Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: современный спорт высших достижений предъявляет все более высокие требования к физическим и психологическим качествам спортсменов.
Успешность в том или ином виде спорта во многом определяется наличием у человека соответствующих морфофункциональных, психофизиологических и двигательных предпосылок. Поэтому проблема ранней диагностики двигательной предрасположенности детей к определенным видам спорта является одной из ключевых в теории и практике спортивного отбора.
Выбор оптимальной спортивной специализации на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена во многом определяет успешность его дальнейшего спортивного совершенствования.
Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести к неоправданным затратам времени и средств, а также к психологическим травмам юных спортсменов [16, 18, 19].
В связи с этим разработка эффективных методов диагностики двигательной предрасположенности детей к различным видам спорта является актуальной научной и практической задачей.
Цель исследования: разработка и научное обоснование комплексной методики диагностики двигательной предрасположенности детей при выборе индивидуальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы диагностики двигательной предрасположенности детей к различным видам спорта.
2. Выявить ведущие морфофункциональные, психофизиологические и двигательные показатели, определяющие предрасположенность детей к различным видам спортивной деятельности.
3. Разработать и экспериментально обосновать комплексную методику диагностики двигательной предрасположенности детей при выборе индивидуальной спортивной специализации.
4. Определить информативность и прогностическую ценность разработанной методики диагностики двигательной предрасположенности детей.
5. Разработать практические рекомендации по использованию методики диагностики двигательной предрасположенности детей в процессе спортивного отбора и ориентации.
Объект исследования – двигательная предрасположенность детей к различным видам спортивной деятельности.
Предмет исследования – комплекс морфофункциональных, психофизиологических и двигательных показателей, определяющих двигательную предрасположенность детей к различным видам спорта.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка и внедрение комплексной методики диагностики двигательной предрасположенности детей, основанной на выявлении ведущих морфофункциональных, психофизиологических и двигательных показателей, позволит повысить эффективность процесса спортивного отбора и ориентации на начальных этапах многолетней подготовки спортсменов.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении научных представлений о структуре и содержании двигательной предрасположенности детей к различным видам спортивной деятельности, а также в разработке комплексной методики ее диагностики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной методики диагностики двигательной предрасположенности детей в практике спортивного отбора и ориентации на начальных этапах многолетней подготовки спортсменов. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие и сущность двигательной предрасположенности
Двигательная предрасположенность представляет собой комплекс врожденных морфофункциональных, психофизиологических и двигательных характеристик человека, которые в значительной степени определяют его потенциальные возможности в освоении и совершенствовании различных видов двигательной активности, в том числе спортивной деятельности. Данное понятие отражает генетически обусловленные особенности организма, которые предопределяют успешность обучения и тренировки в том или ином виде спорта.
Термин «двигательная предрасположенность» тесно связан с понятием «спортивная одаренность», которое характеризует наличие у человека комплекса врожденных и приобретенных качеств, обеспечивающих высокую эффективность спортивной деятельности, однако двигательная предрасположенность является более широким понятием, поскольку она определяет не только успешность в спорте, но и в других видах двигательной активности.
Важно отметить, что двигательная предрасположенность не является абсолютно стабильной характеристикой, а может изменяться под влиянием различных факторов, в первую очередь, условий воспитания и обучения. Поэтому ее диагностика должна проводиться с учетом возрастных особенностей развития ребенка [2].
Двигательная предрасположенность представляет собой сложное интегративное качество, включающее в себя следующие компоненты:
1. Морфофункциональные особенности:
- соматотип и пропорции тела;
- состав и распределение мышечной и жировой ткани;
- функциональные возможности различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.).
2. Психофизиологические характеристики:
- свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность);
- особенности внимания, памяти, мышления;
- эмоционально-волевые качества.
3. Двигательные способности:
- скоростно-силовые качества;
- координационные способности;
- гибкость и подвижность в суставах;
- выносливость [5].
Данные компоненты находятся в тесном взаимодействии и определяют индивидуальный профиль двигательной предрасположенности человека. Их соотношение и уровень развития во многом предопределяют успешность освоения и совершенствования двигательных навыков в различных видах спортивной деятельности.
Двигательная предрасположенность играет ключевую роль в спортивной деятельности, поскольку она во многом определяет перспективы спортивной специализации и успешность многолетней подготовки спортсмена.
Наличие у человека соответствующих морфофункциональных, психофизиологических и двигательных предпосылок является важным фактором, обеспечивающим высокую эффективность обучения и тренировки в том или ином виде спорта.
