Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня процветание и коммерческий успех в бизнесе полностью зависит от эффективности ее деятельность. Он должен сосредоточиться только на прибыльных и экономически эффективных операциях, так как компания несет полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Основной целью коммерческой деятельности является достижение максимально возможной прибыли за счет продажа продукции, отвечающей социально-экономическим потребностям населения потребителям.
Одним из наиболее важных условий, оказывающих большое влияние на потребителей, считается общедоступность товаров, т.е. возможность получать необходимую им продукцию в любое нужное времени. Это обеспечивает ритм работы для потребительских предприятий, позволяя организациям более эффективно и успешнее планировать свою деятельность.
В современных российских условиях успешная работа любого предприятия предполагают высокую степень конкуренции, а следовательно, предприятия вынуждены постоянно прилагать усилия по увеличению эффективности своего функционирования с целью сохранения и повышения своей конкурентоспособности при помощи различных методов и инструментов. Главной задачей маркетинга на современном этапе развития рынка - сформировать спрос на выпускаемый или продающим предприятием товар и эффективно простимулировать дальнейший сбыт.
Тема данной работы актуальна в связи с тем, что внедрение методов эффективной организации коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств компании, а совершенствование организации оптовых поставок является необходимым фактором в современном мире для повышения конкурентоспособности фирмы на рынке.
Цель исследования - изучение особенностей организации и управления коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты организации коммерческой деятельности оптового предприятия;
- произвести анализ эффективности организации коммерческой деятельности в организации;
- разработать предложения по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли.
Объект исследования - ООО «Чебоксарская универбаза».
Предметом исследования является организация коммерческой деятельности оптового торгового ООО «Чебоксарская универбаза».
Методами решения поставленных в исследовании задач являются следующие: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, систематизация, расчетно-аналитический метод, а также PEST-анализ, SWOT-анализ, метод экспертной оценки.
Теоретической основой данной работы являются работы ученых-экономистов в сфере экономики и анализа деятельности торгового предприятия, анализа продвижения и сбыта продукции, в частности: А. В. Агеева, С. А. Каплиной, Д. Р. Росситер и ряд других.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов анализа и выводов в сбытовой деятельности по поддержанию коммерческой деятельности ООО «Чебоксарская универбаза».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности оптового предприятия
1.1. Сущность и организация коммерческой работы оптового предприятия
Для того, чтобы понимать, что из себя представляет коммерческая деятельность, нужно разобраться в значениях терминов. Сама деятельность представляет собой процесс, а коммерческая деятельность являет собой процесс реализации товаров или услуг с последующей перепродажей, либо для конечного потребителя в пользование.
В основе коммерческой деятельности существует термин коммерция. Определений данному термину множество, в целом можно считать, что коммерция – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, который ставит перед собой целью заработать прибыль, при этом все их действия идут на пользу развития экономики и удовлетворяют потребности своего клиента или конечного потребителя с сохранением и/или улучшением уровня платежеспособного спроса.
Сам термин коммерция – происходит от латинского языка и в переводе означает торговля. При этом, сам термин торговля, имеет два значения. В первом случае имеется ввиду самостоятельная отрасль народного хозяйства, а во втором – торговые процессы, которые осуществляют акты купли-продажи с целью получения прибыли. Таким образом, нас интересует именно второй вариант трактовки данного термина, так как он имеет прямое отношение к коммерческой деятельности[ Иванов Г.Г. Коммерческая деятельность : учебник. М.: : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. С. 12.].
Исходя из определения термина коммерция и торговля, стоит отметить, что торговые операции происходят в сфере товарного обращения. Как известно, процессы и операции, происходящие в данной сфере, делятся на два вида:
1. Коммерческие.
2. Производственные.
Коммерческие (только торговые) – это процессы, которые реализуют акт купли-продажи. Целью данного процесса является получение прибыли, также, происходит смена форм собственности. Такие процессы содержат в себе и другие процессы, без которых эффективное проведение купли-продажи не представляется возможным. Примером может являться:
1. Организация товарооборота между производителем и конечным потребителем.
2. Изучение покупательского спроса на товар.
3. Реклама товаров.
4. Посредничество.
5. Клиентский сервис обслуживания.
6. Дополнительные услуги для клиентов.
7. Страхование товара (груза) при доставке покупателю.
Производственные процессы направлены на сохранение качества готового продукта. Примеры производственных процессов:
1. Доставка товара от производителя к заказчику и/или конечному потребителю.
2. Хранение.
3. Упаковка.
4. Фасовка.
