Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период подросткового возраста представляет собой сложный и многогранный этап формирования личности. В этот период происходит интенсивное психическое и личностное развитие, а также физическое созревание организма подростка. Подросток осознает и переживает происходящие с ним изменения, что способствует формированию нового представления о себе и укреплению самооценки
Важным фактором для развития в подростковом возрасте является активное взаимодействие подростка с ровесниками, а также отношения с взрослыми в школе и дома, основанные на принятии его личности. Это является ключевым аспектом его психического благополучия как в настоящем, так и в будущем. Проблема семейного воспитания и взаимоотношений между родителями и детьми изучается в различных научных исследованиях с использованием различных подходов от известных ученых.
Наиболее развитыми технологии работы в области социальной психологии с семьей представлены через опыт семейной терапии ученых, таких как А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, а также методы диагностики семей от А.Я. Варги, Л.С. Алексеевой, Г.А. Карповой, А.Д. Кошелевой, И.М. Марковской, Р.В. Овчаровой. Эти подходы также включают в себя практику семейного консультирования от Ю.А. Алешиной, А.А. Бодалева, В.К. Лосевой, А.И. Лунькова, А.Г. Навайтис, В.В. Столина и других специалистов.
Изучение феноменологии отношений между детьми и родителями представляет собой значимый аспект как для понимания факторов, влияющих на формирование личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.
В отечественной психологии исследования в области межличностных отношений проводились такими учеными, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Горьковая, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, И.С. Кон, Е.П. Кораблина, М.И. Лисина, А.Л. Лихтарников, В.С. Мухина, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Е.Н. Чеснокова, Д.Б. Эльконин.
В современном мире семья является основным институтом, обеспечивающим условия для воспитания и социализации детей. Психологические исследования показывают, что условия, в которых растут дети, имеют большое значение для их эмоционального и личностного развития.
Материнские семьи, где дети воспитываются матерью в отсутствие отца, стали все более распространенными в современном обществе. Иногда это связано с отсутствием отца по разным причинам, но также существуют и семьи, где отец осознанно не принимает участие в воспитании детей.
Одним из основных аспектов эмоционально-личностного развития подростков, воспитываемых в материнских семьях, является отсутствие мужского образца. Отец, как правило, играет важную роль в формировании самооценки и самоидентификации подростка, поэтому отсутствие этого образца может повлиять на его эмоциональное состояние и поведение.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречия которое, заключается в том, что материнская семья может обеспечить детям большую эмоциональную близость и заботу со стороны матери, но при этом отсутствие отца может привести к недостатку мужского образца и авторитета в жизни подростка.
В связи с этим, изучение эмоционально – личностных особенностей подростков, воспитывающихся в материнских семьях представляется нам достаточно актуальным.
Цель исследования: изучение эмоционально-личностных особенностей подростков, воспитывающихся в материнских семьях..
Объект исследования: эмоционально-личностные особенности подростков.
Предмет исследования: эмоционально-личностные особенности подростков, воспитывающихся в материнских семьях.
Гипотеза исследования: Подростки, воспитывающиеся в материнских семьях отличаются от подростков, воспитывающимися в полных семьях такими эмоционально-личностными особенностями как ??????………. ………………... ………………… …………………………………………………..
Прим. Формулируем именно эмпирическую гипотезу (она должна быть операционализируема, т.е. она быть доступна для проверки эмпирическим путем). Сформулированная гипотеза не должна быть банальна.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «семья», ее виды и функции, а также понятие «материнская семья».
2. Описать эмоционально-личностные особенности подростков.
3. Выделить особенности воспитания подростков в материнских семьях.
4.Проанализировать эмоционально-личностные особенности подростков, воспитывающихся в материнских семьях по сравнению с подростками, воспитывающимися в полных семьях.
5. Разработать методические рекомендации для матерей, воспитывающих подростков.
.Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение).
2. Эмпирические методы (психодиагностический метод-тестирование).
3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
1.
2.
3.
4.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось где?..... кто испытуемые (подростки, воспитывающиеся в материнских семьях – 30 человек и подростки, воспитывающиеся в полных семьях – 30 человек),
их возраст, иные существенные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы…….. кем? (психологами, педагогами, социальными работниками и др.).....для чего? (для достижения каких целей?)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена на __ страницах, включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Работа содержит __ рисунков, __ таблиц, __ приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МАТЕРИНСКИХ СЕМЬЯХ
1.1 Семья, ее виды и функции. Понятие «материнская семья»
Семейные отношения представляют собой один из основных аспектов, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. В последнее время увеличилось внимание к проблемам брака и семьи. Это обусловлено необходимостью понимать, что происходит внутри семьи, почему разводы становятся все более распространенными и какие факторы приводят к тому, что семья ограничивается одним ребенком.