Спортсмены, обладающие оптимальным сочетанием этих качеств, способны быстрее и с меньшими затратами осваивать сложные двигательные навыки, демонстрировать высокие спортивные результаты и достигать максимального уровня мастерства.
Вместе с тем, ошибки, допущенные на этапе спортивного отбора и ориентации, могут привести к неоправданным затратам времени и средств, а также к психологическим травмам юных спортсменов, поэтому выявление и оценка двигательной предрасположенности детей является одной из ключевых задач в теории и практике спортивного отбора [22].
Комплексная диагностика двигательной предрасположенности позволяет определить перспективные виды спорта для каждого ребенка, что, в свою очередь, повышает эффективность многолетней подготовки спортсменов и способствует достижению ими высоких спортивных результатов.
1.2 Факторы, влияющие на двигательную предрасположенность детей
Генетические факторы играют ключевую роль в формировании двигательной предрасположенности человека и определяют врожденные задатки и потенциальные возможности организма в освоении и совершенствовании различных видов двигательной активности.
К основным генетически обусловленным характеристикам, влияющим на двигательную предрасположенность, относятся:
1. Морфологические особенности: соматотип, пропорции тела, состав и распределение мышечной и жировой ткани. Эти характеристики во многом предопределяют специализацию человека в том или ином виде спорта.
2. Функциональные возможности различных систем организма: аэробные и анаэробные возможности, сила и выносливость мышц, подвижность в суставах и др., определяют физические способности, необходимые для успешного выполнения двигательных действий.
3. Психофизиологические особенности: свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность), особенности внимания, памяти, мышления. Качества влияют на способность к быстрому освоению и эффективному выполнению сложно-координированных двигательных навыков [26].
Следует отметить, что генетические факторы не являются абсолютно стабильными характеристиками, а могут изменяться под влиянием различных внешних воздействий, поэтому их диагностика должна проводиться с учетом возрастных особенностей развития ребенка.
Помимо генетических факторов, на формирование двигательной предрасположенности детей оказывают влияние и средовые условия. К ним относятся:
1. Условия воспитания и обучения в семье: двигательная активность ребенка, характер и содержание двигательных заданий, предъявляемых родителями, а также их собственная физическая активность.
2. Двигательная активность в дошкольных и школьных учреждениях: содержание и организация занятий физической культурой, наличие возможностей для разнообразной двигательной деятельности.
3. Социокультурная среда: ценностные ориентации, традиции и установки, сложившиеся в обществе в отношении физической культуры и спорта, а также доступность спортивных сооружений и секций [17].
Данные средовые факторы определяют характер и темпы развития двигательных способностей ребенка, способствуют формированию его интересов и мотивации к занятиям различными видами двигательной активности.
Формирование двигательной предрасположенности ребенка происходит в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.
Врожденные задатки, заложенные в генотипе, реализуются и развиваются под влиянием условий воспитания и обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 68 с. – ISBN 978-5-507-48942-8.
2.Антропометрические и функциональные качества спортсменов, занимающихся боксом и баскетболом / Е.В. Архангельская, В.Н. Герасимчук, С.В. Черный, К.Н. Туманянц // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2019. – Т. 5 (71), - № 1. – С. 3-12. – ISBN 2413-1725
3.Белоусова, Н.А. Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности студентов на основе оценки функционального состояния с применением программных средств / Н.А. Белоусова, А.А. Семченко, Н.В. Мамылина, Ю.В. Корчемкина, К.А. Звягин, Н.Е. Пермякова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2022. – №7 (209). – ISSN 1994-4683.
4.Витман, Д.Ю. Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные игры (баскетбол) – краткосрочный курс занятий для детей / Д. Ю. Витман, Е. Ю. Ковыршина, А. В. Купченко. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 88 с. – ISBN 978-5-507-45938-4.
5.Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие / А. Л. Ворожбитова. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2024. – 215 с. – ISBN 978-5-9765-1031-9.
6.Гимазов, Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям / Р. М. Гимазов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 156 с. – ISBN 978-5-507-48879-7.
7.Голубева, Г. Н. Система управления физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / Г. Н. Голубева, В. Р. Султанова. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 60 с. – ISBN 978-5-507-48485-0.
8.Детско-юношеский волейбол. Возрастная категория 8–9 лет: учебное пособие для вузов / А. В. Родин, В. В. Костюков, М. В. Луганская, К. В. Прохорова. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 744 с. – ISBN 978-5-507-48339-6.
