Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время торговля занимает одно из лидирующих положений в российской экономике, занимая первое место по доле занятых – 18,7 % и валовой добавленной стоимости – 17,4 % и опережая по данным показателям отрасли промышленности [36, с.24].
В торговле решаются стратегически значимые социально-экономические задачи – повышение уровня жизни населения путем удовлетворения основных жизненных потребностей людей в качественных товарах и услугах по доступным ценам, увеличение числа хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих продукцию народного потребления, способствующее формированию динамичной конкурентной среды и росту количества доступных для любых категорий экономически активного населения рабочих мест, а также реализация программы импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства.
Развитие и функционирование предпринимательства в торговой сфере как социально-экономический феномен идет уже на протяжении нескольких десятков лет. Тем не менее, при наличии отдельных положительных результатов оно еще находится не на должном уровне. Это заставляет более тщательно проанализировать процесс его становления и выявить причины и факторы, затрудняющие формирование этого важного сектора экономики, что позволит определить пути снижения или полного устранения их негативного влияния, выработать меры по улучшению условий предпринимательской среды и сделать в целом процесс управления развитием предпринимательства более результативным.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие предпринимательства в торговле происходит в условиях нестабильной внешней среды, санкционного давления и поиска новых механизмов адаптации торгового предпринимательства в современных условиях ведения коммерческой деятельности.
Конкуренция на рынке розничной торговли усложняется тем, что в условиях затяжного экономического кризиса для покупателя, зачастую, единственным мотивом покупки является цена товара, а не его качество и полезные свойства. Зачастую приобретаются «акционные» товары без всякой ориентации. В структуре розничных продаж на офлайн-рынке России в 2023 году на них приходится уже 64% товарооборота. При этом растёт и количество магазинов, которые ориентируются на данную товарную группу (такие магазины получили название «жёстких дискаунтеров»). Только за семь месяцев 2023 года число «жёстких дискаунтеров» увеличилось более чем на 2 млн. [45,с.101]
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – разработать рекомендации по повышению эффективности системы сбыта и продвижения предприятия торговли на примере ООО «Союз Святого Иоанна Воина».
Задачи исследования:
– раскрыть сущность и виды системы сбыта и продвижения товаров предприятия;
– дать характеристику организации системы сбыта и продвижения товаров предприятия
– проанализировать методы оценки системы сбыта и продвижения товаров;
– проанализировать систему сбыта и продвижения товаров предприятия на примере ООО «Союз Святого Иоанна Воина».
– оценить экономический эффект от внедрения рекомендаций по совершенствованию системы сбыта и продвижению товаров предприятия.
Объект исследования – ООО «Союз Святого Иоанна Воина».
Предмет исследования – система сбыта и продвижение товаров в ООО «Союз Святого Иоанна Воина».
В ходе исследования использовались общенаучные и экономико-статистические методы обработки данных: группировка, сравнение, ситуационный анализ.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определена актуальность выпускной квалификационной работы, представлена цель, расписаны задачи, объект и предмет исследования, а также практическая значимость работы и ее структура.
В первой главе раскрываются теоретические основы организации сбытовой деятельности продвижения в торговле.
Во второй главе анализируется сбытовая деятельность и продвижение на примере торгового предприятия ООО «Союз Святого Иоанна Воина», на основе чего предлагаются рекомендации по повышению эффективности использования различных инструментов для продвижения торгового предприятия.
В заключении сформулированы выводы и предложения по результатам исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА И ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и виды системы сбыта и продвижения товаров предприятия
Формирование спроса и стимулирование сбыта – одни из важнейших элементов в комплексе экономической деятельности. Кроме того, в современных представлениях экономистов, они существуют в неразрывном взаимодействии друг с другом. Так, стимулирование сбыта является не только важнейшим элементом системы формирования спроса, но и одним из главных компонентов экономической деятельности предприятия.
Сбытовая деятельность и продвижение в торговле имеют свои существенные особенности.
Торговые организации играют важную роль в экономике и жизни общества любой страны. При этом рост этих организаций приводит к тому, что на рынке выживают только те игроки, которые готовы предложить широкий ассортимент, относительные низкие цены и высокое качество обслуживания потребителей [3, с.88].