Коммерческая деятельность содержит в себе следующие направления:
1. Закупка материально-технических товаров оптовыми и прочими коммерческими предприятиями.
2. Анализ и составление ассортимента товаров с последующим сбытом в организациях.
3. Организация сбыта товаров.
4. Отбор наиболее выгодного поставщика/бизнес-партнера для осуществления коммерческой деятельности.
5. Организация оптовой торговли и посредничество.
Данные направления являются основными задачами в коммерческой деятельности. Для достижения этих целей, нужно придерживаться основных принципов, такие как:
1. Прямая связь коммерции с принципами маркетинга.
2. Гибкость организации, то есть ее своевременная реакция и подстройка под постоянно меняющиеся условия рынка.
3. Навык просчета рисков.
4. Выявление и расстановка приоритетов.
5. Проявление инициативы и готовность нести ответственность.
6. Нацеленность на результат, а именно получение прибыли.
Связь коммерции с принципами маркетинга прямая, потому как, все правила рынка регламентированы и нет возможности вести коммерческую деятельность отдельно от них. Например, невозможно купить у производителя товар по себестоимости при хорошем спросе на него[ Левкин Г.Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции (для бакалавров). Москва : КноРус, 2021. С. 20.].
Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации. Данный принцип является наиболее важным, так как, исходя из практики, большая часть закрытых компаний стали банкротами из-за того, что не сумели вовремя подстроиться под изменившиеся условия рынка, а именно:
1. Заговор конкурентов с применением демпинга.
2. Изменение спроса потребителя на тот или иной товар.
3. Появление более дешевых качественных аналогов на рынке.
4. Удорожание себестоимости продукта от производителя.
5. Изменение законодательства, запрет или ужесточение права на торговлю/рекламу определенного товара или группы товаров.
Умение просчитать коммерческие риски также является важным аспектом в деятельности компании и ее руководства, в частности. Так как, риски в сфере торговли несут материальные потери, что напрямую сказывается на прибыли компании. Например, крупная оптовая закупка товара, который не решает проблему конечного потребителя. Либо заведомо ложное представление о товаре покупателю, что в ближайшем будущем скажется негативно на репутации компании. А также, невыполнение официальных договоренностей между заказчиком и исполнителем. В некотором ряде случаев, коммерческий риск сопряжен с нестабильной социально-политической ситуацией в стране.
Торговля относится к сфере экономики народного хозяйства, производящей не овеществленные материальные блага. Ее основная функция состоит в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителя к потребителю в процессе или в результате продажи товаров.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. При этом уточняется, что оптовая торговля относится к виду торговой деятельности, связанному с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным использованием. В отличие от оптовой торговли, розничная торговля, в определении закона - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предприятия оптовой торговли осуществляют куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи для предпринимательских целей и оказывают услуги по организации оптового оборота товаров. Как правило, цена единицы товара в оптовой торговле ниже его розничной цены[ Фридман А. М. Экономика организации : учеб. М.: ИНФРА-М, 2022. С. 56.].
Оптовые торговые предприятия классифицируют следующим образом:
- по видам их специализации (предприятия, выполняющие весь комплекс закупочно-сбытовых операций - оптовые базы, склады); торговые посредники - дистрибьюторы, брокеры, агенты, торговые дома и др.; организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы);
- по объему поставок (крупнооптовые, мелкооптовые);
- по товарному ассортименту (узкоспециализированные, смешанные; продовольственные, непродовольственные);
- по масштабу деятельности (федерального, регионального, внутриотраслевого уровней);
- по степени самостоятельности (независимые организации сбытовые структуры производителей, представительства, филиалы) и пр.
Рассмотрим особенности оптовой торговли отличают ее от розничной торговли. В таблице 1 наглядно продемонстрированы главные признаки оптовой торговли: реализация товара для его использования в предпринимательских целях, а не для личного потребления; заключение договора поставки, сторонами которого являются юридические лица, индивидуальные предприниматели[ Управление закупками в коммерческой деятельности : учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. Самара, 2022. С. 38.].
Как видно из таблицы 1, оба вида торговли представляют собой разновидности коммерческой деятельности, но различны по своей сущности, цели, кругу потребителей и другим особенностям (ценообразованию, масштабам, юридическому сопровождению). Одним из основных отличий оптовой торговли являются ее объемы - это всегда крупные партии товара, а не поштучная его продажа, что характерно для розничной торговли.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/914c87
3.Акулова А. Ш. Оценка использования ресурсов на предприятии / А. Ш. Акулова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 7(120). – С. 874-877.
