Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Гражданским кодексом РФ определен субъектный состав, в рамках которого происходит участие в гражданских отношениях таких субъектов, как физические и юридические лица, так и публичные субъекты. В самом общем виде субъект любых правоотношений представляется как участник, участвующий в данных отношениях, по инициативе которого они возникли, видоизменились или прекратились. Анализируя действующее законодательство, становится очевидным, что определение места юридических лиц публичного права в субъектном составе гражданских правоотношений остается актуальным и сегодня, ведь общепризнанного и несомненного подхода к указанной проблематике в современной доктрине нет, именно поэтому возникает необходимость в теоретической доработке указанных вопросов.
Публично-правовые образования имеют ряд отличий от традиционных участников гражданских правоотношений, таких как частные лица и их объединения (корпорации). Среди этих отличий: способ создания, реорганизации, ликвидации – осуществляется по распоряжению на основании нормативного правового акта (отсутствует свобода воли); цель деятельности – общественная (их главная цель – решение общественно значимых задач, а не участие в гражданском обороте); правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях); специальная правоспособность – предоставление гражданских прав и обязанностей – следствие выполнения публичных функций.
Объектом исследования является комплекс отношений, возникающих при участии Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
Предмет исследования – это научные труды и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность публичных образований.
Целями исследования являются определение правового статуса Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований как участников гражданского права, а также разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, которая уточняет и систематизирует существующие теоретические взгляды на эту проблему.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и виды публично-правовых образований
2.Изучить правосубъектность публично-правовых образований
3.Исследовать ответственность публично-правовых образований
4.Определить виды публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений
5.Проанализировать правовое регулирование участия публично-правовых образований в гражданско-правовых обязательственных отношениях.
6.Исследовать систему договорных обязательств с участием публично-правовых образований
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные в работе, могут стать основой для дальнейших научных исследований в области публично-правового регулирования отношений по управлению публичной собственностью. Это административный процесс, включающий формирование и выражение воли юридических лиц публичного права.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы – логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, и частнонаучные – формально-юридический, метод правовой статистики, метод правового прогнозирования. В ходе изучения применялись и другие известные методы исследования.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Теоретико-правовой аспект публично-правовых образований
1.1. Понятие и виды публично-правовых образований
Для научно обоснованного анализа содержания понятия «публичное» необходимо обратиться к этимологии слова «публичный». Термин «публичный» происходит от латинского слова publicus, что означает «народный» или «общественный». В латино-русском словаре слово publicus переводится как «народный, общественный, государственный»[ Кобылянский Юлиан. Латино-русский словарь для средних школ. Вена, 1912. 660 с.]. Также существует определение понятия «публичный» как открытый, гласный, общественный[ Словарь иностранных слов / под ред. чл. корр. АН УССР О.С. Мельничука. К., 1977. 775 с.]. Новый толковый словарь русского языка указывает на несколько значений слова «публичный»: происходящий в присутствии публики; публичный, гласный, открытый; предназначенный для широкого посещения или использования; общественный, общий, общедоступный; касающийся публики[ Новый толковый словарь русского языка: в 4 т. 42000 слов / сост.: В. Яременко, А. Слипушко. К.: Аконит, 2000. Т. 3. 927 с.]. В этимологическом словаре русского языка слово «публика» определяется как группа людей, собравшаяся в одном месте (зрители, слушатели); народ, люди; а также производные от него такие как: публикатор, публикация, публицист, публицистка, публичный, публицистический, публиковать[ Этимологический словарь русского языка: в 7 т. Ред. цв. : А. С. Мельничук (глав. ред. и др.; сост. Р.В. Болдырев и др., ред. том 6 В.Т. Коломиец, В.Г. Скляренко). М.: Науч. мнение, 1983. Т. 4. 2003. 656 с.]. Некоторые лексикографы выводят содержание термина «публичный» из определения «публика» (от лат. publica – общество, народ, люди), что означает всенародный, объявленный, явный, известный; организованный для публики, общества, народный, общенародный, вселюдный; принадлежащий всем[ Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1999. Т. 3: П. 1999. 555 с.]. Также перевод английского слова public на русский язык дается как общественный, публичный, государственный. В юридической терминологии «публичный» употребляется в таких словосочетаниях, как «публичная власть» и «публичное право». Таким образом, публичная власть подразумевает, что ее источником является народ страны, а публичное управление и администрирование означают управление с участием народа.
Термин «правовое образование» утвердился в юридическом сознании на почти интуитивном уровне и в последнее время широко используется в нормативных и научных текстах публично-правового характера. Однако содержание этого термина в контексте публичного права не всегда ясно и однозначно.
Определение правовых понятий, особенно нормативное, должно соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, оно должно быть достаточно четким и непротиворечивым, чтобы не допускать произвольного толкования при правоприменении; иначе нарушается принцип юридической определенности, что может привести к неправильному толкованию нормы права или предписания нормативного акта. Эти общие соображения применимы и к анализу с точки зрения публичного права распространенных определений понятия «публично-правовое образование», а также к общему разделению юридических лиц на частные и публичные.