Кроме непосредственного оказания услуг по продаже товаров предприятия торговли должны оказывать и качественные дополнительные услуги. К таким услугам относят:
– консультирование по приобретаемым товарам, упаковка, доставка до места и т.д.;
– услуги, которые оказываются после приобретения покупателем товара. Например, установка сигнализации на автомобиль, подгонка одежды под необходимый размер и т.д.;
– услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров. Например, высокая культура обслуживания, организация удобных подъездных путей и стоянок для автомобиле и т.д. Стоит отметить, что услуги могут оказываться как платно, так и бесплатно.
Основными целями и задачами торгового обслуживания являются:
– профессиональное консультирование покупателей в процессе выбора и покупки товара;
– организация эффективной презентации товаров, подчеркивающей их уникальное коммерческое предложение, дизайн, функциональные характеристики;
– передача необходимой технической документации, позволяющей торговым предприятиям должным образом выполнять свои функции по гарантиям качества товаров;
– предпродажная подготовка изделий с целью придания им надлежащего товарного вида;
– обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации или потреблению в течение всего гарантийного срока;
– сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется или потребляется продукция, а также подробный учет рекламаций со стороны покупателей;
– организация послепродажного сервиса и предоставление коммерческих гарантий покупателям товаров;
– знание нужд и потребностей клиентов и максимальное их удовлетворение;
– организация оптимальной выкладки товаров с учетом максимальных удобств для покупателей в процессе отбора товаров; обеспечение надлежащего качества оформления покупки, включая скорость обслуживания, профессиональную грамотность [11, с.114].
Полноценное решение данных задач невозможно без обеспечения высокого качества торгового обслуживания (рисунок 1.1.1).
Качество торгового обслуживания – это совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания. Оно подразумевает создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных комфортных условий для выбора и приобретения товаров и оказание предусмотренных услуг [9].
Рисунок 1.1.1 – Критерии оценки качества торгового обслуживания с позиции покупателя и торгового предприятия
Качество торгового обслуживания имеет огромное значение в сфере розничной торговли и остается актуальным по причине высокой интенсивности конкуренции на данном рынке в современном мире. Качество торгового обслуживания становится ключевым фактором, который может выделить одну компанию от других. Покупатели обращают внимание на уровень обслуживания, эффективность и доброжелательность персонала, а также на общий опыт покупки.
1.2 Организация системы сбыта и продвижения товаров предприятия
Система сбыта и продвижения товара определяется через различные осуществляемые субъекты функции, под которыми предполагаются совокупности определенных действий в процессе коммерческой цели предприятия.
Управление сбытом и продвижением торговой организации включает следующие основные элементы:
– детальное изучение потребителя, его требований к товару, мотивов покупки и особенностей покупательского поведения;
– определение объема и структуры спроса на товары и услуги;
– формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;
– организацию процесса продажи и стимулирование объемов реализации;
– рекламно-информационную деятельность;
– услуги, сервисное обслуживание [22, с.77].
Основными задачами в управлении коммерческой деятельности торговой организации являются:
– развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;
– координация закупочных работ среди поставщиков и потребителей; ӽ удовлетворение потребностей населения, – выбор необходимого сегмента рынка;
– организация сбыта и продвижения товаров;
– грамотное и эффективное формирование ассортиментной и ценовой политики организации [33, с.118]
В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности.
По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:
– технологические – они связаны с движением товара как потребительской стоимости и являются продолжением процесса деятельности в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т.д.). Они представляют собой единство 3 элементов – живого труда, средств труда и предметов труда.
– коммерческие процессы (коммерция – слово латинского происхождения (от латинского «commercium» – торговля) – это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.
К коммерческим процессам относятся такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.). Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги , оказываемые покупателям при продаже товаров.
Они представляют собой связующее звено между коммерческими и технологическими процессами. Все направления коммерческой деятельности предприятий торговли можно связать в одним процесс, который называется товародвижением.