Понятия "семья" и "брак" тесно связаны между собой, но они не идентичны, а скорее пересекающиеся, поскольку семья может существовать независимо от брака, а брак может существовать без семьи [11].
Семья представляет собой группу людей, связанных общим бытом, родственными связями и взаимопомощью. Проще говоря, это отношения между супругами, родителями и детьми, где центром является семейная пара.
Семья играет ключевую роль в рождении и воспитании новых членов общества, формирует привычки, нравственные ценности и учит милосердию. Одной из важнейших функций семьи является передача и сохранение традиций, формирование базовых ценностей человеческой культуры у детей, поскольку семья является основным каналом культурного и образовательного обмена между поколениями.
Семейный цикл или жизненный цикл семьи представляет собой последовательность этапов, через которые проходит семья как социальный институт.
Существует различное количество фаз этого цикла, но основные из них, выделенные Э. К. Васильевой, включают:
1) создание семьи через вступление в брак;
2) начало деторождения с появлением первого ребенка;
3) завершение деторождения с рождением последнего ребенка;
4) период "пустого гнезда", когда дети покидают семью;
5) завершение существования семьи из-за смерти одного из супругов [12].
На каждом этапе жизни семьи проявляются уникальные социальные, экономические и психологические особенности. Важно помнить, что каждая фаза также сопровождается определенными психологическими аспектами. На каждом этапе могут возникать трудности.
Например, на первом этапе, "вступление в брак и создание семьи", возможны конфликты из-за необходимости адаптации к совместной жизни.
Второй этап, "начало деторождения", также может быть сложным, поскольку появление первого ребенка меняет динамику в семье.
Третий этап, "рождение последнего ребенка", может вызвать конфликты между родителями и старшими детьми из-за изменения внимания и заботы.
Четвертый этап, "пустое гнездо", характеризуется одиночеством родителей и возможными проблемами в отношениях с детьми и внуками
Наконец, последний этап, "прекращение существования семьи", может вызвать уныние и нежелание двигаться дальше из-за потери партнера и изменения обычного образа жизни [58].
Семья представляет собой сложную систему отношений, объединяющую не только супругов и их детей, но и других родственников, и играет важную роль в обществе, удовлетворяя его потребности в физическом и духовном развитии.
Семейные отношения и брак основаны на взаимных интересах, потребностях, желаниях и намерениях. Взаимодействие и взаимоотношения между супругами проистекают из необходимости согласовывать различные материальные и духовные потребности, такие как отдых, досуг, домашние обязанности, уход за детьми и их воспитание. Разнообразная деятельность супругов требует уровня взаимопонимания, согласованной оценки ситуаций в семье и быту, а также понимания целей и задач совместной работы в семье.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Е.Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте // Человек. Природа. Общество. –2002. – №3. – С. 282-286.
2.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – Москва: Издательствово МГУ, 2020. – 304 с.
3.Антонов А.И. Социология семьи. – Москва: Академия, 2020. – 345 с.
4.Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением / А.В. Барсуков: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. – Нижний Новгород, 2011. – 203 с.
5.Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. Монография. Москва, 2017. – 120 с.
6.Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара: ИТУ, 1999. – 198 с.
7.Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2017. – 110 с.
8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., Москва, 2014. – 219 с.
9.Брак, У. Б., Лаут, Г. В. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы: учебно-методическое пособие [Текст] / У.Б. Брак, Г.В. Лаут. – Москва: Академия, 2018. – 352 с.
10. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Бреслав Г. М. - Москва: Педагогика, 2015. - 140 с.
11. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2015. – С. 10 -11.
12. Васильева, Эвелина Карловна. Семья и ее функции: (демографо-статистический анализ) / Э. К. Васильева. - Москва: Статистика, 2011. - 183 с.
13. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 45-50.
14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Санкт – Петербург: Петрополис, 2009. – 272 с.
15. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. – 2005. – С. 8 – 9.
16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – Москва: Просвещение, 2011. – 158 с.
