Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спорт влияет на физическое развитие человека, на его моральные качества, на формирование различных физических навыков и качеств. Спорт закаляет дух и тело. Благодаря занятий спортом человек становится трудолюбивым, морально устойчивым, волевым, смелым, позитивным – все эти качества формируют личность человека и особенности его темперамента. Занятия спортом благотворно влияют на развитие спортсмена, как физически, так и психологически и образуют определенные связи стрессоустойчивости, самооценки и свойств его личности и так далее.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что одним из основных показателей достижение наивысших целей в спорте в том числе в волейболе, является обучение, развитие своих физических качеств и психологических качеств. Уровень спортивной подготовленности отражает сформированность двигательных умений, навыков и развитие физических способностей на определенном этапе спортивной подготовки. В условиях спортивной деятельности наряду с уровнем технического мастерства немаловажную роль играют специальная физическая подготовленность и психологическая, которая может оцениваться по результатам психофизиологического тестирования. Высокий уровень развития психологической готовности позволяет спортсмену решать поставленные перед ним задачи и добиваться определенных успехов. В теории и практике спорта остается актуальной проблема поиска методических подходов для оперативного выявления наиболее подготовленных спортсменов, способных показать на данный момент высокий спортивный результат. В связи с этим, мы предположили, что специфические психофизиологическое показателя спортсмена могут отражать текущий уровень его специальной физической и технической подготовленности.
Волейбол – самый популярный и полюбивший в нашей стране вид спорта. С помощью волейбола можно активно проводить свой отдых, причем это оздоровительно действует на организм человека. Регулярные занятия по волейболу способствуют развитию практически всех физических способностей, развитию коммуникативных способностей, самосовершенствования и самосознания. На основании этого, можно сделать вывод, что курс внеурочных занятий по волейболу соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту.
С другой стороны, волейбол входит в программы различных районных, межрайонных и областных соревнований, что придает большое значение в развитии волейбола на муниципальном уровне.
Особенности психологической подготовки волейболиста обусловлены, с одной стороны, неповторимостью соревновательных моментов, а, с другой стороны, индивидуальностью спортсмена. Поэтому, психологическая подготовка волейболиста - это процесс формирования личности. Для достижения результата необходимы решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, самообладание, психическая выносливость, наблюдательность. Психологическая подготовка помогает спортсмену создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой стороны - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Теоретическая основа данного исследования сформировалась как синтез исследований о психологической подготовке волейболистов, которые рассматривали различные исследователи: Р. А. Абдурахманов, Л. К. Аверченко, В. И. Андреев, В.К. Вилюнас, В. В. Гончаров, О. А. Дейнеко, Б.И. Додонов, А.Л. Журавлева, Ю. В. Зенков, А. С. Калюжный, В. Л. Ковалев, Ю. А. Лукаш, И. В. Мишурова, В.М. Цветаев, H. A. Ягунова, П. М. Якобсон, Л. А. Яккока, С. Е. Яхновец и др.
Объект исследования: волейболисты.
Предмет исследования: психологическая подготовка волейболистов.
Цель исследования: изучить особенности психологической подготовки юных волейболистов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие психологической подготовки.
2. Изучить средства и методы психологической подготовки спортсменов.
3. Проанализировать психологическую подготовку волейболистов.
4. Разработать методику психологической подготовки юных волейболистов с учетом их индивидуальных особенностей и исходного уровня сформированных компонентов психической готовности
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования психологической подготовкой юных волейболистов с учетом их индивидуальных особенностей и исходного уровня сформированных компонентов психической готовности.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего использования психологами разработанных психологических рекомендаций по психологические подготовки юных волейболистов.
Для решения сформулированных задач использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ понятия подготовки юных волейболистов, особенности психологической подготовки юных волейболистов; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; моделирование использовалось для построения психологической модели работы по психологические подготовки юных волейболистов.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; эксперимент, по оценке психологической подготовки юных волейболистов.
Этапы исследования.
1. Первый этап – накопление и анализ методической, научной литературы, касающейся выбранной темы исследования. Определение цели исследования, обоснование целей и задач, составление плана работы.
2. Второй этап - определение основных методов исследования, подбор диагностического инструментария.
3. Третий этап - уточнение теоретических положений работы, применение методов на практике.
4. Четвертый этап – анализ и обоснование выводов работы, обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального обучения, оформление работы.
Структура работы: соответствует логике научного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретический анализ психологической подготовки юных волейболистов
1.1 Понятие психологической подготовки
Совершенствование подготовки современных спортсменов - многогранная и многоплановая задача. В его состав входят множество направлений, включая совершенствование технической и тактической подготовки, поиски новых средств и способов повышения работоспособности спортсменов, применение фармакологических средств, диету спортсменов и др. Тренеры, исследователи, научные деятели, да и сам спортсмен постоянно ищут способы, которые позволят максимально увеличить спортивные результаты.
Психологическая подготовка- это процесс подготовки спортсменов к соревнованиям. Таким образом, это и должно быть предметом психологического тренинга на соревнованиях.
Термин «Психологическая подготовка» чаще используется в качестве обозначения широкого круга действия тренера, спортсмена и менеджера, направленного на развитие и совершенствование психического процесса и качества личности спортсмена, для достижения наилучших результатов на тренировке и соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка- процесс практического применения четко определенных средств, методов и методик, предназначенных для создания психологической подготовки спортсменов.