4.Билалова Л.А. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5. - С. 664-670.
5.Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 382 с.
6.Большаков С.В. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / С.В. Большаков. – М.: Русайнс, 2022. – 378 c.
7.Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова. - Москва: Финансы и статистика, 2022. – 217 с.
8.Бочкова С.В. Анализ финансовой отчетности / С.В. Бочкова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 292 c.
9.Бренерман М.Х. Комплексный анализ: учебное пособие / Т.В. Бренерман. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2020. – 127 c.
10.Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2021. – 451 с.
11.Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
12.Герсонская И.В. Роль экономического анализа в управлении трудовым потенциалом органа муниципальной власти / И.В. Герсонская // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 5 (94). – С. 391-399.
13.Добросердова И.И. Финансы предприятий / И.И. Добросердова, И.Н. Самонова, Р.Г. Попова. – СПб.: Питер, 2022. – 332 с.
14.Довтаев С-А.Ш. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации на основе отчета о финансовых результатах / С-А.Ш. Довтаев // Вестник Академии знаний. – 2021. – №1 (42). – С. 123-127.
15.Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2021. -744 с.
16.Дорман В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие для вузов / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 134 с.
17.Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предпр.: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2019. – 447 с.
18.Зигангиров А.М. Задачи, значение и понятие анализа финансового состояния предприятия / А.М. Зигангиров // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2020 материалы IX Международной молодежной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 190-194.
19.Игонина Л.Л. Финансовый анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Игонина. - М.: Русайнс, 2020. – 336 с.
20.Инновационный менеджмент в управлении человеческими ресурсами : учебник для вузов / А. П. Панфилова [и др.] ; под общей редакцией А. П. Панфиловой, Л. С. Киселевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 313 с.
21.Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: Инфра-М, 2020. – 415 с.
22.Краснов В. Н. Финансовые ресурсы как источники инвестиций в основные фонды российских предприятий в современных рыночных условиях / В. Н. Краснов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 6(31). – С. 72-75.
23.Малышенко В.А. Стратегический финансовый анализ как метод изучения комплексной финансовой устойчивости предприятия / В.А. Малышенко. - М.: Русайнс, 2020. - 457 с.
24.Маркарьян Э.А. Финансовый анализ (для бакалавров) / Э.А. Маркарьян. - М.: КноРус, 2019. - 524 с.
25.Парахин М. П. Проблемы управления ресурсами предприятия в условиях цифровизации / М. П. Парахин // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). – 2021. – Т. 2, № 7(12). – С. 41-45.
26.Производственный менеджмент. Теория и практика : учебник для вузов / И. Н. Иванов [и др.] ; под редакцией И. Н. Иванова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 546 с.
27.Ресурс БФО [Электронный ресурс]. – URL: https://bo.nalog.ru.
28.Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности / Р.В. Савкина. – Москва: КноРус, 2022. – 211 с.
29.Спасская Д. Д. Оценка эффективности процесса создания продукции предприятия при привлечении интеллектуально-креативных ресурсов / Д. Д. Спасская, С. Г. Фалько // Социальные и экономические системы. – 2023. – № 3-2(44). – С. 267-280.
30.Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. 6-е изд. / Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2022. - 328 с.
31.Суханова В. Управленческие отчеты: план-факт анализ / В. Суханова // Консультант. – 2020. – №7. – С. 52-57.
32.Тертышник, М. И. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. И. Тертышник. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 509 с.
33.Удовенко А. А. Оценка эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии / А. А. Удовенко // Студенческий вестник. – 2019. – № 14-2(64). – С. 25-30.
34.Управление финансами. Финансы предприятий / Под ред. Володина А.А. - М.: Инфра-М, 2019. – 441 с.
35.Филатова Т. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Филатова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 631 с.
36.Чалдаева Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 435 с.
37.Чаусов Н. Ю. Особенности управления ресурсами малого предприятия / Н. Ю. Чаусов, Д. Е. Голиков // Modern Economy Success. – 2021. – № 4. – С. 81-87.
38.Шадрина Г. В. Бухгалтерский учет и анализ : учебник и практикум для вузов / Г.В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 431 с.
39.Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 458 с.
40.Экономика предприятия : учебник для среднего профессионального образования / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 458 с.
41.Экономика предприятия. Учебник. / под общ. Ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 470 с.
42.Юрко Н. С. Управление финансовыми результатами хозяйственной деятельности организации / Н.С. Юрко, Е.А. Мамий // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2022. – № 3-3. – С. 140-143.