Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно ч.1 ст.11, ч.1 ст.118 Конституции РФ суды в РФ – это институты государственной власти, которые осуществляют одну из важнейших функций – правосудие. Также в контексте рассматриваемой темы необходимо отметить, что в «ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) в качестве непосредственных носителей судебной власти выступают судьи, в лице которых и осуществляется судебная деятельность». И вопрос относительно того, каков правовой статус судей в Российской Федерации, представляет значимость как в теоретическом научном, так и в практическом значении.
Безусловно, особенно актуален вопрос пенсионного обеспечения судей.
Пенсионное обеспечение представляет собой тот институт, который обеспечивает реализацию «принципов независимости и беспристрастности судей». Отметим также, что реформа судебных институтов должна осуществляться с обязательным учетом того опыта пенсионного обеспечения, который был накоплен в России ранее. Таким образом, анализируя пенсионные правовые отношения в историческом аспекте, мы также можем понять, как развивается современная система послесудебного обеспечения судей. Это все имеет значение для дальнейшего совершенствования пенсионной системы в России.
У судей в отставке есть право на получение пенсии на общих основаниях. Тем не менее, есть случаи, когда он приобретает право на пожизненное содержание, которое выплачивается каждый месяц. Соответственно, согласно действующему законодательству, после «назначения судье такого содержания он не может одновременно получать другие виды пенсий, за исключением пенсий по инвалидности вследствие военной травмы».
Рассматриваемая проблема заставляет отметить также и факт распространения на судей принципа обязательного пенсионного страхования в тот период, когда они активно работают. В свою очередь, это приводит к тому, что «устанавливается особый порядок назначения судьям страховых пенсий по старости и страховых пенсий по инвалидности».
В настоящее время вопросы послеслужебного обеспечения судей в России являются предметом как научной дискуссии, так и многочисленных судебных споров. Правильное решение прикладных и частно-научных проблем невозможно без теоретического осмысления сущности института ежемесячного пожизненного содержания судей и его соотношения с пенсионным обеспечением в Российской Федерации.
Объект исследования составляют общественные отношения, в области исследования пенсионных выплат судьям.
Предметом исследования настоящей работы являются правовые аспекты проблем и база нормативно-правовых актов, регулирующая пенсионные выплаты судьям.
Целью исследования является анализ пенсионных выплат судьям.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть правовой статус судьи в РФ, дать общую характеристику;
2.исследовать правовые основы пенсионного обеспечения судей в РФ;
3.проанализировать основания и порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий судьям в Российской Федерации;
4.рассмотреть основания приостановления и прекращения пенсионного обеспечения судей;
5.проанализировать опыт реализации и актуальные проблемы предоставления пенсионных выплат судьям в РФ;
6.рассмотреть вопросы оптимизации пенсионного обеспечения судей в РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования.
Концептуально основой исследования являются вопросы отечественной истории (Н.М.Карамзин, О.В.Ключевский, Н.П.Павлов-Сильванский, С.В.Рождественский, С.М.Проблемы российского права, в том числе Соловьев) и государственного права (А.С.Алексеева, И.Д.Беляева, М.Ф.Владимирскобуданова, н.П.Ключевский, Н.П.Павлов-Сильванский, С.В.Рождественский, С.М.Соловьев), которые внесли большой вклад в развитие самодержавной России (А.Д.Гладовский, Н.М.Колкунов). В их работе анализируются политические и социально-экономические причины формирования пенсионных схем для государственных служащих, а также раскрываются основы пенсионных правоотношений в Российской империи.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Григорьев И.В., Корсаненкова Ю.Б., Мачульская Е.Е., Тучкова Э.Г. и другие авторы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования пенсионных выплат судьям.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Особенности правового положения судей как субъектов права на пенсионное обеспечение в РФ
1.1.Правовой статус судьи в РФ: общая характеристика
Современная ситуация развития России как государства такова, что сформировать в полной мере правовое государство возможно исключительно при непрестанном совершенствовании функционирования судебной власти. Соответственно, необходимы грамотные, сбалансированные судебные реформы, которые, в тоже время, будут учитывать и опыт прошлого. Законность, правопорядок, рост ответственности и правосознания – все это напрямую связано с судебной властью и ее эффективностью.
