Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сам термин «стресс» (на англ. - напряжение, давление и нажим) широко представлен во всевозможных отраслях науки, таких как юриспруденция, медицина, психология, педагогика, биология, физиология и прочие. Каждая из вышеперечисленных отраслей занимается изучением причин, последствий стресса, опираясь на свои основополагающие принципы, а также определением механизмов, позволяющих свести к минимуму его пагубного воздействия и обеспечить стрессоустойчивость человека.
Анализ современного состояния вопроса показывает, что современное понимание теории стресса отошло от сугубо биологического и носит междисциплинарный характер. Стрессоустойчивость – это интегративная системная характеристика. В контексте изучаемого нами вопроса под стрессоустойчивостью следует понимать совокупность качеств личности, позволяющих переносить значительные нагрузки и перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для своего здоровья и для самой деятельности.
Стрессоустойчивость не является врожденной, и зависит от многих факторов: образа жизни, уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции, которые, в свою очередь, часто рассматриваются через призму установок, убеждений, мыслительного процесса. Так когнитивный терапевт А. Эллис, считал, что эмоции сопровождают мышление, так как человек объединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное ведет к примирению/альянсу с реальностью (адаптации). Иррациональные же установки, согласно его теории, – жёсткие когнитивно-эмоциональные связи, конфронтирующие с реальностью и противоречащие объективным условиям, закономерно приводящие к дезадаптации личности. По мнению автора, формирование иррациональных установок, как и рациональных, происходит в рамках социальных отношений [29].
Система социальных отношений в вузе и выступает той средой, в которой происходит процесс профессиональной подготовки будущих специалистов и в личностном, и в деятельностном планах. Формирование стрессоустойчивости, предупреждение возникновения иррациональных установок, совершенствование навыков саморегуляции становится возможным на основе изучения степени и состояния их развитости у будущих профессионалов.
Проблема стрессоустойчивости личности является предметом пристального внимания Б. Ананьева, А. Марковой, Л. Митиной, Л. Попова, О. Васильева, Л. Филатова, Е. Ильина, О. Щербакова и др.
Интерес к изучению стрессоустойчивости студентов приобретает особое значение из-за повышающейся стрессогенности профессиональной деятельности. На сегодняшний день в современной отечественной науке насчитывается ограниченное количество работ, посвященных изучению данной проблемы (Н. Самукина, Е. Семенова, К. Абульханова-Славская, А. Боковиков, П. Зильберман, В. Журавкова, Н. Подымов, др.).
Определено, что процесс формирования профессиональной стрессоустойчивости личности носит динамичный характер. Он зависит и от внешних, и от внутренних условий, является индивидуально своеобразным. В то же время в нем можно обнаружить общие особенности.
Объект исследования: студенты.
Предмет исследования: стрессоустойчивость студентов.
Цель исследования: состоит в изучении психологических особенностей стрессоустойчивости у студентов 1 и 4 курсов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть стрессоустойчивость как феномен и теоретический конструкт в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Изучить психологические особенности стрессоустойчивости студентов.
3. Проанализировать влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность студентов
Гипотеза исследования: уровень стрессоустойчивости у студентов на 4 курсе выше, чем у студентов на 1 курсе.
Методы исследования: в процессе исследования будут применяться анализ, обобщение, систематизация литературных источников по проблеме исследования; комплекс психодиагностических методик; методы описательной статистики.
Методики исследования:
- «Тест на стрессоустойчивость» Ю.В. Щербатых;
- Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е.В. Распопин;
- Способы совладающего поведения (Р. Лазарус, С. Фолкман) адаптирована Т. Л. Крюковой.
Эмпирическая база исследования -
Практическая значимость исследования. Основные положения данной работы, эмпирические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности психологами с целью оказания помощи в развитии навыков стрессоустойчивости студентов для эффективной учебной деятельности. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы. Руководствуясь поставленными задачами, с учетом характера и специфики темы, работа состоит из введения, … глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей стрессоустойчивости у студентов
1.1. Стрессоустойчивость как феномен и теоретический конструкт в отечественной и зарубежной психологической литературе
Напряженность и интенсивность жизнедеятельности в современном мире возрастает с каждым годом даже в нормальной социально-экономической обстановке, и многократно увеличивается, когда страна переживают этап острого социально-политико-экономического кризиса. В эти дни частота и интенсивность возникновения негативных эмоций и неадекватных дезадаптивных поведенческих реакций также увеличивается м кратно мирному времени. Стрессогенная обстановка порождает стресс, который, не имея рационального выхода, переходит в профессиональную, семейную или внутриличностную плоскость. В отношении учебной, производственной или любой иной деятельности такая обстановка порождает снижение удовлетворенности учебной деятельностью, деформации личностных и характерологических качеств чтобы как-то этому противостоять необходимо повышать психическую и психофизиологическую устойчивость личности к стрессу [17, 7].
