Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность эффективной выстроенной налоговой политики компании налогового учета неоспорима в современном мире. Эффективное управление налогами имеет огромное значение для государства и бизнеса. Налоговая система является ключевым инструментом в экономике страны, определяя доходы государства и регулируя отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Однако, налоговое администрирование сопряжено с рядом сложностей и вызовов, которые необходимо преодолевать для обеспечения справедливости и эффективности налоговой системы.
Эффективное управление налогами является краеугольным камнем финансовой устойчивости государства. Сбор налогов позволяет обеспечить финансирование государственных программ и социальных услуг, таких как образование, здравоохранение и инфраструктура. Поэтому важно, чтобы налоговое администрирование было прозрачным, эффективным и справедливым для всех сторон.
Сложности, с которыми сталкиваются налоговые органы и налогоплательщики, включают в себя необходимость соблюдения налогового законодательства, адекватного контроля за финансовыми потоками и предотвращения налоговых мошенничеств. Кроме того, постоянно меняющаяся экономическая среда требует постоянного обновления налоговых политик и процедур для адаптации к новым условиям.
Для повышения эффективности налогового администрирования необходимо внедрять современные технологии и информационные системы, автоматизировать процессы сбора и анализа данных. Также важно обеспечить обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых органов, чтобы они могли оперативно реагировать на изменения в налоговом законодательстве и экономике в целом.
Итак, налоговое администрирование остается актуальной темой в современном мире, требующей постоянного совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям. Эффективное управление налогами играет важную роль в обеспечении финансовой стабильности государства и справедливости для всех участников налоговых отношений.
Цель исследования – совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в АО «Донская обувь».
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- исследование нормативного обоснования учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сбора;
- изучение теоретических аспектов организация учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- изучение цели, направления и методики анализа расчета с бюджетом;
- проведение анализа организационно-экономической характеристики АО «Донская обувь»;
- проведение анализа синтетического учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- рассмотрение порядка организации налогового учета;
- совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в АО «Донская обувь».
Объектом исследования является АО «Донская обувь».
Предметом – учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в коммерческой компании.
В данной работе были использованы методы исследования:
1.Анализ литературы - изучение существующих исследований, теорий и публикаций по теме работы для получения фундаментальных знаний и понимания предмета исследования.
2.Эмпирические методы - сбор и анализ первичных данных с помощью опросов, интервью, наблюдений, экспериментов и других методов для выявления новой информации или подтверждения гипотез.
3.Качественные и количественные методы - использование качественных и количественных подходов для анализа и интерпретации данных, выявления закономерностей, взаимосвязей и выводов.
4.Кейс-стади метод - изучение конкретного случая или ситуации для понимания причин, последствий и особенностей их проявления.
5.Сравнительный анализ - сопоставление различных аспектов изучаемых явлений или объектов для выявления различий, сходств и тенденций.
6.Моделирование - построение математических, статистических или теоретических моделей для изучения и прогнозирования процессов и явлений.
Однако следует помнить, что выбор методов исследования должен быть обоснованным и соответствовать поставленным целям и задачам работы. Также важно учитывать этические принципы и требования к проведению исследований.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключены в выявление проблем системы налогового администрирования и предложены пути их решения.
Источниками информации в данной работе были учебные и научные исследования по теме работы, данные компании.
Структура работы заключена во введении, заключении, списка литературы и три основных главы.
Глава 1. ПРАВОВОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
1.1.Нормативное обоснование учета и контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Нормативно-правовое регулирование налоговой системы в РФ осуществляется при помощи основного законодательного документа: Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс РФ определяет основные положения и термины, которые касаются системы налогообложения в РФ. Так же Налоговый Кодекс РФ регулирует положения по налогам и сборам в отношении определения составляющих элементов налога, расчета налога, исчисления налога, уплаты налога в соответствующий уровень бюджета РФ. [1]
В промежуток с 1992-1999гг. в нашей стране было принято много новых налоговых нормативных правовых документов. Туда входили и законы и подзаконные акты, которые противоречили друг другу, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому с 1995 г. появились планы о создании единого кодифицированного акта - Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Впрочем, принять его с первого раза в Государственной Думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не удалось. В итоге, в 1998 г. была приняли только первую часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31. 07. 1998 г. № 147-ФЗ вступил в силу с 1 января 1999 г.). [2]
Вторую часть НК РФ, ее еще называют специальной частью, начали создавать с 2000 года. Она состоит из глав и начинается с 21-й главы, в основном эта часть уделяет особое внимание определенному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05. 08. 2000 г. №117-ФЗ). Итак, НК РФ приходится актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране. [3]
НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: [4]
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [5]
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК. [6]
В статье 57 Конституции РФ сказано, что каждый гражданин обязан уплачивать налоги и сборы. Конституционный Суд РФ добавил, что налог может устанавливаться только законом, а те налоги, которые взимаются на основе указов, постановлений или распоряжений не считаются законными. Такое конституционное требование об установление налогов и сборов лишь в законодательном порядке является признаком правового государства и призвано гарантировать права и интересы налогоплательщиков.