При рассмотрении спортивного соревнования борьбы дзюдо в качестве процесса соперничества спортсмен представляет себя в нем объектом, на котором влияют несколько факторов и субъектом, которому нужно противостоять и выполнять поставленные цели. При этом важнейшим фактором успеха соревнования спортсмена является психологическая подготовка, достигнутая в процессе прямой подготовки спортсмена к соревнованиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Альбаркайи Д. А., Хоршид Х. А. Врублевский Е. П. Подготовка спортивных резервов: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 4-6 окт. 2018 г./ УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. М. Блоцкий (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2018. – С.165–168.
2.Бабушкин, Г.Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (12). - С. 153-169.
3.Бабичев И.В., Лубшев С.А. Критерии психологической подготовленности спортсменов в аспекте оценки эффективности их психологической подготовки // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 3.С. 372-380.
4.Брынцева Е.В. Психологическое сопровождение подготовки спортивного резерва: методические рекомендации. М. 2022. 59 с.
5.Буров, С. А. Физическая и психологическая польза от занятий дзюдо для детей / С. А. Буров // Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: Сборник научных трудов. Том Выпуск 3. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 34-36.
6.Губа, В.П. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства: учебное пособие / Л.В. Булыкина, П.В. Пустошило, В.П. Губа. - М.: Спорт, 2019. - 192 с.
7.Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Классификация видов спорта с точки зрения психологического сопровождения подготовки спортсменов // Спортивный психолог. 2022. № 1 (61). С. 54-60.
8.Горбунов В.Д. Психопедагогика спорта: учеб.пособие для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019. 269 с.
9.Костенко Е.Г. Обработка и статистический анализ результатов измерений в сфере физической культуры и спорта / Е.Г. Костенко, В.В. Лысенко // Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям биоэкологии и биотехнологии: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 105–109.
10.Купчинов, Р. И., Сиводедов И. Л. Система отбора подростков для занятий спортивной деятельностью – основа подготовки спортсменов высокого класса // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 4–6 окт. 2018 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. М. Блоцкий (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2018. – С. 212–214.
11.Лысенко В.В. Пути и средства повышения интересов работоспособного населения страны к занятиям физической культурой / В.В. Лысенко, С.П. Аршинник, Е.Г. Костенко., А.П. Костенко // Современный ученый. – 2020. – №1. – С. 153–158.
12.Мельников В.М. Психологизация спортивной деятельности // Материалы Межд. научно-практ. конф., посв.100-летию ГЦОЛИФКА. – Москва, ФГБОУ ВО РГУФК, СиТ, 2018. – С. 27-31.
13.Миков, Д.Р. Волевая саморегуляция и эмоциональное выгорание у профессиональных спортсменов-самбистов, перенесших спортивные травмы / Д.Р. Миков, В.Г. Черкасова, С.В. Муравьев и др. // Спортивная медицина: наука и практика. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 70-76.
14.Норицына, И.В. Методика использования игрового метода для повышения уровня физической подготовленности обучающихся 14-16 лет / И.В. Норицына // Дипломная работа. МарГУ – 2020. – 65 С.
15.Мельник, Е.В. Психология тренера. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. - 75 с.
16.Майдокина, Л.Г. Модель формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 367-370.
17.Попова, Н. В. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта / Н. В. Попова, Д. Е. Баянкина // Мир науки, культуры, образования. − 2017. − Т. 63, № 2. − С. 194−198.
18.Попова Н.В. Теоретический и практический опыт использования активных методов обучения в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (31). - С. 17-20.
19.Психологические тренинги в системе профессионально-личностного развития тренера: учебно-методическое пособие / сост. Н.Ю. Зыкова. - Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГИФК», 2018. – 96 с.
20.Родионов В.А. Спортивная психология: учеб. для академ. бакалавриата / авт. коллектив: В.А. Родионов [и др.]; под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. – М.: Юрайт, 2019. – 368 с.
21.Рябов, А.А. Тренировочная модель постурального контроля для элитных спортсменов: тесты и анализ / А.А. Рябов, А.В. Петрова, А.Ф. Зекрин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. -№ 9. - С. 96-98.
22.Самыгин С.И. Психология личности / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 575 с.
23.Солдатова Г.В, Смирнова Н.В. К проблеме психологического сопровождения спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2020. №1. С. 56-58.
24.Серазетдинова Л.И. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: Учебно-методическое пособие / Л.И. Серазетдинова, Н.Р. Утегенова, Г.Г. Шайдуллина. – Казань: Казанский университет, 2016. – 40 с.
25.Семенов Н.И. Использование музыки в процессе подготовки спортсменов / Н.И. Семенов, А.Ю. Тюличева // Культура физическая и здоровье. – 2013. – № 1 (43). – С. 12-14.
26.Физическая культура: учеб. пособие для студентов всех специальностей / С. И. Крамской, Е. А. Бондарь, И. А. Амельченко, И. В. Куликова; БГТУ им. В. Г. Шухова. - Белгород: Изд - во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2020. - 175 с.
27.Хвацкая, Е.Е. Применение тренерами ДЮСШ «универсальных» психологических приемов в профессиональной деятельности / Е.Е. Хвацкая // Материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» / под общ. ред. Ю.В. Байковского, А.В. Вощинина. – М.: РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)». – 2016. – С. 303-306.
28.Худяков В.П. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию / В.П. Худяков, С.Э. Кищенко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
29.Чикуров, А.И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных спортсменов на основе результатов текущего контроля состояния готовности: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Чикуров. - Красноярск, 2008. - 193 с.
30.Шумилин, А.П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки: монография / А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, 2010. - 320 с.