Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной работы проведено рассмотрение вопросов создания автоматизированной системы, предназначенной для использования в работе учебного отдела университета.
В настоящее время разработка сайтов осуществляется в целях: обеспечения доступа к информации о деятельности образовательного учреждения, информирования о его деятельности, представления правоустанавливающих документов, на основании которых осуществляется образовательный процесс.
Представительство в Интернете позволяет обеспечить исполнение требований к открытости деятельности государственного учреждения, оперативности информирования о его деятельности, представления информации по условиям набора детей, режиму работы.
Целью данной работы является разработка веб-приложения для поддержки учебного процесса в условиях Университета.
Задачи работы:
анализ теоретических аспектов использования информационных технологий поддержки учебного процесса;
анализ бизнес-процессов поддержки учебного процесса, определение задач автоматизации;
оценка существующих решений в области автоматизации технологий аттестации, работы с учебными материалами, проведение сравнительных характеристик выбранных программных продуктов по критериям, значимым для исследуемого предприятия;
обоснование решения о выбранной стратегии автоматизации поддержки учебного процесса;
проектирование структуры данных автоматизированной системы аттестации сотрудников;
разработка программного продукта для планирования поддержки учебного процесса;
составление плана по разработке и внедрению проектных решений, расчет показателей экономического эффекта.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения разработанной системы в систему поддержки учебного процесса.
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1.1 Описание предметной области
Разработка сайтов компаний в настоящее время может быть связана с необходимостью решения множества разнородных задач, посредством которых компания получает возможности, связанные с повышением эффективности работы подразделений, расширения клиентской базы, получение инструмента по приему заказов, работе системы обратной связи и др. [35]
Основными направлениями использования сайтов в работе компаний являются [34]:
представительство в Интернете;
взаимодействие с клиентами и партнерами;
автоматизация работы оборудования, средств безопасности. систем умного производства, коммуникационных средств, средств поддержки печати, управления ИТ-инфраструктурой;
проведение Интернет-продаж;
использование Web-ресурса как средства автоматизации документооборота.
Использование Web-приложений как формата использования сайтов в работе компаний может быть связано с решением бизнес-задач посредством работы с системами автоматизации, доступ к которым обеспечивается через браузер. Современные Web-приложения разрабатываются для клиент-серверных версий систем документооборота, кадрового учета, система поддержки работы с клиентами, технологий обмена информацией и корпоративной почты. Web-приложения обеспечиваются системой разграничения доступа, в которой проводится управление ролями сотрудников, настройка которых проводится в соответствии с должностными обязанностями [23]. Современные веб-технологии позволяют проводить интеграцию с системами оповещения, мессенджерами и социальными сетями, что повышает оперативность информирования сотрудников о необходимости выполнения служебных задач, обеспечивает скорость обмена информацией. Криптографические плагины, интегрированные в веб-приложения, позволяют использовать средства электронной подписи, проводить юридически значимые действия с электронными документами. При использовании систем указанного класса также необходимо соблюдать требования в области защиты информации, разграничению доступа, защиты от утечек информации [2].
Проведено изучение специфики деятельности Университета. Деятельность ВУЗа связана с подготовкой специалистов по образовательным программам различных направлений, включающих: юридические, экономические, управленческие специальности, специалистов в области информационных технологий и защиты информации, а также по другим востребованным направлениям. Уровни подготовки включают: бакалавриат, магистратуры, среднее специальное образование, профессиональную переподготовку, а также послевузовское образование. На рис.1 приведена схема организационной структуры Университета.
Рисунок 1 – Диаграмма организационной структуры МУИВ
Как показано на рис.1, структура Университета включает: подразделения, в которых осуществляется управление учебным процессом, взаимодействие с контингентом студентов, а также подразделения, в которых осуществляется поддержка деятельности ВУЗа в части ведения бухгалтерского, кадрового, управленческого учета, а также маркетинговые службы, административно-хозяйственные подразделения, охранные службы.
Подразделение, курирующее учебный процесс в МУИВ, включает:
преподавательский состав, сотрудники которых осуществляют ведение учебного процесса;
обеспечивающие подразделения, осуществляющие техническую и методическую поддержку учебного процесса.
Регламенты, в рамках которых осуществляется деятельность учебного отдела, включают:
Учебные программы;
Должностные инструкции специалистов;
Учебные планы;
Правила внутреннего распорядка.
В рамках данной работы проведена разработка веб-приложения для автоматизации работы Университета в части управления учебным процессом. Проведено построение модели бизнес-процессов поддержки образовательной деятельности. На рис.2 приведена контекстная диаграмма бизнес-процесса, на рис.3 – диаграмма декомпозиции. Как показано на рис.2, входная информация в изучаемой технологии включает: материалы для проверки знаний, учебные материалы и данные о преподавательском составе. Исходящие данные включают: результаты проведения тестирования, данные о результатах учебного процесса.
Рисунок 2 – Контекстная диаграмма
Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции основного процесса
Как показано на рис.3, основной бизнес-процесс включает:
учет данных о преподавательском составе;
ознакомление с учебными материалами;
организация тестирования;
формирование отчётности по учебному процессу.
На рис.4 приведена диаграмма процесса организации тестирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Волк В. К. Базы данных: проектирование, программирование, управление и администрирование: учебник. - Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2020. – 241с.
2.Галеев И. Х. Интеллектуальные обучающие системы (проектирование): учебное пособие / И. Х. Галеев. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 70 с.
3.Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 513 с
4.Градусов А. Б. Базы данных: введение в технологию баз данных: учебно-практическое пособие / А.Б. Градусов. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. – 207с.
5.Григорьев М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 318 с.
6.Егорова И. Е. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие / И.Е. Егорова. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 125 с.
7.Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с
8.Зараменских Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом: учебник и практикум / Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
9.Зенков А. В. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие для вузов / А. В. Зенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 104 с.
10.Казанцев С.Я. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / С. Я. Казанцев. - Москва: ЮНИТИ-Дана, 2020. - 351 с.
11.Корнилова А. А. Защита персональных данных: учебное пособие / А. А. Корнилова, Д. С. Юнусова, А. С. Исмагилова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 118 с.
12.Лаврищева Е. М. Программная инженерия и технологии программирования сложных систем: учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. 2-е изд., исп. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 432 с.
13.Мамадалиева Л. Н., Хаконова И. М. Обучение математическим методам обработки экспериментальных данных в русле компетентностного подхода : учебное пособие / Л. Н. Мамадалиева, И. М. Хаконова. - Майкоп : ИП Кучеренко В. О., 2018. - 100 с.
14.Марц Н., Уоррен Д. Большие данные: принципы и практика построения масштабируемых систем обработки данных в реальном времени / Натан Марц, Джеймс Уоррен. - Москва: Вильямс, 2018. - 368 с.
15.Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. - 214 с.
16.Минаева Ю. В. Методы статистического и интеллектуального анализа данных : учебное пособие / Ю. В. Минаева. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - 90 с.
17.Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
18.Полищук Ю. В., Боровский А. С. Базы данных и их безопасность : учебное пособие / Ю. В. Полищук, А. С. Боровский. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 207 с.
19.Полякова Т.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности : учебник и практикум / Т. А. Полякова, А. А. Стрельцов, С. Г. Чубукова, В. А. Ниесов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 325 с.
20.Попов Б. Н. Администрирование информационных систем: учебное пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
21.Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с.