Товародвижение представляет собой сложный, многообразный процесс, осуществляемый посредством комплекса взаимосвязанных стадий (этапов). Принято выделять следующие этапы товародвижения:
1) движение товаров с производственных складов на склады оптовой торговли;
2) внутрискладские операции с товаром на предприятиях оптовой торговли;
3) товароснабжение розничной торговой сети оптовыми торговыми организациями;
4) внутримагазинные операции с товаром и операции по его доведению до покупателя на предприятиях розничной торговли.
Основными принципами товародвижения являются:
– рациональной достижение оптимальной звенности товародвижения;
– унификация технологических схем и структур;
– оптимизация торгово-технологических операций;
– использование кратчайших путей движения;
– организации эффективное использование транспортных средств, тары.
Торговля в России имеет свой особенный путь развития, отличный от большинства стран Европы и США. В досоветский период времени роль торговли как системообразующего звена воспроизводственного процесса была заключена в выполнении функций, обеспечивающих единство воспроизводства социально-экономических систем разного уровня (удовлетворение потребности, сбыт продукции, возобновление производственного цикла, изъятие денежных средств у населения). В советский период считалось, что в условиях частнокапиталистического строя погоня за прибылью является основной движущей силой деятельности торговых предприятий, что усиливает эксплуататорскую сущность торговли, вызывает рост цен на предметы первой необходимости, в отличие от торговли социализма, при которой действует закон планомерного развития народного хозяйства. В 1960-х годах получил развитие формат самообслуживания, в 1970-х появились универсамы, с 1970-х развивалась торговля по телефону (стол заказов). В 1980-е торговые предприятия добавили ряд услуг в магазины - подгон одежды по размеру, оплата в кредит, доставка на дом, раскрой тканей и др.
В 1990-х годах в рамках политики разгосударствления была упразднена система централизованного распределения потребительских товаров, произведена ликвидация розничных торгов и оптовых баз, произошло переустройство общественного строя, при котором государство разрешило торговать всем желающим. В этот же период времени возник рынок ликвидной торговой недвижимости, что явилось основой возрождения инфраструктуры организованной торговли. С начала 2000-х гг. отечественные промышленные предприятия, столкнувшиеся с проблемой сбыта своей продукции в условиях возросшего импорта, начали создавать собственные многоканальные системы сбыта в розничной торговле (сети «Терволина», «Большевичка», «Парижская коммуна» и т.д.). В эти же годы финансово-промышленные группы и отдельные банкиры начали создавать торговые компании (например, «Перекресток», созданный «Альфа-банком», сеть «БИН» - семьей Гуцириевых и т.д.).
Преобразования в торговле произошли с развитием крупных оптовых компаний, занимающихся дистрибьюцией транснациональных брендов, выходивших на российский рынок (Nestle, Mars, Procter&Gamble и др.). Оптовые компании диверсифицировали бизнес, создав оптово-розничные объединения, некоторые из которых впоследствии стали розничными сетями (например, «Магнит» или сеть «Светофор», преобразованная из дистрибьюторского бизнеса).
Доля торговых сетей в обороте розничной торговле к 2023 году достигла максимума (рисунок 1.2.1).
Рисунок 1.2.1 – Доля торговых сетей в общем объёме оборота розничной торговли, %
Торговые сети, развивая свои складские и транспортные системы, становятся драйверами регионального роста. По разным оценкам, доступным в открытой аналитике, если совокупная доля транспортно-логистических расходов в цене товара на полке у ведущих западных ритейлеров достигает 7%, то в России – 30%, в зависимости от категории товара и региона. Так называемая «высокая наценка торговых сетей» в значительной мере зависит именно от логистических затрат. При том, что средняя прибыль сетей с продажи товаров – всего 2-3%, дороговизна логистики – серьезная проблема для региональных продаж [5, с.105].
При этом логистическая цепь в розничной торговли не заканчивается с попаданием товара на полки магазина, в самом торговом зале происходят логистические процессы, от которых во многом зависит конечный финансовый результат розницы.
Эффективность продвижения в розничной торговле определяется планировкой торгового зала.
