Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце XX – начале ХХI веков наблюдается повышенное внимание русских и зарубежных ученых к раннему творчеству Ф.М. Достоевского и, в том числе, к стилистическим особенностям в его художественных произведениях. Это стремление обусловлено желанием исследователей проследить этапы развития художественного сознания классика при создании персонажей, изучить генезис и эволюцию наиболее характерных для творчества писателя типов и осмыслить их как будущую систему персонажей.
Относительно раннего периода литературной деятельности Достоевского со времен XIX века сложилась тенденция, заданная еще В.Г. Белинским, предполагающая по преимуществу социологический подход к его сочинениям. Во многом рассмотрение проблематики продолжает сводиться, по мнению Н.Л. Зелянской, «к социально-психологической интерпретации его первых опытов и в XX веке, тем самым акцентируя их злободневность, но подспудно сужая спектр вопросов, решение которых способствует превращению конгломерата разнотемных и разножанровых произведений в самобытную художественную систему».
Т.Ф. Двойнишникова отметила, что современные исследователи творчества Достоевского стали чаще рассматривать наследие классика в системе более широких связей с художественным опытом, жанрами, различными методами и стилевыми исканиями всей предшествующей писателю и позднейшей русской и мировой литературы. В нашей работе мы рассмотрим подходы к изучению стилистических особенностей в повестях раннего Ф.М. Достоевского, типов и характеров, наиболее интересных писателю в 40-е гг. XIX в.
При исследовании мы опирались на сравнительно-исторический и системно-типологический методы, получившие свое осмысление в трудах Л.И. Тимофеева, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.Д. Тамарченко.
Ю.М. Лотман среди персонажей, снабженных человеческими именами и человеческой внешностью, выделяет две группы: «действователей и условия и обстоятельства действия».
В литературоведении проблема стилистики Ф.М. Достоевского имеет свою историю. Вопросов классификации художественных образов так или иначе на протяжении многих десятилетий касались критики, литературоведы, философы. Ни одна типология, по мнению Лотмана, не является универсальной, так как сам принцип систематизации художественных образов содержит «принципиальную ”ущербность” видения», так как основой для классификации является выделение одной (реже – нескольких) характерной черты, общей у ряда героев. Именно поэтому любая типология, как считает ученый, не только условна, но и имеет свои минусы и плюсы, и отнесенность героя к какому-либо одному типу не всегда может отразить всю многогранность, сложность характера, учесть «второстепенные» черты героя и связанные с ними мотивы.
Художественный образ, как пишет Ю.М. Лотман, строится не только как реализация определенной культурной схемы, но и как система значимых от нее отклонений, создаваемых за счет частных упорядоченностей. Эти отклонения, возрастая по мере того, как выявляется основная закономерность, с одной стороны, делают информативно значимым ее сохранение, с другой – на ее фоне снижают предсказуемость поведения литературного героя.
Г.А. Гуковский посвятил ряд исследований проблеме стилистики характеров в системе классицизма, романтизма и реализма. Характер реалистической типизации Г.А. Гуковский, в частности, связал с идеей зависимости человека от социальной среды, которая на определенном этапе культуры раскрывает черты понимания характера, но не касается того, что внутри этого этапа отделяет художественные тексты от нехудожественных.
Н.Д. Тамарченко указывает на «разграничительную, дифференцирующую роль» понятий персонажа, «под которым обычно подразумевается любой субъект действия, действующее лицо, а также любой субъект речи», характера и типа. Впрочем, по мнению исследователя, иногда «характером» считают и «образ повествователя». Однако Л.И. Тимофеев считал, что уже в самом произведении мы имеем дело с рядом отдельных, единичных образов, отражающих те или иные стороны жизни и суждения художника о них. Анализируя произведение, мы, по мнению исследователя, устанавливаем, какие стороны жизни в них отражены, как они соотносятся, какие образы в него входят, какой целостный вывод вытекает из всего произведения о той стороне жизни, что отражена во всей сложности этих образов.