Нормативно-правовая база, регулирующая анализ и учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам экономического субъекта представляет собой комплекс нормативных документов (в частности постановления, законы, распоряжений и иных нормативные документы), регулирующие процесс организации и ведения учета, порядка формирования отчетности в отношении расчетов с бюджетом по налогам и сборам экономического субъекта. Нормативное регулирование ведется в соответствии с порядком, установленным:
федеральным законом от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете»; [1]
федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с учетом последующих изменений и дополнений). Данный закон определяет процесс функционирования и создания экономического субъекта;
федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с учетом последующих изменений и дополнений). Данный закон определяет процесс функционирования и создания экономического субъекта;
приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. N34 н «Об утверждении Положениий по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Это Положения, которые устанавливают единые методологические основы на организацию и ведение бухгалтерского учета и формирования отчетности на территории РФ для экономических субъектов.
Каждому предпринимателю необходимо в процессе организации учетной деятельности опираться на нормативно-правовую базу. При этом все нормативные источники обладают различным статусом и значимостью. То есть определенные нормативы необходимо использовать как обязательные. В качестве примера таких обязательных нормативов стоит привести: требования Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (с последними изменениями и дополнениями от 26.07.2019 № 247-ФЗ) (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») и положения по бухгалтерскому учету. Для всех прочих положений может присваиваться рекомендательный характер (в данной ситуации речь идет о методических указаниях и плане счетов).
На рисунке 1 приведены пять основных уровней нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (ред. от 22.12.2021) // Российская газета. – 1998. – № 75
2.Налоговый кодекс РФ, утверждена 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019 года) / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата доступа 27.09.2023)
3.Самитов М. Налоги. Оптимизируй или умри: учебное пособие/ М. Самитов.-М.: Фениск. – 2021 г.- 496 с.
4.Молчанов С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс: учебное пособие/ С. Молчанов.-М.: Питер. – 2022 г.- 430 с.
5.Ильина В.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В.Н. Ильина.-М.: Кнорус. – 2021 г.- 222 с.
6.Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Н.В. Иванова.-М.: Фениск. – 2022 г.- 430 с.
7.Сидорова Е.Ю., Бобошко Д.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Е.Ю. Сидорова, Д.Ю. Бобошко.-М.: Инфра. – 2022 г.- 262 с.
8.Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Полежарова Л.В., Тихонова А.В., Юмаев М.М. Об основных направлениях налоговой политики на 2022 года и на 2023-2024 года. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-nalogovoy-politiki-na-2022-god-i-na-period-2023-2024-godov (дата обращения: 27.09.2023)
9.Медникова Ю.К., Мироненко А.Г., Мироненко В.А. Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-predpriyatiya-i-sposoby-ee-optimizatsii (дата обращения: 27.09.2023)
10.Пансков В.Г. Приоритеты налоговой политики и направления реформирования российской налоговой системы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-predpriyatiya-i-sposoby-ee-optimizatsii (дата обращения: 27.09.2023)
11.Архангельская Л.Ю. Методология количественного измерения налоговой нагрузки в экономике России [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-kolichestvennogo-izmereniya-nalogovoy-nagruzki-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 27.09.2023)
12.Александрова Е. А. Подходы к расчету и оценке налоговой нагрузи / Экономический журнал, 2018. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-raschetu-i-otsenke-nalogovoy-nagruzki (дата обращения: 27.09.2023)
13.Герасименко О.А., Галль А.В. Налоги как инструмент государственного управления в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogi-kak-instrument-gosudarstvennogo-upravleniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 27.09.2023)
14.Медникова Ю.К., Мироненко А.Г., Мироненко В.А. Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-predpriyatiya-i-sposoby-ee-optimizatsii (дата обращения: 27.09.2023)
15.Орловская Т.М. Оценка эффективности налоговых расходов муниципальных образований на обеспечение экономической безопасности и развития территорий [Электронный ресурс]. URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=48184567 (дата обращения: 27.09.2023)
16.Цепелев О.А., Чупракова К.Е. Оценка использования налогового потенциала в контексте социально-экономического развития региона [Электронный ресурс]. URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=48184568 (дата обращения: 27.09.2023)