Оборудование в торговых залах перспективных типов предприятий торгового обслуживания: гипермаркетов, супермаркетов, магазинов жилой группы – располагается по следующим планировочным схемам:
– линейной, многолинейной – оборудование торгового зала прилавками (основная схема); ·
– салонной – открытое экспонирование товаров в витринах (как правило, дополняет линейную схему); ·
– островной – прилавки располагаются вокруг свободно стоящего оборудования (характерно для зон нарезки, фасовки и взвешивания сыров, гастрономии, готовых блюд); ·
– боксами – прилавки размещаются с трех сторон вокруг шкафов, примыкающих к стене (характерно для зоны взвешивания и фасовки мясопродуктов, также выступает в качестве замены островной схемы).
Оборудование торгового зала играет одну из главных ролей в организации эффективной организации работы торгового предприятия.
Эффективное размещение торгового оборудования в магазине определяет прибыльность работы предприятия, его конкурентоспособность и перспективы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей».
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции»
3. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
4. Алексеева, Н. И. Формирование комплекса услуг предприятий розничной торговли / Н. И. Алексеева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2023. – № 12. – С. 206-212.
5. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2023. – 286 с.
6. Базилевич, С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / С.В. Базилевич // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 473-489.
7. Безрукова, Т. Л. Маркетинговые ориентиры развития розничной торговли / Т. Л. Безрукова // Торговля и рынок. – 2023. – Т. 2, № 3(67). – С. 33-39.
8. Белецкий, М. Д. Повышение конкурентоспособности продукта-mix, как Основное направление в развитии субъектов розничной торговли / М. Д. Белецкий // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 699-708.
9. Глазов, М.М. Предпосылки формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов / М.М. Глазов // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 2 (116). – С. 110-112.
10. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
11. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2023. – 398 с.
12. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
13. Денисова, Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли : учебное пособие / Н.И. Денисова. – М.: Издательство «Магистр», 2022. – 480 с.
14. Депутатова, Е. Ю. Особенности продвижения товаров и услуг в розничной торговле в современных условиях / Е. Ю. Депутатова, М. А. Перельман // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-1(71). – С. 94-98.
15. Жулидов, С. И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
16. Иванов, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Г.Г. Иванов. – М.: ФОРУМ, 2021. – 384 с.
17. Ильин, Д. Ю. О росте конкурентоспособности сети предприятий розничной торговли / Д. Ю. Ильин // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2022. – № 2(39). – С. 87-93.
18. Казакевич, Т.А. Организация и планирование деятельности предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Т.А. Казакевич. – СПб.: Интермедия, 2013. – 186с.
19. Камалова, Т. А. Использование маркетинга в розничной торговле / Т. А. Камалова, Э. Б. Атуева // Индустриальная экономика. – 2022. – Т. 3, № 5. – С. 294-299.
20. Клименко, Ю. И. Совершенствование коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции / Ю. И. Клименко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2023. – Т. 3, № 15. – С. 83-88.
21. Конкуренция: сущность, роль в экономике и виды / С. Хемзаева, М. Шукуров, Б. Нурыев, М. Отузов // A Posteriori. – 2023. – № 1. – С. 98-100.
22. Косарева, О. А. Тренды управления взаимоотношениями с клиентами в розничной торговле / О. А. Косарева // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2023. – № 4(52). – С. 76-81.
23. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие для вузов / Г.Д. Костина. - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 175с.
24. Копанев, Д. В. Инструменты продвижения в сетях розничной торговли / Д. В. Копанев, С. Б. Квеско // Вестник науки. – 2023. – Т. 1, № 6(63). – С. 143-146.
25. Лифшиц, А. С. О сопоставлении конкурентных преимуществ и конкурентных ограничений организации розничной торговли / А. С. Лифшиц, Д. Ю. Ильин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2(56). – С. 14-22.
26. Мукушев, А. Б. Экономическая эффективность при стимулировании продаж / А. Б. Мукушев, А. К. Байгондина // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2023. – № 6. – С.8-12.
27. Меньшиков, Е. И. Оценка влияния инновационных инструментов на конкурентоспособность в сетевом ритейле / Е. И. Меньшиков, А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 211-220.
