Фрагмент для ознакомления
2
Муниципальное хозяйство представляет собой сложную систему, которая включает в себя отрасли и сферы деятельности, к задачам которых относится обеспечение нормальных условий проживания на территории муниципального образования. Поэтому вопросы обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры наряду с управлением благоустройством и жилищным комплексом относятся к вопросам местного значения [5, с.3].
Схема транспортной инфраструктуры представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема, характеризующая понятие и объекты транспортной инфраструктуры [9, с.16]
Транспортный комплекс России развивается наиболее интенсивно в последние пять лет, что обусловлено стремительным развития инновационных технологий, что приводит к значительным преобразованиям в транспортной отрасли.
Например, скоростные магистрали для автомобильного транспорта, современные технологии для железнодорожного и воздушного транспорта привели к необходимости проведения трансформаций в сфере транспортной инфраструктуры страны.
Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности.
Транспортная инфраструктура связана с общим развитием производственных сил, поэтому рассматривается как важнейшая часть экономики в целом. Транспортная инфраструктура оказывает влияние на размещение производства, без её учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д.
На развитие транспортной инфраструктуры оказывает влияние большое количество факторов. Например, введение санкционных ограничений со стороны ряда Европейских государств, хоть и не оказало значительного влияния, но снизило темпы роста развития данной отрасли. Негативным образом, на развитие транспортных услуг, повлияло отставание Росси в области инновационных технологий, в области развития транспорта, транспортной инфраструктуры и т.д. Стремительное развитие инновационных, интеграционных и информационных процессов привело к необходимости рассмотрения сути социально- экономического пространства с позиций взаимовлияния между развитием транспортной инфраструктуры и экономики регионов и муниципальных образований [30, с.131].
Самой негативной тенденцией является 123 место России в рейтинге по качеству автомобильных дорог в стране. До настоящего времени, в РФ есть области, в которых автомобильные дороги находятся в ужасающем состоянии, что в свою очередь ведет к повышенным затратам в области автомобильных перевозок и т.д. Единственной положительной тенденцией в этой области, можно указать развитие железнодорожной инфраструктуры страны, по которой РФ находится на 33 месте в рейтинге стран. Качество железнодорожной инфраструктуры продолжает повышаться, в основном благодаря государственному участию. Однако, если речь идёт о муниципальном звене транспортной инфраструктуры, то речь идёт именно об автомобильном транспорте [30, с.131].
Структура транспортной инфраструктуры муниципальных образований показана на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура транспортной инфраструктуры муниципального образования [16, с.41]
Без развития транспортной инфраструктуры невозможно нормальное функционирование экономической и социальной системы муниципального образования, так как транспортные системы муниципалитетов необходимы для перемещения населения и грузов. По транспортным путям, которые находятся в ведении муниципалитетов, происходит распределение товарно-материальных потоков между производственными, заготовительными и торгово-сбытовыми предприятиями.
Также транспортные пути необходимы для перемещения населения между местом проживания и метом работы, а также местом проживания и объектами социальной и культурно-спортивной инфраструктуры.
Если рассматривать муниципальный уровень управления, то в полномочия местных органов власти входит транспортное обслуживание населения муниципального образования.
Значение развития транспортной инфраструктуры в этом плане сложно недооценить. При помощи транспорта осуществляется перевозка грузов, пассажиров, осуществляется доставка сырья заводам, врачей к больным, представителей МЧС в места стихийных бедствий.
Такую сложную систему регулирует муниципальное образование по средствам управленческого воздействия.
Особе значение имеет развитие транспортной инфраструктуры для крупных городских агломераций, которые зачастую объединяют несколько муниципальных образований, что ещё больше усложняет управленческие процессы в сфере транспортной инфраструктуры муниципальных образований.
В транспортную инфраструктуру города входят как материальные, так и нематериальные объекты. В группу материальных объектов входят автомобильные, железнодорожные пути и магистрали, мосты, туннели, транспортные средства, авто и железнодорожные вокзалы, автобусные остановки и т.д.
В группа нематериальных объектов необходимого отнести нормы дорожного движения, контроль дорожного движения при помощи специализированных служб и систем видеонаблюдения, а также системы планирования и управления инфраструктурой. Наиболее капиталоёмкими подсистемами городского пассажирского транспортного комплекса являются: подвижной состав; инфраструктура топливно-энергетического обеспечения и производственно-техническая база, обеспечивающая поддержание подвижного состава в исправном состоянии. Устойчивая и эффективная транспортная инфраструктура является основой развития мегаполиса.
От степени развитости транспортной составляющей города зависит и уровень экономической инфраструктуры, и качество жизни населения.
1.2. Современные формы управления транспортной инфраструктурой
Характерной особенностью современного этапа развития транспортных систем муниципальных образований является наличие ряда противоречий, обусловленных разнонаправленностью интересов сторон, участвующих в процессах их формирования и функционирования. Следствием данной ситуации считается организационная и технологическая разобщённость структурных частей, составляющих материальную основу транспортного комплекса, что, в свою очередь, является причиной неэффективного использования материальных ресурсов.
