Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Право на отдых как неотъемлемое право человека, дополненное гарантиями, закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Реализация работником права на отдых создает возможности не только для восстановления его физических и духовных сил, но и развития личности, участия в образовательном процессе, художественном творчестве, занятиях спортом и т. д. В сфере трудовых отношений право на отдых выступает как основа реального предоставления видов времени отдыха установленной продолжительности при соблюдении работодателем норм трудового права.
Время отдыха и рабочее время находятся в тесной взаимосвязи. Динамика работоспособности работника, влекущая за собой период утомления, наступающий тем быстрее, чем больший период времени связан с задержкой времени отдыха, обуславливает объективную необходимость предоставления своевременного отдыха для восстановления работоспособности. Указанная взаимосвязь рабочего времени и времени отдыха позволяет их соотнести и установить ограничение рабочего времени разумными пределами посредством своевременного предоставления работнику времени отдыха, его видов и соответствующей оплаты. Тем самым создаются предпосылки для рационализации труда, повышения его производительности и социально-экономических достижений.
Конституционное право каждого на отдых, как и свобода труда, другие трудовые права, реализуется в сфере трудовых правоотношений, препятствием чему может являться несоблюдение норм трудового права. Судебная практика и ныне показывает устойчивую тенденцию, свидетельствующую о том, что подобные нарушения не снижаются, кроме того, имеет место неясность некоторых норм, затрудняющих их применение.
Управление режимом труда в современной организации имеет теоретическое и практическое значение, а исследование проблем и их решение в этой области является очень актуальным, чем объясняется выбор темы исследования.
Степень научной разработанности темы. В науке трудового права свой вклад в решение указанных проблемных вопросов внесли Александров Н. Г., Гинцбург Л. Я., Иванкина Т. В., Лившиц Р. З., Снигирева И. О., Ярхо А. В. и другие исследователи. В своей диссертационной работе М.Ф. Наумов, анализируя проблемы правового регулирования рабочего времени, рассматривал рабочее время как одну из разновидностей указанного времен». Научная работа Хохряковой О. С. посвящена исследованию правового регулирования видов рабочего времени, а в работе Сошниковой Т. Я. раскрывается правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда, в том числе права на отдых.
Объект исследований – это общественные правоотношения, которые появляются при управлении режимом труда в России.
Предмет исследования – это нормы Конституции РФ, а также Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов которые направлены на управление режимом труда в России.
Цель исследования – всестороннее исследование и анализ особенностей правового регулирования рабочего времени в РФ.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть историческое развитие института рабочего времени в России.
2. Проанализировать понятие рабочего времени.
3. Раскрыть нормирование рабочего времени.
4. Изучить виды рабочего времени.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких ученых, как Е.В. Буслов, С.Ю. Головина, Н.П. Дацко, В.С. Куров,С.А. Ларюшкин, Л.Б. Першина, Е. А. Сахарова.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы исследования правовых явлений, такие как формально-логические методы, метод теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Состоит в возможности использования материалов и выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Основы права», «Право социального обеспечения», «Трудовое право». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам правового регулирования рабочего времени в РФ. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
1.1 Историческое развитие института рабочего времени в России
Трудно переоценить влияние качества рабочего времени на благополучие общества в современных условиях. Вопросам выявления различных значений этого понятия в разные периоды времени были посвящены фундаментальные научные работы в этой сфере. Анализируя достигнутое, сегодня с полной уверенностью можно сказать о том, что рабочее время имеет более сложное, более многогранное содержание, чем-то содержание, которое придаётся ему экономическим обоснованием и юридическим оформлением. Это содержание сегодня определяет социально-политическое значение рабочего времени. Несомненно, что одним из важнейших вопросов, оказывающих влияние на социально-политическое значение рабочего времени, является вопрос о его продолжительности.
