Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее значимых событий ХХ в. выступает сервисная революция, нашедшая отражение в расширении состава и значительном приросте объема предоставляемых услуг и товаров, что повлекло за собой качественное изменение факторов экономического развития, источников конкурентоспособности субъектов хозяйствования и структуры совокупного дохода национальной экономики, а также трансформацию роли потребителей, превратившихся в непосредственных участников производственных процессов создания торговых услуг.
В наши дни обслуживание потребителей является одним из наиболее важных факторов поддержания конкурентного преимущества торгового предприятия. Взаимодействия между торговыми предприятиями и покупателями существуют на различных этапах, начиная от первоначального знакомства с потенциальным клиентом, совершения покупок и заканчивая послепродажным обслуживанием. Существующая конкуренция заставляет предприятия бороться за каждого покупателя, что делает организацию обслуживания необходимым элементом введения прибыльного бизнеса.
В сфере традиционных услуг, к которой относится розничная торговля, сервисная революция положила начало совокупности масштабных структурных реформ, предопределивших формирование сетевых форм организации торгового пространства, повышение уровня его инноватизации, информатизации.
Качественная трансформация сферы услуг, усиление ее роли в обеспечении поступательной макроэкономической динамики и распространение сетевых форм взаимодействия участников торговой деятельности привели к замещению автономных торговых операторов и открытых рынков международными и национальными ритейлерами, систематизацией коммуникаций с участием субъектов общенациональных и субнациональных сетей, оказывающих растущее воздействие на уровень и качество жизни населения.
Однако для развития российских торговых сетей характерны противоречивые тенденции, что обусловлено относительно более поздним становлением сетевого ритейла по сравнению с развитыми западными государствами, отсутствием эффективной институциональной среды, представленной совокупностью правовых норм и традиций делового оборота, особенностями неоднородного экономического пространства и др.
Для решения вышеперечисленных проблем возникает необходимость в разработке теоретических положений и методологических подходов к управлению эффективностью торговых услуг путем совершенствования торговой деятельности предприятия с использованием современных тенденций.
Степень разработанности проблемы. Выше обозначенная тема нашла свое отражение в трудах Дж. Гэлбрайта, П. Дракера, М. Кастельса, Р. Майлза, Л.П. Наговициной, С.И. Паринова, А.И. Ракитова, Ч. Сноу, Р.И. Цвылева, Т.И. Яковлевой и др.
Технологии управления организациями розничной торговли с целью обеспечения их устойчивого развития нашли отражение в работах Е.Ф. Авдоoкушина, Е.В. Бакаaльской, И.Т. Балабаннова, Д.И. Валиигурского, Н.Н. Гаееткалова, Л.П. Дашкоова, В.А. Кривошеея, Л.П. Нагоовицина, В.И. Попова, А.К. Семенова, О.В. Чкаловой и др. Международный опыт развития розничных торговых сетей с использованием мерчендайзинга стал объектом исследования Р.М. Ахмедзяновой, М.Б. Бурмистрова, Л.Х. Габидуллиной, Л.Е. Евстигнеевой, В.Л. Кузьменко, А.А. Некипелова, Р.И. Шикпера и др.
Цель работы состоит изучение правил продажи товаров и управление обслуживания покупателей в розничной торговой сети.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1.Рассмотреть характеристику торговли как составной части сервисной экономики.
2.Изучить организацию деятельности предприятий розничной торговли.
3.Проанализировать организацию процесса обслуживания покупателей в розничном торговом предприятии ООО «Лэтуаль».
4.Провести анализ организации обслуживания покупателей торгового предприятия ООО «Лэтуаль».
5.Предложить мероприятия по рационализации торгово-технологических процессов и повышению качества обслуживания покупателей.
Объектом исследования выступает ООО «Лэтуаль».
Предметом исследования – правил продажи товаров и управление обслуживания покупателей в розничной торговой сети ООО «Лэтуаль».
Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения фундаментальных и прикладных работ, ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории экономики и управления организациями сферы торговой сетевой экономики через инновационные управленческие технологии.
В аналитической части применяются: общие положения и принципы системного подхода, методы классификации, статистические группировки, сравнительный и системный анализ.
В работе использованы целевые показатели федеральных и региональных программ и индикаторы, отражающие ход их исполнения в РФ, показатели финансово-хозяйственной деятельности розничных торговых сетей.
