Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Этим объясняется актуальность курсовой работы.
Культура речевого общения предполагает знание младшими школьниками правил вежливости, речевого этикета и умение пользоваться ими в поведении.
Низкий уровень сформированности навыков вежливого поведения школьников вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей. По результатам наших наблюдений, проводившихся в нескольких городских школах, приблизительно в 80% речевых ситуаций, требующих использования формул речевого этикета, младшие школьники обходятся без них; дети зачастую обращаются друг к другу по прозвищам, из которых больше половины обидные; значительная часть учащихся при поздравлении родителей, учителей, друзей использует штампы, не передающие искренность чувства, и т.п.
Необходимость специального обучения детей в школе вежливости становится всё более очевидной. Это осознается современными учеными и методистами. Идея о необходимости обучения вежливому общению на уроках русского языка звучит в работах Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой и др.
Многие учителя начальных классов ведут работу в этом направлении. Она в основном представлена уроками развития речи, факультативами, а также внеурочными мероприятиями (конкурсами, викторинами и т. п.). Однако эти занятия, как правило, эпизодичны и практически не увязаны в единую систему. Кроме того, они в большинстве своем обособлены от изучения грамматического материала. Все это в значительной степени нарушает связь между теоретическими знаниями и их реализацией в практике речевого общения. Между тем школьный курс русского языка может служить основой для систематического обучения учащихся нормам вежливости.
Некоторые аспекты методики обучения вежливому общению на уроках русского языка раскрыты в работах А.А. Ворожбитовой [7], О.М. Казарцевой [14], Т.А. Ладыженской [17; 18], В.А. Синицына [29; 30]. Задания, связанные с обучением использованию формул речевого этикета, встречаются и в современных учебниках по русскому языку для начальной школы. Но в них отсутствует продуманная, четкая система обучения младших школьников вежливости.
Проблема исследования: каковы методические приемы формирования культуры речевого поведения младших школьников в системе языкового и коммуникативного образования?
Цель исследования: выявить специфику обучения культуре речевого поведения в начальной школе, разработать методы и приемы обучения младших школьников вежливому общению.
Объект исследования: формирование культуры речевого поведения.
Предмет исследования: методы и приемы формирования речевого поведения младших школьников в системе языкового и коммуникативного образования.
Гипотеза исследования: включение в обучение учащихся русскому языку системы работы над вежливостью будет способствовать совершенствованию культуры речевого поведения младших школьников.
Для проверки вышеизложенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблематике исследования.
2. Представить опыт традиционной работы по формированию культуры речевого поведения в начальной школе.
3. В процессе проведения констатирующего эксперимента выявить уровень сформированности у младших школьников культуры речевого поведения.
4. Разработать свои методы и приемы формирования культуры речевого поведения младших школьников в рамках языкового и коммуникативного образования.
5. В результате анализа проведённого эксперимента доказать эффективность разработанных методов и приёмов.
При решении поставленных задач использовались такие методы исследования, как:
- анализ научной литературы по теме исследования;
- анализ методической литературы с целью обобщения педагогического опыта;
- анкетирование младших школьников;
- наблюдение за поведением младших школьников в классе;
- беседы с учителями и учащимися;
- педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий);
- анализ устных и письменных высказываний младших школьников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуры речевого поведения в рамках языкового и коммуникативного образования младших школьников
1.1.Задачи языкового и коммуникативного образования в начальной школе
Традиционная для современного российского образования методика обучения в начальной школе, сегодня ориентирована на владение младшими школьниками культурологическими знаниями и устной литературной речью. Вследствие этого в современную эпоху возникла необходимость изменения и содержания начального языкового образования, и формы его организации, и структуры педагогического управления на каждой ступени образования. Высказанные условия предполагают разработку и внедрение в языковое образование новых методик обучения младших школьников языку и речи.
В «Концепции модернизации российского образования», «Стратегиях содержания общего образования» и ряде других нормативных документов одной из задач начального языкового образования является коммуникативная подготовка обучающихся, которая включает два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Указанные аспекты предполагают понимание коммуникации как процесса использования символов языка, как способ выражения и передачи мыслей и чувств, но, г лавное, как способ совместного конструирования социальных реальностей, разнообразных взаимоотношений и ситуаций.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральном государственном образовательном стандарте делается акцент на формировании у школьников ключевых компетенций, к числу которых относится коммуникативная образовательная компетенция. При этом внимание сосредоточивается на результатах обучения, рассматриваемых не как сумма полученных знаний, умений, навыков, а как способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях. В связи с этим насущной задачей школы становится использование мощного образовательного потенциала языка, предполагающего изучение языковых единиц, их речевых возможностей и способствующего влиянию на уровень владения языковыми средствами в различных ситуациях общения.