Исследователи обоснованно утверждают, что с позиции сегодняшнего дня всё большую актуальность для учета социально-политического значения рабочего времени приобретает вопрос об уменьшении продолжительности рабочего времени без уменьшения оплаты труда наемных работников. Об этом так же свидетельствует и международный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Так, наряду с действующим международным стандартом труда, в соответствии с которым общепризнанной мировым сообществом является сорокачасовая продолжительность рабочей недели, в некоторых странах принимаются меры по сокращению показателя продолжительности рабочего времени. Так, во Франции нормальная продолжительность рабочего времени установлена в размере тридцати пяти часов в неделю. В Германии на федеральном уровне социального партнерства достигнуто соглашение о рассмотрении властями возможности введения нормального рабочего времени продолжительностью тридцать девять часов в неделю.
11 июня 2019 года Глава правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о возможной перспективе сокращения продолжительности рабочей недели в России до четырёх рабочих дней. По мнению Главы правительства, такое сокращение продолжительности рабочей недели допустимо только в случае обязательного сопровождения этого процесса такими двумя сопутствующими обстоятельствами, как рост производительности труда и сохранение уровня оплаты труда.
Причина, по которой возможная политическая тенденция к уменьшению нормальной продолжительности рабочего времени может быть реализована в современной России, стала предметом обсуждения не только со стороны специалистов, но и практически большей части населения страны. При этом и те, и другие оказались практически единодушны во мнении относительно того обстоятельства, что эта тенденция может сорваться в условиях возможного обострения мирового экономического кризиса, в результате которого может произойти сокращение объёмов производства и, как следствие, рост безработицы.
Кроме того, специалисты обращают внимание на то обстоятельство, что Россия имеет свой национальный опыт в сфере достаточно динамичного изменения нормальной продолжительности рабочего времени, начиная ещё с конца девятнадцатого столетия. Так, практически первый закон, регламентировавший продолжительность рабочего времени, был принят в Российской империи 14 июня (2 июня по старому стилю) 1897 года. Он ограничил рабочий день в заведениях фабрично-заводской промышленности продолжительностью одиннадцать с половиной часов, а в ночное время или перед праздниками продолжительностью десять часов.
На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков одним из основных требований в российском рабочем движении является требование об установлении восьмичасового рабочего дня.
Результатом активности рабочего движения в это время явился переход большинства предприятий на девятичасовой или десятичасовой рабочий день. Требование рабочего движения об установлении восьмичасового рабочего дня реализуется в России сразу после установления советской власти в стране. Так Совет народных комиссаров (СНК) уже 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1917 года своим декретом установил восьмичасовой рабочий день и ввёл сорокавосьмичасовую рабочую неделю с одним выходным днем. Спустя один год, эти нормы были законодательно установлены Кодексом законов о труде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (КзОТ РСФСР) от 9 декабря 1918 года. В дальнейшем, в период времени со 2 января 1929 года по 1 октября 1933 года, Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и СНК Союза Советских Социалистических Республик (СССР) на основании своего совместного постановленияреализуют постепенный переход на семичасовой рабочий день.
В результате этого, продолжительность рабочей недели в России составила сорок два часа.
При этом заслуживают особого внимания и анализа специалистами следующие факты:
1) Постановлением СНК СССР от 26 августа 1929 года «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР» была введена пятидневная рабочая неделя с одним выходным днём (четыре рабочих дня подряд, пятый – выходной);
2) Постановлением СНК СССР, принятом в ноябре 1931 года, наркоматам и другим учреждениям разрешено вернуться к шестидневной рабочей неделе.
Дальнейшее совершенствование правового регулирования продолжительности рабочего времени в России свидетельствует о значительном социально-политическом значении этого явления, неправильный учёт содержания которого грозит снижением уровня общественного благополучия.
