомстве и на любой территории СССР.
Принятие новой Конституции СССР в 1977 году значительно расширило уже существующие права граждан, ввело новую главу Государство и личность и сделало прокуратуру более централизованной организацией. Принцип единоначалия четко прослеживается в новой Конституции и отражен в статьях главы 21. Правозащитные функции прокуратуры были также удвоены поправкой Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года к закону О прокуратуре СССР. Статья 1 этого закона гласит, что при осуществлении надзора за законностью прокуратура следит за тем, чтобы все государственные органы, общественные организации и должностные лица осуществляли свою деятельность только на основе принципа законности, в соответствии с их правами и обязанностями по обеспечению охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Требования прокурора об устранении нарушений закона обязательны для исполнения.
Роль прокуратуры в надзоре за исполнением законов в СССР была усилена принятием 26 декабря 1990 года Закона Об изменениях и дополнениях Конституции СССР, связанных с совершенствованием системы государственного управления. Этот закон расширил сферу компетенции прокуратуры. В соответствии с этим законом прокуратура должна была осуществлять надзор за законностью деятельности местных народных депутатов, массовых движений и политических партий.
Создание прокуратуры в России связано с постановлением Верховного Совета РФ от 15 ноября 1991 года О формировании единой системы прокуратуры в РФ. Этот правовой акт фактически упразднил прокуратуру СССР как центральный орган прокурорского надзора на территории теперь уже независимого государства, а Закон СССР О прокуратуре СССР (1979).
Следующим шагом в развитии прокуратуры РФ стало принятие Федерального закона «О прокуратуре РФ», в который до сих пор вносятся изменения.
Важным аспектом развития прокуратуры РФ является создание в 2007 году Следственного комитета при прокуратуре РФ, который в 2010 году стал самостоятельным федеральным органом государственной власти - Следственным комитетом РФ.
Характерно, что в деятельности Генеральной прокуратуры РФ наблюдается тенденция к разделению функций уголовного преследования и прокурорского надзора.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
3.Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ, 11.06.2007, № 24, ст. 2830
4.Приказ Генпрокуратуры России от 09.02.2012 № 39 (ред. от 27.05.2015) "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы" // Законность, № 4, 2012.
5.Указание Генпрокуратуры РФ от 19.12.2011 № 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел"// https://client.consultant.ru/site/list/?id=1021633930
6.Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 14.05.2024 г.
7.Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
8.Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
9.Вяткин А.А. Проблемные вопросы разрешения прокурором споров о передаче сообщений о преступлениях по территориальной подследственности // Законность. 2023. № 3. С. 50 - 53.
10.Горбачев В.П. Правовое положение прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса Российской империи перед Судебной реформой 1864 года // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 1. С. 11 - 21.
11.Едигарьев Д.Е. Проблемы подготовки и применения актов прокурорского реагирования при надзоре за органами предварительного следствия // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2022. № 5. С. 27 - 32.
12.Лунина Н.Н. Стадия возбуждения уголовных дел: необходимость совершенствования очевидна // Российский судья. 2023. № 11. С. 23 - 28.
13.Манукян, А. Р. О прокурорском надзоре за деятельностью органов внутренних дел / А. Р. Манукян // Право и управление. – 2023. – № 8. – С. 239-243.
14.Сильнов М.А., Василенко А.А. Понятие и содержание процессуальной деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса // Современное право. 2024. № 1. С. 99 - 105.
15.Сычев Д.А. Уголовно-процессуальные функции прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства / Д.А. Сычев // Криминалистъ. 2013. № 1(12). С. 49 - 54.
16.Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 21.05.2024 г.
17.Степанова, Е. Е. Прокурорский надзор за регистрацией сообщений о преступлениях / Е. Е. Степанова, А. Е. Канузель // Философия права. – 2023. – № 3(106). – С. 155-162.
18.Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
19.Ушкалов, А. Е. Прокурорский надзор за законностью рассмотрения сообщений о преступлениях / А. Е. Ушкалов // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 6(57). – С. 644-646.
20.Хроменков И.Р., Качалова О.В. Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства: монография. Москва: Проспект, 2023. 176 с.
21.Хроменков И.Р. Уголовно-процессуальный интерес в отечественном досудебном производстве по уголовным делам: теоретические основы и проблема детерминированности // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 131 - 144.
22.Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.