Следует отметить позицию Л.В. Чернец, которая считала, что персонажная сфера произведения, как и любая система, характеризуется через «составляющие ее элементы (персонажи) и структуру – “относительно устойчивый способ (закон) связи элементов”. Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого. Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта; их эквивалентом может быть ”раздвоение” персонажа. Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры – иерархичность)».
К изучению стилистических особенностей раннего творчества Достоевского обращались исследователи: Ф.А. Степун, Г.М. Фридлендер, Л.М. Розенблюм, Р.Г. Назиров, Б.Н. Тихомиров, В.Н. Захаров, В.Г. Одиноков, К.А. Степанян, Д.А. Медведева, А.А. Казаков, Э.М. Жилякова, А.Б. Криницын, С.В. Белов, М.А. Белкина, Т.Ф. Двойнишникова, О.А. Богданова, Г.А. Водопьянова, Т.С. Карпачева, Д.Б. Богач и другие исследователи.
Актуальность работы обусловлена тем, что стилистические особенности раннего творчества Ф.М. Достоевского еще недостаточно систематизированы.
Объект исследования – повести Ф.М. Достоевского
Предмет исследования – стилистические особенности повестей Достоевского.
Цель: проанализировать стилистические особенности ранних повестей Ф.М. Достоевского на примере произведений «Хозяйка» и «Белые ночи».
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие стиля автора
2.Рассмотреть особенности стиля Ф.М. Достоевского
3.Проанализировать стилистические особенности повестей «Хозяйка» и «Белые ночи».
Методология исследования: В процессе работы использовались общенаучные методы исследования: индукции, дедукции, контентного анализа, сравнительного анализа, а также частнонаучные методы: литературоведческого сравнения, теоретический анализ художественной литературы.
Научно-практическое значение нашей работы состоит в том, что ее результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении русской классической словесности с историко-функциональной точки зрения, при разработке общих и специальных курсов по истории литературы для филологических факультетов гуманитарных вузов и школ.
Глава 1. Особенности стиля и язык произведений Ф.М. Достоевского
1.1.Понятие стиля автора
В современной лингвистике наблюдается смещение интереса исследователей с типа и жанра художественного текста на идиостиль автора. Данная тенденция объясняется тем, что ученых все больше интересует личность писателя, его особое видение мира и лингвостилистические особенности, с помощью которых автор описывает те или иные объекты внеязыковой действительности [Фоменко 2006, 20].
Лингвисты выявляют различные походы к определению индивидуального стиля и его характеристикам. Кроме этого, следует отметить, что проблема изучения индивидуального стиля является междисциплинарной. Так, данная проблема изучается в различных аспектах: лингвистическом, литературном, историческом, педагогическом и т.д.
Одним из ключевых понятий для индивидуального стиля является определение, данное В.В. Виноградовым, согласно которому индивидуальный стиль представляет собой «единую по своей структуре и внутренне связанную систему форм и средств словесной выразительности» [Виноградов, 1980, 105].
Кроме этого, ученый характеризует стиль писателя как «систему индивидуально-эстетического использования, свойственного данному периоду развития художественной литературы, средств словесного выражения». Таким образом, ученый определяет индивидуальный стиль как часть эстетической сферы [там же].
Отметим, что ученые развивают идеи В.В. Виноградова и новые подходы к рассмотрению индивидуального стиля. Так, индивидуальный стиль присутствует в различных сферах. Ученые изучают индивидуальные стили как писателей, так и политиков, ораторов, преподавателей и т.д. В СЭСРЯ, помимо «индивидуального стиля», приводятся определения «идиостиля» и «идиолекта».
Понятия «идиостиль» и «идиолект» не являются тождественными. Так, под идиостилем понимается совокупность речетекстовых особенностей отдельного писателя, ученого, конкретного человека. Идиолект является совокупностью структурно-языковых особенностей произведений автора [СЭСРЯ, 2006, 95].