17.Стешенко Ю.А. Оценка влияния налоговой нагрузки на производительность труда [Электронный ресурс]. URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=47143037 (дата обращения: 27.09.2023)
18.Понятие налоговой политики, ее виды, http://www.telenir.net/shpargalki/nalogi_i_nalogooblozhenie_shpargalka/p13.php
19.Медникова Ю.К., Мироненко А.Г., Мироненко В.А. Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-predpriyatiya-i-sposoby-ee-optimizatsii (дата обращения: 27.09.2023)
20.Архангельская Л.Ю. Методология количественного измерения налоговой нагрузки в экономике России [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-kolichestvennogo-izmereniya-nalogovoy-nagruzki-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 27.09.2023)
21.Александрова Е. А. Подходы к расчету и оценке налоговой нагрузи / Экономический журнал, 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-raschetu-i-otsenke-nalogovoy-nagruzki (дата обращения: 27.09.2023)
22.Артеменко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В.Г. Артѐменко, Н.В. Анисимова. – М.: КНОРУС, 2020. – 284 с
23.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
24.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «Консультант Плюс».
25.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС «Консультант Плюс».
26.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 10.01.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «Консультант Плюс».
27.Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 №54-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» .
28.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
29.Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 №506 (ред. от 17.08.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // СПС «Консультант Плюс».
30.Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 №1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
31.Приказ ФНС РФ от 14.10.2004 N САЭ-3-15/1@ (ред. от 24.11.2004) «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу» // СПС «Консультант Плюс».
32.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2020. - 382 с.
33.Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. - М.: Издательство Юрайт, 2021.
34.Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2020. - 495 с.
35.Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2020. — 364 с.
36.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2021. - 336 с.
37.Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ.ред. В.Ф. Тарасовой. - 3-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2021. -496с. -(Бакалавриат).
38.Гинзбург М.Ю., Яшина М.И., Чеснокова Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие и практикум / М.Ю. Гинзбург, М.И. Яшина, Л.А. Чеснокова. Изд.: РИОР, 2020 — 118 с.
39.Дадалко В.А., Авдийский В.И., Синявский Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.А. Дадалко, В.И. Авдийский, Н.Г. Синявский. Изд.: ИНФРА-М, 2020. — 538 с.
40.Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства [Текст] / научная статья: Российское предпринимательство. № 9 - 2020 год.
41.Кашин В.А., Понамарева Н.В. Россия в кризисе и современное налогообложение. Проблемы, тенденции, перспективы: учебное пособие / В.А. Кашин, Н.В. Понамарева. Изд.: Магистр, 2020. — 368 с.
42.Малис Н.И., Назарова Н.А., Ряховский Д. Налоговое консультирование. Теория и практика: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Малис, Н.А. Назарова, Д. Ряховский. Изд.: Магистр, 2020. — 416 с.
43.Матюкова Э. Налоговое планирование. Более 60 законных схем: учебное пособие и практикум / Э. Матюкова. Изд.: АйСи Групп, 2020. — 416 с.
44.Пинская М.Р., Мельничук М.В., Осипова В.М. Теория налогов: учебное пособие / М.Р. Пинская, М.В. Мельничук, В.М. Осипова. Изд.: Прометей, 2020. — 208 с.
45.Сидорова Е.Ю., Бобошко Д.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие и практикум / Е.Ю. Сидорова, Д.Ю. Бобошко. Изд.: ИНФРА-М, 2020. — 309 с.
46.Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. 2020. Изд. СПС КонсультантПлюс, 2020. — 436 с.
47.Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В., Владыка М.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина, М.В. Владыка. Изд.: Кронус, 2020. — 494 с.
48.Тютюрюков Н.Н., Гурнак А.В., Князева А.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие / Н.Н. Тютюрюков, А.В. Гурнак, А.В. Князева. Изд.: Прометей, 2020. — 280 с.
49.Статистически отчеты на сайте ФНС РФ, https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата доступа 07.03.2024)
50.Официальный сайт Росстата РФ, http://www.gks.ru/ (дата доступа 07.03.2024)
51.НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата доступа 07.03.2024)
52.СВОДНЫЕ ОТЧЕТЫ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РАЗРЕЗЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата доступа 07.03.2024)