27 июня 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР во всех организациях вводится восьмичасовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе (устанавливается выходной день – воскресенье). При этом продолжительность рабочей недели составляет сорок восемь часов. После начала Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» были введены обязательные сверхурочные работы от одного до трёх часов в день, одновременно были отменены отпуска. Эти жёсткие меры военного времени были отменены Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 года, но только постепенно. В течение в 1956-1960 годов рабочий день в СССР (по отдельным отраслям народного хозяйства) был вновь сокращён до семи часов при шестидневной рабочей неделе, а продолжительность рабочей недели, соответственно, уменьшилась до сорока двух часов.
В последующем, по мере налаживания мирной жизни, первоначально в результате принятия совместного Постановления Центральным Комитетом Коммунистической Партии Советского Союза (ЦК КПСС), Советом министров СССР и Центральным советом профсоюзов (ЦСВПС) от 7 марта 1967 года «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», а в последующем соответствующего Указа Президиума Верховного Совета в СССР от 14 марта 1967 года была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Продолжительность рабочего дня при этом составляла, соответственно, восемь часов. Исключения из основного правила коснулись учебных учреждений, в которых была введена шестидневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего дня семь часов и продолжительностью рабочей недели, соответственно, сорок два часа.
В семидесятых годах ХХ века эти правила вновь подверглись уточнению. Так, в соответствие с вновь принятыми КЗОТ РСФСР от 9 декабря 1971 года и Конституцией СССР от 7 октября 1977 года (статья 41), нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих снизилась на один час и составила сорок один час в неделю. Аналогичные события очередной раз повлияли на установленную продолжительность рабочего времени в конце ХХ века. В соответствие с законом РФ «О повышении социальных гарантий для трудящихся», принятым 19 апреля 1991 года, и КЗОТ РФ, принятым 25 сентября 1992 года, такая продолжительность рабочего времени сократилась до сорока часов в неделю. До настоящего времени в течение двадцати семи лет установленная норма продолжительности рабочего времени не корректировалась. Не подверглась она изменению и в момент принятия ТК РФ.
Как считают специалисты, далеко немаловажное значение в исследовании причин и условий реализации в современной России возможной политической тенденции к сокращению рабочего времени имеет изучение и учёт опыта других стран по этому вопросу. Особенно полезен, с этой точки зрения, опыт стран с развитыми рыночными отношениями. И такой опыт есть, его предстоит детально изучить и проанализировать.
Так, например, ещё в восьмидесятых годах двадцатого столетия в развитых странах появились предложения о сокращении числа рабочих часов и рабочих дней недели. Одной из первых такую реформу в 2000 году провела Франция, где максимальное число рабочих часов было уменьшено с тридцати девяти до тридцати пяти в неделю. Главной целью этих преобразований было снижение уровня безработицы. В середине 2010-х годов ряд компаний в Великобритании, Новой Зеландии, Румынии и других странах перевёл своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю с сохранением зарплат.
В связи с изложенным можно утверждать, что улучшение материального положения работников напрямую зависит от качества использования рабочего времени. По мнению многих экспертов, сокращение продолжительности рабочего времени с условием сохранения достигнутого уровня заработной платы явно способствует повышению уровня жизни работников. В конечном итоге такие меры могут позволить повысить производительность труда и предотвратить такие социально опасные явления, как профессиональная усталость, болезни, преждевременная смертность.
1.2 Понятие рабочего времени
Время – категория универсальная – своеобразная форма бытия различных процессов и материальных систем, а также категория объективная, независимая от сознания человека и изъявлений его воли. Во времени происходит процесс труда, являющийся целесообразной деятельностью человека по производству духовных и материальных благ, получающий свое выражение в определённой мере. Мерой труда и является рабочее время.
В трудовом праве существует отдельный институт – институт рабочего времени. Возвращаясь к начальным этапам отношений между работниками и работодателями, можно увидеть, что вопросы регулирования рабочего времени всегда были актуальны. Международная организация труда в своих конвенциях также активно затрагивает вопросы регулирования рабочего времени.