Важнейшим необходимым средством и условием существования человеческого общества является общение между людьми (межличностное) и группами людей (групповое). Ученые И.Т. Димитрова, М.И. Лисина под общением понимают определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.
Обратимся к определению понятия культура речевого общения. Под речевым общением ученые понимают общение с помощью естественного языка, осуществляются по законам того языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
Языковеды А. Богуш, Е.П. Аматева, С.К. Хаджерадева рассматривают «культуру речевого общения»как соблюдение совокупности требований к общению, которое достигло коммуникативных целей вещания, таких как: актуальность, реальность, способность заинтересовать слушателя; соответствие законам логики и коммуникации; соответствие языковой норме; целесообразный выбор средств языка, выразительность и другое. [8, с. 56]. По их мнению понятие «культура речевого общения» включает в себя и речевой этикет.
На протяжении веков человечество выработало приемлемые формы сосуществования, которые базировались на правилах и традициях каждого народа, а также были обусловлены особенностями национальной истории, ментальности, политического устройства страны [17].Общество с давних времен вырабатывало правила поведения. «Библия» и народная мудрость «учили» тому, что и как надо делать, для того чтобы быть услышанным, понятым и принятым человеческим сообществом, то есть правилам речевых коммуникаций, условиям соблюдения этикета речевого общения. Этикет - это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Конечно, этикетные нормы должны знать все. Но закономерным является утверждение, что в первую очередь воспитанными должны быть воспитатели, учителя. Именно им, на наш взгляд, адресованы слова А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этот ряд требований можно продолжить, в силу того, что педагогическая деятельность требует соблюдения этики общения с детьми и их родителями, коллегами и представителями других профессий. Педагогу не прощается нарушение правил речевого взаимодействия, что иногда прощается представителям другой профессии.
Понятие «общение» очень многогранно и имеется множество определений этого термина. М. И. Лисина дает определение понятия общения как взаимодействие двух или более людей, направленное на объединение и согласование усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В.
Общение - процесс актуализации общественного отношения, превращение его в реальную форму из виртуальной, в форму «действительного отношения», осуществляемое при определенных «обстоятельствах» или «условиях».
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя 3 основных процесса:
– коммуникацию (обмен информацией),
– интеракцию (обмен действиями)
– социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)].
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором человек действует и реагирует на действия других людей.
Культура – (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие) – совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, ранее обретенных знаний, заученных форм человеческого поведения и деятельности, символических обозначений окружающего мира и образов самопознания.
Этикет (фр. etiquette –этикетка, ярлык) – совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Этикет выражается в различных аспектах человеческого поведения. И самую важную роль выполняет речь в выражении отношения к людям.
Речевой этикет – это микросистема стереотипных вербальных единиц, используемых для проявления доброжелательного отношения к собеседнику в различных ситуациях общения [22].
Исходя из определения речевого этикета, можно сделать заключение о том, что благодаря правилам речевого этикета люди знают, как принято себя вести в социуме, строить взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому основной функцией речевого этикета является контактоустанавливающая функция. К речевому этикету также относится функция воздействия на собеседников. Например, ситуация просьбы, совета, приглашения и т.д. Эмотивная функция связана с выражением чувств, эмоций [27].
Культура общения – это совокупность поведенческих и речевых норм, которые обусловливают качество и уровень совершенства общения. Понятие культуры общения неотделимо от культуры личности человека и характеризует его ценностные ориентиры, нравственные модели общения, способы, формы и приѐмы коммуникаций. Показателями сформированности культуры общения являются определенные качества личности, поступки, согласованные с требованиями морали, духовности, этикета и нравственности.
Культура общения и поведения обладает общепризнанными принципами:
1. Точность речи – это умение ясно и отчетливо выражать свою позицию;
2. Понятность;
3. Чистота речи – это отсутствие жаргонизмов или слов – паразитов;
4. Уместность – это соответствие задачам высказываний и конкретной ситуации [25].
Культура общения является одной из самых важных составляющих культуры человека. Культура общения (в узком смысле) – это совокупность приобретенных человеком знаний, навыков и умений общаться, реализующиеся в конкретном обществе на определенном этапе его развития. Формирование навыков культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в образовательной организации. Умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими людьми, правильно строить межличностные отношения позволяют обучающимся эффективно развиваться как личность.
Культура общения предполагает обязательные нормы:
1. Логичность – это обоснованность и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли;
2. Содержательность – это продуманность и информативность выражений;
3. Убедительность – это способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании;
4. Доказательность – это достоверность, обоснованность и понятность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;
5. Ясность – это каждое выражение должно быть четким и ясным [25].