Децентрализация процессов планирования и управления, при отсутствии актуальной методической базы, – одна из основных причин выраженного структурного дисбаланса транспортного комплекса муниципального образования, проявляющегося в непропорциональном и несогласованном развитии подсистем, входящих в его состав [10, с.108].
Управление транспортной инфраструктурой на муниципальной уровне характеризуется системой задач и функций, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Система задач и функций управления транспортной инфраструктурой на муниципальном уровне
Задачи муниципального управления в сфере транспорта Специализированные функции органов муниципального управления в сфере транспорта
Транспортные коммуникации являются неотъемлемой частью экономического пространства и обеспечивают жизнедеятельность всех хозяйствующих субъектов. Для выполнения своих основных функций транспортные пути сообщения должны соответствовать не только транспортным потребностям экономики страны по их протяженности и объему выполняемой транспортной работы, но и обеспечивать качество транспортного обслуживания. Так, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации отдельные показатели, характеризующие качественные параметры состояния транспортных коммуникаций подлежат корректировке с целью учета особенностей народонаселения в регионах, географических особенностей, размещения производства и объектов социального назначения. Формирование транспортной сети и, в первую очередь железных и автомобильных дорог осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
– обеспечение рациональной, необходимой и достаточной транспортной доступности;
– создание условий, в том числе инвестиционного климата для ликвидации узких мест, тормозящих транспортные потоки;
– повышение надежности и безопасности перевозочного процесса;
– обеспечение вклада транспортного комплекса в достижение целей устойчивого развития муниципального образования.
Муниципальным органам власти передана часть полномочий по поддержанию в надлежащем техническом состоянии автомобильных дорог [10, с.109].
Автомобильные дороги являются важным инструментом достижения транспортной доступности и экономических интересов на каждой территории, обеспечивают мобильность населения и повышение качества жизни в данном субъекте. Главной целью развития автодорожной инфраструктуры является выравнивание автодорожной обеспеченности регионов страны с учетом особенностей их территориальной организации, обеспечивая сбалансированность наличия автомобильных дорог и их соответствия техническим и технологическим параметрам с потребностями в местных (в границах одного региона) и транзитных перевозках. Для достижения этих соответствий необходимо создание материально-технической базы как строительных организаций, осуществляющих строительство транспортной инфраструктуры, так и организаций, осуществляющих мониторинг диагностики качества дорог, выявляющих участки с неудовлетворительным состоянием дорожного полотна, а также производственных структур, привлекаемых для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту дорог.
В последние годы ведётся активная застройка городских территорий, что касается, в первую очередь, мегаполисов. Непрерывный прирост населения провоцирует рост темпов строительства домов, на окраинах городов и в области появляется всё больше высотных жилых зданий. Разница между стремительным развитием жилых комплексов и обустройством транспортной инфраструктуры районов становится всё более ощутимой и является причиной транспортных коллапсов в этих местах.
И именно на муниципальные органы власти возложена обязанность по эффективной организации транспортного обслуживания населения не только на уже исторических сложившихся маршрутах, а на новых транспортных развязках, которые получают большую нагрузку в связи с активным жилищным строительством.
В этой связи стоит отметить, что не всегда возможно обеспечить организацию пассажирских перевозок силами муниципального транспорта, так как. Несмотря на то, что за проезд взимается плата, она не покрывает всех расходов на пассажирский муниципальный транспорт. Муниципалитетам приходится привлекать частных перевозчиков, а их «выпадающие» доходы по перевозки пассажиров льготных категорий компенсировать также за счёт средств муниципального бюджета.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2023. – 656 с.
2. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2022. – 804 с.
3. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2021. – 347 с.
4. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2019. – 608 с.
5. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2020. – с.50-87
6. Дробозина Л.А. Прибыль и рентабельность предприятия. – М.: Инфра-М, 2023. – 443 с.
7. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2022. - 621 с.
8. Ефремова А.А. Себестоимость от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. — М.: Вершина, 2019. — 204 с.
9. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2019. - 224 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2021. – 359 с.
11. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2019. – 382 с.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2020. – 247 с.
13. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия - Спб: Бизнес-пресса, 2020. - 448 с.
14. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 585 с.
15. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2023. – 274 с.
16. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2020. - N 4. С. 40-47.
17. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2023. – 318 с.
18. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. – М.: Инфра-М, 2023. – 265 с.
19. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2023. – 176 с.
20. Полякова О.В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы. – М.: Инфра-М, 2021. – 298 с.
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО "Новое Знание", 2021. - 688 с.
22. Сергеев И.В. Экономика предприятий . – М.: Инфра-М, 2021. – 387 с.
23. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2021. – 585 с.
24. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2022. - 368 с.
25. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2019. - 176 с.
26. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 400 с.
27. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2020. – 367 с.