17. Гура Е.И. Психические и поведенческие расстройства у детей подросткового возраста, лишенных родительской опеки (клиника, диагностика, реабилитация): дис. канд. медицинских. наук: 14.01.16 «Психиатрия» / Е.И. Гура. - Днепропетровск, 2017. -179 с.
18. Дармодехин С.В. Семья в системе социальных отношений современного общества // Мир психологии. – 2008. – С. 3 - 5.
19. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Санкт – Петербург, «Питер», 2006. – 176 с.
20. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина - Москва: Просвещение, 2017.- 303 с.
21. Жижко Е.В., Чиганова С.Д. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2017. – 300 с.
22. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 2. – С.12-17
23. Ильин, Е.П. – Эмоции и чувства. – Санкт - Петербург: Питер 2011. – 125 с.
24. Исаев, В. М., Каган, В. Е. Половое воспитание детей: Медикопсихологические аспекты / В.М. Исаев, В.Е. Каган.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Москва: Медицина, 2018.— 160 с.
25. Казанская, Валентина Георгиевна. Подросток. Трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - 2-е изд., доп. - Москва [и др.] : Питер, 2018. - 282 с.
26. Калошин В.Ф. Психическое здоровье школьников / В. Ф. Калошин // Одаренный ребенок. - 2018. - № 3. - С. 43-49.
27. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования – Москва: «Юрайт», 2005. – 320 с.
28. Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей / О.В. Клопова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2022.- №1.- С. 7-8.
29. Ковалёв, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. - Москва: Педагогика, 2019. - 160 с.
30. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Яконцепции подростка в городской семье / И.А. Койшибаева: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – Москва, 2010. – 19 с.
31. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102с.
32. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. Москва: «Политиздат», 2016. – 210 с.
33. Кудрявцева, Т.В. Особенности воспитания в неполной семье / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2014. – 566 с.
34. Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_48_6-19.pdf (Дата обращения: 12.05.2024).
35. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Москва: Модэк, 2016.- 384 с.
37. Липкина А.И. Самооценка школьника. - Москва: «Педагогика», 1976. – 64 с.
38. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – Москва: Лад, 2004. – 273 с.
39. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 110 с.
40. Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – Москва: «Владос», 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 712 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – Санкт - Петербург: «Питер», 1996. – 414 с.
42. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М Прихожан, Н.Н. Толстых. - Москва: Педагогика, 2015 - 158 с.
43. Размахнина, Д. Ю. Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполных семей // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2012. – С. 9 – 11.
44. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт - Петербург: «Питер», 2000. – 241 с.
45. Реан.А. А. Психология человека от рождения до смерти. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2015. – 447 с.
46. Регуш, Людмила Александровна. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста / Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 318 с.
47. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Рогов Е. И. - Москва: Изд-во ВЛАДОС, 2015. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. – Санкт - Петербург: Питер, 2014. - 720 с.
49. Свешникова О.С. Представление родителей о символическом будущем детей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2010/97/2010_3(97)_10_Sveshnikov.pdf (Дата обращения: 19.05.2024).
50. Столин В.В. Самосознания личности. – Москва: «Педагогика», 1983. – 243 с.
51. Тереза, Е. Б. Семья: брак, развод / Е.Б. Тереза // Теория и практика общественного развития. – 2006. – С. 5- 6.
52. Тертель, А. Л. Психология. Курс лекций: учеб. Пособие [Текст] / А.Л. Тертель. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 248 с.
53. Токарева, Т.Н. Проблемы личности в психологии / Т.Н. Токарева // Психология.- 2007.- С. 6 -7.
54. Федорина, Е. Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей. [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/1-1-0-75, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 15.05. 2024).
55. Харчев А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи // Семья как объект философского и социологического исследования. – Санкт - Петербург: Наука, 2019. – 190 с.
56. Хуриева, М. Ю. Роль отца в гендерной социализиции ребенка в современной семье [Электронный ресурс]: Журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2015. - № 1-1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-ottsa-v-gendernoy-sotsializitsii-rebenka-vsovremennoy-semie , свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 18. 05.2024).
57. Чевачина А.В. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. –2014. – № 3. – С. 38-42.
58.Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. Гендерные отношения в приватной сфере: постсоветские трансформации семьи и интимности. – 2017. – С. 8- 12.
59. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2000. – 512 с.
60. Эльконин Д. Б. Психология игры. – Москва: Наука, 2012. – 228 с.