Индивидуальное проявляется в любом дискурсе, следовательно, представляется целесообразным рассматривать индивидуальный стиль мотивационного оратора. Идиостиль и идиолект имеют общий элемент, означающий индивидуальный, принадлежащий индивидууму. Следует отметить, что в рамках определения идиостиля вводится термин «языковая личность». Это связано с тем, что в центре изучения в современной науке стоит человек. Обращение к антропоцентризму объясняется ведущей ролью человека в процессах, связанных с речью.
В лингвистических исследованиях термин «идиостиль» впервые был введен В. В. Виноградовым. Существует большое количество работ, посвященных данной проблеме, следовательно, выделяются разные определения для термина «языковая личность». В широкий научный обиход данный термин был введен Ю.Н. Карауловым. Он определяет языковую личность как человека, который обладает способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся «степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых текстов» [Караулов, 2010, 72].
Таким образом, можно выделить три уровня языковой личности.
1) вербально-семантический;
2) когнитивный;
3) прагматический [там же].
Вербально-семантический уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, тогда как для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; когнитивный или тезаурусный включает в себя следующие единицы – понятия, идеи, концепты, которые складываются в «картину мира», отражающую иерархию ценностей; прагматический уровень предполагает цели, мотивы, интересы, установки [там же].
Таким образом, каждый уровень оказывает определенное влияние на идиостиль автора. Отсюда следует, что аспекты индивидуального стиля будут различаться от одного автора к другому, так как каждая языковая личность обладает своими характеристиками на каждом уровне. Индивидуальный стиль может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, графическом, орфографическом, пунктуационном; морфологическом; синтаксическом; стилистическом.
Помимо текстовых средств идиостиль может характеризоваться культурологическими особенностями. Рассмотрим следующие группы маркеров, определяющие стиль автора. Первая группа включает в себя стилистические маркеры. К ним относятся стилистические приемы: метафора, метонимия, эпитет и др. Во вторую группу входят лексико-семантические маркеры. Главным образом, речь идет о каламбурах, оксюморонах, окказионализмах и других средствах выразительности, которые могут представить текст в игровой форме.
Следующая группа включает фонетические и интонационные маркеры: аллитерацию, консонанс и др. Некоторые тексты, преимущественно постмодернистского дискурса, характеризуются графическими маркерами: подчеркивание слов, курсив, выделение некоторых букв. Другой особенностью являются лексико-синтаксические маркеры, например, слитное написание нескольких слов или намеренное использование пунктуационных или орфографических ошибок.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники:
1.Достоевский Ф.М. Бедные люди // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 15 т. – Т. 1. Петрозаводск: ПетрГУ, 1995. 612 с.
2.Достоевский Ф.М. Белые ночи // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 15 т. – Т. 2. Петрозаводск: ПетрГУ, 1996. 502 с.
3.Достоевский Ф.М. Идиот // Полное собрание сочинений в 15 т. – Т. 6. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. 512 с.
4.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 15 т. – Т. 8. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. 737 с.
5.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. – Т. 1. Л.: Наука, 1990. 741 с.
II. Словари:
6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Совмещенная редакция изданий В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. М.: Олма медиагрупп, 2007. 704 с.
7.Жилякова Э.М. Сентиментализм. Словарная статья //Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1997. 24 с.
8.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Составители-редакторы: Л.В. Антонова, И.Р. Григорян, Н.И. Шельнова. М.: Дом славянской книги, 2008. 960 с.
III. Учебники и учебные пособия:
9.Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. 680 с.
10.Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. 83 Крупчанова. М.: Оникс, 2005. 416 с.
11.Основы теории литературы: Учеб. пособие для вузов / Л.И. Тимофеев. М.: Гос. учеб. педагог. изд., 1940. 191 с.
12.Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Хализева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2009. 432 с.
13.Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М.: Академия, 2004. 512 с.
IV. Статьи и монографии:
14. Акименко Е.Н. К вопросу о типологии персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации. Тезисы III межрегиональной научно-практической конференции. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1998. С. 18 – 25.
15.Анненский И.Ф. Достоевский // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 689 с.
16.Анненский И.Ф. Изнанка поэзии. Символы красоты у русских писателей // Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1988. С. 3-29.