Научная новизна состоит в развитии теоретико-методологических основ эффективности услуг розничных торговых сетей ООО «Лэтуаль», через формирование системы управления услугами торговых сетей на основе инновационных управленческих технологий в условиях глобализационных процессов и усилении конкуренции.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии теории экономики и управления организациями на основе инновационных управленческих технологий в условиях глобализационных процессов и усилении конкуренции, в условиях глобализации экономического пространства и возрастания роли сервисного торгового сетевого сектора в формировании совокупного дохода общества.
Структура. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации обслуживания покупателей
в торговом предприятии
1.1. Характеристика торговли как составной части сервисной экономики
Розничная торговля – является важным элементом торговой отрасли и всей экономики страны, и в рамках данного исследования именно она представляет особый интерес. Понятие розничной торговли, дано в законе Российской Федерации «Об осн1овах госуд1арственного регул1ирования торгов1ой деятельност1и в Росс1ийской Фед1ерации»[ Федеральный закон от 28.12.2009 No381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, No 1, ст. 2.], и ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения», согласно данным документам, розничная торговля определяется видом торговой деятельности, который связан с покупкой товаров и их продажей для использования их в личных и иных целях. 1
Функционирование предприятий розничной торговли Российской Федерации характеризуется как положительными, так и негативными тенденциями, для них характерны, особенности[ Захарова,Ж.Ж. Розничная торговля в России: проблемы и тенденции развития / Ж.Ж. Захарова, Н.С. Иванова // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. –2024. –No 3(9). –С.48–51.], представленные в таблице 1.
Таблица 1- Проблемы и тенденции развития розничной торговли в России
Положительные тенденции в розничной торговле России Актуальные проблемы (факторы), ограничивающие деятельность предприятий розничной торговли в России
Стабильное развитие; высокая насыщенность и разнообразие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров; повышение покупательной способности; рост производства товаров; появление новых субъектов хозяйственной деятельности Недостаточный платежеспособный спрос; недостаток финансовых средств; высокий уровень налогов; высокая арендная плата; высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли; высокие транспортные расходы; недостаточный уровень культуры обслуживания; несовершенство торгово-технологических процессов
Источник: составлено автором на основании материалов
Оборот розничной торговли – это базовый показатель для формирования объема конечного потребления при расчетах валового внутреннего продукта методом конечного использования. Оборот розничной торговли по Российской Федерации в 2021–2023 году, представлен в таблице 2.
Таблица 2- Оборот розничной торговли по Российской Федерации (млрд. руб.)
год всего в том числе Оборот розничной торговли торгующих организаций Продажа на розничных рынках и ярмарках
продовольственным и товарами непродовольственными товарами
2021 26356,2 12380,8 13975,4 24057,2 2298,9
2022 27526,8 13412,3 14114,5 25358,2 2168,6
2023 28317,3 13751,8 14565,5 26310,1 2007,2
Оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2023 году составил 28317,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 94,8 % к 2022 году.
Динамика оборота розничной торговли за 2021–2023 гг.[ Розничная торговля // Федеральная служба государственной статистики (Росстат России). –http://www.gks.ru] по Российской Федерации, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика оборота розничной торговли за 2021–2023 гг. по Российской Федерации в млрд. руб.
В 2022 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия, составил 48,6 %, непродовольственных товаров – 51,4 %.
1.2. Организация деятельности предприятий розничной торговли
Торговая сеть представляет собой находящуюся под общим управлением два либо более торговых предприятия, использующие единое коммерческое обозначение, либо иное средство индивидуализации[ Федеральный закон от 28.12.2009 No381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, No 1, ст. 2.]. В торговую сеть могут входить торговые объекты, на законных основаниях принадлежащие хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»[ Федеральный закон от 26.07.2006 No135-ФЗ «О защите конкуренции»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, No31 (1 ч.), ст. 3434.].
Торговую сеть подразделяют на стационарную (включающая в себя стационарные торговые объекты) и нестационарную (торговая сеть, включающая в себя нестационарные торговые объекты)[ ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения. –М.: Стандартин-форм, 2024. –36 с.].
Один из ключевых элементов функционирования предприятий розничной торговли, в рыночной экономике – система организации коммерческой деятельности, именно коммерческая деятельность является неотъемлемым условием сферы коммерческого предпринимательства и потребительского рынка нашей страны.
Под коммерческой деятельностью предприятий розничной торговли, понимают процессы, которые связаны с куплей-продажей товаров, удовлетворением спроса на них покупателей, минимизацией издержек торгового предприятия и получением прибыли, кроме того, коммерческая деятельность – это процесс торгового обмена (товарами и услугами) между хозяйствующими субъектами, осуществляющийся в соответствии с действующим законодательством[ Подповетная, Ю.В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники / Ю.В. Подповетная, М.В. Булгакова // Управление в современных системах. –2024. –No4. –С.55–59.].