Для обозначения соответствующих категорий субъектов права широко используются производные понятия, такие как общественная организация, благотворительная организация, саморегулируемая организация, религиозная организация, местная партийная организация. Во всех этих случаях термин «организация» имеет значительно более узкое содержание, чем предусмотрено определением правового образования, что делает его неопределенным и противоречивым. Необходимость выяснения содержания понятия «правовое образование» в условиях противоречивого нормативного содержания термина «организация» заставляет обратиться к доктринальным определениям последнего.
Среди пяти различных значений термина «организация», приведенных в Большом энциклопедическом словаре, наиболее продуктивным является понимание, согласно которому организация – это «вид социального образования, совокупность людей, их групп, формально или неформально объединенных для совместной деятельности, реализации в рамках определенной структуры соответствующей программы или целей... на основе общих интересов...»[ Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Большая Российская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Норинт, 2004. С.765.]. Применение такого понимания организации к определению юридического лица фактически воспроизводит «теорию организации» – одно из направлений толкования правового содержания категории «юридическое лицо», разработанное в советское время, где юридическое лицо рассматривается как объединение людей (индивидов, физических лиц). Следовательно, дефиницию, основанную на понятии «организация», трудно считать полноценной, поскольку она неоднозначна и нечетка.
Под публично-правовым образованием следует понимать «форму организации публичного коллектива на определенной территории, обладающую публичной властью и использующую её для регулирования общественных отношений данного коллектива. Такое образование является юридическим лицом публичного права и несет ответственность за действия (или бездействие) своих органов и должностных лиц»[ Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М. : Норма : Инфра-М, 2011. С.59.].
В соответствии с содержанием Определения Конституционного Суда РФ № 540-О от 02.11.2006[ По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 № 540-О // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_66446], для реализации юридической сущности деятельности публично-правовых образований требуется обеспечение механизма соблюдения конституционно-правовых ценностей на территории России (например, права и свободы человека, система иерархии и разделения органов публичной власти). Это возможно лишь при признании государства и его субъектов как публично-правовых образований.
А. А. Саурин отмечает целевую природу правосубъектности публичной власти, которая достигает конституционных ценностей публичных образований посредством реализации властных полномочий и участия в гражданско-правовых отношениях как носителя целевой правоспособности.
Вопрос защиты интересов публично-правовых образований в рамках государственно-частного партнерства тесно связан с их юридической природой. Н. В. Омелехина, рассматривая вопросы согласования публичных и частных интересов в экономическом обороте, обосновывает применение критериев финансово-правовых показателей (нормирования затрат, оценки выгоды и рисков), а также установление условий участия публично-правовых образований в этих проектах для минимизации рисков финансовых потерь . Согласуясь с данной точкой зрения и опираясь на практику Конституционного Суда РФ, можно утверждать, что для объективной и полной защиты интересов публично-правовых образований в государственном и муниципальном партнерстве с частными лицами необходимо установить в российском праве специальный режим имущественных отношений, учитывающий частноправовые элементы в реализации публичных интересов коллективных субъектов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3823.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.
3.Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I), ст. 1.
4.Федеральный закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40, ст. 3822.
5.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652
6.Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4350.
7.Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»// «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.
Материалы правоприменительной практики
8.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 19 от 16 окт. 2009 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 12.
9.Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2006 г., N 4
10.Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе»: Определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 1997 г. № 139-О. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11.Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О «По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2007 г., N 2
Учебная и научная литература
12.Винницкий А.В. О методологии научных исследований имущественных отношений с участием государства и муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 3.
13.Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований / В.И. Глинка // Адвокатская практика. - 2009. - № 2. С.167.
14.Гражданское право России. Общая часть / Под редакцией А.Я. Рыженкова. - М.: Юрайт, 2019. – С.78.
15.Гражданское право России. Практикум. Часть 2 / Под редакцией П.В. Рамзаева. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – С. 112.
16.Иванов А.А. Двухсекторное право возвращается. 2018 // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.01.2024).
17.Иншакова А.О. Юридическая ответственность из деликтных обязательств: межотраслевые интерпретации современной юридической мысли / Legalconcept. -2018. -№1. С.6
18.Кирпичев А.Е. Участие государственных (муниципальных) юридических лиц в договорных обязательствах // Российское правосудие. 2019. № 1.
19.Коршунова Н. М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 2 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2019. –с. 89
20.Крылова Е.Б. Природа гражданской правосубъектности публично-правовых образований / Е.Б. Крылова // Юридический мир. - 2010. - № 4. - С. 54
21.Мардалиев Р. Т. Гражданское право / Р.Т. Мардалиев. - М.: Питер, 2016. – С. 47.
22.Мушинский В. О. Гражданское право / В.О. Мушинский. - М.: Форум, Инфра-М, 2019.
23.Степанова Е. В. Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований / Молодой ученый. - 2017. - № 38 (172). - С. 90
24.Суханов Е.А. Российское гражданское право. 2011. С.254.
25.Тимофеев Н.С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 10. С.58.
26.Чиркин В.Е. Гражданское право Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Норма, 2015. – С.97.
27.Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М., 2017. 159 с.
28.Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2018. № 5. 117 с.
29.Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М., 2011. С.65.