Также необходимо обратить внимание на функциональный аспект судебной власти. А именно, «функции судебной власти направлены на укрепление конституционных основ государства и защиту интересов граждан России. В демократическом государстве в деятельности судебной власти уделяется пристальное внимание обществу и государству. Судебная власть рассматривается в контексте тесного слияния права и государства; она выполняет важнейшие социально значимые задачи: отправление правосудия; выполнение правозащитных функций; функции судебного администрирования; восстановление, предупреждение, нормотворчество и многие другие функции» .
Также в контексте рассматриваемой темы следует заметить, что судебная власть играет значимую роль в контексте реализации механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей в Российской Федерации. Судебная власть направлена на «укрепление конституционализма и конституционной законности в России» .
Далее следует упомянуть о концепции судебной реформы, которая датируется 1991 годом. Именно эта концепция отразилась на конституционном уровне. И тут важно обратить внимание на то, что главная миссия судебной власти – обеспечивать права, защищать свободы личности, отраженные в Конституции Российской Федерации.
Эти цели остались актуальными и в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы ". Здесь отмечено, что судебная власть является значимым государственным механизмом, который работает на обеспечение верховенства права.
Суды защищают и те права, которые были нарушены. И, конечно же, судебная система должна непрерывно развиваться, совершенствоваться, что соответствует ведущим принципам правового государства.
Исходя из столь высокой значимости судебной системы, приобретает актуальность также и проблема правового статуса судей.
Под правовым статусом судей необходимо понимать правовой статус всех членов судейского сообщества. И это правовой статус регламентируется посредством нормативно-правовых актов.
М.И. Клеандров указывает, что «содержание правового статуса судей включает в себя правовые принципы, выражающие права и обязанности, а также отношения с судьями, обществом и государством» .
Если провести анализ базовых положений отечественного законодательства, то мы сможем выделить конкретные элементы, которые входят в структуру правового статуса судей.
В связи с этим показательна позиция Е.Б. Абросимовой, которая отмечает, что правовой статус судей «выступает как важный показатель развития правовой базы, который является основным критерием понимания и принятия конкретным обществом ценностей верховенства права» .
Также исследователи отмечают, что при анализе категории правового статуса судьи мы должны учитывать собственно правовой статус, гарантии, обязанности, которые возложены на судей. К правовому статусу судей применима категория унификации. То есть, внутри судейского сообщества реализуется принцип равенства. И только в соответствии с законодательными положениями полномочия судьи могут или прекратиться, или приостановиться. Безусловно, соблюдаются установленные регламенты.
Далее коснемся проблемы сущности и реализации принципа независимости судей.
Как отмечают В.И. Анишина и Г.А. Гаджиев, «данный принцип может рассматриваться как средство и гарантия обеспечения права граждан на осуществление справедливого и объективного правосудия, как конституционный принцип осуществления судебной власти, как принцип отправления правосудия, как принцип обеспечения правовой статус судей» .
Что касается принципа независимости суда, то он выражается в том, что судьи принимают те решения, которые наделены особым статусом, более того, эти решения строго подчинены закону.
Судебная власть имеет те возможности, которые отсутствуют у иных ветвей власти.
Далее рассмотрим вопрос относительно тех поправок, которые были внесены в Конституцию Российской Федерации в 2020 году.
Они коснулись определенных изменений в статусе судебной власти, особенно это важно в аспекте независимости судебной власти от иных ветвей власти. Это работает и на поддержание системы сдержек и противовесов во властной структуре российского государства в целом.