17.Абрамович Н.Я. Женщины Достоевского // Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры: Мировое творчество и половая любовь. Изд. 2-е. М.: Свобода, 1918. 116 с.
18.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2000. 699 с.
19.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2002. 801 с.
20. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского: Эстетические очерки. М.: Наука, 1974. 224 с.
21.Белов С.В. Петербург Достоевского. СПб.: Алетейя, 2002. 372 с.
22.Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
23.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1983. 606 с.
24.Белкина М.А. «Светская повесть» 30–х гг. и «Княгиня Лиговская» Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сб. первый. М.: ОГИЗ, 1941. С. 516 – 551.
25.Бем А.Л. Первые шаги Достоевского: Генезис романа «Бедные люди» // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянской культуры, 2001. 449 с.
26.Бем А.Л. Драматизация бреда: «Хозяйка» Достоевского. Ижевск: ERGO, 2012. 92 с.
27.Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Философия, творчество, культура, искусство. М.: Искусство, 1994. 436 с.
28.Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С портретом Ф.М. Достоевского и приложениями. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1883. 373 с.
29.Богданова О.А., Водопьянов Г.А. Эволюция образа мечтателя в раннем творчестве Ф.М. Достоевского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Т. 23. – № 5. 2001. С. 91 – 93.
30.Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Роман–исследование. Л.: Советский писатель, 1974. 671 с.
31.Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»: Монография. Л.: Художественная литература, 1988. 208 с.
32.Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 3 – 187.
33.Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма: роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 141 – 187.
34.Виноградов В.В. Сюжет и архитектоника романа Достоевского «Бедные люди» // Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 163 – 186.
35.Власкин А.П. Творчество Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1994. 96 с.
36.Вогюэ Э.М. Достоевский // Современные русские писатели: Толстой – Тургенев – Достоевский. М: Издание В.Н. Маракуева, 1887. 73 с.
37.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 446 с.
38.Гачева А.Г. Проблема всеобщности спасения в романе «Братья Карамазовы» (в контексте эсхатологических идей Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева) // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 226 – 281.
39.Гизетти А.А. Гордые язычницы (к характеристике женских образов Достоевского) // Творческий путь Достоевского / Под ред. Н.Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924. С. 186 – 197.
40.Гегель Г.В.Ф. Сочинения / Пер. В. Столпнера. – Том 14. М.: СОЦЕКГИЗ, 1966. 194 с.
41.Гессен С.И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М.: Книга, 1990. С. 353 – 374.
42.Григорьев А.А. Сочинения. Статьи. Письма М.: Художественная литература, 1990. 513 с.
43.Григорьев А.А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо». Письма к Г.Г. А.К.Б. // Апология почвенничества / Сост. и коммент. А.В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008. С. 285 – 385.
44.Григорович Д.В. Литературные воспоминания / Под ред. Г.Г. Елизаветиной. М.: Художественная литература, 1961. 377 с.
45.Гроссман Л.П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 544 с. (Серия «Жизнь Замечательных Людей»).
46.Даниленко О.Д. Типология характеров в ранней прозе Ф.М. Достоевского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 150. 2012. С. 77 – 81.
47.Дилакторская О.Г. Скопцы и скопчество в изображении Достоевского: к истолкованию повести «Хозяйка» // Philologica. – Т. 2. – № 3-4. 1995. С. 59 – 84.
48.Добролюбов Н.А. Забитые люди // Н.А. Добролюбов. Ф.М. Достоевский в русской критике. М.: Гос. изд-во худож. литер, 1956. С. 39 – 96.
49.Дружинин А.В. Письмо иногороднего подписчика о русской журналистике // «Современник» против «Москвитянина». Литературно-критическая полемика первой половины 1850-х годов / Изд. подгот. А.В. Вдовин, К.Ю. Зубков, А.С. Федотов. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 51 – 61.
50.Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844 – 1849) / Под ред. Ф.З. Кануновой. Томск: Томский университет, 1989. 274 с.
51. Застрожнова Е.М. «Маленький человек» в свете христианской традиции (от Гоголя к Достоевскому). М.: ТЕИС, 2004. 240 с.