В трудовом праве категория рабочего времени является одной из основных, так как процесс труда – выполнение работником трудовых обязанностей – происходит во времени.
Определение рабочего времени, закрепленное в законодательстве на сегодняшний день, не в полной мере отражает сущность данного явления, поэтому не рассматривается как универсальное.
Некоторые авторы, изучающие вопросы рабочего времени, руководствуясь положениями статьи 91 ТК РФ, считают его временем, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
П. М. Керженцев назвал рабочее время ценностью совершенно особого рода. «Другие ценности, – писал П. М. Керженцев, – мы можем скапливать и сберегать, время беспрерывно течет и ежесекундно ускользает… Время неиспользованное – время, погибшее безвозвратно. Поэтому… мы должны с особой тщательностью и бережливостью к нему относиться».
А. П. Егоршин двояко рассматривает понятие рабочего времени. «Рабочее время – это продолжительность рабочего дня, в течение которого персонал обязан выполнять порученную ему работу. С другой стороны, рабочее время – это период времени, в течение которого работник выполняет не только предусмотренную деятельностью работу, но и не предусмотренную».
Оба определения верны, они отображают позицию работодателя и работника.
О. Е. Рычагова также указывает на недостаточность определения рабочего времени через категорию долженствования и предлагает включать в него периоды, когда «работник должен работать, либо не должен, но работает по инициативе работодателя».
Производство является органическим комплексом средств производства, а также предметов трудовой деятельности и именно труда и состоит из: конструкторско-технологического процесса подготовки самого производства который состоит из разработки определенных изделий, процесса их изготовления, избрания определенного оборудования, различных приспособлений, а также инструментариев; финансового обеспечения производства, при помощи которого происходит обеспечение снабжения обязательными материалами, а также заготовками, комплектующей продукцией и так далее; организационно-технологический процесс подготовки, который обеспечивает порядок движения средств производственного процесса, их пространственное нахождение, порядок исполнения разнообразных технологических процессов, а также операций и выполнения всевозможных производственных функций; организации трудовой деятельности, которая будет обеспечена при помощи предопределения количественных показателей живой трудовой деятельности, организации, а также обслуживания трудовых мест, применения всевозможных вариантов трудовой деятельности, предопределения меры трудовой деятельности для всех сотрудников либо их групп, формирование
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель, с. 17 – 67.
3. Конвенция N 47 Международной организации труда "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 22.06.1935) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX.- М., 1960. С. 232 - 235.
4. Конвенция N 1 Международной организации труда "Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю" (Заключена в г. Вашингтоне 29.10.1919 - 27.01.1920) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1 - 8.
5. Рекомендация N 116 Международной организации труда "О сокращении продолжительности рабочего времени" (Принята в г. Женеве 26.06.1962 на 46-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1338 - 1343.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Агиевич, Т. Г. Организация, нормирование и оплата труда: учебное пособие / Т. Г. Агиевич; ВолгГТУ. – Волгоград, 2020. – 160 с.
8. Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник/ М. И. Бухалков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 380 с.
9. Баркетова Т.А. Некоторые проблемы формирования и внедрения корпоративного имиджа в современном отечественном производственном процессе // Наука и общество. - 2018. - № 3 (32). - С. 143–148.
10. Баркетова Т.А. Формирование культуры делового общения и управления // Подготовка управленческих и партийных кадров: традиции и современность (к 90-летию открытия Комвуза в Саратове). Саратов, 2019. - С. 68–71.
11. Баркетова Т.А., Воронин Э.Е. Некоторые социально-психологические проблемы личности в эпоху smart-технологий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 3 (77). - С. 64–67.
12. Баймишева Т.А., Курмаева И.С., Пенкин А.А. Роль дисциплины «Организация производства» в подготовке бакалавров по направлению 38.03.01 - экономика, профиль - экономика предприятий и организаций // Инновации в системе высшего образования: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. Самара: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 111-113.