Эти трансформации повлияли и на такую категорию, как правовой статус судьи. Конституция предъявляет серьезные требования к судьям, в частности, они должны иметь не только солидные компетенции, но и обладать поистине безупречным морально-нравственным обликом, поведением.
Конституционно-правовые особенности понятия "статус судьи", как указывает Я.В. Хабриевой и В.В.Лазарева, «определяются важнейшими положениями, которые определяют гарантию как элемент конституционно-правового статуса судей, являющийся средством обеспечения интересов государства. И здесь приоритет имеют именно интересы правосудия, целью которого, как указано в монографии, является защита прав человека, а также прав и свобод граждан. Кроме того, данная защита есть значимая гарантия того, что судебная власть будет сохранять свою независимость» .
Итак, как мы можем заключить, судьи имеют независимость и неприкосновенность. Эти принципы влияют на общее функционирование судебной власти в Российской Федерации в соответствии с конституционными положениями.
Судебная власть должна при любых условиях сохранять независимость и самостоятельность, поскольку именно таков путь построения и полноценного функционирования правового государства. В случае, если судебная власть утрачивает свою автономию, это негативно сказывается на правовом сознании общества, соблюдении безопасности.
Особый акцент в рамках рассматриваемой темы необходимо сделать на возможности досрочного прекращения полномочий судей в Российской Федерации. И тут же актуальны положения судебной реформы, проведенной в России.
Принятые изменения в п. «л» ч. 2 ст. 102 Конституции Российской Федерации дали возможность закрепления процедуры досрочного прекращения судебных полномочий, если на то есть инициатива Президента Российской Федерации.
По сути, сама по себе «конституционная реформа в российском государстве включает в себя принятие новых законов и формирование новых государственных институтов. Российская правовая система в контексте ее реформирования должна развиваться и совершенствоваться в соответствии с изменениями в Конституции. Как отмечает Т.Я. Хабриева, результатом реформы является внедрение новых конституционных норм в законодательство, а затем в правоприменительную практику и правосознание» .
Рассматривая поправки в Конституцию, следует также отметить, что были приняты новые нормативные правовые акты, которые совершенствуют отечественное законодательство в судебной сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ – 1996. - № 3. - Ст. 144
3. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023) "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 30. - Ст. 1792.
4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 14.10.2023) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"// Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, № 1, ст. 13.
5. Приказ Верховного Суда РФ № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 234 от 10.08.2015 (ред. от 20.07.2020) // Бюллетень актов по судебной системе. – 2020. - № 11.
Материалы судебной практики
6. Постановления Конституционного Суда РФ от 19.02.2018 № 9-П, от 19.11.2012 № 27-П
Научная и учебная литература
7. Гагалаева, М. А. Правовой статус судьи / М. А. Гагалаева // Студенческий. – 2022. – № 37-4(207). – С. 55-57.
8. Галиева, Е. Б. Правовой статус спортивного судьи / Е. Б. Галиева, А. Д. Магденко // Спорт: экономика, право, управление. – 2023. – № 2. – С. 20-23.
9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 428 с.
10. Корсаненкова Ю.Б. Право социального обеспечения и семейное право: межотраслевые связи // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 22 - 27.
11. Кияшко В.А. Статус судьи в отставке и прекращение выплаты судейской пенсии // Судья. 2020. N 12. С. 21 - 25.
12. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022.
13. Рытова, Ю. В. Пенсионное обеспечение судей в Российской Федерации и в странах СНГ / Ю. В. Рытова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 5(81). – С. 370-375.
14. Торопкин, С. А. Пенсионное обеспечение судей в Российской империи / С. А. Торопкин // Правосудие. – 2021. – Т. 3, № 2. – С. 189-204.
15. Торопкин, С. А. Институт ежемесячного пожизненного содержания судей в Российской Федерации / С. А. Торопкин // Правосудие. – 2024. – Т. 6, № 1. – С. 99-107.
16. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. – С.144.
Электронные ресурсы
17. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/