28. Неуважаев, И. А. Персонализация предложений в розничной торговле как маркетинговый метод продвижения / И. А. Неуважаев, А. М. Ткач // Дельта науки. – 2023. – № 1. – С. 3-7.
29. Оразбек, Е.А. Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий / Е.А. Оразбек // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 31. – С. 904-913.
30. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. Пособие / Т.Н. Парамонова. – М.: КноРус, 2022. – 396 c.
31. Приходько, К. С. Новейшии тенденции развития розничных торговых сетей в России / К. С. Приходько, Е. А. Говорун // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. – № 60. – С. 104-111.
32. Рзун, И. Г. Клиентоориентированность как новый фактор формирования прибыли ритейлеров / И. Г. Рзун, О. С. Хлусова, Я. А. Гриневич // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – С. 230-234.
33. Салгириев, Э. Р. Особенности рекламного продвижения товаров и услуг в розничной торговле в современных условиях / Э. Р. Салгириев, Н. М. Альханов, Э. Д. Бакашев // Вестник Екатерининского института. – 2022. – № 2(58). – С. 116-120.
34. Салита, С. В. современные маркетинговые технологии продвижения на рынке товаров и услуг / С. В. Салита // Торговля и рынок. – 2021. – № 2(58). – С. 87-94.
35. Самакаева, М. Д. IoT технологии в розничной торговой сети / М. Д. Самакаева, М. Машалаева // Гуманитарий и социум. – 2022. – № 2. – С. 5-10.
36. Саркисян, Л. Г. Зеленый маркетинг как фактор конкурентоспособности в розничной торговле / Л. Г. Саркисян, М. К. Скороварова // Endless Light in Science. – 2022. – № 3-3. – С. 24-28. – DOI 10.24412/2709-1201-2022-2022-24-28.
37. Сапегина, К. З. Концептуальные основы моделирования конкурентного позиционирования торговых сетей / К. З. Сапегина // Экономические науки. – 2022. – № 216. – С. 159-170.
38. Сергеева, Е. П. Правовое обеспечение коммерческой деятельности: практикум: учебное пособие / Е. П. Сергеева. – М.: РИПО, 2022. – 116 с.
39. Сергеева, Н. В. Цифровые инструменты контроля сбыта продукции и стимулирования продаж / Н. В. Сергеева, Е. Ф. Малыха // Международный научный журнал. – 2023. – № 5(92). – С. 40-50.
40. Синяева, И. М. Маркетинг в торговле : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 7-е изд. – М.: Дашков и К°, 2022. – 396 с.
41. Сухитченко, А. Ю. Совершенствование организации управления продвижения товаров и услуг / А. Ю. Сухитченко, Н. В. Воробева // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 10(64). – С. 107-108.
42. Тарасова, Е. Е. Продуктовый ритейл в России: особенности функционирования и направления развития / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, О. А. Глазунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 4(101). – С. 177-188.
43. Токарь, Е. В. Трансформация потребительского поведения населения России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды / Е. В. Токарь, А. А. Фирсова, М. Н. Вербицких // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 45-54.
44. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли / И. В. Ткаченко, О. С. Анисимова, В. А. Коломыца, Н. А. Бородина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 53-60.
45. Управление конкурентоспособностью : учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.] ; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 427 с.
46. Федоров, Н. А. Стимулирование сбыта как форма продвижения товара / Н. А. Федоров // Студенческий. – 2022. – № 17-3(187). – С. 47-49.
47. Чернухина, Г. Н. Основы товародвижения в торговле: для студентов, обучающихся по образовательным программам по специальности «Коммерция (по отраслям)»: учебник / Г. Н. Чернухина, Н. Ю. Курганова. – М.: Университет Синергия, 2023. – 170 с.
48. Шатохин, А. М. Современные формы продвижения в торговле продуктами питания / А. М. Шатохин // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2021. – № 1. – С. 21-25.
49. Щукин, Д. С. Методы оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли / Д. С. Щукин, В. А. Жеваго, С. Л. Блау // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 47-58.
50. Якубов, Р. Р. Практические аспекты реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле / Р. Р. Якубов // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 6(121). – С. 80-89.