13. Баймишева Т.А., Курмаева И.С. Состояние и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в Самарской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2018. № 7. С. 52-56.
14. Баймишева Т.А. Курмаева И.С., Чернова Ю.В. Организация сельскохозяйственного производства в условиях цифровизации // Перспективы развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства: материалы III международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 232-236.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономист, 2018. - 453 с.
16. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. - 2019. - 250 с.
17. Егоршин А. П. Основы управления персоналом. Учебное пособие / Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. - 352 с.
18. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. - 168 с.
19. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект. - 2020. - 64 с.
20. практика регионов. - 2020. - № 1 (18). - С. 53-59.
21. Кудинова О.А., Николаева Е.А. Совершенствование организации режима труда и отдыха // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 560-562.
22. Котляров, И. Д. Аутсорсинг в сельском хозяйстве: современная ситуация и анализ перспектив / И. Д. Котляров // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2021. – № 3(77). – С. 121-127.
23. Кривова А. В., Винникова Л.Б. Пути совершенствования учета труда и повышения эффективности использования трудовых ресурсов в строительной отрасли // Ресурсосбережение и экология строительных материалов, изделий и конструкций: сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции, Курск, 01 октября 2021 года. Юго-Западный государственный университет. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2021. С. 65-70.
24. Куздавлетова А.Б., Баймишева Т.А. Механизмы экономических взаимоотношений между участниками интегрированных формирований в АПК: сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. Самара, 2020. С. 159-162.
25. Литвинова К.Е. Построение системы ключевых показателей эффективности для специалистов по управлению персоналом // Молодой ученый. - 2019. - № 22. - С. 277–278.
26. Мерзликина, Г. С. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие / Г. С. Мерзликина, Т. Г. Агиевич; ВолгГТУ. – Волгоград: 2019. – Ч. 1. – 108 c.
27. Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт. - 2019. - 432 с.
28. Пичугин В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. – М.: Прометей. - 2020. - 144 с.
29. Пугачев В. П. Управление персоналом организации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. - 2019. - 402 с.
30. Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс. - 2020. - 320 с.
31. Соловьева С.В., Филипова И.А., Применко Ю.В. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников: Учебное пособие / Отв. ред. к.ю.н., доцент Ю.В. Применко. 2-е издание, переработанное и дополненное – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 102 с.
32. Снигирева И. О. Рабочее время и время отдыха: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2018. 410 с.
33. Третьякова Л.А. Совершенствование режимов труда и отдыха в службе пассажирских перевозок // Менеджмент в России и за рубежом. Москва: Изд-во «Финпресс», 2019. – С. 96-101.
34. Третьякова Л.А. Совершенствование системы управления безопасностью труда и здоровьем персонала // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Великий Новгород: Изд-во Новгородский государственный университет Ярослава Мудрого, 2019. – С. 121-125.
35. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. - М.: КноРус. - 2020. - 720 с.
36. Чикер А.В. Социальная психология в организациях. Инновационный тренинг: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2019. – 533 с.
37. Чепелев, Н.И. Управление охраной труда в организации: учеб. пособие / Н.И. Чепелев. – Красноярск, 2018. – 195 с.
38. Чепелев, Н.И. Основы эргономики и безопасность труда: учеб. пособие / Н.И. Чепелев, С.Н. Орловский – Красноярск, 2018. – 255 с.
39. Шорина А.В. Моделирование процесса формирования рефлексивных умений студентов // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 3. - С. 36–42.
40. Шорина А.В. Проблема необходимости функционирования профессиональной психологической службы в организации и значение сформированности рефлексивных умений у ее сотрудников // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 3. - С. 198–208.
41. Щербань В.А. Мотивация персонала: современные подходы и зарубежная практика / В.А. Щербань, Л.В. Кулешова, Д.И. Жиляков // Наука и практика регионов. - 2020. - № 1 (18). - С. 53-59.