Под стрессом в психологической литературе понимаются функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.
Термин «стресс» в научное понимание ввел Г. Селье, понимая особо специфическую ответную реакцию индивида на стрессогенные условия, к тому же стресс, по мнению автора, является общеориентированным синдромом, стресс-реакцией, синдромом привыкания и т.д. Также Г. Селье классифицировал стресс на 2 вида: положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс). Положительный стресс полезно воздействует на человека, а дистресс влияет отрицательно на человека [6].
С помощью характеризации неспецифических реакций Г. Селье полагал, что у любого влияния имеется определенный характер, а ещё специфичность воздействия, так что реакцию всевозможных функций систем организма живого существа можно считать неоднозначной, ведь здесь необходима определённая адаптация под конкретное внешнее влияние.
То есть Г. Селье с помощью характеризации данной дефиниции акцентировался на том, что от любого отрицательного влияния возникает ответная реакция живого организма, и такое воздействие охарактеризовано в качестве «общего адаптационного синдрома» [12].
В своих работах М.Ф. Фролов характеризует стресс как неспецифический компонент адаптационной реакции, способствующий притоку энергетических и пластических ресурсов для адаптационной модификации функциональных систем организма человека [10].
А.Е. Ольшанниковой сказано, что стресс представляет собой состояние напряжения определенных процессов, которые протекают в коре головного мозга, приводящих к активизации защитных механизмов организма или же к его повреждению, при помощи процессов регулирования на нервно-гормональном и внутриклеточном уровнях [26].
Л. Леви же считал, что стресс представляет собой ответную реакцию человеческого организма, вырабатывающуюся при филогенезе на влияние агентов, действующих и предупреждающих касательно опасности нарушения его целостности [19].
Вышесказанное говорит о том очевидном факте, что Г. Селье и его сподвижники, в процессе непосредственного рассмотрения стресса, видели связи его с конкретным физическим раздражителем без прямого участия нервных механизмов регуляции, принимающих участие в процессе формирования стресса. Основоположники стресса считают, что негативное воздействие внешнего мира может привести к неизвестным (обратимым и необратимым) реакциям в его физических системах. В то же время данное значение должно рассматриваться и в других аспектах психологии, например, расширять смысловые границы как со стороны физиологических и биологических реакции, так и со стороны психологических поведенческих реакций [41].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ахмерова А.И. Совладающее поведение и стрессоустойчивость у педагогических работников в общеобразовательных учреждениях // Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра. – Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 169-175.
2.Авчинникова Д. А. Переживание экзаменационного стресса студентами с разными типами межполушарной асимметрии // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4(18). - С. 40–46.
3.Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 75-89.
4.Буеклы В.В., Ермакова Е.С. Психологическое благополучие и личностные особенности студентов транспортного вуза // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. С. 173-177.
5.Бергис Т.А. Психология стресса: практикум. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 112 с.
6.Волкова Н.П. Особенности дистанционного обучения в вузах в современных условиях // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 8. – С. 53-55.
7.Вегнер Д.В., Акименко Г.В. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов // Дневник науки. 2021. № 1(49). С. 17.
8.Воронина Т.Н. Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2018. – № 5 (68). – С. 172-179.
9.Гречко А.А. Особенности стрессоустойчивости как субъективного ресурса совладающего поведения студентов-спортсменов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 16. – С. 12-22.
10.Дмитренко О. А., Переходко Ф. Г., Михонин А. А., Михонина Т. Н. Физическая культура и спорт как средство повышения эффективности профессиональной деятельности студентов вузов с выраженным компонентом умственной деятельности // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 1. С. 384-387.
11.Ермакова Е.С. Связь креативности, жизнестойкости, стрессоустойчивости и совладающего поведения студентов // Вестник психофизиологии. 2022. Т. 2. № 1. С. 42-51.
12.Заочинский М.С. Эмоции и чувства человека // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 38. - С. 121-126.
13.Зеленя М.И. Уровень стрессоустойчивости и стратегии совладающего поведения у студентов с разной социальной активностью // Студенческий форум. – 2021. – № 4-1(140). – С. 26-30.
14.Иванова Е.С., Ласнова Д.С. Взаимосвязь жизнестойкости и различных типов гендерной идентичности у современной молодежи // Инновации в науке. 2016. № 57-2. С. 66-70.
15.Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. - 2012. - № 9 (44). - С. 243-246.
16.Климов, В. М. Оценка социально-психологической адаптации и психоэмоционального состояния студентов 1-2-го курсов технического университета // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 114-120.
17.Карбузова В. А. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 451–454.