Для понятия экономического смысла и роли коммерческой деятельности в сфере бизнеса, необходимо четко определить понятия «коммерческая деятельность» и выявить взаимосвязи с иными смежными категориями, а именно: предпринимательство, бизнес, маркетинг, сущность этих понятий, представлена в таблице 3.
Таблица 3- Сущность понятий предпринимательство, бизнес, маркетинг
Понятия Характеристика
Предпринимательство В учебной литературе, определено как самостоятельная и систематическая деятельность, направленная на выполнение работ, оказание услуг, осуществляемая на собственный риск. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли[ Иванов, Г.Г. Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий: учебное пособие / Г.Г.Иванов, Ю.К.Баженов – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 304 с.]. Осуществляют предпринимательскую деятельность (субъекты предпринимательства): физические и юридические лица, имеющие регистрацию в порядке, который установлен законодательством.
Социально-экономические задачи предпринимательства: обеспечение занятости; поддержание инновационной активности; смягчение социального неравенства; формирование конкурентной среды[ Иванов, М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности: учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. – М.:ИЦ РИОР, 2022. – 97 с.].
Бизнес Бизнес, является более широким понятием, к нему относят совершение в любой сфере деятельности единичных (разовых) сделок, которые направлены на получение прибыли, в отличии от предпринимательства, осуществляемое на постоянной основе. Понятие бизнес, является общеэкономическим термином, который характеризует деятельность хозяйствующего субъекта в одной из областей предпринимательства, дающую выгоду, при определенной степени риска приносящую доход[ Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учебное пособие / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. – Минск: Вышэйшая школа, 2024. – 255 с.].
Маркетинг Маркетинг можно рассматривать как рыночную концепцию и философию предпринимательства. Маркетингом предлагаются методы, приемы, инструменты, при помощи которых можно достичь определенных целей, в коммерческой деятельности они активно используются для выполнения собственных операций и функций[ Наумов, В.Н. Маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 320 с.]. В достижении общих целей и определенного нужного эффекта необходимо использовать комплекс коммерции и маркетинга[ Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие / А.В. Лукина. – М.: ИД «ФОРУМ», 2023. – 239 с].
Именно экономическая природа коммерческой деятельности предопределяет в современных рыночных условиях повышение ее роли, при этом, акцентируем внимание на важнейших характеристиках, касающихся коммерческой деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения. –М.: Стандартин-форм, 2024. –36 с.
2.Федеральный закон от 28.12.2009 No381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, No 1, ст. 2.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 No135-ФЗ «О защите конкуренции»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, No31 (1 ч.), ст. 3434.
4.Абрамов, В.С. Стратегический менеджмент. Часть 2. Функциональные стратегии: учебник и практикум / В.С. Абрамов, С.В. Абрамов. - М.: Юрайт, 2018. - 248 с.
5.Агафонов В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография. М.: ИН- ФРА-М, 2018. 276 с.
6.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2005. 246 с.
7.Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: Монография / Ю.К. Баженов. –М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. –239 с.
8.Базилевич С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 2 (28). - С. 473-489.
9.Балыбердин, В.А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента: монография / В.А. Балыбердин, А.М. Белевцев, Г.П. Бендерский. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 240 с.
10.Березин Артем Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности; LAP Lambert Academic Publishin — М., 2023. — 156 c.
11.Волкова Наталья Конкурентоспособность предпринимательских структур: моногр. ; LAP Lambert Academic Publishing — М., 2018. — 176 c.
12.Генкин, Б.М. Социология труда. М.: Юнити, 2021. 410 с.
13.Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - Санкт- Петербург: СПбГУЭФ, 2021. - 488 с.
14.Депутатова Е. Ю., Ильяшенко С. Б. Системный подход к исследованию покупательского поведения и обслуживания в розничной торговле: Монография. 3-е издание. М.: ИД «Дашков и К», 2022. 122 с.
15.Джиоев, А.В. Сущность и цели стратегического маркетинга организации [Электронный ресурс] / А.В. Джиоев // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(23). - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/8(23).pdf
16.Дубынина, А. В. Трудовой потенциал: проблемы развития. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №29. С. 26-32.
17.Егоров А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // Российский экономический барометр. - 2021. - № 3 (83). - С. 3-16.
18.Женжебир В. Н., Сурай Н. М., Скрынченко Б. Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т 12, № 2. С. 637-648.
19.Захарова,Ж.Ж. Розничная торговля в России: проблемы и тенденции развития / Ж.Ж. Захарова, Н.С. Иванова // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. –2024. –No 3(9). –С.48–51.