52.Зелянская Н.Л. Мифоонтология писательства. Федор Достоевский: творческий путь до эшафота. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 114 с.
53.Истомин К.К. Из жизни и творчества Достоевского в молодости // Творческий путь Достоевского / Под. ред. И.Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924. С. 3 – 54.
54.Карпачева Т.С. Мотив власти (на примере власти лидера нетрадиционной религиозной организации) в изображении Ф.М. Достоевского // Мотив в структуре художественного текста: сборник научных статей. М.: МГПУ, 2016. С. 95 – 113.
55.Карпачева Т.С. «Хлыстовский след» в повести Ф.М. Достоевского «Хозяйка» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 34. СПб.: Серебряный век, 2016. С. 30 – 39.
56.Касаткина Т.А. «Кроткая»: комплексный анализ текста / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура. – № 27. СПб.: Серебряный век, 2010. С. 256 – 277.
57. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 336 с.
58.Кирпотин В.Я. Достоевский // В.Я. Кирпотин. Избранные работы: В 3 т. – Т. 2. М.: Художественная литература, 1978. 485 с.
59.Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. Кишинев: Штиица, 1985. 201 с.
60.Комарович В.Л. Литературное наследство Достоевского за годы революции // Литературное наследство. – № 15. 1934. С. 258 – 291.
61.Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского. М., МАКС Пресс, 2017. 465 с.
62.Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Событийное. Временное. Вечное. М.: Московский университет, 1991. 400 с.
63.Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М.: Детская литература, 1984. 208 с.
64.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2017. С. 14 – 285.
65.Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В.К. Кантора и А.Л. Осповата. М.: Искусство, 1982. 544 с.
66.Марков Е.Л. Критические беседы. Сатира и роман в настоящем году // Русская речь. – № 6. 1880. С. 241 – 287.
67.Масальская Г.И. Тема «мечтательства» в прозе петрашевцев. О полемике внутри натуральной школы // Проблемы развития литературы и литературной критики. Киев: Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 1977. С. 57 – 81.
68.Медведева Д.А., Казаков А.А. Мечтатели и идеологи в мире Ф.М. Достоевского в свете феноменологии безумия // Вестник Томского государственного университета. Филология. – №4 (36). 2015. С. 141 – 150.
69.Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский / Сост. Е.А. Андрущенко. М.: Наука, 2000. 624 с.
70.Михайловский Н.К. Жестокий талант // Ф.М. Достоевский в русской критике. М.: Гос. изд-во худож. литер., 1956. C. 283 – 338.
71.Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Paris: YMCA-PRESS, 1980. 610 с.
72.Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов: Саратовский университет, 1982. 160 с.
73.Нечаева В.С. Ранний Достоевский (1821 – 1849). М.: Наука, 1979. 287 с.
74.Николаева Е.Г. Тип петербургского мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» // Вестник удмуртского университета. – № 1. 2008. С. 39 – 46 (Серия «История и филология»).
75.Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 146 с.
76.Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев: Штиинца, 1981. 166 с.
77.Плетнев П.А. Рецензия на «Петербургский сборник» // Современник. – № 2. 1846. С. 273-274.
78.Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в романе Ф.М. 89 Достоевского «Белые ночи» // Филол. науки. – № 2. 1966. С. 122 – 135.
79.Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. С. 131 – 185.
80.Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: Очерки. М.: Советский писатель, 1979. 349 с.
81.Сомерил-Айртон Ш.К. Структура отношений «тиран – жертва» в ранних произведениях Ф.М. Достоевского (роман «Бедные люди») // Русский язык за рубежом. – №3, 1993. С. 104 – 107.
82.Тихомиров Б.Н. Сантиментальный роман Ф.М. Достоевского «Белые ночи». СПб.: «Кузнечный переулок», 2017. 109 с.
83.Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского // Путь Достоевского от «Бедных людей» к романам 60-х годов / Отв. ред. Б.С. Мейлах. Л.: Наука, 1964. 404 с.
84. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: Наука, 1964. 173 с.
85.Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск: Уральский университет, 1987. 350 с.