18.Кугай А.И. Терпимость и инакомыслие в политическом процессе // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 1 октября 2021 г.). Чебоксары: ИД "Среда", 2021. С. 50-53.
19.Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во МГУ, 2003. – 121 с.
20.Лепихина Ю. В. Актуализация повышения стрессоустойчивости студентов-первокурсников посредством применения оздоровительно-рекреативных технологий в физическом воспитании // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 3. С. 61–69.
21.Лепихина Ю. В., Пешкова Н. В. Обоснование проведения рекреативных физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов вузов в межсеместровый период // Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов: материалы Междунар. науч. конгресса, 14-20 ноября 2022 г., г. Екатеринбург, 2023. С. 280-285.
22.Минько Д.А. Стрессоустойчивость как один из аспектов экологического портрета студента // Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов: Выпуск 6. – СПб.: Свое издательство, 2020. – С. 69-71.
23.Манучарян, Л.Х. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям вуза // Молодой учёный. – 2016. – № 5 (109). – С. 628-632.
24.Макаева К.И. Формирование корпоративной социальной ответственности // Экономический рост: управление и организация. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2023. – С. 320-323.
25.Макаева К.И. Воздействие социально-биологических факторов физической культуры и спорта на здоровье студента // Экономический рост. – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2022. – С. 219-221.
26.Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2010. - №2. - С. 102-103.
27.Никифоров, Г.С. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 6. - С. 55-65.
28.Нефедова, И. В. Профилактика академического стресса студентов первого курса вуза как педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 202–206.
29.Надыргулов, И. Р. Взаимосвязь стрессоустойчивости и локуса контроля у студента // Проектирование и исследование в образовании: методы, результаты, внедрение в практику. – Челябинск: ООО "Печатный двор", 2020. – С. 146-152.
30.Пешкова Н. В., Лепихина Ю. В. Обоснование реализации комплекса рекреационно-оздоровительных мероприятий в вузе на основе оценки психоэмоционального состояния студентов-первокурсников // Спорт, человек, здоровье: материалы ХI Междунар. Конгресса, 26-28 апреля 2023 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 2023. С. 545-547.
31.Пучкова, И.М. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Учёные записки Казанского университета. – 2015. – Том 157, кн. 4. – С. 245-252.
32.Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
33.Пешкова Н. В., Пешков А. А. Сравнительный анализ эффективности рекреативного воздействия различных видов двигательной активности на психоэмоциональное состояние студентов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9. С. 75-77.
34.Пешкова Н. В., Лепихина Ю. В. Применение рекреационно-оздоровительных технологий в вузе для нормализации психоэмоционального состояния студентов // Физическая культура и здоровье молодежи: материалы XIX Всерос. науч.-практ. конф., 17 февраля 2023 г., СПб.: СПбГУП, 2023. С. 118-120.
35.Рощупкина Е.И. Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов "толерантность" и "межэтническая толерантность" // Молодой учёный. 2020. № 32 (322). С. 100-103.
36.Рерке, В.И. Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2017. – № 3. – С. 52-58.
37.Рябинкина А.Н., Варламова М.А. Психологическое благополучие и субъектность личности студентов // Образование и общество. 2019. № 5 (118). С. 109-121.
38.Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Беляев А.А., Блинов Д.В. - СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. - 138 с.
39.Смулевич A.Б. Четырехмерный опросник для оценки дистресса, депрессии, тревоги и соматизации (4ДДТС) при вегетативных психосоматических расстройствах пограничного уровня: журнал неврологии и психиатрии. - № 11. - 2014. - C. 1–7.
40.Степина Н. В., Воробьева А. С. Стрессоустойчивость студентов 1 и 4 курсов разных профилей обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 461-464.
41.Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Виеда, 2009. – 192 с.
42.Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Акарачкова Е. С. и соавторы. - Санкт-Петербург.: Скифия-принт; Москва: Профмедпресс, 2020. - 138 с.
43.Трошихина Е.Г. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2017. - Т. 7. - №3. - С. 211-223.
44.Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 216-219.
45.Филиппова А.А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности // Молодой ученый. - 2020. - № 43 (333). - С. 88-92.
46.Физиология стресса: учебно-методическое пособие / составители Ш. В. Куулар, У. В. Доржу, С. К. Сарыг. - Кызыл: Издательство ТувГУ, 2018. - 89 с.
47.Харламова, Т.М. Роль гендерной идентичности в выборе стратегий поведения в конфликте // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2019. С. 173-179.
48.Частоедова Е.В., Истомина М.С., Злоказова М.В. Уровень тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза (гендерные аспекты) // Вятский медицинский вестник. 2020. № 2 (66). С. 74-79.
49.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
50.Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход / под ред. В.А. Чулкова. – СПб.: Сова, 2002. – 272 с.