Также культура общения включает навыки использования невербальных средств общения:
- использование паралингвистических средств общения (дыхание, интонация, дикция, паузация, темп, ритмика, громкость, тональность, мелодика);
- использование экстралингвистические средства (шум, смех, аплодисменты);
- использование проксемических средств общения (позы, движения, дистанции общения) [23].
Этикет носит ситуативный характер. Выбор человеком слова или жеста обусловлен спецификой возникшей ситуацией. Этикетные ситуации в свою очередь связаны с повседневными событиями или праздниками. Выделяют четыре основных подсистемы этикета.
1.Речевой или вербальный этикет - регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, просьбы, советы, приглашения, сочувствия. То же касается манеры общения и искусства ведения беседы.
2. Мимика и жесты, или кинесика. Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений, жестов, мимики, применяемых в процессе человеческого взаимодействия за исключением движений речевого аппарата. Практически все народы используют своеобразные жесты приветствия, формы прощания, согласия, отрицания. Мимика, взгляд, выражение лица свидетельствуют об отношении собеседника.
3. Организация пространства в этикете, или этикетная проксемика. В этикете имеет значение расположение собеседников в пространстве, дистанция между ними, физический контакт. Необходимо знать, какое место в комнате или за столом можно занять, какие позы выражают открытость, расположенность к контакту.
4. Вещи в этикете, или этикетная атрибутика [12, с. 59].
Чтобы научиться этикету, недостаточно овладеть совокупностью правил поведения. Необходимо иметь представление об истории этикета, о специфических чертах поведения различных народов мира. Этикет - это не только специфическая коммуникативная система и форма поведения, но и своеобразная система знаков. Каждый акт общения предполагает наличие не менее двух партнеров, имеющих коммуникативный статус. Коммуникативные роли обусловлены половозрастным и социальными ролями, а также зависят от коммуникативной ситуации. Так, например, по-разному общаются в школе и на стадионе. Общению предшествует стадия ориентации: партнеры определяют свою тактику поведения. Основными параметрами являются пол, возраст и общественное положение. Этикет, прежде всего, и обеспечивает общение партнеров.
Речевой этикет - это система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в желаемом тональности относительно социальных ролей и ролевых позиций, относительно друг друга, взаимных отношений в официальных и неофициальных обстоятельствах. Речевой этикет - это «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписаний для установления контактов собеседников, поддержания общения в желаемом тональности относительно правилам речевого поведения (правила этикета) [10].
Этикет (с французского etiguette - ярлык, этикетка) выполняет регулирующую роль в выборе определенной формы общения: «ты» или «вы», обращение по имени или с помощью другой номинации, средства общения в зависимости от социальной ситуации (город, сельская местность, старшее поколение, молодежь, подростки, профессиональное общение и др.).
Культурные нормы речевого этикета упорядочивают выражение извинения, благодарности, поздравления, пожелания, приглашения, совета. Речевой этикет в общении предусматривает лояльное, уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику, использование общекультурных норм общения, суждения, формы выражения.
Приведем несколько определений речевого этикета. Так, А.А. Акишина и Н.И. Формановская предлагают следующее: «Речевой этикет – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения и т.д.» [1, с.33].
Другое определение мы находим у Л.П. Ступина и К.С. Игнатьева: «В широком его значении речевой этикет следует понимать как форму нормативного речевого поведения в обществе между представителями единой нации. В более узком значении под речевым этикетом подразумевается совокупность типовых высказываний, закрепленных национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе для использования в конкретных социально-коммуникативных ситуациях» [34, с. 42].
Под речевым этикетом также понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности [16, с. 71].
Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование. В широком смысле – это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле – это специфические формулы, принятые для поддержания общения [8, с. 93].
В научной литературе термин «речевой этикет» является полисемичным и может рассматриваться как:
– совокупность правил поведения, касающихся отношений с людьми: формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда (Л.П. Крысин и др.) [16];
– особый язык общения, дающий возможность достижения взаимопонимания, взаимоуважения, формирования ауры человеческой культуры, в которой может нормально существовать и развиваться личность (Т.А. Ладыженская, Н. И. Формановская и др.) [18; 40];
– вербальное (словесное) выражение уважительного отношения к людям, которое проявляется в нашей речи, манере общаться, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре (Е.А. Земская и др.) [11];
– особая система знаков или порядок речевого поведения, установленный в данном обществе (О.Я. Гойхман, И. С. Кон, Т.М. Надеина и др.) [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст] / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 1983. - 181с.
2. Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Г. Антонова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
3. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.Н. Божович. - М.: Педагогика, 1968.
4. Брадецкая, И.Г. Формирование навыков этикетной речи на уроках риторики (из опыта работы учителя) [Текст] / И.Г. Брадецкая // Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах: Тезисы докладов участников шестой международной научной конференции по риторике. – М., 2002. – С. 17.
5. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст] / Л.П. Васильева-Гангнус. - М.: Просвещение, 1984. – 78 с.
6. Верещагин, Е.М. Язык и культура [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М., 1976.
7. Ворожбитова, А.А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.А. Воржбитова.- М.: Флинта: Наука, 2002. – 248 с.
8. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 272 с.
9. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин – М.: Просвещение, 1983. – 109 с.
10. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст] / А.Д. Дейкина. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
11. Земская Е.А. Категория вежливости в контексте речевых действий [Текст] / Е.А. Земская // Логический анализ языка: язык речевых действий. – М., 1994. – С. 131-136.
12. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций [Текст] / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 344 с.
13. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.
14. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 496 с.
15. Кормилицына, М.А. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах [Текст] / М.А. Кормилицына, Г.Р. Шамьенова // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов, Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. – С. 257 – 266.
16. Крысин, Л.П. Социально-лингвистические аспекты изучения современного русского языка [Текст] / Л.П. Крысин. М.: Наука, 1989. -170 с.
17. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе [Текст] / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. – М.: Баласс, 2003. – 94 с.
18. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения [Текст]: Учебное пособие для студентов / Т.А. Ладыженская. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 136 с.
19. Лемяскина, Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе [Текст] / Н.А. Лемяскина // Начальная школа. – 2002. - № 6. – С. 68 – 72.
20. Львов, М.Р. Родной язык как средство становления духовного мира личности [Текст] / М.Р. Львов // Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе. Тезисы докладов участников международной научно-практической конференции. // Сост. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2001. – С. 8 – 11.
21. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. – М.:РОСТ СКРИН, 1997. – 256 с.
22. Милованова, Н.Н. Интегрированный урок-игра «Сказки и речевой этикет» [Текст] / Н.Н. Милованова, О.Н. Львова // Русский язык в школе. – 1995. - № 2. – С. 55 – 58.
23. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками (литературный и музыкальный игровой материал). [Текст] / С.О. Николаева. - М.:ВЛАДОС, 1999. – 116 с.
24. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: «АЗЪ», 1992. – 960 с.
26. Пийрайнен, И.Г. Вежливость как категория языка [Текст] / И.Г. Пирайнен // Вопросы языкознания. – 1996. - № 6. – С. 100-106.
27. Речевые секреты [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992. – 206 с.
28. Речевые уроки [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994. – 188 с.
29. Синицын, В.А. На пути к освоению коммуникативно ориентированного курса родного языка в школе [Текст] / В.А. Синицын // Русский язык в школе. – 1998. - № 4. – С. 26 – 30.
30. Синицын, В.А. Путь к слову. Из записок учителя [Текст]: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В.А. Синицын. – М.: АО «Столетие», 1996. – 352 с.
31. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. [Текст] / Л.И. Скворцов. – М.: Знание, 1995. – 256 с.
32. Смирнова, Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и для родителей начальных классов. [Текст] / Н.А. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2002.
33. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения [Текст] / В.В. Соколова. - М., 1995. – 288 с.
34. Ступин, Л.П. Современный английский речевой этикет [Текст] /Л.П. Ступин, К.С. Игнатьев. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. - 144 с.
35. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. - М: Слово / Slovo, 2000. – 260 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/fgos-2010/
37. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении) [Текст]/ Н.И. Формановская. - М.: Знание, 1987. - 160с.
38. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н.И. Формановская. – М., 1989. – 159 с.
39. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты [Текст] / Н.И. Формановская. – М., 1987. – 126 с.
40. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст [Текст] / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002. – 160 с.
41. Формановская, Н.И. Употребление русского речевого этикета [Текст] / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 1982. – 172 с.
42. Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов [Текст] / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
43. Фролкина, Л.В. Проблемы искренней вежливости и так называемой «вежливости-маски» в процессе общения [Текст] / Л.В. Фролкина // Риторика в системе гуманитарного знания: Тезисы VII Международной конференции по риторике. – М., 2003. – С. 347 – 349.
44. Халезова, Н.А. О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала [Текст] / Н.А. Халезова // Русский язык в школе. – 1992. - № 1. – С. 23 – 28.
45. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика для учащихся 1-ых - 2-ых классов [Текст]: Методическое пособие / А.И. Шемшурина.- Л.,1991 - 41с.
46. Шитякова, Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н.П. Шитякова // Начальная школа. – 2006. - № 12. – С. 16 – 22.
47. Шкатова, Л.А. Задачник по этикету: Учебное пособие для учащихся. [Текст] / Л.А. Шкатова. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1996. – 80с.