20.Зяблицкая Н.В. Конкурентоспособность организаций / Н.В. Зяблицкая // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 4-5 (72). - С. 87-91.
21. Иванов, Г.Г. Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий: учебное пособие / Г.Г.Иванов, Ю.К.Баженов – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
22. Иванов, М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности: учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. – М.:ИЦ РИОР, 2022. – 97 с.
23.Каращук О. С., Майорова Е. А. Современный рынок торгового обслуживания в России: инновационная составляющая / Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2018. С. 26-30.
24.Каращук О. С., Шипилова С. С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле / Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 55-84.
25.Кибанов, А. Я. Управление персоналом в организации. М.: Наука, 2021. 450 с.
26.Константинова М.А. Актуальная классификация и методы оценки конкурентоспособности предприятий / М.А. Константинова // Менеджер. - 2021. - № 4 (98). - С. 112-119.
27.Красильникова Е. А. Мультиформатность маркетплейсов как драйвер развития электронной торговли в России // Лизинг. 2022. № 5. С. 38-43.
28.Крупенченко, В.Р. Управление персоналом. М.: Знание, 2021. 402 с.
29.Лебедева И. С. От экономического анализа к бизнес-аналитике в управлении торговой организацией: преемственность и новации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т 2, № 3 (135). С. 104-108.
30.Леонова Ю. Г. Актуальные тренды мерчандайзинга на Российском рынке // Экономика и предпринимательство. 2022. № 6 (143). С. 821-825.
31.Леонова Ю. Г. Тренды розничного торгового бизнеса в контексте новой парадигмы покупательского поведения // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 778-782.
32. Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие / А.В. Лукина. – М.: ИД «ФОРУМ», 2023. – 239 с
33.Маврина, И.Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / И.Н. Маврина. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 132 с.
34.Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Инновационный подход к анализу движения покупательских потоков // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 4-1. С. 88-92.
35.Мишутов, А.В. Технологии управления кадровым потенциалом. Социологические исследования. 2018. №10. С. 24-26.
36. Наумов, В.Н. Маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
37.Панасенко С. В., Андреев А. А. Внедрение современных технологий как инструмент повышения эффективности торговли на мар- кетплейсах // Лизинг. 2023. № 1. С. 17-24.
38.Панасенко С. В., Рамазанов И. А., Чеглов В. П. и др. Тенденции технологического развития сферы товарного обращения Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 9. С.89-95.
39.Панкина Т. В. Проблемы оценки эффективности ценовых методов стимулирования в розничной торговле // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т 2, № 3 (135). С. 145-151.
40.Парамонова Т. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли; КноРус — М., 2022. — 241 с.
41.Парамонова Татьяна Конкурентоспособность предприятия розничной торговли; КноРус — М., 2018 —182 с.
42.Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учебное пособие / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. – Минск: Вышэйшая школа, 2024. – 255 с.
43. Подповетная, Ю.В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники / Ю.В. Подповетная, М.В. Булгакова // Управление в современных системах. –2024. –No4. –С.55–59.
44. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. –М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. –224с
45.Попенкова Д. К. Маркетплейсы как возможность для малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 690-694.
46.ПоповаЛ.Ф. Концептуальный подход к оценке эффективности организационной структуры предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2021. № 2. 250 с.
47.Розанова Н.М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2021. 343 с.
48. Розничная торговля // Федеральная служба государственной статистики (Росстат России). –http://www.gks.ru
49.Романов А. А. Экономико-математические модели управления деятельностью предприятий электронной торговли // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С.738-746.
50.Семирханова, О.Н. Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии / О.Н. Семирханова // Вестник Ульяновской ГСХА. –2023. –No3(23). –С.148–152.
51.Смирнова Е. В. Экологический маркетинг // Практический маркетинг. 2010. № 4(158). С. 914.
52.Тебекин А. В., Митропольская-Родионова Н. В., Хорева А. В. Методы принятия управленческих решений на основе инструментов теории массового обслуживания // Журнал исследований по управлению. 2019. Т 5, № 6. С. 34-54.
53.Ткаченко И. В., Анисимова О. С., Коломыца В. А. и др. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли // Фундаментальные исследования. 2022. № 6. С. 53-60.
54.Троенко В. О. Разработка стратегии развития организации // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 204-207.
55.Фадеева, Т.П. Тенденции изменения структуры рынка парфюмерно-косметических товаров в России / Т.П. Фадеева, Ю.И. Монаков // Экономика и управление в XXI веке : тенденции развития. - 2022. - № 29. - С.119-123.