9.Елохова, Ю. А. Физическая культура и спорт: учебное пособие / Ю. А. Елохова, В. В. Сумина. – Омск: Омский ГАУ, 2024. – 134 с. – ISBN 978-5-907687-43-1.
10.Калмин, О. В. Анатомия опорно-двигательного аппарата / О. В. Калмин. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 264 с. – ISBN 978-5-507-47999-3.
11.Коновалов, В. Л. Баскетбол: учебное пособие для вузов / В. Л. Коновалов, В. А. Погодин. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 84 с. — ISBN 978-5-507-49139-1.
12.Лукьяненко, В. П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия / В. П. Лукьяненко, Н. В. Лукьяненко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 116 с. – ISBN 978-5-507-48239-9.
13.Медико-биологические особенности занятий физической культурой и спортом обучающихся в довузовских образовательных организациях: монография / И. В. Левшин, В. С. Черный, О. О. Борисова, С. В. Лопатин. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 160 с. – ISBN 978-5-507-49072-1.
14.Мостовая, Н. В. Баскетбол: учебное пособие / Н.В. Мостовая, Л.Б. Андрющенко, И. А. Васельцова. – Самара: СамГУПС, 2023. – 133 с. – ISBN 978-5-98941-366-9.
15.Мякотных, В. В. Физиология спортивной тренировки: учебное пособие для вузов / В. В. Мякотных. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 120 с. – ISBN 978-5-507-49149-0.
16.Рахматов, А. А. Социология спорта / А. А. Рахматов, А. И. Рахматов. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 68 с. – ISBN 978-5-507-45384-9.
17.Рубцова, Н. О. Теоретико-методические основы адаптивного физического воспитания / Н. О. Рубцова, А. В. Рубцов. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 124 с. – ISBN 978-5-507-48682-3.
18.Семенов, Л. А. Коррекционное развитие кондиционных физических качеств у детей дошкольного возраста / Л. А. Семенов. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 116 с. – ISBN 978-5-507-45382-5.
19.Смелкова, Е. В. Физическая культура для девушек: оздоровительная гимнастика: учебное пособие для спо / Е. В. Смелкова, Г. Г. Шаламова. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 100 с. – ISBN 978-5-507-48402-7.
20.Спортивные игры: теория избранного вида спорта / В.П. Овчинников, А.М. Фокин, М.В. Габов [и др.]; под редакцией В.П. Овчинников. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 152 с. – ISBN 978-5-507-47329-8.
21.Стеблецов, Е. А. Биомеханика физических упражнений / Е. А. Стеблецов, И. И. Болдырев. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 220 с. – ISBN 978-5-507-47440-0.
22.Теория и методика художественной гимнастики: «Волны»: учебное пособие / Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, Е. Н. Медведева [и др.]. – Москва: Спорт-Человек, 2024. – 152 с. – ISBN 978-5-907601-40-6.
23.Ткачук, М. Г. Анатомия спортивной деятельности / М. Г. Ткачук, Е. А. Олейник, А. А. Дюсенова. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 224 с. – ISBN 978-5-507-45831-8.
24.Ткачук, М. Г. Технология спортивного отбора в самбо и дзюдо на основе морфофункциональных показателей: учебное пособие для вузов / М. Г. Ткачук, А. Г. Левицкий, А. А. Соболев. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 72 с. – ISBN 978-5-507-48423-2.
25.Трошин, М. Ю. Физическая культура и спорт: уроки физической культуры для младших школьников. 1 класс: учебное пособие для вузов / М. Ю. Трошин. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 120 с. – ISBN 978-5-507-48982-4.
26.Федякин, А. А. Теория и организация адаптивной физической культуры / А. А. Федякин. – 2-е изд., испр. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 212 с. – ISBN 978-5-507-47352-6.
27.Физическая культура и спорт: учебник / В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова, С.И. Крамской [и др.]. – Москва: МИСИ – МГСУ, 2021. – 380 с. – ISBN 978-5-7264-2861-1.
28.Физическая культура: словарь основных терминов и понятий / Т. М. Жидких, Е. Н. Кораблева, В. С. Минеев, В. В. Трунин. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 128 с. – ISBN 978-5-507-45329-0.
29.Яковлев, Б. П. Психофизиологические основы здоровья / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 256 с. – ISBN 978-5-507-48187-3.
30.Яковлев, Б. П. Физическая культура: психофизиологические основы здоровья / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 256 с.
31.Яковлева, В. Н. Новые физкультурно-спортивные виды двигательной активности на примере подвижных и спортивных игр / В. Н. Яковлева. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 128 с. – ISBN 978-5-507-45258-3.